ДИАЛОГ, ИЛИ РАЗГЛАГОЛ О ДРЕВНЕМ МИРЕ 1



ЛЮБЕЗНОМУ ДРУГУ МИХАИЛУ ИОАННОВИЧУ КОВАЛИ ИСКОМУ

Писан 1772-го года, дан в дар 1788-го

 

Возлюбленный друг Михаил!

Прими от меня маленький сей подарок. Дарую тебе мою забавочку. Она божественная. Разглагол о древнем мире. Что есть наидревнейшее? Бог. Ты родился лю­биться с богом. Прими сию мою лепту. Читай. Мудрст­вуй. Прирасти ее и возрасти ее. От зерна изойдет благосеннолиственный дуб мамврийский. Сень его вместит хоть Всевселенную. Многие говорят, что ли делает в жизни Сковорода? Чем забавляется? Я же о господе ра­дуюсь. Веселюсь о боге, спасе моем... Забава, по рим­ски — oblectatio, по-эллински — диатриба, по славянски — глум, или глумление, есть корпфа2 и верх, и цвет, и зерно человеческой жизни. Она есть центр каждой жизни. Все дела каждой жизни сюда текут, будто стебли, преобра­зуясь в зерно. Есть некие, без центра живущие, будто без гавани плывущие. А я о растленных не беседую. Своя каждому ведь забава мила. Я же поглумлюсь в запове­дях вечного. Ты знаешь, как люблю его и как он возлю­бил меня. Скажешь, как десять заповедей довлеют в долголетнюю забаву? Тьфу! Если бы и сугубый Мафу­саилов век3 и тогда довлеют. Ах, все омерзением и в омерзение исходит, кроме святыни. Ах, не зря Давид: «Дивные-де откровения твои». Все предваряют, все печат-леют. Всякой кончине суть концом и остатком без мерзо­сти. Вечная мать святыня кормит мою старость. Я сосцы ее сосу без омерзения и алчу больше и больше. Я вовеки буду с нею, а она со мною. Все бо преходит, любезная же любовь нет. Кратко скажу: се есть диатриба и типик4 моей жизни! «Блажен муж, который в премудрости ум­

295

рет и кто в разуме своем поучается святыне, размышляя о путях в сердце своем, и в сокровенных [тайнах] ее уразумится...» Любезный друже! Есть и пребуду твой Даниил Мейнгард5.

 

ОСНОВАНИЕ ДИАЛОГА

«Помянул дни древние» (Псалом 142).

«Воззрите на древние роды» (Сирах).

«Погубите ветхое ветхих» (Мойсей).

«Помянул судьбы твои отвека, господи, и утешился».

«Поведали мне законопреступницы глумления, по не как закон твой, господи» (Псалом 118).

Sola veritas est dulcis, viva, antiquissima, cetera omuia sunt foenum et heri natus fungus6.

 

Разглагол о древнем мире

Лица: Афанасий, Иаков, Лонг и и, Ермолай, Григорий

Григорий. Посмотрим же ныне на природных богопроповедников, заглянем в древние лета, если хотите.

Афанасий. О преславное зрелище! Но каким обра­зом можно видеть древние лета? Можно ли на то взирать, что уже протекло? Если же протекло, тогда не видное. Как же взирать?

Л о и г и и. Если открывается театр самых древнейших времен, тогда можно видеть и людей. Вода без рыб, воз­дух без птиц, а время без людей быть не может.

Афанасий. Как же можно видеть прошедшие вре­мена?

Иаков. Так можно видеть, как вчерашний жития твоего день, а вчерашний день так, как днешнее, прошед­шее утро, а утро так, как полчаса сего, в котором нахо­димся. Се ныне течет десятый час, тридцать четвертая минута, 1772-е лето от Христа, пятнадцатый день месяца мая, наконец, половину десятого часа сего прошедшую так видеть можно, как четыре минуты. Вот только что протекли они. А теперь пятая второй половины минута. Взгляните на часы!..

Афанасий. Что надлежит до вчерашнего жития моего дня, он мне во всей жизни есть сладчайшим зре­лищем.

Л о и г и и. Как так?

296

Афанасий. Господи! Не мне, но имени твоему сла­ва... Похвалюсь о господе перед друзьями. Вчера довелось в беседе спорить с некоторым моим соседом. Он разъ­ярился, называл меня негодяем, жительству вредным, во­ром и прочее. Пришел я домой, по прошествии несколь­ких часов услышал женский и детский вой. Что за при­чина? Сказали мне, что до помянутого соседа приехал старинный его заимодавец с векселем, что не в силах оплатить 30-ти рублей по векселю, что никто на просьбу его, хотя обшастал 30 дворов, не помог ему и что напосле­док берут его под стражу. Жалко мне стало. Схватив пе­ро, написал ему следующее:

«Любезный друг! Благодарю вас, что подали мне слу­чай к благодеянию. Посылаю вам 30 рублей. Употребите оные как собственные своп. Сим вечно меня одолжить можете.

Ваш усердный слуга Η. И.»

Я послал деньги, а он освободился. На сие вчерашнее дело взирая, чувствую внутри богатство сладости, которой единой капли не отдал бы я за 1000 ефимков7, а мне она вся стоила только 30 рублей.

Ермолай. Дешевая купля твоя, а иной продает за 30 рублей и целого Христа.

Л о и г и и. Тем же оком, которым смотришь на вче­рашнее время, можно взирать на самые авраамские вре­мена. Павел все прошедшие лета заключает в сем слове (вчера), нынешние — в слове (днесь), а все будущее нарицает веком: «Иисус Христос вчера и днесь, тот же и вовеки».

Если бы сказал — вчера, и днесь, и завтра, сиречь во веки веков. Если кто видит днесь, тот видит и вчера, и откровением единого дня открывается 1000 лет. Она вмещается в одном дне, а день простирается в 1000 лет. Уразумей вечер седьмицы и узришь утро семи тысяч лет. «И был вечер, и было утро, но день один».

И а к о в. Может быть, и правда, что тысяча единооб­разных печатей заключается в одной такой же, а одна расходится в тысячу, и одна глиняная модель скрылась в десяти тысячах сосудов. «Все тем были...»

Афанасий. Каким же образом 1000 лет будет одним днем и вопреки?

Л о и г и и. Ох, не любопытствуй. Не все то ложное,

297

что младенческим умам не вместимое. Если не понима­ешь, обуздай разум твой в послушание и веруй Петру святому... «Едино же сие да не утаится от вас, возлюблен­ные, как один день пред господом, как 1000 лет, и тысяча лет, как день один». Оглянись на псалом 89.

Афанасий. Верую, господи, что 1000 лет перед очами твоими, как день вчерашний...

Л о и г и и. Я бы мог тебе сказать и сие, что, если кто единого человека знает, тот всех знает. Один в тысяче, а тысяча, как человек один. Но сие не у нас но перед господом.

Афанасий. Ах, перед господом! Скажи, где перед господом?

Л о и г и и. Там, на том мире, на другом свете. Афанасий. Где же тот второй мир? Л о и г и и. Там, где «второй человек — господь с не­бес».

Афанасий. А второй человек где? Л о и г и и. Там, где второй мир. Афанасий. А второй мир где?

Лонгин. Вот где! Послушай Петра святого: «Ново­го неба и новой земли хотим, по обетованию его, в них же правда живет». Видишь, что второй мир там, где новое небо и новая земля. Они его суть члены.

Афанасий. Где же новое небо и земля новая?

Лонгин. Там, где старое небо и земля

Афанасий. А старое небо где?

И а к о в. Изрядный ты истец: еще нового не сыскал, а старый мир потерял. Старое небо под носом у тебя. А φ а и а с и и. Ведь старое небо и старая земля везде? Лонгин. Везде.

Афанасий. И нельзя сыскать места, ни на одпн центр пустого?

Лонгин. Нельзя.

Афанасий. Все наполнено старым небом и землею? Лонгин. Все.

Афанасий. Где ж твой новый мир? Лонгин. Везде.

Афанасий. Как же старый мир совместишь с новым?

Лонгин. Так, как тень с ее деревом. Взгляни на сию живую и благосеннолнственную яблоню.

Афанасий. Яблоня поднялась вверх, а тень протя­

298

нулась по долу. Тень на ином, а яблоня на ином месте. Тут дело иное.

Лонгин. Крайняя ведь часть тени лежит на земле, но начало и основание ее есть с яблонею вместе, и она никогда не бывает ни больше ни меньше яблони своей. Кратко сказать, тень яблоням меститься не мешает.

Афанасий. Вот так разве скажи: «Тень яблоням меститься не мешает».

Лонгин. Да я же так и сказываю.

Афанасий. Тень яблоне меститься не мешает.

Лонгин. Конечно.

Афанасий. Итак, ветхий мир есть тень нового?

Лонгин. Думаю и верую. А если совершенно уразу­мею, что так есть сие, тогда увижу его и, любя, возлюблю его в господе, а господа в мире его.

Афанасий. Ах! Бедненькие мы с нашим миром. Мир наш, век наш и человек наш есть то тень одна. Но почему мир наш есть тень?

Лонгин. Спрошу и я тебя. Почему тень есть тень?

Афанасий. Потому что проходит и не постоянствует.

Лонгин. Как же она проходит?

Афанасий. Когда солнце заходит, тогда тень исче­зает, а тем скорее, чем больше простирается. Вчера была одна, днесь другая, завтра третья привидится. То рожда­ется, то исчезает. А родившись, не стоит твердо, но от сего к тому месту уклоняется. Вопреки же яблоня лет сто стоит неподвижна.

Лонгин. Вот еще почему тень есть безделица! Она не есть дело, но некоею только иконою его является и придерживается его. Воззри же ныне тленным твоим оком на бездельную тень тленного твоего мира и воспой с Давидом: «Дни наши, как сень на земле, и нет постоян­ства». Он непрестанно переменяется. То рождается, то ис­чезает, то убывает, то уклоняется. Не многие ли тысячи теней ее в яблоне? Так тысяча наших лет в едином дне господнем сокрываются. Мир господен и день господен есть то древо жизни. А наш дряхлый, тенный и тленный мир есть то древо смерти. Оно глупомудрым сердцам ви­дится добром, по естеству же своему есть лукавое. «И прикрыла их сень смертная».

Мир наш есть риза, а господен — тело. Небо наше

299

есть тень, а господнее — твердь. Земля наша — ад, смерть, а господняя — рай, воскресение. Век наш есть то ложь, мечта, суета, пар, ничто, а пстина господня пребы­вает вовеки. Век наш есть то различие и разноформие тени, сечение песка, увядание цвета. Век же господен есть единство, тождество, адамант. День наш есть то же, что вечер, ночь, луна. День господен есть то вечное утро, свет неприступный, незаходимое солнце. «Господь близ». «Придет же день господен, как тать в ночи, в тот же день небеса с шумом мимо пройдут, стихии же сжигаемые, ра­зорятся». А как мир наш и век зол, так и человек наш лукав. «Первый человек от земли тленный».

Афанасий. Таковых-то, думаю, 1000 в одном че­ловеке, стоящем перед господом, а одпн божий человек в тысяче наших.

Лонгин. Ая тебе сказываю, что не тысячи, но все наши, всех веков человеки, в едином господнем человеке так обретаются, как бессчетный всех наших миров хор скрывается в божием мире и в рае первородного оного мира, о котором Иов: «Кто меня устроит по месяцам пре­жних дней, в них же меня бог хранит». Сей-то есть день господен, как тать (смотри псалом 83-и, стпх 11-и).

А как в боге разделения нет, но он есть простирающее по всем векам, местам и тварям единство. Итак, бог и мир его, и человек его есть то едино.

Афанасий. Чуден ты, господи! Чуден мир твой. Чуден человек твой.

Лонгин. Уразумей едино зерно яблочное, и доста­точно тебе. Если же едино в нем дерево с коренем, с вет­вями, с листьями и плодами скрылось, тогда можешь там же обрести бесчисленные садов миллионы, дерзаю ска­зать, и бесчисленные миры. Видишь ли в маленькой на­шей крошке и в крошечном зерне ужасную бездну бо­жией силы? Для чего же, вопреки, наша простирающаяся выше звезд обширность во едином божием пункте утаить­ся не могла бы? Если кто хоть мало нечто духом божиим вдохновлен, тот может скоро поверить, что в едином гос­поднем человеке все наши земные вмещаются. Подлая на­ша природа, находясь тенью, находится обезьяною, подра­жающею во всем своей госпоже натуре. Сия рабыня вне­шностями своими, будто красками, наводит тень на все блаженной натуры дела, изображая тенью для тленных

300

и младенческих умов все сокровище, таящееся в неис­черпаемом недре господствующей природы, как невиди­мая есть присносущая истина. Итак, если нечто узнать хочешь в духе или в истине, усмотри прежде во плоти, сиречь в наружности, и увидишь на ней печатлеемые сле­ды божий, безвестные и тайные премудрости его обличающие, и будто тропинкою к ней ведущие.

Афанасий. Потише, господин мой! Не залетай с орлами во мрак облачный. Перестаю разуметь речь твою. Пряди погрубее ниточку для очей моих сельских.

Л о и г и и. Бывал ли ты когда в царских палатах? Стоял ли посреди чертога, имеющего все четыре стены и двери, покрытые, будто лаком, зеркалами?

Афанасий. Не довелось.

Лонгин. Стань же, если хочешь, на ровном месте и вели поставить вокруг себя сотню зеркал венцом. В то время увидишь, что один твой телесный болван владеет сотнею видов, от единого его зависящих. А как только отнять зеркала, вдруг все копии скрываются во своей ис­конности, или оригинале, будто ветви в зерне своем. Однако же телесный наш болван и сам есть единая толь­ко тень истинного человека. Сия тварь, будто обезьяна, образует яйцевидным деянием невидимую и присносущую силу и божество того человека, которого все наши болваны суть, как бы зерцаловидные тени, то являющие­ся, то исчезающие при том, как истина господня стоит неподвижна вовеки, утвердившая адамантово свое лицо, вмещающее бесчисленный песок наших теней, простирае­мых из вездесущего и неисчерпаемого недра ее бесконеч­но. «Сокроешь их в тайне лица твоего».

Сего-то человека видит блаженный Навин, как напи­сано: «Воззрев очами своими, видит человека, стоящего пред ним». Разжуй всякое словцо, а во-первых, то: «воз­зрел» и то: «стоящего». А дни наши, как сень, и нет постоянства. Навину явилось то же, что Аврааму: «Воз­зрев очами своими, видит — и се три мужи». Авраам к чудному сему человеку говорит: «Я земля и пепел». А там пишется: «Стоящего против себя». Конечно ж, гор­ний оный человек противного есть естества. А Навин — одна только тень и пепел. «Видит человека, стоящего про­тив себя».

Ермолай. Господи! «Что есть человек, как по­мнишь его?» Мне видится, что Давид вопрошает бога

301

о том же чудном человеке, о котором прежде сказал: «Славою и честью венчал ты его».

Лонги и. Конечно, сему-то человеку дивится Давид, воззрев умными очами на великолепие его, поднявшееся превыше наших небес и стихий. Он видел, что из нашей братии человек всяк есть не то, что он, и разнится, как отстоит небо от земли. Будто бы сказал: «Ах, господи! Сколь чудный тот человек, которого сам ты почел чело­веком!» Он тебе, а ты ему друг. Он в тебе, а ты в нем. «Господи, что есть человек, как открылся ты ему».

Кто из нас, смертных, подобен ему? Ах, ни один! Наш род есть то земля, пепел, тень, вид, ничто... «Дни наши, как сень, проходят». Но твой человек есть вечно стоящий. «Поставил ты его... Все покорил ты под ноги его».

Иаков. Нимало нет сомнения, чтобы Давидова речь не касалась чудного человека сего: «Что есть человек, как помнишь его?»

Рассудите слово сие: «помнишь его». Конечно же, он не земного нашего рода есть, если бог его помнит. Наш весь род исключен из его записи. Вот слушай: «Не соберу соборов их от крови и не помяну имен их устами моими». Мы-то плоть и кровь, и сено. Как может плоть и кровь устоять перед лицом господним? «Бог наш огонь поедаю­щий есть».

Но о сем человеке пишется: «Посещаешь его». Видно, что чудный сей человек чужд есть плоти нашей и крови и все нашего мира стихии превосшедший. «Да вознесется великолепие твое превыше небес».

Григорий. Если бы он был земной, тогда хотящим его видеть какая нужда была смотреть в гору? Ведь плот­ского человека скорее увидишь, в землю взор устремив, нежели зевая на небесный свод. Однак единогласно про­поведуют: «Воззрел, воззрел». Вот, в ту же дудку дует и Даниил. Слушай: «Воздвиг очи мои и видел. И се муж един, облеченный в ризу льняную а, и чресла его препоя­саны златом светлым, тело же его, как фарсис 8... Голос же слов его, как голос парода». В сих словах примечай то — «един», и то — «голос, как голос народа». Только что не сказал: един во всех, а все в нем. «И речет мне:

а Здесь разумеется лен, нарицаемый виссон, по эллински — βύσος. Сей есть род каменного льна, неопаляемый в огне. Обозна­чает же нетление. Золото также имеет свои отребья. Огнем же очищенное и светится, и не сгорает, и есть бессмертия образ.

302

не бойся, муж желанный! Мир тебе!» Сего-то узрев, Давид удивился, поя с восторгом: «Господи, господь наш! Коль чудно имя твое!.. Да вознесется великолепие твое превы­ше небес».

Лонгин. Милый позор 9 сердечным моим очам от­крывается. Се вижу на пустом пути в поле вельможескую колесницу текущую, а сидящего в ней знаменитого госпо­дина. С кем же? С нищим, странником скитающимся. Они, сидя, беседуют, а перед ними лежит открытая книга. «Скажи, пожалуйста, разжуй мне хоть мало, — просит придворный пан, казначей царицы эфиопской. — Можешь ли знать, о друг ты мой Филиии, о каком человеке пове­ствует Исайя следующее: «Как агнец на заколение ведет­ся...» «Во смирении его суд его вознесется». «Род же его кто исповедает? Ибо поднимется от земли жизнь его».

Сделай милость! О себе ли, или об оном ком сия речь его?

Филиии. Какая польза читать пророков и не разу­меть?

Евнух. Как же можно разуметь, если никто не на­ста вит меня?

Филиии. О господин! Ей, воистину ты не невежда. Ибо не жаждет разума премудрости разве премудрый. Не думай же, пан милый, дабы Исайя сими столь великими словами величал тленного какого-либо человека. Пророк постоянен в речи своей. Не может похвалить то же, что недавно -похулил. Разве вы позабыли? Вспомните выгае-реченное: «Всякая плоть — сено»,— недавно возопил а. Смотрите на Вселенную, наполненную такими, как мы, человеками, то рождающимися, то погибающими. Так воз­можно ли, чтоб пророк о себе или о другом дерзнул ска­зать: «Род же его кто исповедает?» Кто ж скажет, что наш род не земля, плоть, сено и тень? Но прозорливое Исаино око прозрело в плотской нашей тени особливого человека, который один только и есть, и о нем вопиет: «Поднимется от земли жизнь его...» А наше все родосло­вие земное заключил в сем слове: «Всякая плоть — сено». И так Даниил сказал: «Голос слов его, как голос народа». Так и Исайя вопиет о том же муже: «Слово бога нашего

а Выше уже сказано сие: «Сын человеческий, возопий» (велел ему бог). «И что-де возопию» (вопрошает Исайя). А вот что (го­ворит ему бог): «Всякая плоть — сено» и прочее...

303

пребывает вовеки», будто бы на один тон пел с Дани­илом: «Сила слова его, как сила в народе» а.

Евнух. О Филиии! Чудеса ты насказал. Ты во мне смертное зажег желание видеть сего человека, я о нем от рождения слышу первый раз.

Филиии. Милостивый государь. «Крепка, как смерть, любовь...» Но когда великолепие оного человека превыше небес и выше всех наших стихий поднялось, тогда нельзя ползущим по земле и пресмыкающимся по стихиям взором видеть его. Сие значит — искать в мерт­вых живого и вести сего праведного и невинного агнца на заколение, стричь мертвенность волосов его, есть землю и мудрствовать о сене. Такова душа, как движущаяся по земле, не посвящается господу израильскому и вне числа есть сего: «Святи их в истину твою: слово твое истина есть». Правда, что вся стихийная подлость, будто риза, им носимая, его же самого она есть, и он в ней везде. Но не она им есть, ни он ею. И хотя в ней, но, кроме ее и выше ее, пребывает не местом, но святынею, и рассуждение о нем отнюдь не есть подлое, ибо «в смирении его суд о нем высок».

Сия стихийная его подлость и смирение его ж самого уничтожает перед нами. В ней-то мы, устремляя очи, по­гружаем и мысли наши и, засмотревшись на тень, не воз­водим сердечных очей в горнее истины рассуждение и в ведение истинного человека, как «поднимется от земли жизнь его» и «вознесется великолепие его превыше не­бес».

Итак, пан милый, если можешь возвести сердечное твое око от подлой натуры нашей в гору к оной господст­вующей святой красоте, в тот день можешь увидеть и единого оного божиего человека. Но никогда умный взор наш от смерти к жизни и от земли к небесным не восходит, разве в тот день: «В оный же стихии, сжигае­мы, разорятся...» В депь оный господен созидается сердце чистое в человеке, а в сердце вселяется слово сие, тайно вопиющее: «Плоть ничто же...»

Во время оное правда, с небес приникнувшая и одно­временно воссиявшая из земли, истина палит и уничто­жает все стихии, показывая, что онп суть только одною

а Голос, слово, воля, веление, царствие, закон, сила, дух есть то же.

304

тенью истины. Утаенная же истина, как ризу, их носит. Видишь, государь, что единая только вера видит чудного оного человека, которого тенью все мы есть. Вера есть око прозорливое, сердце чистое, уста открытые. Она одна ви­дит свет, во тьме стихийной светящийся. Видит, любит и благовестит его. Не видеть его есть то слепота; не слы­шать его есть то быть аспидом; не говорить о нем есть то быть немым. Вера всю сию мимотекущую сень, как воду непостоянную, преходит, вершит свой исход воскресе­нием, очищенным чувством, взирая на человека, непри­ступным светом блистающего и «радуйтеся» говоря­щего.

Евнух. Сии мысли для меня особливо новые. Ах, я их давно жаждал. Теперь они долголетнейшую мою жажду утоляют. Ей! Священное писание есть то вода и купель. Се истинная вода. Вода и дух! Нищий Филиии духа к ней приложил. Ныне что возбраняет мне в ней креститься, умыться, очиститься сердцем от лукавствий и всех прежних моих началородных заблуждений и сле­поты?..

Филиии. Воистину можно, если веруешь от всего сердца твоего в нетленного человека Христа Иисуса... Что касается и самого меня, «веровал, тем же возглаголал...»

Евнух. «Верую, что сын божий будет Иисус Христос»».

Ермолай. Конечно ж, в сию-то пресветлую страну приподнимает едящие землю сердца наши небесный наш человек и ползущих долу нас, спящих и мертвых, воз­буждает следующим громом своим: «Восклонитеся и под­нимите головы ваши, ибо приближается избавление ваше».

В сей-то стране живого человека узришь по сказке ангела: «Там его узрите...»

И а к о в. Так же гонит и Павел почивающих на мерт­вых стихиях, возбуждая хамов, вверившихся мертвен­ности стихийной. «Как, возвращаетесь опять на немощ­ные и худые стихии?» «Так же и мы, когда были молоды, под стихиями мира были порабощены».

И се мудрование мертвых сердец называет пустою философпею, которая бражничит по бурде стихийной, пре­пятствующей философствовать по Христу, о котором к галатам 10: «Послал бог духа, сына своего, в сердца ваши...» «Такое мудрование, поскольку вовсе райскому

305

нашему восходу в первородный мир мешает, оттаскивая долой око наше, для того будто в трубу трубит: «Если умрете с Христом от стихий мира, зачем как живущие в мире истязаетесь?» «Вышних ищите, где же есть Христос».

«О горнем мудрствуйте, а не о земном. Ибо умрете, и жизнь ваша сокровенна со Христом в боге».

«Мы не рабынины дети, но свободные».

«Вышний Иерусалим свободен есть».

Григорий. Труба Вселенной, Павел наш столько верным сердцем сладок, сколько аспидам противный. Ах, столько, как рождающая мать болит утробою, да вообра­зится в нас Христос! Сей молниевидный ангел неутомимо и чистосердечно очищает нам путь к переходу в гору Га­лилею, дабы нам обновиться духом ума и одеться в нового человека, созданного по богу в правде и преподобной ис­тине. Он сам первый раз услышал животворящий голос блаженного сего человека возле Дамаска: «Саул! Саул! Что меня гонишь?»

О сем едином муже и хвалится: «Знаю человека...» И сим голосом нимало не разнится от данииловской му­зыки: «И се муж один, облаченный в рпзу льняную».

А понеже сей есть живот вечный, дабы знать сего че­ловека с отцом его, — истинного же счастпя такова есть природа, что, чем множайших иметь в нем сопричастни­ков, тем слаще и действительнее беззавистное сие добро становится и сим одним разнится от ложного мирского счастия, о котором подобное сказать никак невозможно, затем, что как сама наша природа есть тленная, так и счастия ее суть тесные пределы, участников не терпя­щие, разве с умалением своим, и, будто древесные тени, многих вместить не могущие. Того ради Павел, всего ли­шившись и собрав все усердие, гонится, течет, все пробе­гает, все минует, вперед простираясь, дабы коим-либо об­разом постигнуть и приобрести человека, которого все святостные виды (разумей: церковные церемонии) сла­бою некоею тенью быть видятся, затменным мановением к дражайшей истине и к крайнейшему концу приводя­щие, обещая блаженное во время свое явление сего пре­краснейшего, паче всех сынов человеческих так, как обе­щает цветущая смоковница сладчайшие плоды, «Вменяю все тщетным быть, помимо превосходящего разумения Христа Иисуса, господа моего...» «Чтобы разуметь его

306

и силу воскресения его...» «И как достигну воскресения мертвых».

А как уже получил желанное, и исполнилось на нем сие его слово: «Не напрасно тек». «Знаю человека». «По­сле всех, как некоему извергу, явился и мне в то время, дабы множеством соучастников премирное свое умножить счастие». К тому ж-де единому венцу славы не во тлен­ных наших мирах, но в первородном божием и во дне господнем, вечно процветающему, поощряет и прочиих всеми мерами к разумению, того же блаженного нетлен­ного мужа возбуждая. «Восстань, спящий, и воскресни от мертвых — и осветит тебя Христос».

Долго ли тебе качаться по стихиям? О несчастный мертвец! Подними хоть мало погребенные твои мысли в гору, повыше стихийной тени, и узришь человека живо­го, неприступным светом блистающего. Тут мир твой, а не в твоем мятежном мире. Увидь со Авраамом и воз­радуйся: «Авраам видел день мой и возрадовался».

Павел кричит в один тон с вопиющим Исаиею: «Вос­стань, восстань, Сион! Облекись в крепость твою! Истряси прах и восстань!..»

Сии ангелы божии высоким трубным гласом возбужда­ют спящих на земле и мертвых в сени стихийной, да воскреснут и узрят человека, выше облаков сидящего, и просветятся, как солнце.

Афанасий. Чудесная есть сия двоица трубачей.

Лонгин. Конечно, чудная. Они трубят не о земном каком-то человеке, но о том высоком муже, который отлу­чен от грешных и выше небес был: «И чудное имя его по всей земле».

Можно ли им во своей музыке разногласить? Их обоих труба есть согласна трубе святого Петра. «Во имя Иисуса Христа Назорея восстань и ходи! И беру его на правую руку, воздвигаю».

О, сколь прекрасное и согласное сих трубачей воскликновение: «И, вскочив, стал и ходил! И се исполни­лась на нем трубача Захарии проповедь: «Се муж! Восток имя ему»». «А венец будет терпящим и удобным ему и разумевшим его».

Иаков. Не Иезекииль ли воскрешает мертвецов на поле? «Поставил меня среди поля; оно же было полно костей». «Се я введу в вас дух живой!»

307

Что есть поле сне, если не мертвенность стихийная? В сию смерть погружены сердца наши. Сия есть земля Египетская и поле Танеос, сиречь поле пагубы, и поле мертвецов, и поле жажды, о коем Иовль: «Скоты полевые воззрели к тебе, как посохли источники водные, и огонь поел красные пустыни. Воззрели к тебе, дающему скотам пищу...» Не мы ли скоты полевые, опустившие очи наши на подошву поля? Для чего не возводим очей к тому: «Все покорил ты под ноги свои — овец и волов всех, еще же и скот полевой».

Для чего не взираем к тому: «Я цвет полей (полевой) и крын удольный»? Для чего не имеем ни очей, ни ушей и не слышим Исаии? «Провел их сквозь бездну, как и коня сквозь пустыню, и не утрудились, и как скоты по полю, и сошел дух от господа, и наставил их. Так провел ты людей твоих, да сотворив тебе единому имя славное».

Восстань, о ленивый дремлюк! Возведи очи твои, о сидящий в темнице! Минуй и проходи пустую бездну и стену твоих стихий. Воззри хоть мало, о тяжкосердая и ползущая душа, к тому: «Се сей стоит за стеною нашей, проглядающий».

Поднимися от поля и, если имеешь уши, слушай само­го его. «Отвечает брат мой и глаголет мне: восстань, при­ди, ближнее мое, доброе мое!» Не думаешь ли, что брат сей внизу и в стихиях? Поверь же, пожалуйста, ангелам вопиющим: «Нет здесь! Восстал!» Поднимайся же и ты на гору Галилею. Не ползай по полю, как скот. Восклонись и подними голову твою с Давидом: «Возвел очи мои в гору...»

Знай, что вовеки не утолят жажды твоей подлые сти­хии и будешь вовеки в пламени сем: «О! О! Бегите от земли! В Сион спасайтесь!» Слышь! Что вопиет Захария? А Давида не слышит ли ухо твое? Где прибежище? Вот где! «Горы высокие оленям». Каким же образом желает олень на источники вод, так желает душа моя к тебе.

Но знаешь ли истинного сего оленя? Вот он тебе: «Вскочив, стал и ходит, и войдет с ними в церковь». Что есть церковь, если не гора его святая?

Ермолай. Верно, что сии олени поднимаются к ис­точникам, о которых Исайя: «Поищут воды, и не будет. Язык их от жажды иссохнет. Я господь бог, я услышу их, бог Израилев, и не оставлю их. Но отворю на горах реки и среди поля источники. Сотворю пустыню в лугах вод­

308

пых и жаждущую землю во водотечи. Да узрят и уразу­меют, и помыслят, и узнают вместе, что рука господняя сотворила сие все».

А что Захария к уразумению того же божественного мужа сими словами — О! О! — возбуждает, видно из на­чала речи его, изреченной после откровения и видения его: «Воздвиг-де очи мои и видел. И се муж, и в руке его веревка землемерная».

Григорий. Захария то же самое трубит, что Иезекииль: «В тот день была на мне рука господня. И вела меня там. Во видении божием вела меня на землю Израилеву и поставила меня на горе очень высокой».

Когда говорит: «В тот день...» — проповедует всерадостный день, и век господен, и мир первородный, все стихии превосходящий, о котором Даниил: «Тот переме­няет времена и лета». Сие блаженное время есть наших времен окончание, а нового века начало по Даниилову слову: «Еще конец на (иное) время».

Сие пресветлое время и день господен нарицается у Иоиля: «День тьмы и бури, день облака и мглы».

В сих словах сопряжена есть истина и тень. День гос­поден есть то свет, а наш — есть мгла, облако, буря и тьма. Сие есть то же, что «и был вечер, и было утро — день один». А когда говорит Иезекииль: «Вел меня там», тогда согласен ангелу, сидящему при гробе и глаголюще­му: «Там его узрите».

Когда же говорит: «Вел меня на землю Израилеву и поставил меня на горе высокой», тогда согласен с Иоилем: «Рай сладости— земля.перед лицом его».

Сия земля есть новая, нагорняя, обетованная. Сюда введен и Давид: «Ввел меня в гору святую свою». «Там-де его узрите». Так вот же и послушаем! Тут же говорит Иезекииль: «И ввел меня там. И се муж! И вид его был, как видение меди блестящей. И в руке его была веревка плотницкая и трость землемерская».

Что ж ему говорит сей бессмертный муж? Вот что: «Смотри очами твоими и ушами твоими слушай. Того ра­ди вошел ты сюда да покажу тебе и да покажешь ты все, что видишь, дому Израилеву».

Туда же за Иезекиилем грядут и дюжина апостолов: «Одиннадцать учеников шли в Галилею гору, когда же повелел им Иисус И увидев его, поклонилися ему». При­шел Иисус и стал посреди них, и говорит им: «Мир вам!»

309

Но Даниил дружбу сего мужа прежде их получил. «Не бойся, муж желаний! Мир тебе!» «Идя научнте всех язычников» есть то же, что «да покажешь дому Израиле­ву, Иезекииль, все, что видишь...»

Афанасий. Не можно довольно наудивляться, сколь согласная сих проповедников труба и музыка! Сия прекрасная святого духа музыка противится в лоб оной идола деирского музыке, какую поминают певцы в хра­мах так: «Согласная восшумела пищальская песнь — по­читать златосотворенный, бездушный истукан» и прочее.

Подобало же петь так: «Разгласная восшумела...» Столь она мутна, раздорна и скверна, дышащая столпот­ворением. Сии же ангелы божий все поют, все вопиют, но о едином все проповедуют, о едином восклицают муже, в которого влюбился Исайя: «Воспою возлюбленному мое­му песнь».

Не сии ли те блаженные люди, о которых Давид: «Блаженные люди, ведущие воскликновение!» «Восклик­ните богу Иакова».

Иаков. Без сомнения, они то суть. Все сии ангелы единогласно восклицают о том, который с плотью своею вознесся превыше небес, превзошел все мира стихии. И кто может очистить сердце свое от всей стихийной гря­зи да узрит очами сего человека: «Взойдет бог во воскликновении».

Держатся при земле очи наши, да его не познаем. Но сии все вестники божий видят лицо истинного человека не между мертвецами, в дольней нашей подлости рожда­ющегося и исчезающего, как тень, но в горе святой его видят, с Навином человека стоящего и со Стефаном и. «Се вижу небеса открытые и сына человеческого, стояще­го направо от бога».

Видят и насладиться в сытость не могут. Мы же не видим за стеною и мраком стихийным. «Положил во тьму тайну свою». О, сколь несмышленые и косные сердца наши!

Лонгин. Кто только удостоился видеть живого сего мужа, во мгновение делается проповедником его и слы­шит сие: «Вострубите в новомесячие». Мужеский ли пол или женский, как только явился ему воскресший человек, бежит и благовествует, с радостию великою возвещает о нем: — Воскрес, воскрес, воистину воскрес господь! Явился не только Симону 12, но и мне, малейшему, по­

310

знался. Тем самым познался мне, что невидимый для ме­ня есть. Не вижу его в мертвых, но тем самым вижу его в живых. А видеть в стихиях — сие значит не видеть его и не знать его. Радуйтеся со мною! Погубленного обрел человека. Мы думали — мертв. Убили его негодные свя­щенники. «Попрали меня враги мои». Но я, маленькая тварь, есть свидетель его, что он воистину жив есть. Я ис­кал его и обрел его. Растаяло сердце мое от витающего гласа его ко мне сего: «Дерзай! Радуйся! Мир тебе!»

Кто есть друг его, тот поверит благовестию. «Зима прошла, дождь отошел, отошел себе». «Се вижу небеса открытые!» «Знаю человека». «И се день третий, откуда же сие было».

Ах, день третий! День господен! Блаженны очи, видя­щие сушу твою с Ноевою голубицею! Ты прозябаешь зелье злака по роду своему. В твоем саду вижу мужа божиего, человека моего жизнь мою. Он пасет меня и ничего меня не лишит.

Григорий. «Вострубите в новомесячие». Священ­ная Библия есть то позлащенная духом труба и малень­кий мирок. В морских водах речи ее вся тварь и всякое дыхание, как зеркало, представляется. «Вострубите в но­вомесячие».

Но да не мните, что труба сия трубит о стихиях. Мо­жет ли о грязи вещать богу посвященная труба? Единого господа в ней всякое дыхание хвалит. Солнце, луна, звез­ды, земля, моря, воздух, огонь со своими исполнениями приосеняют и ведут к сему: «Положил во тьму тайну свою». «Се сей стоит за стеною нашею!»

Хотящие сею трубою проповедовать да поют единого господа с его миром и с человеком его. Да молчит тут всякая плоть человеческая! «Вострубите в новомесячие». Всякая плоть есть то сено, и вся слава человеческая есть то тлень, грязь, ветошь, ничто. «Вострубите в новоме­сячие». «Проповедуйте лето господне приятное, радост­ное, веселое!» «Престаньте от плача! Раздерите вретища!» Всяка стихия есть то сетование, плач, горесть. «Радуйся богу». «Примите псалом!» «Вострубите в ново­месячие». «Как близок день господен». «Вострубите в благознаменитый день праздника вашего».

День господен есть праздник, мир, успокоение от всех трудов. Сия-то есть преблагословенпая суббота, в коей господеп человек почивает. Что ли есть почить, если не

311

вознестися выше всех мира нашего стихий? Что есть не­мощная стихия, всеминутно разоряемая, если не труд и болезнь? Долго ли мне ползать по земле? Долго ли есть хлеб болезни? Доколе положу советы в душе моей, болез­ни в сердце моем?.. Восстань, душа моя, не сии на стихиях! Нельзя почить на них. Они труд и болезнь. А если уверя­ешься им, тогда питаешь болезни в сердце твоем день и ночь. Вырви вперившееся во прах око твое. Подними в гору расслабленное твое тяжкосердие. Воззри вверх над небесну твердь. Не сливай в тождество ночи и дня. Ви­дишь горькое, но есть еще тут же и сладкое. Чувствуешь труд, почувствуй и покой. При твоей ночи есть тут же и утро дня господнего. В одном оба места и в едином лице, но не в той же чести, не в той же природе. «И было утро, и был вечер».

Не полагай же болезней в сердце твоем. Полагаешь, если простираешь через день и через ночь. Простираешь, если не даешь места тут же и дню господню, не веруя, не взирая на высоту небесную. Что значит полагать болезни в сердце, если не мыслить и не советовать в душе своей, что всех тварей основанием есть огонь, воздух, вода, зем­ля? Ах, несчастная душа моя! Для чего называешь нич­тожное естество основательною твердию? Кто ослепил око твое? Ах, сия слепота от рождения твоего тебе. Не ви­дишь истины, кроме тени ее. Не чувствуешь, что прохо­дит мир сей. И не вчера начал: проходит всеминутно. Однако то же все в нем видим, все, что прежде было. Конечно ж, тут некая тайна. «Горе нарицающим свет тьмой!»

Блесни молниею, о преблаженное естество, и возгреми над бездною души моей сим громом: «Да будет свет!»

Во время это воззрю на мир твой, на день твой и на человека твоего. Во время это будет рука твоя на мне. В разумениях ее наставишь меня, проведя через стихии, как коня твоего, да исполнится: «И изойдете, и взыграете, как тельцы, от уз разрешенные».

 


Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 217; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!