Осознанное бытие и есть счастье



  • POSTED ON18. АВГУСТ, 2017

А если я не делаю никаких практик, а просто каждый день время от времени вспоминаю об осознанности и осознанно, например, беру чашку, ощущая ее тепло, осознанно включаю компьютер и смотрю на рабочий стол монитора, который как бы уже не замечался, примелькался, и так далее. Это можно считать практикой? (Собеседник)

— Практики — это всё, что ты делаешь осознанно. Если ты сидишь на унитазе и осуществляешь зов природы, если ты это делаешь, осознавая себя, то это и есть практика. Практика — это любое действие и любое недействие, которое случается по твоему намерению и осознанно, поэтому тут можно не вдаваться в детали. Осознанность — это и есть тот ключ, который всё меняет.

Мой взгляд на мир очень простой: мы существуем, мы абсолютно укоренены в «здесь и сейчас», отсюда нельзя выпасть, мы уже здесь, значит, всё главное уже случилось. Есть только одна такая маленькая печаль — не все радуются. Единственное, что тут можно изменить, это чтобы они осознавали то, что есть, и тогда тоже будут радоваться, потому что то, что есть — это источник самой радости. Источник счастья — в самом человеке. Если он есть, значит, есть и счастье, но его нужно осознать. Это так же просто, как золотой слиток размером в телегу – если ты не знаешь, что телега золотая, ты будешь расстраиваться и переживать, и твоя судьба будет осуществляться, как судьба гражданина страны несчастья. Но если ты осознаешь природу этой телеги – тут же волшебным образом твоя судьба преображается.

Это уже есть в нас — мы сами есть источник несказанного счастья и несказанной радости, но его нужно осознать, поэтому осознанное бытие и есть путь к этому счастью или путь к тому, что уже на самом деле есть. Мы живем в золотом королевстве, но не осознаем ни своего статуса королевского, ни своих прав королевских. Не нужно объективно ничего менять — это всего лишь позиция в сознании. Осознаешь ли ты это или не знаешь – вот, в чем вся разница. Поэтому, какими путями ты подойдешь к осознанию себя и сути всего мира, это не важно, потому что, если ты не осознаешь, что есть ты, ты все равно то, что ты есть. Понимаешь? Если этот бедный холоп ухаживает за своей телегой, не зная ее ценности, на самом деле объективно, эмпирически ничего не меняется. Так что, тут всё очень просто и поэтому же так всё очень сложно. Уяснить нужно то, что единственное изменение, которое произойдет, это изменение в сознании — можешь ли ты видеть так, как оно есть. Поэтому вот этот навык свободы от ума, то есть избавление от привязанностей, которые тебя контролируют, это всё нужно только в контексте практики, чтобы ты могла взглянуть на вещи трезво, чистым ясным взглядом. Тогда всё само по себе откроется.

— То есть правильно ли я тебя поняла, что, если я впала в какие-то тоскливые воспоминания, то первый шаг — это осознать, что я впала в эти воспоминания?

— Такая поэтапность никогда никому не помогла, это всегда игра ума, это всегда самообман на самом деле. Тут нет никаких этапов, тут всё уже есть, ты уже здесь, ты не можешь себя только чуть-чуть осознать, что «я сегодня на полноги совсем уже тут». Это невозможно, это всё — отвлекающие маневры мыслепроцесса. Память случается, на тебя может навалиться меланхолия, может депрессия навалиться, всякое случается, но дело в том, что твоя позиция не меняется — ты всегда находишься здесь и ты всегда сейчас.

— Позиция не меняется, а настроение очень даже меняется. И от этого хочется освободиться.

— Ну, в этом и есть проблема, что хочется избавиться от того, что есть. Понимаешь? Если твой момент настоящего оттенен недобрым воспоминанием, твое возмущение по отношению к этому и создает то, что ты переживаешь, как несчастье. Само воспоминание не несет никакой информации несчастья, это твое взаимодействие с этим образом порождает несчастье, если этот образ для тебя не желаем и немил.

— А как я могу от этого избавиться?

— В этом и есть вся йога, в этом и есть вся мистика — обрести навык автономного, независимого, самодостаточного существования. Этого нельзя сделать умственными трюками. Ты хочешь свои мысли вывернуть так, чтобы твоя жизнь тут же превратилась в шоколадку. Это невозможно. Источник твоего страдания — это твои мысленные потуги, и ты никак не выкрутишься из этих мыслей, как-то с ними борясь. Твоя свобода — это свобода от мыслей, а не свобода и право менять эти мысли. Мысли как погода, они приходят по своим причинам и наваливаются какие-то ощущения. Это как дождливая погода — у тебя нет возможности иметь какую-то другую погоду, кроме той, которая есть. Но я опять повторюсь, если человек влюблен, то хмурая погода его не опечалит. Если ты влюблена в себя, какая ты есть, то ни одно дурное воспоминание не будет тебя вгонять в печаль и в горе. Понимаешь? Это будет просто сентиментальное воспоминание, которое ты своим осознанным восприятием лелеешь, и оно растворится. Всё дело в тебе самой — где ты. Ты жертва своих мыслей, своих чувств, своего тела или ты свободна и достойна. Всё дело в том, кто есть ты. И для этого нужен вот этот навык: ощутить себя, осознать себя, знать себя. У нас нет такого навыка, родители нам об этом не говорили и в коллективе об этом даже не судачили. Мы говорили о прошлом, у кого что случилось, и мы делились фантазиями о будущем, но мы не делились опытом осознавания себя, поэтому тут невозможно одним голым хиленьким хотением взять, да и преобразиться. Мы не имеем этот навык, но его можно обрести.

Насколько, скажем, рождение ребенка сложно или просто? Это как посмотреть. То есть рождение в тебе свободы, рождение тебя как йога — это сложно или просто? Это очень относительно, как и с рождением ребенка — тяжело однозначно сказать. Ребенок как человек очень сложный, но само рождение ребенка происходит как-то вроде бы очень просто, поэтому рождение тебя как Человека с большой буквы не осуществиться, если ты будешь просто очень этого хотеть, тут нужен еще коитус, тут нужен акт самоосознания, иначе это будет только воображаемый ребенок. Тут не надо спешить поперёд телеги. Желающие этого очень часто грешат нетерпеливостью.

— Как быть свободным, если, скажем, через пару месяцев надвигается какое-то неприятное событие, которое может потребовать от тебя решения. Например, проблемы на работе – увольняться или нет, или что-то еще очень тревожное или пугающее. Как тут быть свободным, если я живу сейчас этим будущим?

— Ну и правильно, так оно и есть. В твоем настоящем происходит беспокойство о будущем…

— Но я не хотела бы день за днем жить в этом беспокойстве, если событие всё равно произойдет.

— Но у тебя нет выбора — пока проблема не решится, она будет тебя доставать. Это физика. Этого невозможно избежать. Надо заметить, понять и осознать, что покамест ты прыгаешь с самолета без парашюта не беспокоиться о последствиях невозможно, это глупость, это атрофия мозга. Понимаешь? Если тебя ожидает стресс в будущем, не беспокоиться об этом безответственно. Ты этим философствованием о «здесь и сейчас» подпорчена, поэтому ты вдвойне находишься в невыгодном положении. Тебе нужно принимать решение о будущем, как и любому другому человеку, на что требуется достаточно сил, но ты еще и чувствуешь неловкость от того, что ты как-то недостойно находишься в том, что есть, не в той позе. Это и есть отрава той греховности, только она у тебя сейчас не христианского толка, а адвайтовского толка. Видишь, как это тебя парализует и смущает? Ты должна идти по жизни, как самурай — будет война, будут головы отсекаться, и тут вопрос простой: или тебе отсекут или ты отсечешь. А все эти кокетства, эти манерности, что «мне это не нравится, я этого не люблю, я этого не хочу и вообще, я мирный человек»… Ну, ты-то мирный человек, но ты находишься на военном поле. Понимаешь? Ты живешь не одна в этом мире и даже в этой квартире, и поэтому ты находишься в осаде, поэтому ты должна принимать военные решения и они, конечно, не веселые. Но это есть то, о чем я говорю — ты осознанно принимаешь факт того, что есть. Если ты находишься в осаде, то ясно: нагибайся — бомбы летят, будь осторожна. Вот о чем я говорю. Не о том, чтобы ты, как какой-то блаженный баклажан беспричинно всегда благоухала и радовалась. Я о том говорю, что ты осознаешь только то, что есть, вот есть беспокойство — оно и есть.

— Беспокойство есть, но событие будет в будущем. Допустим, я приняла какое-то решение или смирилась с тем, что будет. Но почему я все время до этого события отравляю себе жизнь этим почти депрессивным состоянием ожидания этого события?

— Ну, потому что у тебя нет атрофии мозга, потому что ты — нормальный человек. Если ты привязана к рельсам и едет поезд, пусть он только через две недели приедет, тебе эти адвайтовские штучки: «давай, наслаждаться эти две недели тем, что есть», это тебя просто угробит. Ты не должна смиряться с тем, что есть, если тебе это не в радость. Твой ум отравлен этой псевдодуховностью. Это то, что я хочу до тебя донести и что не очень-то у меня пока получается. Но представь: ты привязана к рельсам, поезд едет две недели. Зачем тебе радоваться? Ты будешь вся в беспокойстве. Это есть то, как выражается жизнь. Увидь это, полюби, и ты, как самурай, будешь очень эффективна в том, что есть. Ты не будешь искать другое ощущение, которое там не присутствует. Если это беспокойство, ты будешь специалистом беспокойства. Если это неприятие, ты будешь специалистом неприятия. Если это тишина и покой… Но, извини, тишина и покой должны быть обоснованы. Во время бури корабль не может наслаждаться тишиной и покоем, капитан спать не идет, стоит у штурвала и пытается хоть что-то сделать. Если бы он был адвайтистом, он пошел бы в трюм и дрых. Но что случится с кораблем? Там же рифы, понимаешь? Поэтому, если буря, то ты стоишь у штурвала и терпишь все невзгоды этой бури. А придут в твою жизнь спокойные дни, будешь наслаждаться спокойствием. Вот о чем я говорю.

— Это если уже есть буря. А если бури еще нет, а только небо потемнело и буря только в возможности.

— Это то и есть. Умный капитан бурю носом чует, он начинает беспокоиться уже при первых признаках, он поднимает ленивую команду и говорит: «А ну, перестаньте жить в «здесь и сейчас» и начинайте думать о будущем».

— А если неприятное событие как-то можно сгладить? Если у капитана есть выбор — порт еще недалеко, может, лучше в порт вернуться? Как узнать, какой выбор для будущего будет правильным?

— Никто не знает. Каждая ситуация абсолютно замкнута сама на себе. Каждое решение абсолютно свободно от всего твоего предыдущего опыта и ожидания от будущего. Любая ситуация выражается, как что-то новое, и из-за того, что она новая, не подходит готовый шаблон. Поэтому капитан не может включить автопилот во время бури, даже во время штиля лучше этого не делать, а то знаешь ведь, как с «Титаником» получилось.

Если бы ты осознавала, что жизнь — это то новое, что случается, т.е. непрерывно наваливающаяся на тебя новизна, ты бы забыла эти фантазии о том, что ты будешь когда-то к чему-то готова. К жизни невозможно быть готовым, потому что жизнь никогда не повторяется, каждое событие, каждый поступок всегда будет ждать тебя неподготовленной. И если ты признаешь эту свою неготовность, в тебе рождается смирение, ты как бы покоряешься, и это дает тебе внутренний покой. Когда капитан осознает, что насколько бы он не был горд у себя в порту, но здесь в океане он — ничто, он в своем смирении просто делает то, что может. Если судьба к нему благоволит, он будет жив, но он осознает, что это не в его воле, и это дает ему силу держать штурвал. Это, когда ломается твоя гордость… Твоя уверенность, что возможно манипулировать ситуациями в свою пользу — это твоя гордость. Если бы ты осознала, что ты в руках судьбы, а не судьба в твоих руках, ты бы вернула себе покой внутри, при том, что снаружи была бы большая буря, большое беспокойство. Понимаешь, даже самые прославленные капитаны погибали. Поэтому желание найти алгоритм личной удачи — это очень по-детски. Никто и никогда его не найдет, потому что судьба не делится на разные воли и желания, она одна на всех наваливается и то, что должно случиться, оно случится неизбежно. Осознать это, значит, осознанно смириться с этим, и осознанно смирившись с этим, ты обретаешь волшебную силу, потому что ты уже не та, кто против судьбы, а ты уже активная исполнительница судьбы, это уже совсем другой статус. Это статус, наполняющий тебя силой и достоинством. Просто нужно знать, на чьей ты стороне — на стороне судьбы или на стороне своих собственных желаний.

Это просто вопрос смирения с тем, что есть, и вопрос необоснованности твоих желаний. Как хромой человек, который не хотел бы хромать. Это очень понятно по-человечески, но как его утешить? Если он хромой, он и будет хромать. Ну можно, конечно, его послушать, что он об этом скажет, можно его пожалеть. Но без протеза там, видимо, не обойтись. Но вот так: «Мне это не нравится, не хочу. И есть ли возможность как-то этому не быть?» — тут всё же нужно думать о причинах и последствиях.

На бытовом уровне очевидно, что у всего есть свои причины: и у прошлого, и у настоящего, и у будущего. Если хочешь, чтобы случались другие последствия, должны случаться и другие причины. Но это всегда еще связано с другими людьми и со всем вместе, поэтому шансов всегда мало. Человек некоторые события своей жизни гиперэмоционально воспринимает и теряет рациональную хватку, хотя эта рациональная хватка могла бы дать какое-то преимущество и как-то все же повлиять на ситуацию. Поэтому голова должна быть холодной, а сердце — горячим, т.е. голова должна быть трезвой. Нельзя эмоциям подниматься в голову и всякими желаниями оттенять мыслепроцесс, иначе это не мысли, а всякие хотюлечки. Если хочешь изменить будущее, влияй на настоящее, используя опыт прошлого. А это опять-таки навык.

Я вот свои желания согласую со всем миром, я всегда делаю только то, что надо и никогда не делаю то, что хочу. Мое хочу — это то, что надо. И то, что есть — это то, что надо и это то, что я хочу. Поэтому всё очень просто.


Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 225; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!