БРАНЬ АРХИСТРАТИГА МИХАИЛА СО САТАНОЮ 1 страница



О СЕМ: ЛЕГКО БЫТЬ БЛАГИМ

Написана в 1783-м лете

Возлюбленный друг Михаил!

Прими от меня и сию книжечку в дар тебе, именем твое­го же тезоименита печатленную. Если имя Михайлово принял, прими и сердце его, воспевая из книги царствен­ной песнь оную: «Сердце мое твоим, твое же есть моим». В то время, о Михаил, сущий ты друг хранителю твоему Михаилу, единосердечно восклицая: «Кто как бог?»

Я сию книжечку начал в Бурлуках, кончил в Бабаях. Не орю же, не сею, не куплю делаю, не воинствую, отвер­гаю же всякую житейскую печаль. Что же делаю? Се что: «Всегда благословляя господа, пою воскресение его!»

Се моя дежа и надежда! Что же есть воскресение? Во­скресение есть вся земля Израплева. Прямо сказать, весь библейный мирик, новая и древняя Ева. В сей землице спал Иаков с покоем. Как же не с покоем? Сам камень был ему вместо подушки. Самая жесткость была ему мягкостию там, где по нем Самсон нашел соты. Ей говорю! Обрел и я. Там и сам я покоюсь, наслаждаюсь, веселюсь. Пою с Мароном: «Deus nobis haec otia fecit» — «Бог нам сие празднество даровал».

Паче же пою с моим Давидом: «Я уснул, и спал, и вос­стал». И с моим Исаиею: «Покой нам дал бог на горе сей». Не знаю, что то разумеет Плутарх через свою Надежду (нарицаемую у него) Пиндарскую. Он ее творит доилицею старцам. Сие же знаю воистину, как старцы оные Соломо­новы: «Венец хвалы, старость...» и проч. — кормятся, сосущие сосцы двоих матерей и безневестных невест — праматери Евы и матери Мариам г, как есть писано: «Сосали мед из камня» и «там дам тебе сосцы мои». Скажешь, почто же не все в сей земельке наслаждаются, но алчут, ропщут и клянут ее?

Ответ. Того ради, как сия землпчка имеет две части—

64

дольнюю и Горнюю, здешнюю и тамошнюю, проклятую ц благословенную, бесовскую и господню, как два сосца и два источника. «Изошел Иаков от источника клятвен­ного». Внял ли ты? «И пошел в Харрань». Внял ли ты? «И обрел место». Внял ли? «И спал там». Внял ли ты? Если бы равные места, не искал бы второго и не шел бы отсюда. Не всуе и Исайя: «Не только, — говорит, — в земле сей, но на горе ее». Там! Скажи, кто же благую часть избирает?

Ответ. Сего же ради сия книжечка извлекает на поднебесное зрелище два сердца: ангельское и сатанинское, борющиеся между собою. Сии два царства в каждом чело­веке ведут вечную борьбу. Когда же чистое сердце одолело злобную бездну, тогда врата ада сокрушаются. Освобо­ждаются пленники. Открывается путь на оную воскресшую из бездн гору: «Кто взойдет на гору господню?» Какая же сласть и утеха на горе той? Возвести нам, о Исайя! «Покой даст бог на горе сей». О довольно! Еще что-то? «Изопьют-де вино. Изопьют радость на горе сей». О, предовольно! «Помажутся-де миром на горе сей». О, предовольно, до­вольно! Се где наш Иаков покоился! «И спал там». Спал в Харране, во граде любви спал. «Там дам тебе сосцы мои».

Видишь ли, возлюбленный Михаил, се где покоится друг твой! Старец Варсава Даниил Мейнгард.

Июня 19, 1788 года.

 

ГЛАВИЗНА ТВОРЕНИЯ

«Убьет дракона, сущего в море» (Исайя). «Как спадет денница!»

«Нечестивый, кляня сатану, сам клянет свою душу» (Сирах).

«Пока день озарит и денница воссияет в сердцах ваших» (Петр).

БОРЬБА И ПРЯ О ТОМ: ПРЕТРУДНО БЫТЬ ЗЛЫМ, ЛЕГКО БЫТЬ БЛАГИМ

Возлетев нетопырьскими крыльями Сатана из преис­подних в горнее, остановился на пределах атмосферы а. Узрев же ночным оком лучезарный оный дом: «Премуд-

а Атмосфера — слово эллинское, значит земного шара воздуш­ную околичность, простертую дотоле, доколе восходят пары или атомы, яснее сказать — доколе облака восходят, место Перунов 2 и молний.

65

рость создала себе дом и утвердила пирамид а семь», адским рыком, акп громом, возревел так: «К чему сей дом сотворен?»

На сей трус бурен сребровндными со златым междорамием крыльями, как орел на лов, ниспускаясь, Михаил возопил: «О враг божий! Почто ты здесь? И что тебе здесь? Древле отрыгнул ты предо мною хулу на Моисеево тело» б. Ныне тот же яд изблеваешь на дом божий. Кто как бог? И что доброе и столь прекрасное, как дом его? Да запре­тит тебе господь мой, ему же предстою днесь!..

Сатана. Не подобает небесных воинств архистра­тигу в быть сварливому, но тихому, кроткому и...

Михаил. О змий! Умягчил ты слова твои паче елея, и они суть стрелы. Не твое есть разуметь, что благовре­менный гнев есть то любовь божия, а что безвременная милость есть то твое сердце.

Сатана. Се странную песнь воспел ты!

Михаил. Странное же новое и преславное воспевают небесные силы во граде божпем. Сия есть истина.

Сатана. Силы же преисподние что ли поют?

Михаил. Силы твои поют подлое, мирское, мерзкое. Сказать же Петровым в «Деяниях» словом (commune, κοινόν, coemim) — просто сказать грязь рыночную и об­вившую иезекиилевский оный оприснок мотылу д.

а Слово эллинское, значит горние комнаты и обители, воздвиг­нутые но образу головы сахарной или пламени, вообще горнее жилище; по-эллински — пиргос, по-римски — turris, по-турецки — колончак, по-польски — вежа, по-здешнему — башня, терем; как при кпрхе колокольня, так она при домах. По-славянски — столп: «В столпе облачном говорил к ним», «Будет же мир в силе твоей и обилие в столпостенах твоих».

б Сия хула вспоминается в «Послании» святого апостола Нуды.

в Архистратиг — по-славянски первовоевода, сиречь над вож­дями вождь.

г Сатан — слово еврейское, по-славянски — супостат.

д Воззри на историю о Корннлии-сотнике в «Деяниях». Там Петр говорит: «Господи! Никогда пусть скверное не войдет в уста мои». В эллинском же лежит χοινον, по-римски — commune, по-славянски — общее; ибо все то скверное есть, что общее миру, сиречь многим. Отсюда и римляне именуют болото coenum. Сей глас есть эллинский: χοιμλ, то есть общее. Мирские думы есть то болото, где гергесинские вепри потопляются, в них же бог мира сего, сиречь сатана, ослепил разум, как толкует Златоуст 3 сии Павловы слова: «Бог мира сего...» Мотыла есть старославян­ское слово, по-римски — excrementum.

66

Сатана. Ха-ха-хе! Странное поют силы небесные...

Михаил. О ругатель! К чему сей песий смех твой? Не таится же предо мною лукавство твое. Нарицая стран­ною, тайно клевещешь небесную славу и догматы ее, воз­давая ей мнимое тобою неблаголепие и непреподобие, про­сто сказать, вздор.

Сатана. Ныне же, не обынуясь, провещал ты при­чину, чего ради преисподнее жительство в тысячу крат многолюднее паче вашего небесного?

Михаил. И лжешь, и темиоречишь. Открой, если можешь, откровеннее сердца твоего бездну.

Сатана. О, Апокалнита а странность в догматах, неравность в пути, трудность в деле, сей есть троеродный источник пустыни вашей небесной.

Михаил. Не можно ли хоть мало откровеннее?

Сатана. Претрудно быть жителем небесным. Внял ли ты? Се причина, опустошившая небеса ваши.

Михаил. Откуда сей камень и кто его положил в ос­нование?

Сатана. Се я глаголю! Претрудно быть, и было так.

Михаил. Ты ли творец догмата сего?

Сатана. Сей догмат есть несокрушимый адамант.

Михаил. «Внемли, небо, и слушай, земля!..» Услы­шите и преисподнее! Какая есть большая на господа все­держителя хула и клевета паче сей? Се улица, всех уловляющая! Се ключ, всем врата ада открывающий. Се соб­лазн, всем путь на небеса оскорбляющий! О украшенная гробница царская, полна мертвых костей и праха, мир блудословный! Прельщаешь старых, молодых и детей. Вяжешь в прелести, как птенцов в сети.

Весь мир дышит его духом. Он есть сердце миру. Сердце нечистое, сердце плотское. Се богомерзкая троица: са­тана, плоть, мир. Кто даст мне меч божий, да проколю сего мадианита б, любодействующего с блудницею и любодейницею мира сего, и обличу срамоту ее?

а Апокалштта есть эллинское имя, значит по-славянски отпра­витель. -Сим словом тайно ругает Михаила как откровителя тайн божиих. Сатана же любит помрачать, дабы никто не видел безвест­ной и тайной премудрости божией.

б Сие слово отрыгает священную историю о Фннеесе, который израильтянина, любодействующего с мадианиткою, пронзил обоих насквозь.

3

67

И, подняв Михаил молниевидное копье, поразил ада­мантовым острием Сатану в самое сердце его и поверг его в облако вечернее. Он же, падая стремглав, воскликал: «Ура! Ура! Победил! Победил!» Из средины же облака возревел: «О, о Апокалипта! Призови небо и землю в свиде­тели, я же тебе не покорюся, даже к сему я тверд в сем моем догмате».

Михаил. О нетопырь! Горе тебе, творящему свет тьмою, тьму же светом, нарицающему сладкое горьким, легкое же бременем.

Сатана. Не писано ли: «Нужное есть царствие бо­жие?..»

Михаил. Онемей, пес лживый! Сатана. И не прилагающие усилие достигают ли оное?..

Михаил. Лай, лай ныне, пес, издалека на солнце... господи боже мой! Правда твоя, как полдень. Кто как ты? Ты сам дракону сему челюсти его, всех пожирающие, заградил не один только день твой, который есть, как ты­сяча лет. Аминь.

На сей шум и рев, как еродиевы птенцы а слетают с гнезда к матери своей, поправшей змия, — он же под но­гами ее вьется, развивается — так низлетели к Михаилу Гавриил, Рафаил, Уриил и Варахиил 4. Михаил же, как боголюбивый Еродий, терзает и попирает домашнего врага, воздавая благодать дому владыки, позволившему на семи башнях, надзирающих премудрый дом его, возгнездиться птицам по писанию: «Сколь возлюблены селения твои!..» «Птица обрела себе храмину». «Там птицы возгнездятся». «Еродиево жилище предводительствует ими». «Блаженны живущие в доме твоем...»

а Слово эллинское ερως значит желание, Χιδ$ значит Юпитер, или Дий; отсюда имя Еродий, по-славянски—- боголюбный. Иначе сия птица нарпцается пеларгос, по-римски — ciconia, по-польски — bocian, у нас — гайстер. Она гнездится на кирках, на башнях, на высочайших местах, верхах и шпилях; друг людям, враг змиям и жабам; родителей кормит и носит в старости; отсюда у эллинов слово антипеларгейн, сиречь возблагодавать, обозначает благоче­стивую душу, любящую бога и ближнего, обозначает и богослова, высоко возгнезднвшегося оного: «Знаю человека...»

68

 

БЕСЕДА АНГЕЛЬСКАЯ О КЛЕВЕТЕ ДЬЯВОЛЬСКОЙ И О КОЗНЯХ, ОТВОДЯЩИХ ОТ ИСТИННОГО УТЕШЕНИЯ

Небесные архивоины воссели на радуге, Михаил же так повел слово: «Не наша брань против крови и плоти, но...» Сердце человеку есть неограниченная бездна. Она есть то, что воздух, плавающие планеты носящий. Сия бездна если темна, и не сбылось на ней: «Просвещаешь тьму мою». «Бог, велевший из тьмы свету воссиять, который и воссиял в сердцах наших...»

Тогда она бывает адом, сиречь темницею, и исполняется, как ночных птиц, мрачных мечтаний и привидений.Ноч­ной орел а, царь и отец всем прочим, есть сатана. Сии пу­стые мечты суть то злые духи, а злые духи суть то злые мысли; злые же мысли суть мысли плотские, владеющие ми­ром. И сие-то написано: «К миродержателям тьмы века сего, сиречь брань наша против злых духов, державу имущих над непросвещенным миром и над всею смесью беззаконников». Что же далее? Началом садовых плодов суть семена. Се­менами же злых дел суть злые мысли. Сие же то и написано: «К началам и к властям... к духам злобы поднебесным». Поднебесные духи злобы суть мечты плотского, скотского и зверского сердца, которому очи колет острый сей правды божией меч: «Сатана, не мыслишь, что суть божие, но что человеческое».

Любезная моя братия! Видите, сколь по всей Вселен­ной рассеял сатана семена свои! От его рода семян суть и сии блудословные сиренские 6 и блудогласные песенки:

Жесток и горек труд Быть жителем небес; Весел и гладок путь — Жить, как живет мир весь.

И опять:

Святыня страждет без утех,

А злость везде свой зрит успех.

а Ночной орел, просто сказать, пугач. Вражда непримиримая у него с дневным орлом. Можно обоих уловить на борьбе, столь упорно борются.

б Сирена — Ynyft — слово эллинское, значит путо, оковы. Так называется урод морской с прелестным девичьим лицом. Он так пророками вымышлен, как змий семиглавый: обозначает прелести мирские.

69

Какая польза быть святым? Жизнь удачнее всем злым.

Сих услажденных своих вод хляби изблевая, ангельское око ваше остро провидит, сколь хитро погасил во всех сердцах божественный оный огонь: «Кто даст мне крылья?.. И полечу и почию». «Крепка, как смерть, любовь. Крылья ее — крылья огня...» «Кто нас разлучит от любви божией?» «Согрелося сердце мое, и в поучении моем разгорится огонь».

Василисковым же ядом надыхнен мир, глух, как ас­пид, и холоден, как лед, сотворился к матери нашей, к пре­мудрости божией, согревающей нас в недре своем и утеша­ющей. «Сын! Если поспишь, сладостно поспишь, если пой­дешь, безбоязнен будешь, и радость будет на всех путях твоих». Сего ради не дивно, как все уклонились вместе. «Не сладок бог» и «Нет бога» есть то же а. Растлели и омерзели в самых началах и семенах своих, в самом корне сердца своего.

Кто может поднять на пути золото или бисер, мнящий быть нечтось бесполезное? Какой тетерев не дерзнет вско­чить в сеть, почитая рогом изобилия? Какой агнец не устра­шится матери, творящий ее волком, и не прилипнет к вол­ку, творящий его матерью? Не вините мира. Не винен сей мертвец. Отнят сему пленнику кураж, выколото око, прегражден путь; связала вечными узами туга сердце его.

Какая туга? Когда что любят и желают мысли, тогда и плотское сердце внутри нас распространяется, разду­вается, радуется б, во время же огнушения стесняется, жмется, тужит, как недужный, отвращается от пищи и уста сжимает. Сатана, погасив огонь божества в мирском серд­це, связал туго тугою, дабы оно вечно гнушалося царствием

а Весь мир так мнит, как заповеди божий суть тяжки, и горьки, и бесполезны. Сие то же есть, что сказать: «не сладок и дурен бог». А думать, как не сладок и дурен бог, есть то же, что «говорит безу­мен в сердце своем: нет бога».

б Слово сне (радость) родилось отсюда, что раздувается тогда, когда что случится по желанию, стесняется же в противном случае сердце. Отсюда родилось слово туга. Отсюда Павел: «Распространилося сердце мое к вам, о коринфяне!., не тесно вмещаетесь». Сен-то есть истинный смех: поп dentcs mulare. поп оге ringi, sed corde ridero 5, как смеется наш Исаак оный: «Возрадовался духом Иисус...»

70

божиим и вовек не разрешилось к обретению его; дабы нб воспело иобедной оной песни: «Сеть сокрушилася...» «Путь заповедей твоих тек, когда расширил ты сердце мое». «Же­лает и кончается душа моя...» «Сердце мое и плоть моя возрадовались...»

И когда пишется: «Да возвеселится сердце мое...», сие значит: «да закуражится». «Отвергнутая утешится душа моя...» — значит, не приемлет куража и желания. Отнять кураж, а навести ужас есть то — стеснить, затворить и свя­зать душу, дабы она не веселилась, но тужила в благом деле. Сия есть престрашная обида, плен и убийство — растлить человека в самых мыслях и в сердце его, как в се­менах и в корне его, как написано: «Растлели и омерзели в начинаниях своих», сиречь в главностях: подобны ко­лесничному или корабельному бесноватому управителю. Не винен же мертвец, винен человекоубийца. Мир есть орех, червем растлен, слепец без очей и вождя, медведь, влекомый за ноздри свои, раб сатане, пленник дьяволу, львиная ограда. Какая ограда? Послушаем притчи.

 

ЛЬВИНАЯ ОГРАДА

Лев дремлющую дубраву с дебрями ее ограждает, дав ей одни врата, где и сам вблизи обитает втайне. Ограждает же не стеною и рвом, но своим следом. Как только голо­ден, так возревел. Звери, вострепетав, ищут спасения и, притек к спасительным путям, отскакивают вспять от льви­ного следа, дышущего в чувства их нестерпимым ужасом и преградившего путь. Убоявшись же там, где не было стра­ха, ищут безопасного пути потоль, поколь приблизятся к вратам, где нет подлинно следа и нечувствителен прав­дивый ужас. Здесь уловляются. Вот врата ада! Здесь все­му миру исход и кончина. Сатана «ловит, как лев в ограде своей и как львиный щенок, обитающий в тайных», всех тех, о ком написано: «Убоялися страха, где не было страха».

В сем страшном месте умолчал Михаил. Горние же вое­начальники, сидя на благокруглой дуге облаков, отдалися в размышления, взирая на круг земной и унывая, как разо­ряемый Содом или Вавилон пред собою видя. В само сие задумчивое время вместо уныния кураж, вместо же страха радость последующим словом нечаянно так возблаговестил Гавриил.

71

ПУТЬ СПАСПТЕЛЬНЫЙ

Он прежде запел песнь, а за ним все архангелы сию:

Сойдет архангел в Назарет ко деве, Приносит радость праматери Еве. Радуйся, Ева! Радуйся, дева!

Обрадованна. Господь с тобою! Радость тобою Всем будет данна...

Потом открыл цветущие уста в сей нетленный запах, благовествуя день ото дня спасение бога нашего: послан­ник я есть не к единой деве Марии, но во всей Вселенной всех тех: «Господи, в чреве нашем зачал», всех зачав в утробе своей, и вместивших в сердце своем дух заповедей господних, посещаю, ублажаю и целую сим целованием: «Радуйся, благодатная! Господь с тобою! Благословенна ты в женах!»

Сии суть правдивые матери божий: ни от крови, ни от похоти плотской, ни от похоти мужской, но от бога рож­дающие детей своих. Рожденное от плоти плоть есть, рож­денное же от духа есть дух, освятивший сердца и утробы наши. Господи! Сей дух есть закон твой, посреди чрева нашего — путь, истина и жизнь. Мир многолюбящим его, и нет им соблазна. Мир на Израиля и на всех, которые пра­вилом сим жительствуют; мир на них и милость! Внимай, небо, и скажи... Жизнь безопасна; есть то путь сладкий — путь господень. Любезные мои братья! Отвратите от содом-лян ангельские очи ваши и зрите на грядущего пред вами странника сего на земле. Он шествует с жезлом веселыми ногами и местами и спокойно воспевает: «Пришлец я на земле, не скрой от меня заповедей твоих».

Воспевая, обращает очи то налево, то направо, то на весь горизонт а; почивает то на холме, то при источнике, то на траве зеленой; вкушает пищу беспритворную, но сам он ей, как искусный певец простой песне, придает вкус. Он спит сладостно и теми же божиими видениями во сне и вне сна наслаждается. Встает утром свеж и исполнен

а Горизонт — слово эллинское, значит небесное вместе и зем­ное место, сколько может обозреть взор наш. Есть же предел взору для всех до единого населяющего Вселенную человека: τόπος γορίζών, сиречь место, ограничивающее зрение очей, одним одно, другим другое видно.

72

надежды, воспевая исаиевскую песнь: «Взалчут юнейшие, и утрудятся юноши, и избранные не крепкие будут; терпящие же господа обновят крепость, окрылатеют, как орлы, потекут и не утрудятся, пойдут и не взал­чут».

День его — век ему и есть как тысяча лет, и за тысячу лет нечестивых не продаст его. Он по миру паче всех нищий, но по богу всех богаче. И что лучше, как «веселие сердца — жизнь человеку»? Жезл его есть господь страстей и вож­делений его, и радости его никто же возьмет от него. Достал он сей мир не как мир доставать обычно. Он возлюбил путь и славу божию. Сей есть истинный мир и жизнь веч­ная, а весть его — благовестив. «Да слышит земля слова уст моих!»

Сей странник бродит ногами по земле, сердце же его с нами обращается на небесах и наслаждается. «Праведных души в руке божией». У безумных почитаются погибшими и заблудшими: «Они же суть в мире». Хотя телесные налич­ности, досаждая, беспокоят, но сей урон с излишком на­граждает упование их, бессмертия исполнено, и воцарив­шийся господь в них вовеки. «Не слышите ли, что сей пешеходец поет?» «Как не слышать? — воскликнули архангелы. — Он руками машет и поет песнь сию: «На пути откровений твоих насладился, как во всяком бо­гатстве»».


Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 207; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!