ПРОБЛЕМЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ПРАВ



 

В.Ю. БУЗАНОВ

АВТОРСКОЕ ПРАВО: САГА О СРОКАХ

 

Бузанов В.Ю., кандидат юридических наук, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова.

 

Прежде чем говорить о сроках действия авторского права, позволю себе сделать одно предварительное замечание. То, что мы называем "авторским правом", на самом деле представляет собой сумму прав, причем весьма неоднородных по своей природе, содержанию и способам защиты.

Различаются и сроки их действия. Некоторые из этих прав, относящихся к категории "личных и неотчуждаемых" (право авторства, право на имя и др.), "угасают" вместе со своим субъектом <1>, другие, так называемые имущественные (право следования, исключительное право), могут переходить по наследству.

--------------------------------

<1> С некоторой долей условности можно сказать, что после смерти автора эти права продолжают свое существование, но уже в статусе не субъективного гражданского права, а общественно значимого интереса, способного к правовой защите.

 

Среди этих "наследуемых" прав особое значение имеет исключительное право, которое обеспечивает автору или его правопреемникам возможность получения доходов от использования произведения путем его издания, переработки, размещения в интернете и т.д. <1>.

--------------------------------

<1> Это право закон относит к "имущественным" по той простой причине, что его можно оценить на деньги - цена определяется условиями конкретного договора.

 

Именно об этом праве (которое ради удобства можно называть просто "авторским") и пойдет речь в настоящей статье.

Срок действия исключительного авторского права в нашей стране неоднократно менялся. Динамика этих изменений может быть представлена в виде следующей диаграммы <1>.

--------------------------------

<1> С точки зрения практической целесообразности, на диаграмме отражены те изменения, которые имели место в советский и постсоветский период развития законодательства об авторском праве. При "чтении" диаграммы необходимо учитывать общую формулу исчисления срока: все время жизни автора + определенное число лет после его смерти (past mortem).

 

                                ┌────────┐

                                │ 70 лет │

                                │ p.m. │

                       ┌────────┤   │

                       │ 50 лет │   │

                       │ p.m. │   │

          ┌────────────┤   │   │

          │25 лет p.m. │   │   │

┌────────────┤       │   │       │

│15 лет p.m. │       │   │   │

 ─┴────────────┴────────────┴────────┴────────┴─────>

1928    1973     1992 2004   н.в.

 

Каждый раз при внесении очередных изменений (поправок) в действующие правовые акты законодатель сталкивался с проблемой применения нового срока к "старым" произведениям <1>. В принципе она может быть решена одним из следующих способов:

--------------------------------

<1> "Старыми" я называю произведения, на которые уже истекли или еще "текут" прежние сроки охраны (в частности, речь идет о произведениях, авторы которых умерли до вступления в силу закона о новом сроке).

 

- новый срок не применяется к старым произведениям;

- новый срок применяется к тем произведениям, на которые еще не истекли прежние сроки охраны, продлевая эти сроки;

- новый срок применяется к "старым" произведениям, при этом устанавливается максимальный "возраст" таких произведений (введение режима "ретроохраны", который сопровождается восстановлением авторского права на часть "старых" произведений, уже перешедших в общественное достояние).

На том обозримом этапе развития отечественного законодательства, который может иметь сегодня практическое значение, были задействованы два последних варианта.

 

Хронология внесения поправок, изменяющих срок

охраны произведений

 

Нормативные правовые акты, действовавшие в нашей стране до 1973 г., устанавливали следующее общее правило: срок авторского права составляет всю жизнь автора и 15 лет после его смерти (p.m.) <1>.

--------------------------------

<1> См.: ст. 15 Основ авторского права, утв. Постановлением ЦИК и СНК СССР от 16 мая 1928 г. (далее - Основы авторского права 1928 г.), ст. 496 ГК РСФСР 1964 г.

 

Переход к новому более продолжительному сроку (25 лет p.m.) связан с присоединением СССР к Всемирной (Женевской) конвенции по авторскому праву. Одна из немногочисленных материально-правовых норм Конвенции вводила правило о минимальном сроке охраны, который "не может быть короче периода, охватывающего время жизни автора и 25 лет после его смерти" (ст. IV).

В 1973 - 1974 гг. Указами Президиума Верховного Совета СССР и РСФСР <1> вносятся соответствующие поправки в Основы гражданского законодательства 1961 г. (которые играли в то время роль модельного гражданского кодекса общесоюзного значения) и Гражданский кодекс РСФСР <2>.

--------------------------------

<1> Указ Президиума Верховного Совета СССР от 21 февраля 1973 г. N 3959-VIII "О внесении изменений и дополнений в Основы гражданского законодательства Союза ССР и Союзных республик" и Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 1 марта 1974 г. "О внесении изменений и дополнений в ГК РСФСР".

<2> В частности, норма части первой ст. 496 ГК РСФСР принимает следующий вид: "...авторское право действует в течение всей жизни автора и 25 лет после его смерти, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора".

 

При этом законодатель исходит из следующего принципа: продлить срок еще действующего права, не восстанавливая действия права прекращенного (оба Указа говорят о том, что новые "правила о сроках не применяются к тем произведениям, срок действия авторского права на которые истек до 1 января 1973 года").

Таким образом, поправки, внесенные законами 1973 - 1974 гг., получили обратную силу, "продлив" охрану ранее созданных произведений, но не "восстановили" авторское право на те произведения, которые уже перешли в общественное достояние.

Следующее изменение срока, опять же в сторону увеличения (с 25 до 50 лет p.m.) происходило в преддверии присоединения нашей страны к Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений (1886 г.), о которой стоит сказать несколько уважительных слов.

Несмотря на свой солидный "возраст", Конвенция до сих пор остается одним из наиболее значимых международных соглашений в сфере интеллектуальной собственности. Ближайшая цель Конвенции - преодоление территориальной ограниченности авторского права за счет создания такого международно-правового режима, при котором произведение, созданное в одной из стран - членов Бернского союза, автоматически получает охрану в других странах-членах.

В основу Конвенции положены следующие принципы: национального режима ("приравнивание" произведений иностранных авторов к произведениям национальных авторов); "автоматизма" охраны (предоставление "иностранному" произведению национального режима независимо от выполнения каких-либо административных процедур - регистрация, депонирование и т.п.); обеспечение минимальных "стандартов" охраны, предусмотренных материально-правовыми нормами Конвенции. В настоящее время членами Бернского союза являются более 200 государств. Россия - участник Конвенции с 13 марта 1995 г.

Новый 50-летний срок охраны произведений введен в нашу правовую систему одним из последних актов Верховного Совета СССР - Основами гражданского законодательства 1991 г. (далее - Основы ГЗ). Определяя порядок применения нового срока к ранее созданным произведениям, законодатель руководствовался прежним подходом: "продлить", но не "восстановить". В Постановлении Верховного Совета о введении Основ в действие говорилось о том, что новый срок применяется к произведениям, "срок авторского права на которые не истек до 1 января 1992 года" <1>.

--------------------------------

<1> Постановление Верховного Совета СССР от 31 мая 1991 г. N 2212-1 о введении в действие Основ ГЗ (п. 12).

 

Однако действие этих Основ не имело большого практического значения <1>, так как вскоре им на смену пришел новый российский Закон "Об авторском праве и смежных правах" <2> (далее - Закон 1993 г.). Новый Закон не изменил "длины" прежнего срока, но уточнил, что он применяется "во всех случаях, когда 50-летний срок действия авторского права не истек к 1 января 1993 года" <3>.

--------------------------------

<1> Формально разд. IV "Авторское право" Основ действовал на территории РФ с 3 августа 1992 г. до 3 августа 1993 г.

<2> Закон РФ от 9 июля 1993 г. N 5351-1 "Об авторском праве и смежных правах".

<3> См.: п. 3 Постановления Верховного Совета РФ от 9 июля 1993 г. "О порядке введения в действие Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах" (далее - Вводный акт к Закону 1993 г.).

 

Толкование этой переходной нормы вызвало сложности в правоприменительной практике. Обсуждались два основных варианта: 1) 50-летний срок охраны распространяется на те произведения, которые "получили" этот срок от Основ ГЗ 1991 г.; 2) с 3 августа 1993 г. 50-летний срок применяется с обратной силой, восстанавливая охрану произведений, авторы которых умерли после 31 декабря 1942 г.

Прецедентным в этом отношении можно считать процесс по иску наследников А. Толстого к издательству "Республика". Наследники спорили об авторских правах на сборник народных сказок "Поди туда - не знаю куда..." в литературной обработке писателя. Дважды суд первой инстанции отказывал в защите этих прав, полагая, что произведения Толстого давно стали общественным достоянием <1>. Дважды кассационная инстанция Московского городского суда отменяла это решение, указывая на то, что охрана произведений Толстого восстановлена с 3 августа 1993 г. Только в результате третьего рассмотрения иск наследников был удовлетворен <2>.

--------------------------------

<1> Напомню, что Толстой скончался в 1945 г. Таким образом, срок охраны его произведений истек 31 декабря 1959 г. (ст. 15 Основ авторского права 1928 г.).

<2> Подробнее об этом процессе см.: Тулубьева И. Заметки на полях судебного дела // Интеллектуальная собственность. N 3. 1998. С. 71.

 

Правовая позиция Мосгорсуда по "делу Толстого" нашла поддержку в последующей судебной практике, итоги которой подвел Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 19 июня 2006 г. В этом Постановлении содержится следующее разъяснение: "При исчислении сроков охраны авторского права... необходимо иметь в виду, что эти сроки определяются по законодательству, действовавшему на момент возникновения права, с учетом изменений, внесенных последующими нормативными актами. Принятый в 1993 г. Закон об авторском праве и смежных правах увеличил установленный Гражданским кодексом РСФСР 1964 г. 25-летний срок охраны... до 50 лет... [Этот] срок... применяется во всех случаях, когда 50-летний срок действия авторского права... не истек к 1 января 1993 г. (п. 3 Постановления Верховного Совета РФ от 9 июля 1993 N 5352-1), в том числе и для произведений, на которые истек 25-летний срок охраны" <1>.

--------------------------------

<1> Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 19 июня 2006 г. N 15 "О вопросах, возникших у судов при рассмотрении гражданских дел, связанных с применением законодательства об авторском праве и смежных правах" (п. 34).

 

Вместе с тем восстановление с 3 августа 1993 г. правовой охраны части "старых" произведений (А. Толстого, М. Булгакова и др.) не создавало ситуации, "как если бы" эта охрана вообще не прекращалась. С этой точки зрения, не может считаться нарушением авторского права инсценировка и последующая экранизация известного романа Булгакова "Мастер и Маргарита" (одноименный фильм создан 31 декабря 1992 г. - дата окончания съемочного периода), на что справедливо указано в Постановлении ФАС Московского округа: поскольку при создании сценариев фильма, а также самого фильма авторские права наследников М.А. Булгакова нарушены не были в связи с истечением сроков правовой охраны, фильм "Мастер и Маргарита" является самостоятельным объектом правовой охраны и может использоваться без согласия наследников.

Переход российского авторского права к новому 70-летнему сроку охраны произведений - одно из следствий реализации Соглашения о партнерстве и сотрудничестве (СПС) между Россией и Европейским сообществом. Как известно, в рамках этого Соглашения Российская Федерация взяла на себя обязательство достижения европейских "стандартов" в области охраны интеллектуальной собственности "к концу пятого года после вступления Соглашения в силу" (п. 1 приложения 10 к СПС).

В данном случае предметом заимствования стали положения Директивы Совета ЕС от 29 октября 1993 г. N 93/98/СЕЕ об унификации срока охраны авторского и некоторых смежных прав: в качестве общего унифицированного срока Директива предусматривает все время жизни автора и 70 лет после его смерти (ст. 1).

Как следует из преамбулы этого документа, продление срока решает задачу материального обеспечения двух первых поколений наследников автора (с учетом увеличения средней продолжительности жизни в Сообществе), а также устранения негативных для осуществления авторского права последствий мировых войн.

Норма о 70-летнем сроке действия авторского права инкорпорирована в российское законодательство в 2004 г. (введена Федеральным законом от 20 июля 2004 г. N 72-ФЗ "О внесении изменений в Закон РФ "Об авторском праве и смежных правах"). По сложившейся традиции новый Закон получил обратную силу, "продлив" охрану ранее созданных произведений. Однако "продление" охраны не сопровождалось ее "восстановлением" (новый срок не применялся к произведениям, уже перешедшим в общественное достояние).

Такой вывод прямо следовал из п. 3 ст. 2 Федерального закона от 20 июля 2004 г., где говорилось о том, что "сроки, предусмотренные настоящим ФЗ, применяются во всех случаях, если 50-летний срок действия авторского права не истек на день вступления в силу настоящего ФЗ".

Последующая судебная практика не вложила иные "смыслы" в толкование этой переходной нормы <1>. Характерным примером может быть решение Верховного Суда РФ по делу об использовании в агитационных материалах одной из политических партий плакатов советского художника А.А. Радакова "Знание разорвет цепи рабства" и "Неграмотный тот же слепой...". В решении, в частности, отмечалось, что на дату вступления в силу Федерального закона от 20 июля 2004 г. "О внесении изменений..." истек 50-летний срок действия авторского права Радакова (умер в 1942 г.), вследствие чего созданные им произведения перешли в общественное достояние и могут свободно использоваться любым лицом без выплаты авторского вознаграждения <2>.

--------------------------------

<1> В частности, в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 19 июня 2006 г. N 15 "О вопросах, возникших у судов при рассмотрении гражданских дел, связанных с применением законодательства об авторском праве и смежных правах" содержалось следующее разъяснение: если ранее установленный 50-летний срок охраны произведений истек до 26 июля 2004 г. (дата вступления в силу Федерального закона от 20 июля 2004 г. N 72-ФЗ), то 70-летний срок охраны к таким произведениям не применяется (п. 34).

<2> Решение от 12 ноября 2007 г. N ГКПИ07-1428.

 

Таким образом, принятие Закона 2004 г. не привело к "восстановлению" авторских прав на произведения А. Толстого (вторично перешедших в общественное достояние 1 января 2000 г.), М. Булгакова (произведения, опубликованные при жизни писателя, перестали охраняться 1 января 1954 г.), А. Беляева (проблема охраны его произведений обсуждается ниже) и других российских и советских авторов, которые скончались до 1 января 1943 г.

Кодификация законодательства об интеллектуальной собственности 2006 - 2007 гг. также не оставила в стороне вопроса о сроке действия авторского права <1>. Новый Закон (ст. 1281 ГК РФ) не изменил прежнего срока, но сделал существенную оговорку: теперь он применяется во всех случаях, "когда пятидесятилетний срок действия авторского права не истек к 1 января 1993 года" (ст. 6 Вводного закона).

--------------------------------

<1> Часть четвертая ГК РФ "Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации" введена в действие Федеральным законом от 18 декабря 2006 г. N 231-ФЗ (далее - Вводный закон) с 1 января 2008 г.

 

В совместном Постановлении высших российских судов предложено следующее толкование этой переходной нормы: "...если 50-летний срок действия авторского права на произведение истек после 31 декабря 1992 г. (но до вступления в силу Федерального закона от 20 июля 2004 г., установившего 70-летний срок) и произведение перешло в общественное достояние, с 1 января 2008 г. действие исключительного права на это произведение возобновляется..." <1>.

--------------------------------

<1> См.: п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 5, Пленума ВАС РФ N 29 от 26 марта 2009 г. "О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой ГК РФ" (далее - Постановление Пленумов N 5/29).

 

Подводя некоторые итоги этого занимательного исследования, можно констатировать, что с 1 января 2008 г. в России восстановлена охрана всех "старых" произведений, авторы которых скончались после 31 декабря 1942 г. (о возможных исключениях - см. ниже). В частности, вновь поставлены под охрану произведения А. Толстого, уже дважды (!) (1960 г., 2000 г.) переходившие в общественное достояние. Можно предположить, что авторско-правовая охрана этих произведений окончательно прекратится в 2019 г., если к тому времени в наше законодательство не будут внесены очередные "ретроактивные" поправки.

К чему приводит введение режима "ретроохраны", легко понять на следующем примере. В 2007 г. одно из российских издательств подготовило к изданию роман К. Валишевского "Иван Грозный" в переводе П** (книга подписана в печать в декабре 2007 г.). Учитывая дату смерти автора перевода (23 февраля 1946 г.), издательство правомерно исходило из того, что срок действия авторских прав на перевод истек в 1996 г., необходимость в получении разрешения от правопреемников П** на издание данного произведения отсутствует. Поскольку реализация (продажа) экземпляров книги имела место после 1 января 2008 г., суд, руководствуясь положениями ст. 5 Вводного закона, признал весь изданный тираж контрафактным.

Нет смысла доказывать, что такое законодательное регулирование мало способствует определенности правовых отношений и достижению тех целей, которые ставятся во главу угла современной правовой политики (стабильность гражданского оборота, защита добросовестных приобретателей и т.д.). Как и при защите добросовестного приобретателя, правопорядок должен гарантировать защиту "добросовестного инвестора", вложившего средства в коммерциализацию (издание и т.п.) произведений, однажды перешедших в общественное достояние, что категорически несовместимо с принципом "ретроохраны".

Пока же можно твердо надеяться на то, что законодатель не введет нормы о "ретроответственности" за использование произведения в период между очередным прекращением и восстановлением его авторско-правовой охраны <1>.

--------------------------------

<1> Как указано в уже процитированном Постановлении Пленумов Верховного и Высшего Арбитражного Судов, действия лиц, использовавших до введения в действие части четвертой Кодекса произведения, которые находились до 1 января 2008 г. в общественном достоянии, несмотря на возобновление действия исключительного права на произведение, не могут считаться нарушением. Вместе с тем дальнейшее использование произведения может осуществляться только с соблюдением положений части четвертой ГК РФ (п. 3).

 

Особенности исчисления сроков охраны

отдельных категорий произведений

 

Уже традиционно российское авторское право предусматривает специальные сроки охраны некоторых категорий произведений: а) созданных в соавторстве; б) впервые обнародованных после смерти автора; в) авторы которых работали во время Великой Отечественной войны; г) авторы которых были репрессированы и др.

Произведения, созданные в соавторстве. В отношении данной группы произведений установлено следующее правило: "...исключительное право действует в течение всей жизни автора, пережившего других соавторов, и семидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом его смерти" (п. 1 ст. 1281 ГК РФ) <1>.

--------------------------------

<1> Аналогичная норма содержалась в Законе об авторском праве 1993 г. (ст. 27).

 

До сих пор дискуссионным остается вопрос применения этого правила к различным видам соавторства (делимое, нераздельное). В частности, высказывается мнение о том, что специальный порядок исчисления срока относится только к нераздельному соавторству (напомню, что произведение считается созданным в нераздельном соавторстве, если оно образует одно неразрывное целое) <1>. Однако с практической точки зрения следует учитывать правовую позицию Пленума Верховного Суда РФ, изложенную в Постановлении от 19 июня 2006 г.: авторское право на произведение, созданное в соавторстве, действует в течение всей жизни авторов и 70 лет после смерти последнего соавтора, пережившего остальных; данное положение применяется к произведению в целом независимо от того, образует ли оно неразрывное целое или состоит из частей, имеющих самостоятельное значение <2>.

--------------------------------

<1> См.: Гаврилов Э.П. Комментарий к Закону об авторском праве и смежных правах. М.: Экзамен, 2005.

<2> Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 19 июня 2006 г. N 15 "О вопросах, возникших у судов при рассмотрении гражданских дел, связанных с применением законодательства об авторском праве и смежных правах" (п. 35).

 

Вместе с тем специальный порядок исчисления срока не применяется к тем "частям" общего произведения, которые используются отдельно от него (издание текста песни в виде поэтического сборника, организация выставки работ художника-иллюстратора книги и т.п.).

При таком подходе (который мне кажется вполне естественным) возникает проблема сравнения сроков на "часть" и на "целое". Мыслима ситуация, когда "целое" еще охраняется, а "часть" уже стала общественным достоянием и может использоваться свободно. В приведенном выше примере такая ситуация складывается в том случае, если автор текста песни, включенного в сборник (поэт), умер раньше композитора. Через 70 лет после его смерти "текст", включенный в сборник, переходит в режим общественного достояния - продолжая охраняться в "формате" песни (срок этой охраны составляет разницу в продолжительности жизни композитора и поэта). Однако ни в каком случае срок охраны "части" не может превысить срока охраны "целого".

Произведения, опубликованные (обнародованные) после смерти автора. Специальные правила о сроках охраны произведений, вышедших в свет после смерти автора (так называемые посмертные издания), появились в нашем законодательстве в 1993 г. <1>. Пункт 5 ст. 27 Закона 1993 г. говорил о том, что "авторское право на произведение, выпущенное в свет после смерти автора, действует в течение 50 лет после его выпуска" (в 2004 г. этот срок был увеличен до 70 лет).

--------------------------------

<1> Строго говоря, первая регламентация сроков на такие произведения была осуществлена Постановлением ЦИК и СНК СССР об основах авторского права от 30 января 1925 г. (15 лет после смерти автора), что вряд ли имеет сегодня какое-то практическое значение. Последующие законодательные акты по авторскому праву этот вопрос специально не регламентировали.

 

Буквальное толкование этой нормы приводило к выводу о возможности "бессрочной охраны" необнародованных произведений, в том числе древних авторов (типа "Слова о полку Игореве") <1>.

--------------------------------

<1> См.: Гаврилов Э.П. Комментарий к Закону об авторском праве и смежных правах. М.: Экзамен, 2003. С. 174.

 

Положение осложнялось еще и тем, что Закон говорил о произведениях, "впервые выпущенных в свет" (т.е. опубликованных), а не "обнародованных". Значит, посмертная публикация уже обнародованного произведения, срок охраны которого истек (если вопреки "букве" закона он вообще мог истечь), вновь ставила это произведение под охрану.

Таким образом, в период действия Закона об авторском праве 1993 г. вполне реальной казалась следующая ситуация. Если стихотворение С. Есенина впервые опубликовано после его смерти, оно должно охраняться в течение 50 (а затем - и 70) лет после опубликования. При этом не имеет правового значения тот факт, что до опубликования это стихотворение могло быть публично исполнено (например, самим поэтом), переложено на музыку (стало песней) и т.д.

Естественно, такое законодательное регулирование создавало полную неопределенность в отношении сроков охраны неопубликованных произведений (произведение охраняется, пока оно не опубликовано, даже если стало известным неопределенному кругу лиц).

С принятием части четвертой ГК РФ правовой режим "посмертных публикаций" претерпел существенные изменения. Во-первых, ГК РФ установил иной критерий для квалификации таких произведений: "необнародованные" вместо "неопубликованные". Таким образом, если произведение было обнародовано при жизни автора (публичное исполнение, публичный показ и т.п.), то независимо от времени его опубликования на него распространяется общий срок правовой охраны - 70 лет после смерти автора <1>.

--------------------------------

<1> Если автор был репрессирован или работал во время войны, применяются специальные сроки, предусмотренные п. п. 4 и 5 ст. 1281 ГК РФ.

 

Во-вторых, ГК РФ четко сказал о том, что даже необнародованные произведения способны переходить в общественное достояние (п. 1 ст. 1282), прекратив тем самым дискуссию о возможности их бессрочной охраны <1>. После перехода произведения в общественное достояние исключается возможность восстановления авторско-правовой охраны в связи с фактом последующего обнародования.

--------------------------------

<1> Необнародованное произведение в этом отношении приравнено к обнародованному и переходит в общественное достояние по истечении срока действия исключительного права (опять же, по общему правилу, через 70 лет после смерти автора).

 

Если обнародование произведения имело место в течение 70 лет после смерти автора, его правовая охрана продлевается - к уже истекшему до обнародования сроку добавляется еще 70 лет (п. 3 ст. 1281 ГК РФ). Следовательно, максимальный срок охраны такого произведения может составить 140 лет p.m. (при условии, что обнародование состоится в последний год действия исключительного права).

Произведения репрессированных авторов ( п. 4 ст. 1281 ГК РФ). В отношении произведений тех авторов, которые были репрессированы и впоследствии (посмертно) реабилитированы, срок действия авторского права считается продленным на 70 лет начиная с 1 января года, следующего за годом реабилитации (в данном случае дата смерти как бы "переносится" на дату реабилитации).

Особенности применения этого правила можно проследить на примере творческого наследия А. Введенского (умер в 1941 г., реабилитирован в 1964 г.). В соответствии с Постановлением Совета Министров СССР "О порядке исчисления срока действия авторского права для наследников реабилитированных авторов" (1957 г.) 15-летний срок охраны произведений А. Введенского исчислялся со дня получения наследниками извещения о реабилитации, 19 июня 1964 г. (первое продление охраны - до 19 июня 1979 г.).

В связи с присоединением СССР к Всемирной конвенции об авторском праве (см. выше) охрана произведений Введенского вторично продлевается до 19 июня 1989 г., после чего произведения переходят в общественное достояние.

Со дня вступления в силу Закона об авторском праве 1993 г. (3 августа 1993 г.) охрана этих произведений восстанавливается, а срок охраны исчисляется по правилам п. 5 ст. 27 Закона: 50 лет начиная с 1 января года, следующего за годом реабилитации (третье продление срока - до 31 декабря 2014 г.). Поправки, внесенные в Закон об авторском праве в 2004 г., увеличивают этот срок еще на 20 лет - до 31 декабря 2034 г.

ГК РФ оставляет порядок исчисления срока и его продолжительность без изменений (п. 4 ст. 1281).

Произведения, авторы которых работали во время Великой Отечественной войны или участвовали в ней. В соответствии с п. 5 ст. 1281 ГК РФ срок действия исключительного права на такие произведения увеличивается на четыре года <1>.

--------------------------------

<1> Аналогичная норма содержалась в п. 5 ст. 27 Закона об авторском праве 1993 г.

 

В судебной практике возник вопрос о возможности применения этого льготного срока к произведениям советского писателя-фантаста А. Беляева. Известно, что жизнь Беляева трагически оборвалась в 1942 г. (погиб на оккупированной территории). В соответствии с действовавшим в тот период времени законодательством (ст. 15 Основ авторского права 1928 г.) срок охраны его произведений истек 31 декабря 1956 г.

Полагая, что с тех пор охрана этих произведений не восстанавливалась, ответчик (издательство) в 2008 г. приступил к их переизданию. Признавая действия издательства незаконными, суд исходил из того, что 50-летний срок действия авторского права А. Беляева не истек к 1 января 1993 г., так как подлежит продлению на четыре года с учетом работы автора (в должности сотрудника газеты "Большевистское слово") в годы Великой Отечественной войны. Следовательно, с 1 января 2008 г. действие исключительного права на произведения Беляева возобновляется, и новый срок их охраны исчисляется по правилам, предусмотренным ст. 1281 ГК РФ (п. 3 Постановления Пленумов N 5/29) <1>.

--------------------------------

<1> Решение Арбитражного суда г. Москвы от 27 июля 2010 г. по делу N А40-99593/09-110-659. Впоследствии позицию Московского арбитражного суда по "делу Беляева" поддержал Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ (Постановление от 4 октября 2011 г. N 4453/11).

 

Выводы

 

В настоящее время проблема охраны "старых" произведений, созданных российскими и советскими авторами в первой половине XX века, решается в соответствии с положениями ст. 6 Вводного закона, установившей следующее правило: сроки авторско-правовой охраны, предусмотренные ст. 1281 ГК РФ, "применяются в случаях, когда пятидесятилетний срок действия авторского права не истек к 1 января 1993 года".

Формулировка этой переходной нормы оставляет желать лучшего. Непонятно, о каком 50-летнем сроке действия авторского права, который мог "истечь" к 1 января 1993 г., идет речь, если до 3 августа 1993 г. такого срока просто не существовало (произведения охранялись в течение 15 или 25 лет p.m.). Вариант с "50-летним сроком, введенным Основами ГЗ 1991 г." не обсуждается. Во-первых, потому что непродолжительное действие этих Основ (по крайней мере в качестве источника авторского права) было скорее формальным, чем реальным. Во-вторых, потому что этот вариант, исключающий "ретроохрану", не получил поддержки в правоприменительной практике.

Российские суды склонны рассматривать переходные положения Вводного закона в качестве нормативной основы для придания "обратной силы" тому 50-летнему сроку, который был введен после 3 августа 1993 г. <1>. Однако в "деле Беляева" вопреки буквальному толкованию этих переходных норм Высший Арбитражный Суд РФ посчитал возможным придать обратную силу более продолжительному сроку: 50 лет + 4 года.

--------------------------------

<1> См.: ст. 27 Закона РФ от 9 июля 1993 г. N 5351-1 "Об авторском праве и смежных правах" (первоначальная редакция).

 

Значит ли это, что "сага о сроках" не окончена и проблема охраноспособности "старых" произведений требует дальнейшего исследования? Полагаю, что нет, если при ответе на вопрос - охраняется ли данное произведение авторским правом? - руководствоваться следующей фикцией. Предположим, что с момента создания этого произведения режим его правовой охраны определялся в соответствии с Законом 1993 г. (в его первоначальной редакции) <1>. Если к 1 января 1993 г. такая "воображаемая" охрана еще не прекратилась, с 1 января 2008 г. произведение переходит в режим реальной охраны, который определяется действующими нормами части четвертой ГК РФ <2>.

--------------------------------

<1> Напомню, что первоначальная редакция Закона об авторском праве 1993 г. устанавливала общий 50-летний срок действия авторского права и специальные сроки: для произведений, созданных в соавторстве (50 лет p.m. последнего соавтора), для произведений, авторы которых работали во время Великой Отечественной войны (50 лет + 4 года), и т.д.

<2> Эта фикция не работает в отношении "посмертных публикаций", так как их правовой режим был существенно изменен действующей редакцией ГК РФ (см. выше).

 

И.А. ЗЕНИН


Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 272; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!