БРАНЬ АРХИСТРАТИГА МИХАИЛА СО САТАНОЮ 2 страница



Он один нам есть милейшее зрелище паче всех содом-лян. Мы же его познали. Сей есть друг наш Даниил Вар-сава.

И все рассмеялись. Потом же Гавриил простер смараг-динные крылья и, прилетев, сел при боку Рафаилову, обоняя в руках своих сладковоппый куст и крын полевой. Рафаил, смотря на Варсаву и посмеявшись, как Сарра, помянул духовного своего сына, любезного путника Товию, сына Товитына. Он долгую повесть соткал: каким образом поручил ему старик сына своего, какие напасти и припадки встречались на пути, сколь счастливо юноша вошел в не­вестник и переспал с невестою божиею? «Когда он боялся воды или рыбы, -— повествовал Рафаил, — тогда я его научал: «Сын мой Товия! Сын мой, не бойся! Вода не по­топит тебя. Но воды блевотин змипных, но потопные речи советов мирских, но волнения плотских устремлений — сей есть всемирный оный древний потоп, всех пожирающий! Ей, глаголю тебе: сего убойся! И рыба, сын, не проглотит

73

тебя. Но чрево, но сирище а и чресла твои се есть ад и кит, поглощающий всех, им же бог — чрево и слава в стыде их. Ей, говорю тебе: сего убойся. И утроба рыбная, и дым внутренностей ее не спасет тебя. Но дым дыма и дух духа, ей. говорю тебе, он спасет тебя»». «Слышь, Израиль! Господь бог твой посреди тебя, во внутренностях твоих, в сердце твоем и в душе твоей». Тот есть дым дыма и дух духа; дым от утроб твоих, от содомского зажжения вожделений восхо­дящий до небес; и дух, не разделяющийся от тебя, но пре­восходящий дебелость плоти и тонкость души твоей, тот спасет тебя. Сей есть смирна, и стакти, и касия от утроб твоих. Сей да изойдет, да явится тебе, да зачнешь в утробе и вместишь в сердце, да в благовоние мира его течешь, да не удавит души твоей смрад бесовский и мирских вожде­лений зловоние.

Сжечь утробы по Мойсеевому повелению и умертвить чле­ны, составленные с праха, есть то же. Сие все бывает ве­рою, сиречь- помышлять себе, — мертвым же быть по плоти, живым же по богу. Сжечь и убить душу твою, разу­мей: отнять от нее власть и силу. Тогда останется в тебе один фимиам божий, спасительное благоухание, миро мира и помазавший тебя дух господень и сбудется: «На­править ноги наши на путь мира».

 

ПУТЬ МИРА, НАРЕЧЕН ПУСТ б

— Сим благовестием разожжен, — продолжал Рафаил, — пошел мои Товия направо, в путь мира, которым ныне шествует наш Варсава. Сей есть путь царский, путь вер­ховный, путь горний. Сим путем Енох, Илия, Аввакум и Филипп, восхищен, не обрели себя в мире. Сим путем взошел на гору Авраам вознести на жертву Исаака и при­нял от бога печать веры. Сим путем взошел на гору Фасга

а Сирище есть слово старославянское, значит телесную вну­тренность, какая всю сырость пищи варит, сиречь желудок. Сей есть всех зол виною во всю жизнь. Отсюда брани, хищения, убий­ства и все беды. Он царь есть всем мирским сердцам. Сей есть оный архимагир, то есть архиповар, поминаемый в «Книгах Царств», возмутивший весь Иерусалим, царь поварам и царям. Весьма красиво моя мать Малороссия называет его богом, то же, что Павел: «Для них же бог — чрево...» Древне в Египте иерей, погребая мертвеца, повелевал вырезать сирище и, подняв перед народом, воскликнуть проповеднику сие: «Сей в жизни всех зол виною!»

б Воззри на 26-й стих 8-и главы в «Деяниях»: «Ангел же гос­подень» и прочее. «Сей есть пуст».

74

Мойсей и упокоился. Сим путем шествует весь Израиль в обетованную землю. Сим путем вошел в Сион Давид, на­сытился священных хлебов, раздав и сущим с ним по ско­вородному блину. Сим путем восходит в горнее Мариам, целует Елисавету и ублажается. Сим путем шел Христос в пустыню, победил сатану. Сим путем восходят на гору Галилейскую апостолы и видят свет воскресения. Сей есть путь субботний, разумей — мирный. Сим путем шество­вали Лука и Клеопа 6. Сошелся с ними третий блаженный оный собеседник, преломивший им хлеб небесный и от­крывший им очи видеть невидимое его благоухание.

Напоследок сим путем ехал в колеснице евнух царицы Кандакии и познакомился с Филиппом7. Филипп открыл ему в человеке человека, в естестве — естество, благоуха­ние Христово и новым благовестием, как чудным фими­амом, накадил ему сердце, омыл его нетленною сверх от стихийной воды водою и отпустил его в дом свой. Он же отошел в путь свой, радуясь. Сей путь есть радостен, но пуст, пуст, но радостен, и вне его нет спасения. Пуст же, ибо людям избранным только открыт. Мир мнит его быть пустым, сиречь суетным. Сия есть клевета. Мнит же опять его быть горним, сиречь горьким. И сие клевета. Гора значит превосходство, не труд и горесть. Горе говорящим: сладкое — горькое и вопреки. «Путь господень есть суд, рассудить злое — избрать благое». Любезный путь! «Не зайдет солнце тебе, и луна не оскудеет тебе. Есть господь тебе свет твой, и исчезли дни рыдания твоего». Сие воз­гласив, Рафаил умолк. Уриил же воззвал: «Распрострите вдаль взор ваш и увидите несколько путников, предварив­ших Варсаву». Но Рафаил начал понуждать: «Любезные мои братья! Взгляните хоть мало на путь левый и на коз­лища, на несчастных путников его...» «Ах! Отвращаешь нас, друг, — вскричали архангелы, — от прекрасного зрелища к страшному». Обращаясь же, воспели все песнь такую:

О мир, мир, мир украшенный!

Весь притворный, весь гроб повапленный!а

а Гробницы древних царей были высокие горницы, извне архитектурно украшенные. Но что там внутри? Прах, смрад, гной, кости, пустыня. Прекрасно наш раввин Христос сими гробами именует лицемеров, ищущих образ благочестия, силы же его отрек­шихся. Равное сему есть и мирское счастие — удка, сеть и ядови­тый мед; извне блеск, а внутри тьма, тление...

Прельщаешь старых, младых и детей.

В прелести вяжешь, как и птенцов в сети.

Свет кажется украшенный,

Но он, как гроб повапленный,

Внутри же его выну, зрю мерзость едипу.

 

ПУТЬ ЛЕВЫЙ, НАРЕЧЕН ВЕНТЕР

— Сей путь, — сказал Рафаил, — нарицается вентер. Есть же вентер сеть рыболовна, сотворена по образу чре­ва: широка во входе, тесна в исходе. Сей путь, уклоняясь от востока, скрывает конец свой не в светлой южной стране, но во мраке полуночном.

— Вот путь, — говорит Товиин вождь, — вот и не­счастный его путник грядет пред вами! Судите его! Небес­ные силы, взирая на путника с унынием и милосердствуя о нем, возгласили: «О бедный страдалец! Сей есть сребро­любец. Боже мой! Весь обременен мешками, сумами, коше­лями, кошельками, едва движется, будто навьюченный верблюд. Каждая ступень ему мукою. «Горе вам, богатые, ибо отстоите от утешения вашего».

— Но он сего, — извиняет Рафаил, — не чувствует, но паче еще блажит себя и почитает путь свой благосло­венным вовеки. Он благодушествует, шествует и поет.

— Возможно ли? — вскричали духи.

— Пожалуйте, — просил Рафаил, — внемлите песне

его.

БОГАЧ, ПУТЕШЕСТВУЯ, ПОЕТ ПЕСНЬ

Пусть я во свете скверн — только бы был богат а. Днесь не в моду совесть, но злато идет в лад. Как нажил, не спросят, только бы жирный был грош. Сколь богат, столь всем брат и честен и пригож б. Что у нас бесчестно в мире? Кошель пустой.

а Сии стихи суть из древнего трагедиографа Эврипида 8. Вот один:

Ώ χρυσές, δεςίωμα χίλλίσοτον βροτΛς

Ο aurum, dexteritas optima mortalibus.

О злато! Удачность наилучшая смертным. Начало их сие:

Sine те vocari pessimum, ut dives vocer.

Nemo an bonus, num dnTes omnes quaerimus. 6 Ubique tanti quisque quantum nabuit fuit.

76

Нищим ли жить? Лучше пущуся в смертный гной.

И смерть сладка, поколь рубль за рублем плывет а.

О святое злато! Над тебя в свете нет.

Не столь милый отец, не столь родившая мать,

Не столь любезные и чада веселят.

И если такая у Венеры краса,

Не дивно, что в нее влюбилась тварь вся.

Ангельские силы ужаснулись, видя, что сатана столь хитро умел растлить бесноватую сию душу, обожающую мертвое и уповающую на кумира. «О сатана! — воз­звали они, соболезнуя. — Родная божия обезьяна!» Он им вместо слов: «Горе вам, богатые...», «блаженны нищие...» положил на сердце в основание сей свой смрад: «Блаженны богатые, ибо тех есть царство всяких утех». Такова душа есть аспид, отнюдь не слышащий призываю­щей милости: «Придите ко мне, все трудящиеся и обреме­ненные, и я успокою вас...»

— Боже мой! — возгласил Уриил. — Сей беспокойный путь толпами людей, как торгами, весь засорен. Слышь, Рафаил! Какая есть сия ближайшая толпа?

— Трус колесниц, — отвечал он, — шум бичей, конский топот и свист обличает, что спя громада есть полк често­любцев; сию же предварившая толпа есть торжество сла­столюбцев. Сие обличается пищанием и ржанием музы­кальных органов, восклицанием торжествующих и козлогласованием, поваренными запахами, гарью и курением. Прочее в дальних оных сволочах и стечениях: там тяжбы, брани, татьба, грабительство, лести, купли, продажи, ли­хоимства...

Братья! Приглядитесь к правой стороне — вот они! Не­сколько путников, откравшись от левого пути, пробира­ются через неровные места к пути мирному. «Как бог, искусил я и обрел их, достойных себе...»

— Ба, ба, ба! Какое странное сие вижу зрелище! — возопил, как молния, нечаянно Варахинл. Пятерка чело-веков бредут в преобширных епанчах, на пять локтей по пути влекущихся. На головах капюшоны. В руках

а Можно и так:

И смерть сладка, поколь злато плывет раз в раз.

О святое злато, моли бога о нас! Latine sic:

О plute! Summa dexteritas mortalibus.

77

не жезлы, но колья. На шее каждому по колоколу с ве­ревкою. Сумами, иконами, книгами обвешаны. Едва-едва движутся, как быки, парохиальный колокол 9 везу­щие. Вот разве прямо трудящиеся и обремененные! Горе им, горе!..

— Сии суть лицемеры, — сказал Рафаил, — мартышки истинной святости: они долго молятся в костелах, непре­станно в псалтырь барабанят, строят кирки и снабжают, бродят поклонниками по Иерусалимам, по лицу святы, по сердцу всех беззаконнее. Сребролюбивы, честолюбивы, сластолюбцы, ласкатели, сводники, немилосердны, не­примиримы, радующиеся злом соседским, полагающие в прибылях благочестие, целующие всяк день заповеди господние и за алтын оные продающие. Домашние звери а и внутренние змии лютейшие тигров, крокодилов и васи­лисков. Сии нетопыри между правым и левым путем суть ни мужского, ни женского рода. Обоим враги, хромые на обе ноги, ни теплые, ни холодные, ни зверь, ни птица. Левый путь их чуждается, как имущих образ благочестия; правый же отвергает, как силы его отвергшихся. В сумах их песок иорданский с деньгами. Обвешанные же книги их суть типики, псалтыри, прологи и проч. Вся их молитва в том, чтоб роптать на бога и просить тленностей. Вот оста­навливаются, молясь, и петь начинают. Послушаем без­божные их песни божий.

ЛИЦЕМЕРЫ, МОЛЯСЬ, ПОЮТ: а

Боже, восстань, что спишь? Почто о нас не рядишь? Се путь беззаконных цветет! На путях нх беднистей нет. Мы ж тебе свечищи ставим, Всякий день молебны правим! И забыл ты всех нас.

Два раза постим в педелю. В пост не уживаем хмелю. Странствуем по святым градам, Молимся и дома и там. Хоть псалтыри не внимаем,

а Некий мудрец спрошен: «Как можно прожить жизнь благо-дешю?» Отвечал: «Так, если спасешься от диких и домашних тигров, сиречь оных: «Иуда — раб и льстец»».

78

Но наизусть ее знаем. И забыл ты всех нас.

Услышь, боже, вопль и рык! Дай нам богатство всех язык! Тогда-то тебя прославим, Златые свечи поставим, И все храмы позлащенны Восшумят твоих шум пений — Только дай нам век злат!

— О смердящие гробы со своею молитвою! — возопил Варахиил. — Сии блудолепные лавры под видом божиим сатану обожают. Злоба, в одежду преподобия одета, есть то сатана, преобразившийся в ангела светлого. Нет сего злее во всем аду: опустошение царствам, церкви поколе-бание, избранных божиих прельщение... Отвратим очи наши от богомерзких сих ропотников, просителей, льсте­цов и лицемеров. Не слышите ли, что шум, треск, рев, вопль, вой, свист, дым, жупел и смрад содомский восходят от сего пути?

Архангелы обратили светлые лица свои от севера к яс­ному югу и воспели песнь сию:

 

АНГЕЛЬСКАЯ ПЕСНЬ В СИЛУ СЕГО: «БЕЗДНА БЕЗДНУ ПРИЗЫВАЕТ.)

Нельзя бездны океана горстью персти забросать, Нельзя огненного стана скудной капле прохлаждать. Возможет ли в темной яскине гулять орел Так, как на небесный кран вылетел он отсель? Так не будет сыт плотским дух.

Бездна дух есть в человеке, вод всех ширший и небес Не насытишь тем вовеки, чем пленяет мир сей весь. Отсюда-то скука, внутри скрежет, тоска, печаль Отсюда несытость, чтоб из капли жар горший встал. Знай: не будет сыт плотским дух.

О род плотский! Невежды! Доколе ты тяжкосерд? Возведи сердечные вежды. Взглянь выспрь на небесну

твердь.

Чему ты не ищешь знать, что то зовется бог? Чему не толчешь, чтоб увидеть его ты смог? Бездна бездну удовлпт вдруг.

79

КЛЕВЕТА

По-эллински — диаволи, ио-римски — traductio.

Воспев же, вопросили: что есть клевета? а Скажи нам, молния божия, Варахиил!.. Он же отвечал так: «Клевета есть творить сладкое горьким, и вопреки; она есть то же, что татьба; татьба крадет вещи, а клевета мысли. Мысль есть руководительница человеку и путь. Дьявол, украв у человека добрую мысль, перекидывает будто сеть и пре­пону через добрый путь, а сим самым сводит и переводит его на путь зол. Вот почему по-эллински диаволос, сиречь переметчик, по-римски же traductor, сиречь сводник, или переводник, дано имя клеветнику, по-славянски же клеветать значит то же, что колотить, мешать горькое со сладким, и вопреки. Сие бывает тогда, когда на место сладкого поставляется горькое, и вопреки. Сей есть один источник всех адских мук»6.

КОЗНЬ

«Ты же, о свет божий, Уриил! Изъясни нам, что зна­чит то кознь?» Отвечал Уриил: «Кознь есть образ клеветы, по которому она растет и сеется. Она есть тоже, что машина. Машина хитрствует в вещах, а дьявольская кознь — в мыс­лях. Птицелов и рыболов ловят сетями, а он — кознями. Кознь есть ловкая машина, например засада, силок, кап­кан, западня, сеть, вентер, верша, по-эллински — строфа, сиречь увертка, вертушка и проч. У архитектонов 11 и ныне некая машина именуется по-латински сарег, сиречь козел. Ныне ясно видно, что хитрость в татьбе, а кознь в клевете есть то же. О сколь прелестная улица! Ею, точно взбесившись, человеческая воля ужасается преподобия, стремится за нелепостями, как олень, ранен в ятра, не видя, как в погибель свою течет. Сии-то души услаждаются пе­сенками сими:

Древний век был для святцов,

Ныне век есть не таков.

а Девятая божественная заповедь гремит: «Не лжесвидетель­ствуй». Сие же есть то же, что «не клевещи». Ужасная клевета — творить заповеди господни трудными и горькими. Сие на сердце начертал дьявол всем презирающим закон божий. О, раздерите сердца ваши, сии ослепленные.

б Клеветный мрак есть отец лживости, ложь же и лесть есть мать грехов. Грехи же суть муки и страсти сердечные: «Ибо чем кто согрешает, тем и мучится».

80

Плюнь, брат, на Сион,

Пой на светский тон.

Скоро ль святость жить дождется?

Наша ж здесь жизнь наживется.

И опять:

В молоды лета не зажить света? Что ж за корысть свет молодому?

И опять:

В старом веке нет покою, Только болезнь со бедою. Тогда счастие хоть бы и было. Но в старости не так мило...12

Какое же то мне счастие, если оно мне изменяет во время старости, если не верный и вечный друг оный? «Друг ве­рен — кров крепок...» «Не оставь меня во время старо­сти...» «Все преходит, любовь же нет!» «Бог любви есть...» «Слышь, Израиль! Господь бог твой посреди тебя».

Се видно злая удочка, бесноватыми душами пожираема. А как волк овец на пажити и при водопое похищает, тай­ный же ласкатель в самом чертоге и при трапезе, как червь орехи, внутри их обретаясь, растлевает, так дьявол на самых злачных местах, во Эдеме священной Библии, хитро уловляет, примешав, как змий, в матернее для детей мо­локо яд свой, так он вкус и дух свой в благоуханные плоды божиего рая. «Нужное есть царствие божие, и прилагаю­щие усилие достигают его».

Сего оракула сатана растил. Он в нем осквернил Хри­стово благоухание. Он в нем, украв дух Христов, вложил в него свой душеубийственный вкус. Он перековал нуж­ное на трудное а. Поют германцы притчу сию: «Бог строит кирху, а черт там же часовню». Поет Христос: «Нужное есть царствие божие». Дьявол подпевает: «Труднее есть царствие божие».

О пакостная обезьяна! Тем же мостом грядет, а в раз­ный город; тем же звоном поет, да чего-то как нет. Ангель­ский тон — адская думка, голос Ияковлев — сердце

а Нужда и нужное не в том состоят, чтобы трудно оное иметь, но то есть нужное, без чего никак жить невозможно или с мучением живется без него. А чем же что нужнее, тем достать легче. Напри­мер, воздух есть необходимо нужен, без обувания же зимой можно жить с мучением.

81

Исавлее; лобзает, как друг, — продает, как Иуда. И смех и плач нам есть божия сия мартышка... «Внимай, небо, и заговорю!» Се клевета на господа вседержителя! Нуж­ность с трудностью так не вмещается, как свет со тьмою. Нужно солнце — трудно же ли? Нужен огонь, а труден ли? Нужен воздух, но труден ли? Нужна земля и вода, и кто без нее? Видите нужность? Где же при боку ее трудность? Ах, исчезла! Нет ей места в чертогах непорочной и блажен­ной нужности! Дом ее есть дом мира, дом любви и сладости. Покажите же мне, где водворяется трудность? В аде ли? Верую, господи, там-то обитают труд и болезнь, печаль и вздыхание. Но там ли нужность? Ах, не бывала она там. Ее присутствием ад в мгновение преображается в рай. В аду все делается то, что не нужное, что лишнее, что не надобное, не приличное, противное, вредное, пакостное, гнусное, дурное, непригожее, скверное, мучительное, не­честивое, богомерзкое, проклятое, мирское, плотское, тленное, ветреное, дорогое, редкое, модное, заботное, разо­рительное, погибельное, адское... и прочий неусыпающий червь. Сия бесноватая и буйная дева — трудность имену­ется по-эллински "Ατα 13, сиречь пагуба, по-еврейски же Ада, Ламехова жена, сиречь блуднокрасующая и заботная, противная жене, именуемой Селла и Мирна. Сколь же разнится чистая наша дева — святая нужность! а Она не "Ατα, но Лита и Литургисса; не Ада, но Сеяла; не Фурия, но Анна, но Хария, но Грация, разумей: возлюб­ленная, милостивая, даровитая14. С небесных кругов и от горних пределов возлюбленной сей царицы исчезла вся­кая горесть с трудом, а печаль с воздыханием. Оттуда сатана со всеми своими тьмами низвержеи в ад. Какая сила низвергла? Та, что там жизнь не зависит от заботиых сует и суетных забот. Там живет одно только нужное оное: «Едино нужно». Оно есть и сродное, и легкое, и благолеп­ное, и преподобное, и веселое, и полезное, без серебра и без горестей стяжаемое, как написано: «Туне примете, туне дадите». Внуши, земля! Услышь, род человеческий! Напиши на ногте адамантовом, на вечных сердца своего скрижалях господню славу сию: «Благословен творящий нужное нетрудным, трудное ненужным».

а Не утерплю приписать тут пресладких Эпикуровых слов сих: Χάρις τί μ:τχ.αρία ψύαε. οτι-τά άνζγχαΐα έπο·τ.3εν .eLtzwiz ζ ι οε δυσ-όριστ ου! άνϊγτίαηα Ц то есть: «Благодарение богу, что нужное сотворил легкодостижнмым, трудно достижимое же — ненужным»,

Как только Уриил отрыгнул господствующую сию славу вышнего, поднялся от преисподних хульный шум, рык, вой, свист, стон... каков бывает от дубравных зверей, от ночных птиц, от болотных жаб во время землетрясения. Замялся, свиваясь и развиваясь в бесчисленные свертки, адский змий, пронзен изощренною сильного стрелою и жа­ром палящих углей осыпан, по оному: «Он устами про­износит премудрость, жезлом бьет мужа бессердечного». На крыльях Урииловых виден был вид многоценного сап­фира, превосходящий голубой свод благовидного неба. Сей божественный ум, пустивший из уст своих меч обо­юдоострый, поразил Сатану в самое чрево его и убил блудо-деяние. Варахиил же выстрелил праволучную стрелу молниину, пронзил дракона в самое око его и убил похоть очей но писанию: «Око, ругающееся отцу и досаждающее матери своей, да выколят оное вороны из дебрей». Преж­де же всех умертвил копьем Михаил любодейственное серд­це его. От того часа царство его и козни разорены.


Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 163; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!