ОСНОВНЫЕ НАЧАЛА (ПРИНЦИПЫ) АВТОРСКОГО ПРАВА



 

Щербак Н.В., кандидат юридических наук, доцент, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова.

 

Рассматривая правовую природу авторских прав, можно констатировать, что по своей природе они являются абсолютными. На первый взгляд это теоретическое утверждение, но которое имеет непосредственные правовые последствия на практике <1>. Прежде всего потому, что авторскому праву как абсолютному праву соответствует обязанность всех третьих лиц воздерживаться от действий, не согласованных с автором, при этом обязанности пассивных субъектов имеют форму запрещения. Нарушение права может последовать со стороны любого лица, также и иск для защиты может быть направлен против каждого лица, нарушающего право. Авторское право возникает независимо от воли пассивных субъектов, основания возникновения авторских прав имеют бездоговорный характер.

--------------------------------

<1> Многие из таких теоретических проблем стали особенно заметны после того, как часть четвертая ГК РФ заняла свое место в системе гражданско-правовых норм. Весьма остро встали вопросы о соотношении вещных и исключительных прав, прежде всего в отношении принадлежности прав на результаты интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, вопросы о залоге исключительных прав, о внесении их в уставный капитал коммерческих организаций, о долях в исключительном праве и др. См.: Павлова Е.А. Актуальные проблемы совершенствования части четвертой ГК РФ // Вестник гражданского права. 2011. N 5. Т. 11.

 

Появление этих прав по модели относительных прав по соглашению сторон исключается. Соответственно, представляется очевидным, что точно так же Гражданский кодекс РФ определяет исчерпывающий перечень вещных прав, который делает невозможным придание обязательственным правам вещно-правовых черт; закон должен исчерпывающим образом определить содержание каждого вида интеллектуальных прав, порядок и действия его осуществления. Исключительность авторских прав - это другая сторона их абсолютности. Использование соответствующего объекта возможно либо самим правообладателем, либо с его прямого разрешения, и здесь ведущую роль играет запретительный элемент <1>, в отличие, например, от права собственности. Авторские права имеют самостоятельную экономическую ценность, конструкция таких прав должна предусматривать легкость вовлечения их в оборот, в связи с чем необходимо обеспечить возможность обособить их от личности создателя соответствующего объекта; однако авторские права будут все равно сохранять связь с личностью автора <2>, так как по самой своей сути они неотделимы от своих создателей. В особенности индивидуалистские теории (модели) философско-правового (морального) обоснования авторского права обосновывают необходимость предоставления авторской монополии наличием определенной связи между произведением и личностью автора. В произведении находит свое отражение личность автора, в силу чего они неразрывно связаны между собой <3>.

--------------------------------

<1> Нематериальная природа и пространственная неограниченность объекта авторского права изменяют содержание правомочия распоряжения, превращая его из возможности отчуждения в возможность изменения режима всеобщего запрещения использования результата творческой деятельности посредством выдачи разрешений (лицензий) на такое использование. По выражению В.А. Дозорцева, объектом распоряжения здесь является уже не сам результат творческой деятельности, а возможность его использования. См.: Дозорцев В.А. Интеллектуальные права. Понятие. Система. Задачи кодификации. М., 2003.

<2> Калятин В.О. Сущность права на результаты интеллектуальной деятельности (на примере авторского права) // Журнал российского права. 1999. N 9.

 

КонсультантПлюс: примечание.

Монография А.В. Кашанина "Признаки новизны и оригинальности произведения в авторском праве" включены в информационный банк согласно публикации - "Законодательство и экономика", 2010, N 8.

 

<3> См. более подробно: Кашанин А.В. Признаки новизны и оригинальности произведения в авторском праве // СПС "Гарант"; Он же. Развитие учения о форме и содержании произведения в доктрине авторского права. Проблема охраноспособности содержания научных произведений // Вестник гражданского права. 2010. N 2. Т. 10.

 

Однако авторское право как абсолютное право в отличие от, например, вещного права имеет территориальный и временный характер. Произведение в отличие от материального объекта не имеет жесткой привязанности к определенному пространству. Одновременно может существовать несколько вариантов охраны данного произведения, что невозможно в отношении материального объекта. Возникает возможность параллельного использования объекта авторского права в одно и то же время неограниченным кругом лиц. Такая возможность изначально принадлежит физическому лицу - автору, творческим трудом которого создано произведение науки, литературы или искусства, или лицу, деятельностью которого данный объект был обособлен от иных смежных с ним, или лицу, которое законным способом стимулировало автора к созданию соответствующего произведения, оплатив его труд, - работодателю автора. Абсолютное право, не содержащее правомочия исключительного и независимого использования результата творческой деятельности, не может быть относимо к числу исключительных.

В отечественной правовой системе авторское право традиционно является институтом гражданского права. "Интеллектуальные права со своей Общей частью заняли законное место третьей (после традиционных вещного и обязательственного права) подотрасли гражданского права" <1>. В связи с этим принято различать авторское право в объективном и субъективном смысле. Когда имеем в виду авторское право в объективном смысле, то перед нами открывается совокупность норм гражданского права, регулирующих исключительное и независимое от третьих лиц господство над объективно неповторимым результатом творческой деятельности и введение этого результата в экономический оборот. В этом случае не возникает необходимости в его специальном обособлении, объект авторского права и без того объективно обособлен своей внешней уникальностью. Субъективное авторское право включает в себя различные имущественные права (правомочия) автора: право на доведение до всеобщего сведения, право на переработку, право на импорт, право на вознаграждение за использование созданного произведения третьими лицами и др. Правильнее говорить не об одном авторском праве, сложенном из множества разнородных правомочий, а о нескольких различных личных неимущественных и иных правах автора (право доступа, право следования, право на получение вознаграждения за использование служебного произведение и др.), исключительном праве автора или иного правообладателя. Таким образом, авторское право в субъективном смысле - это частное исключительное право, содержанием которого являются возможность совершения управомоченным лицом - автором, правообладателем действий по исключительному и независимому от посторонних лиц использованию произведения и распоряжению им, а также возможность требования от любых третьих лиц воздерживаться от использования данного произведения и учинения препятствий к его использованию управомоченным лицом, если иное не установлено законом.

--------------------------------

<1> Суханов Е.А. Гражданское право России - частное право. М., 2008. С. 150. Хотя нередко в современной литературе обосновывается и иное мнение, например о том, что "авторское право обычно определяется как самостоятельный институт, с одной стороны, а с другой - оно рассматривается в качестве элемента другого сложного правового образования, традиционно именуемого "право интеллектуальной собственности". См.: Хохлов В.А. Авторское право: законодательство, теория, практика. М., 2012. С. 8.

 

Авторское право как самостоятельный институт гражданского права представляет собой достаточно сложную и целостную систему, где основным системным признаком выступает иерархическая структурность. Это означает, что законодательство Российской Федерации об авторском праве и смежных правах основывается на Конституции РФ и состоит из Гражданского кодекса РФ, принятых в соответствии с ГК РФ иных федеральных законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, актов министерств и иных федеральных органов исполнительной власти <1>. Международные договоры РФ являются основной частью ее правовой системы, и если международным договором, в котором участвует Российская Федерация <2>, установлены иные правила, то применяются правила международного договора. Ряд положений, содержащихся в международных договорах, не закреплен в российском законодательстве. В связи с этим необходимо учитывать, что в настоящее время Российская Федерация является участницей ряда международных договоров, регулирующих данные правоотношения <3>.

--------------------------------

<1> Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 19 июня 2006 г. N 15 "О вопросах, возникших у судов при рассмотрении гражданских дел, связанных с применением законодательства об авторском праве и смежных правах" указывает, что при рассмотрении дел о нарушении законодательства об авторском праве и смежных правах необходимо иметь в виду, что акты субъектов РФ и органов местного самоуправления, регулирующих отношения, вытекающие из авторского права и смежных прав, не подлежат применению с момента принятия Конституции РФ (1993 г.). // СПС "Гарант".

<2> Известны три основополагающие модели, на которых может строиться охрана созданных иностранными авторами или обнародованных за рубежом произведений: это принцип всеобщности (охранять все произведения независимо от того, кто и где их создал или обнародовал); принцип взаимности (автор из страны А не вправе притязать в стране Б на больший объем охраны, чем автор из страны Б мог бы получить в стране А) и принцип национального режима как системообразующий принцип построения международной охраны авторских и смежных прав.

<3> Например, Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений (Берн, 9 сентября 1886 г.); Всемирная конвенция об авторском праве (Женева, 6 сентября 1952 г.; пересмотрена в Париже 24 июля 1971 г.).; Конвенция, учреждающая Всемирную организацию интеллектуальной собственности (Стокгольм, 14 июля 1967 г., в редакции от 2 октября 1979 г.); Международная конвенция об охране прав исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций (Рим, 26 октября 1961 г.); Конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного производства их фонограмм (Женева, 29 октября 1971 г.); Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности 1994 г. (Agreement on trade-related aspects of intellectual property rights) (Marrakesh, 15.04.1994); Договор ВОИС по авторскому праву 1996 г. (ДАП); Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам 1996 г. (ДАФ) // International, United States, and European Intellectual Property. Aspen Publishers, 2010. P. 201 - 354.

 

Так, в соответствии с Бернской конвенцией, которая имеет наибольшее значение среди источников авторского права, охрана прав авторов базируется на следующих основополагающих принципах: национального режима охраны авторского права на литературные и художественные произведения, в соответствии с которым любому произведению, созданному в одной из стран - участниц Конвенции, в любой другой стране-участнице представляется такая же охрана, как и созданным в ней произведениям; возникновения авторского права независимо от выполнения каких-либо формальностей; предоставления охраны во всех странах - участницах Конвенции независимо от наличия охраны или срока ее действия в стране происхождения произведения. При этом следует иметь в виду, что исходя из ст. 4 Бернской конвенции охрана распространяется на авторов кинематографических произведений, изготовитель которых имеет свою штаб-квартиру или обычное местожительство в одной из стран - участниц Бернской конвенции, а также на авторов произведений архитектуры, сооруженных в какой-либо стране - участнице Бернской конвенции, или других художественных произведений, являющихся частью здания или иного сооружения, расположенного в какой-либо стране - участнице Бернской конвенции. Действие Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений не распространяется на произведения, которые на дату вступления этой Конвенции в силу для России уже являются на ее территории общественным достоянием <1>. Таким образом, нормы международных договоров РФ имеют преимущество перед внутренним российским законодательством, в связи с чем их роль в регулировании авторских отношений чрезвычайно высока.

--------------------------------

<1> См., например: Определения ВАС РФ от 9 ноября 2009 г. N ВАС-12437/09, от 11 февраля 2010 г. N ВАС-1173/10 // СПС "Гарант".

 

По общему правилу при предоставлении на территории Российской Федерации охраны произведению в соответствии с международными договорами Российской Федерации действуют правила, в соответствии с которыми автор произведения определяется по закону государства, на территории которого имел место юридический факт, послуживший основанием для приобретения авторских прав.

Предоставление на территории Российской Федерации охраны произведениям в соответствии с международными договорами Российской Федерации осуществляется в отношении произведений, не перешедших в общественное достояние в стране происхождения произведения вследствие истечения установленного в такой стране срока действия исключительного права на эти произведения и не перешедших в общественное достояние в Российской Федерации вследствие истечения предусмотренного ГК РФ срока действия исключительного права на них. При предоставлении охраны произведениям в соответствии с международными договорами Российской Федерации срок действия исключительного права на эти произведения на территории Российской Федерации не может превышать срок действия исключительного права, установленного в стране происхождения произведения.

Начиная с 90-х гг. прошлого века в России наблюдается возрождение частноправовых начал в гражданско-правовом регулировании. Частноправовые принципы свободы договора, недопустимости чьего-либо произвольного вмешательства в частные дела, беспрепятственного, самостоятельного осуществления гражданских прав и другие становятся основными началами нового российского гражданского права. Разумеется, в авторском праве как в самостоятельном институте гражданского права присутствуют эти частноправовые начала и есть своя специфика.

Так, объекты авторского права охраняются в связи с их формой и возникают с момента создания этих результатов. Предпосылкой для установления исключительного права, необходимой для рыночного оборота, является индивидуализация объекта авторского права, его обособление от смежных объектов. Если объект уникален сам по себе, то этого достаточно, никаких дополнительных мер для обособления можно не предпринимать, например не требуется осуществлять какие-то формальности, будет действовать автоматическая система возникновения исключительного права, основанием закрепления права является создание произведения науки, литературы или искусства, действует созидательная система <1>. А если объект, хотя и является результатом творчества, может быть независимо повторен другим лицом, для обособления требуются действия по его особой индивидуализации, оформлению, регистрации. Когда объектом являются объекты авторского права, основанием возникновения права является факт объективного существования произведения, его создания. Когда же объектом являются, например, изобретения, полезные модели, промышленные образцы, то им присуща регистрационная система возникновения прав <2>.

--------------------------------

<1> Существует практика использования нотариального заверения как способа удостоверения авторского права на произведение. Так, автор текста, который он рассматривает в качестве оригинального произведения, ставит под ним свою подпись, которая удостоверяется нотариусом. Однако нотариус лишь свидетельствует подлинность подписи автора и не удостоверяет фактов, изложенных в документе, или факта создания произведения, а лишь подтверждает, что подпись сделана определенным лицом.

<2> Дозорцев В.А. Интеллектуальные права. Понятие. Система. Задачи кодификации. М., 2003. С. 351.

 

Фундаментальный принцип авторского права о защите без формальностей поддерживается ст. 1259 ГК РФ, Соглашением TRIPS и Договором ВОИС по авторскому праву 1996 г., в которых указывается на необходимость соблюдения положений Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений <1>.

--------------------------------

<1> В США возможность охраны авторских прав до 1989 г. (the 1909 Act, the 1976 Act) была связана с соблюдением такой формальности, как регистрация и депонирование опубликованного или неопубликованного произведения в Бюро по авторским правам при Библиотеке Конгресса США. Однако в 1989 г., когда США присоединились к Бернской конвенции, они были вынуждены отменить это императивное правило. Сейчас регистрация и депонирование существуют как факультативная мера. Примечательно в этой связи, что в России возможность охраны авторских прав, как правило, формально не была связана с регистрацией произведений, но во многих случаях необходимость регистрации и представления экземпляров произведения вытекала из требований цензурного законодательства, или регистрация рекомендовалась как средство, облегчающее защиту авторских прав. См.: Charles R. Mc Manis. Intellectual Property and Unfair Competition. WEST. A Thomson Reuters business, 2009. P. 283 - 284.

 

Общеизвестно, что действующее российское законодательство, как и предшествовавшее ему, не содержит легального определения произведения. Так, В.И. Серебровский рассматривал произведение как совокупность идей, мыслей, образов, получивших в результате творческой деятельности автора свое выражение в доступной для восприятия человеческими чувствами конкретной форме, допускающей возможность воспроизведения <1>. Таким образом, произведение - это результат творческой деятельности автора, выраженный в объективной форме. Творчество представляет собой познание нового, ранее неизвестного. Творчество можно определить как деятельность, порождающую нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и уникальностью. При этом творческая деятельность дает результат, вследствие чего произведение выступает не как материальный, а как идеальный объект. Творчество приводит к новому, ранее неизвестному результату.

--------------------------------

<1> В работах Б.С. Антимонова, Е.А. Флейшиц, М.А Гордона, И.А. Грингольца, В.Я. Ионаса, А.П. Сергеева и других ученых на основе достижений философии, теории искусств, литературоведения выводятся различные версии определения произведения и творчества, а также необходимость использования признаков индивидуальности, оригинальности, новизны, некоего своеобразия как общих признаков охраноспособного произведения. Признак новизны понимался как создание чего-либо нового, ранее неизвестного или как создание произведения в результате самостоятельного творчества и отсутствие заимствований из других произведений. См.: Серебровский В.И. Вопросы советского авторского права. М., 1956. С. 33 - 34.

 

Соответственно, различают субъективную и объективную новизну творческого результата. Субъективная новизна - это неожиданность, неизвестность полученного результата для самого создателя. Объективная новизна - это неизвестность полученного творческого результата не только для лица, получившего результат, но и для остальных лиц <1>. Второй принцип - авторское право охраняет лишь те творческие результаты, которые обладают объективной новизной. Многие объективно новые творческие результаты могут быть достигнуты, получены разными лицами, работающими параллельно, независимо друг от друга. Если бы такие результаты охранялись авторским правом, пришлось бы условно признавать всех лиц, получивших такие результаты, соавторами или признавать автором только то лицо, которое первым получило такой результат, для чего необходимо было бы установить систему определения первенства (приоритета) и, очевидно, систему регистрации всех произведений. Поскольку ни того, ни другого в авторском праве нет, следует признать, что авторское право не охраняет те творческие результаты, которые могут создаваться параллельно, т.е. лицами, работающими независимо друг от друга. В противном случае использование признака субъективной новизны фактически означает признание охраноспособным любого интеллектуального продукта, который не был скопирован <2>. Авторское право охраняет не все объективно новые творческие результаты, а лишь те из них, которые являются уникальными, оригинальными и не повторяющимися при параллельном творчестве. Учитывая эти особенности, в законах об авторском праве ряда зарубежных стран прямо указывается, что авторским правом охраняются оригинальные творческие результаты <3>.

--------------------------------

<1> Гаврилов Э.П. Комментарий к Закону РФ "Об авторском праве и смежных правах". М., 2005. С. 44 - 45.

 

КонсультантПлюс: примечание.

Монография А.В. Кашанина "Признаки новизны и оригинальности произведения в авторском праве" включены в информационный банк согласно публикации - "Законодательство и экономика", 2010, N 8.

 

<2> Так, например, в немецком праве отмечают, что суть механизма авторского права в другом, а именно в охране индивидуальности автора, проявлений его личности, что предполагает несущественность вопроса о новизне произведения. В итальянском праве, наоборот, признак новизны используется наравне с критериями оригинальности и небанальности, а также комплексом вспомогательных юридических конструкций, позволяющих разрешать специальные проблемы (в том числе проблему предзаданности интеллектуального продукта). См. более подробно: Кашанин А.В. Признаки новизны и оригинальности произведения в авторском праве // СПС "Гарант".

 

КонсультантПлюс: примечание.

Монография А.В. Кашанина "Признаки новизны и оригинальности произведения в авторском праве" включены в информационный банк согласно публикации - "Законодательство и экономика", 2010, N 8.

 

<3> Впервые перечень признаков охраноспособного произведения появился в германском Законе об авторском праве 1965 г. См.: Кашанин А.В. Указ. соч.

 

В целом авторское право распространяется на произведения независимо от их достоинств, независимо от того, достаточен ли их художественный уровень. Это обусловлено тем, что сами понятия "достоинство произведения", "художественный уровень" являются достаточно субъективными категориями. Так, под "достоинствами" понимаются различные положительные качества произведения, относящиеся к форме или содержанию: актуальность темы, художественные образы, научная глубина, достоверность и т.п. Иными словами, авторским правом охраняются как высокохудожественные, глубоко научные, ценные произведения, так и те произведения, которые слабы в научном или художественном отношении. Действующее законодательство подчеркивает охраняемость любого оригинального творческого результата - это третий принцип авторского права.

В отличие от советского законодательства (ГК РСФСР 1964 г.) для признания произведения объектом авторского права не требуется наличия возможности его воспроизведения. Это означает, что охраной пользуются такие уникальные объекты, которые вообще невоспроизводимы или невоспроизводимы в настоящее время в связи с отсутствием необходимых технических средств. Произведение считается выраженным в объективной форме и получает охрану по авторскому праву независимо от того, может ли такая объективная форма выражения произведения восприниматься непосредственно органами чувств - зрением, слухом или она воспринимается человеком лишь с помощью каких-либо технических средств (объективная форма выражения как четвертый принцип авторского права). Это обусловлено тем, что поскольку сам объект (произведение) существует нематериально, то без выражения в объективной форме произведение не может быть воспринято другими людьми и не может быть признано объективно существующим. Для того чтобы творческие замыслы автора стали доступны обществу, они должны выразиться вовне, объективироваться. Объективная форма выражения произведения, как правило, совпадает с понятием материальной формы, однако понятие объективной формы более широкое, чем понятие материальной формы. В действующем законодательстве конкретизируется понятие объективной формы и предусматривается примерный перечень этих форм.

Форма объективного существования произведения может быть связана с каким-либо материальным носителем или не связана с ним. В связи с тем что объект авторского права нематериален, а его форма в большинстве случаев имеет материальный характер, возникает проблема соотношения прав на произведение и на вещь, являющуюся его носителем. Это разные права, и субъекты этих прав могут не совпадать. Собственник вещи может и не иметь авторского права на произведение, материализованное в этой вещи, особенно это проявляется в отношении картин и других произведений изобразительного искусства. Коллизия права собственности и авторского права на произведение науки, литературы и искусства четко решена в ГК РФ, согласно которому интеллектуальные права, в том числе и авторское право, не зависят от права собственности на материальный носитель (вещь), в котором выражены соответствующие результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации. Переход права собственности на вещь не влечет перехода или предоставления интеллектуальных прав на результат интеллектуальной деятельности (принцип дуализма авторского права).

Следует отметить, что не учитывается то обстоятельство, было завершено произведение или нет. Так, авторское право охраняет не только законченное произведение, но и эскизы, и наброски и др. Произведение признается объектом авторского права независимо от того, обнародовано оно или нет (шестой принцип авторского права).

Авторские права распространяются на часть произведения, на его название либо на персонаж произведения, если в силу своего характера они могут быть признаны самостоятельным результатом творческого труда автора и отвечают требованиям, установленным для объектов авторского права. Таким образом, охрана распространяется не только на произведение в целом, но и на любую оригинальную часть произведения. Под частью произведения понимается как механически выделенная из произведения часть (фрагмент картины, отрывок фильма, название произведения), так и такая часть, которая создана с помощью творчества другого лица. Для распространения, например, на название произведения правовой защиты недостаточно одного лишь творческого происхождения названия, а требуется еще и наличие у него способности к самостоятельному использованию <1>. Странно говорить об оригинальном, уникальном характере одного или сочетания двух, в крайнем случае трех слов. В каком же случае автор может рассчитывать, что название его произведения является результатом творческой деятельности, способным к самостоятельному использованию, т.е. получит правовую защиту, а в каком нет? Неопределенность таких критериев переносит решение конкретных вопросов на усмотрение судьи. Не случайно в англосаксонской судебной практике можно заметить отход от трактовки характеристики произведения в сторону характеристики деятельности автора. Фактически в этих странах не требуется, чтобы идеи или форма выражения идей были оригинальными, а только чтобы сама работа была создана непосредственно автором, а не скопирована им <2>.

--------------------------------

<1> Высший Арбитражный Суд РФ в информационном письме Президиума ВАС РФ от 28 сентября 1999 г. N 47 называет оригинальность названия произведения в качестве необходимого условия его правовой защиты.

<2> Barlow Burke, Ann M. Burkhart, R.H. Helmholz. Fundamentals of property law. Second edition. Lexis Nexis. March. 2004. P. 874 - 876. Традиционно в странах континентальной Европы критерий творчества предъявляется к результату, а не к деятельности (процессу). То есть деятельность может иметь признаки творческой, интеллектуальной, но результат, который создается, данными качествами может и не обладать. Судебная практика вплоть до Постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 26 марта 2009 г. N 5/29 "О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой ГК РФ" однозначно признавала такие результаты неохраноспособными с точки зрения авторского права. Пункт 28 указанного Постановления разъясняет, что "...авторским правом охраняются только те результаты, которые созданы творческим трудом... и само по себе отсутствие новизны, уникальности и (или) оригинальности результата интеллектуальной деятельности не может свидетельствовать о том, что такой результат создан не творческим трудом и, следовательно, не является объектом авторского права". В этом смысле следует отметить сильное влияние логики стран общего права на европейское и отечественное законодательство и правоприменение.

 

Анализ авторского права показывает, что в отношении названия произведений действует исключение из общего принципа: право на защиту возникает у автора не в момент создания произведения, а в момент обретения произведением известности под этим названием <1>.

--------------------------------

<1> Межамериканская конвенция 1946 г. защищает право на такое название произведения, которое в силу своей международной известности приобрело столь отличительный характер, что придает ему особую самобытность.

 

Статья 1259 (п. 7) ГК РФ признает возможность существования авторских прав на персонаж произведения и наличие особой категории объектов - сложных объектов. Принципиальная возможность охраны персонажа средствами авторского права основывается на теоретическом положении о том, что художественные образы наряду с языком произведения относятся к юридически значимым элементам. В.Я. Ионас разделял форму произведения на внешнюю и внутреннюю, включая язык произведения во внешнюю форму, а образы во внутреннюю <1>. ГК РФ предусматривает определенные условия охраны персонажа. Авторские права распространяются на персонаж, если он может быть признан самостоятельным творческим результатом. Кроме того, персонаж должен быть выражен в объективной форме. Для использования таких персонажей необходимо будет получить согласие автора или его правопреемника <2>. Автор не может считать свои права на литературный персонаж нарушенными, если на основе этого литературного персонажа будет создан художественный или сценический персонаж, так как подобная деятельность не считается переработкой, а рассматривается как создание нового, творчески самостоятельного произведения.

--------------------------------

<1> Ионас В.Я. Произведения творчества в гражданском праве. М., 1972. С. 45 - 46.

<2> Существует достаточно много случаев, когда сомнений в том, что тот или иной персонаж является самостоятельным творческим результатом, не возникает. Однако в отношении многих персонажей такую оценку провести не всегда просто. Можно исходить из того, что если использующий видит реальные возможности и перспективы использовать персонаж в коммерческой деятельности, например в виде сувенирной продукции, рекламных роликах и др., то велика вероятность, что этот персонаж будет признан охраноспособным объектом. Впрочем, многое будет зависеть от судебной практики.

 

Несмотря на то что в отечественном авторском праве действует принцип автоматической охраны авторских прав, обладатель исключительных авторских прав для оповещения о своих правах вправе использовать знак охраны авторского права. Знак охраны помещается на каждом экземпляре произведения и состоит из трех элементов: латинской буквы "C" в окружности, имени (наименования) обладателя исключительных авторских прав, года первого опубликования произведения. Данный знак охраны носит двойную функцию: предупредительную и информационную. Он оповещает потенциальных пользователей этого произведения о том, что данное произведение охраняется в соответствии с законодательством РФ. Пользователи произведения, а также другие заинтересованные лица получают информацию о том, кто является обладателем прав на произведения, для того чтобы в случае заинтересованности обратиться к автору с предложениями, например, о заключении авторского договора о передаче авторских прав. Важно подчеркнуть, что знак охраны авторского права или смежных прав не носит правоустанавливающего характера, а лишь свидетельствует о том, что проставившее его лицо считает себя обладателем исключительных прав. Если обратиться к международному законодательству, то следует отметить, что в соответствии с Всемирной (Женевской) конвенцией об авторском праве от 6 сентября 1952 г. считается, что все формальности, требуемые для предоставления охраны авторских прав, выполнены, если все экземпляры начиная со времени первого опубликования вышли в свет с надлежащим знаком охраны.

Для признания произведения объектом авторского права на практике может возникнуть вопрос о том, является ли данное произведение творчески самостоятельным. Установление указанного факта может быть осуществлено с помощью специальной экспертизы, например лингвистической. При этом следует иметь в виду, что авторское право охраняет произведение как единое целое формы и содержания. Обособленное от формы содержание и, в частности, идею, тему, сюжет произведения оно не охраняет. Не охраняются также концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, предлагаемые решения, открытия, факты. Однако элементы содержания произведения, хотя и не получают прямой охраны на основе авторского права, пользуются вместе с тем косвенной охраной, поскольку они выражены в какой-либо оригинальной форме (принцип дихотомии).

Сфера действия исключительного права на произведения науки, литературы и искусства связана или с принципом территориальности, или с критерием гражданства. Основное правило заключается в том, что исключительное право на произведения науки, литературы и искусства распространяется прежде всего на произведения, обнародованные на территории Российской Федерации или необнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме на территории Российской Федерации, и признается за авторами (их правопреемниками) независимо от их гражданства; на произведения, обнародованные за пределами территории Российской Федерации или необнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме за пределами территории Российской Федерации, и признается за авторами, являющимися гражданами Российской Федерации (их правопреемниками); в отношении произведений, которые были обнародованы за пределами территории Российской Федерации или не обнародованы, но находящиеся в какой-либо объективной форме за пределами территории Российской Федерации, и признается на территории Российской Федерации за авторами (их правопреемниками) - гражданами других государств в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Произведение также считается впервые обнародованным путем опубликования в Российской Федерации, если в течение 30 дней после даты первого опубликования за пределами территории Российской Федерации оно было опубликовано на территории Российской Федерации.

В целом же можно сделать вывод о том, что сущность (суть) авторского права в достаточной мере проявляется в его принципах - основных началах, которые красной нитью пронизывают всю совокупность гражданско-правовых норм, регулирующих отношения по использованию и защите объектов авторского права, имеющих общеобязательный характер. Перечисленные принципы являются базовыми началами авторского права, они обладают высокой степенью абстрактности, но это в значительной мере упрощает их непосредственное применение при разрешении конкретных дел. Практическим следствием их реализации является преобладание в правилах части четвертой ГК РФ норм диспозитивного характера, предоставляющих сторонам договора об отчуждении исключительных прав, лицензионного договора или договора авторского заказа возможность по своему соглашению исключить для себя применение такой нормы или установить условие, отличное от предусмотренного в ней. С другой стороны, последовательная реализация упомянутых принципов означает усиление защиты прав авторов, правообладателей и вообще интересов всех участников оборота объектов интеллектуальной собственности, в том числе при необходимости путем установления императивных предписаний, предусматривающих возможность, например, защиты более слабой стороны - автора в указанных правоотношениях (ограничение ответственности автора суммой реального ущерба, если договором не предусмотрен меньший размер ответственности автора (п. 2 ст. 1290 ГК РФ)). При этом не случайно именно императивное регулирование преобладает в регламентации статуса субъектов авторских правоотношений и в определении содержания принадлежащих авторам и иным правообладателям интеллектуальных прав.

Общие (фундаментальные) принципы авторского права в целом верно задают генеральное направление развития подотрасли гражданского права, а поэтому в этом качестве остаются актуальными до настоящего времени, и не только в континентальных правопорядках, где традиционно уделяют большое внимание догматическим конструкциям, теоретическим обоснованиям, но и в странах общего права, в частности в Великобритании, США, правовые системы которых характеризуются отсутствием жесткого догматического каркаса. Соответственно, речь идет о принципе самостоятельной созидательной деятельности, о принципе новизны (оригинальности), о принципе запрета копирования произведений и др. <1>. Таким образом, четкие представления об основных началах (принципах) авторского права оказываются имеющими важное практическое значение, в том числе с точки зрения правильной оценки тех изменений и дополнений, которые последуют в часть четвертую ГК РФ.

--------------------------------

<1> Colston Catherine. Principles of Intellectual Property Law. London; Sydney, 1999. P. 193 - 201.

 


Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 713; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!