Любовь не награда, это наказание



  • POSTED ON15. ИЮНЬ, 2017

— Давай рассмотрим пример семейных отношений. Вот, приходит муж домой, заявляет, что полюбил другую, и у меня сердце ёкает, полуобморочное состояние. Факт, на который я должна обратить своё внимание, в том, что бабочки улетели, или в моих переживаниях? (Собеседник)

— Факт в том, что ты проиграла игру, и когда ты проигрываешь, то играешь роль проигравшего.

— То есть все истерики организма происходят из-за того, что я считаю себя проигравшей?

— Да, ты играешь несчастную брошенную. Если муж изменяет, но тебе не говорит, ты будешь чувствовать любовь и нежность по отношению к нему, потому что ты играешь в игру, что он спит только с тобой, и ты знаешь, как вести себя в этой игре: расслабленно, спокойно и радостно. Если он играет в игру «пошла ты нафиг, ты мне больше не нужна», это уже другая игра, и ты играешь страдалицу, где он в роли мучителя. Это просто игры, которые никак не связаны с тем, что переживает он, и что переживаешь ты. Это культурный слой, правильнее будет сказать — бескультурный слой человечества.

— Ты хочешь сказать, что переживать сильные эмоции – это бескультурье?

— Нет. Вот простой пример на эклерах. Ты ешь эклер и, если он тебе нравится, он вкусный, и это факт. Это нормально, всё хорошо, ты живешь в мире фактов. Но с некоторыми людьми случается такая штука, что они постоянно думают об этих эклерах, и чем больше какая-нибудь девушка их ест, тем быстрее теряет вкус нежности эклеров, и, чтобы его почувствовать, ей нужно еще больше их съесть, она начинает толстеть, начинает себя ненавидеть за то, что есть эклеры. А в основе — простая приятность переживания эклера и желание удержать это переживание непрерывно. Всё остальное уже не важно. В основе — желание вернуться в то состояние первого эклера, а тысяча первый эклер — просто неудачная попытка туда вернуться. Вот такие факты. А всё остальное вроде: я много ем, потому что у меня папа жестокий; я родилась в знак Рыбы и у меня такая склонность — это интерпретации, это всё неправда. Правда — переживание. Если всмотреться в эту обжору, которая съела уже тысячный эклер, то переживание подскажет правду: она хочет вернуть счастье, которое вкусила с первыми эклерами. Она хочет много-много счастья тогда, когда его нет. То же самое и когда человек хмурый летом — солнца нет, причина очень простая. То, что он начнет интерпретировать, не зная причин: плохая политика в государстве и вообще, понаехали тут всякие — это интерпретации, он не знает истинных причин. А причина простая: может, у него живот болит, может, у него работа не идет, и он испытывает постоянную усталость.

Нужно очень четко различать факты и интерпретации, т.е. нужно научиться — приобрести новый навык — во всем и всюду рассматривать вещи как таковые, не насыпая на них вот эту ментальную пыль, просто смотреть на вещи, как они есть. Это значит, изучать себя и изучать мир или, если помпезно сказать, познавать себя и познавать мир. Это ведь должно быть очень интригующе, очень многообещающе.

Сколько мы живем — 50, 60, 70, 80 лет — мы блуждаем в мыслях: «один сказал то, другой написал это, я подумала об этом, мне кажется вот это», это всё мир мыслей. Мы устаем не от жизни — от жизни никто никогда не уставал — мы устаем только от мыслей. Так что, свежесть этого мира без мыслей очень интригующа, это совсем другой мир. Даже если тебе 50 лет, и ты только начинаешь познавать мир без мыслей, ты чувствуешь себя, как младенец. Ведь ты столько раз ходила по этой улице, но постоянно думала о другой улице, о другом городе, а тут, на этой улице столько её — и без комментариев. У вещей же в мире нет комментариев: у птичек нет названий, у рек нет названий, у деревьев нет названий, и самое волшебное, до чего человек может догадаться в таком медитативном настроении, что и у него нет названия. И когда я говорю, что у человека нет названия, это значит, что нет никакого названия: ни сознание, ни Бог, ни большое Я — вообще нет. И это так свежо, так радостно.

Так что рецепт очень простой: перестать верить в мысли и, конечно, перестать верить в слова. Учиться соприкасаться с переживаниями, с ощущениями, со зрительными объектами, с тем, что мы слышим, осязаем без комментариев. Это просто навык.

— Я не совсем поняла: в вакууме каком-то ментальном находиться?

— Тогда я должен уточнить такую вещь: когда я говорю «без мыслей», я говорю только о практике. Когда тебе тренер по фехтованию говорит: «Давай быстрей коли, ни о чем не думай, коли прямо в грудь», это не значит, что ты должна переносить это на всю свою жизнь. Речь идет только о времени тренировки. В мистике, когда говорится: «Воспринимай мир без мыслей», это всегда только в контексте практики, как упражнение, а не то, что ты должна переживать 24 часа в сутки. Любая мысль, любое переживание, любая концепция, если они не в противоречии с тобой, это прекрасная возможность проявиться всему и всякому. Эти строгие указания — как лекарство, как терапия. Если больному говорят: «Успокойся, сиди и не двигайся», это не значит, что, когда он выздоровеет, ему не надо будет двигаться и придется всё время сидеть. Поэтому каждый раз, говоря об этом, нужно было бы уточнять, что идет разговор о лечении, а лечение — это переходный период. Учиться жить без мыслей — это не значит достигать огромных высот, не значит, чтобы мыслей вообще не было, просто нужно начинать в этом направлении работать. Когда ты начинаешь смотреть на мысли, ты видишь, что только они владеют тобой, и когда ты стараешься уменьшить их власть, то этого перемирия вполне достаточно: немного мыслей, немного тишины.

— То есть просто замечать, как мысль пришла и не «жевать» её?

— Да. Внутренняя работа — это большое пространство и тут нет каких-то строгих правил, каких-то строгих требований. Это то же самое, как и во внешнем мире: ты освоила езду на велосипеде и можешь это дело забросить, потому что обрела навык и тебе не нужно достигать каких-то вершин в велосипедном спорте.

— Значит, если меня возмутил какой-то человек, как только я заметила в себе мысли, осуждающие его, я сразу же должна их отсечь?

— Да. Но на самом деле мы к другим людям вообще никак не относимся, я скажу даже больше, другие — это всегда картинки в нашем небе, мы переживаем только себя. Если ты чувствуешь, например, зависть, то в тебе где-то есть неудовлетворенность собою и это переживается, как зависть. Другой человек — не причина твоей зависти, он просто как бы дает возможность проявиться твоей зависти, но она всегда внутренняя вещь, любовь — всегда внутренняя вещь, ненависть — всегда личная вещь. Никаких источников твоих переживаний снаружи нет. Ты спишь в глубоком сне, себя не помнишь, и у тебя нет отношения к внешнему миру, он абсолютно нейтрален.

— А страхи во сне или любовь к кому-то, кого в жизни не помнишь или даже не знаешь?

— Да, если у тебя совсем плохо с этими делами, то они вылезают, куда могут. Любая мысль, любая эмоция, любое телодвижение — это энергия. У энергии есть объективные факты: у энергии есть где-то начальный импульс, она развивается до своего апогея, а потом падает. Но импульсы рождаются по каким-то причинам, одна эмоция, как волна, выталкивает другую эмоцию. Поэтому, когда успокаивается твой внутренний мир, когда ты находишь мир в себе, все волны со временем остывают: мысленные, эмоциональные, телесные. Поэтому мистик не занимается целительством, мистик не занимается медитацией и у мистика нет морали. Мистик находится в покое себя, а из покоя себя волны не возбуждаются. Дисфункция тела — это просто волна, буйство физиологических энергий, общее расстройство. Это хорошо видно, когда ребенок не успокаивается и уже задыхается, прыгая на кровати в час ночи, потом, в полубреду, разбивает себе голову, плачет и засыпает, как младенец. Это всё — энергии.

И тут важно понять, что если это всё — движение энергий или движение сил, то они не личностные. Мысль — это всего лишь движение в голове. Как ты относишься к движению в небе? Разве ты сильно бесишься из-за дождевых туч? Да, они огорчают, они приносят неприятности, но ты не сильно бесишься, ведь ты понимаешь, что это движение природы. Если ты спокойна, то в дождливый выходной ты сможешь что-то придумать: зонтик взять на улицу, пойти в гости или выспаться в пасмурную погоду, тогда это вообще не проблема.

— Ребенок, который прыгает на кровати, не может совладать с энергиями. А взрослый человек разве всегда это может?

— У ребенка несинхронно развитие разных функций организма, мы медленно растем, поэтому у детей естественен этот дисбаланс разных составляющих. А у взрослых этот дисбаланс может быть только из-за необразованности, из-за бескультурья. Есть же санитарная культура: покакал — помыл руки. И вот у нас, у взрослых, есть возможности воспитания внутренней культуры — не поднимать внутренний шум, но мы этими возможностями не пользуемся из-за того, что нет такого культурного запроса. Наше общество подстрекает нас на буйство чувств и безрассудство мыслей. Это вопрос санитарии.

Когда вводится санитария, ее никто не приемлет, потому что жить в условиях антисанитарии очень удобно с точки зрения лени: не мыть руки, значит, не делать, не делать — не тратить энергию. Это считается рациональнее, чем делать лишние действия. Чтобы люди начали соблюдать внутреннюю санитарию, нужно доказать, что антисанитария вредит их здоровью. Нужно доказать, что если ты будешь думать, что попало, то с тобой будет и происходить, что попало. Но это нужно доказать, это нельзя только сказать.

Но у человека без определенных знаний нет никакой возможности провести внутреннюю дезинфекцию. Если ты подцепила какое-то дурное качество, скажем, подсела на зависть, ты не знаешь, как от него избавиться. Но это просто незнание, просто нет знания в нашем обществе.

Так что, не нужно придавать слишком большое значение этим словам: любовь, Бог, ненависть — это просто слова, это просто большие эмоциональные шумы. Сами факты всего этого не такие уж и большие. Видеть это — уже дает возможность с этим справиться. Когда ты называешь мужа большим подлецом, ты таким образом делаешь себя бессильной что-то с этим сделать, а когда ты видишь в его поступке подлость обыкновенную, ты с этим можешь справиться, а в следующий раз и предугадать. Но для этого нужно знание и трезвый взгляд на вещи. Надо учиться видеть вещи без мнений. Это не сложно и даже очень просто.

Научиться любить, быть счастливым можно, это такой же процесс, как научиться ездить на велосипеде: вначале ты даже не можешь на нем сидеть, но, в зависимости от твоих особенностей, ты за день или за месяц, но научишься. И потом ты будешь ездить так же, как и все, потому что это обыкновенный навык. Всё хорошее, чем мы наслаждаемся в нашем обществе, это простые вещи, которые обрелись путем навыка. И счастье нужно так же преподавать, как навык. Это не естественное переживание, это обретенное переживание: как мы научились ходить на ногах, как мы научились разговаривать, как мы научились культурно себя вести, как мы научились петь, как рисование, доведенное до совершенства, как вкусная кулинария, как хороший борщ — это всё навыки. Любовь в семье — это навык, а не чудо-юдо, я говорю о семейной любви, а не о всяких «ах-ух». Всему хорошему мы научились, и если мы хотим приумножить это хорошее – а мы, конечно же, хотим, — то, черт возьми, почему же не учимся-то?

Я скажу почему: все вот эти внутренние вещи оставлены церквям, йогам, гуру, шаманам, экстрасенсам, астрологам, нас подставило светское общество, оно продало нас в рабство вот этим средневековым концепциям. Поэтому мы до сих пор страдаем ерундой. Но повторюсь: счастью, любви, дружбе, просветлению можно только научиться. Это не чудо, не волшебство, не магия, это – навык, и не сложнее, чем научить человека езде на велосипеде, хотя, я признаю, некоторым и это не под силу.

— То есть я могу научиться смотреть только на факты жизни и потому быть счастливой? Например, муж пришел, заявил, что не любит меня, и я так: «Что ж, я проиграла эту игру, буду играть в другую — свободная женщина». И внутри у меня – покой.

— Да-да, так оно и есть! Почему ты, когда идешь замуж, убеждаешь себя, что он будет с тобой навсегда? Ведь ты убеждаешь себя, потому что знаешь, что никаких гарантий нет! Я помню одну такую евангелистку большой истинной любви, она рассказывала, как встретила своего мужа, что он такой замечательный, и если другие могут изменять, то он вообще не такой… Я ей задал один простой вопрос: она до этого других мужчин любила? Я ее так подколол, спровоцировал. Она: «Конечно!» Я: «Ну, так ты уже изменяешь своему мужу задним числом, ведь ты когда-то любила одного, сейчас любишь другого, а это значит, что можно и разлюбить, это факт твоей же истории»

Любовь приходит к тебе — это факт, не ты ее создала, она к тебе пришла, и ты можешь радоваться ей ровно столько, сколько она есть. Может, она уйдет, а может, нет, не в твоей власти ее удержать. Мы все — жертвы любви. Это очень важно понять: человек — жертва любви. И когда кто-то влюбляется, он страдает от любви, ведь ее не ждали, ее не просили, она точно думала о любви, но что-то другое, а тут этот человек, и «я его люблю», и сейчас же — в ЗАГС, и сразу — дети. Мы жертвы любви, понимаешь? А вот эти лирика и проза, то, что говорят о любви — это просто мир мыслей.

Поэтому я не очень люблю ввязываться в разговоры о любви, потому что на самом деле разговоров о любви никогда не было. Этим словом кто как пользуется и почти каждый — в своем значении. Я видел разные фильмы, читал разные книги, еще больше — стихов о любви, но я очень хорошо видел то, что они описывали всякие странные вещи, только не любовь. Под этим именем ходит много подлости, много жестокости и грубости, нарциссизма, эгоизма, насилия, много чего. Пока ты пользуешься словом любовь и реагируешь на него, она тебе будет недоступна.

Любовь та, которой мы все желаем — вот эти волшебные бабочки — она гостья, а мы жертвы. Когда эта любовь уходит, как же жертва может обижаться на палача: «Почему ты от меня ушел?» Поэтому, когда ты кого-то любишь, ты должна чувствовать благодарность тому, что ты вообще можешь испытывать любовь. Когда кто-то влюбился в тебя, единственное, что ты можешь испытывать, это беспрерывную благодарность, потому что, ну подумай, за что тебя вообще кто-то мог полюбить, да еще и кто-то хороший. Любовь не награда, это наказание, а тот, кто тебя любит, он твой палач тебя, палач твоей важности, твоего эгоизма, твоего нарциссизма, ведь ты таешь в его присутствии. Разве это награда? Это ж проклятие. Любовь не дает, а отнимает. А огромная любовь — это полная потеря себя. И поэтому те, кто с пеной на губах разглагольствует о любви… Ну, как ты можешь много говорить о потере? Когда много говорят, это всегда предполагает какое-то приобретение. Потеря тиха, она интимна, она не говорит, она молчит. Поэтому это не о любви пишут книги и снимают фильмы.

— Есть люди, для которых без любовных страстей жизнь не имеет смысла, скучна, однообразна. Им необходим адреналин. От чего это зависит — от физиологии человека, мол, таким уж уродился?

— Это бескультурье, вопрос воспитания. В моём добром детстве мой друг был самым главным хулиганом в нашем районе и у него тоже зашкаливал адреналин. Но дело было не в адреналине, а в бескультурье. Я наблюдал все его пакости как бы изнутри и видел, что это просто сила, энергия, которая через него хлещет. Родители могли бы научить его направлять эту силу на спорт, он мог бы достичь больших спортивных результатов, но общество не помогло ему выразить это в конструктивном русле, и он, в силу возраста, выразил это в доступной ему форме — в грубом хулиганстве. Это только вопрос воспитания.

Эмоциональная страстность — это бескультурье, потому что страстность, как и расхлябанность, касается и других, т.е. ты не можешь быть страстным один, не затронув других: «Я хочу эту женщину и мне плевать и на ее мужа, и на свою жену, и на всех!» Это не подлость, не предательство или измена, это просто бескультурье — нечувствование страданий близких, когда страсть затмевает твой ум своим желанием, тебе плевать с высокой колокольни на других, и ты называешь это высоким именем страсть или любовь. А это просто бескультурье. Это то же самое, как кому-то нравится пострелять ночью из пушки, и не важно, что тут другие люди живут, зато звук-то какой! Вот бояре так и делали: развлекались, шалили, глумились над своими холопами и называли это боярскими забавами, но это обыкновенное внутреннее бескультурье. А так как наше общество культурно мало развито, это не пресекается на коллективном уровне. Когда кто-то из-за большой любви бросает свою семью и доводит кого-то до самоубийства, это обсуждается с позиции любви и свободы, но надо обсуждать это и с точки зрения культуры: сколько людей пострадало и сколько что-то приобрело. Страсть всегда бывает только в пользу своих прихотей, и это не плохо, не хорошо, это бескультурно. Это буквально, как какать на улице: «Я страстный человек — тут хочу и тут это сделаю, мне на всех плевать». Да, так можно, но это некультурно. Это не имеет отношение к добру и злу: любит-не любит, изменил-не изменил, страстная-не страстная — это вопрос поведения, вопрос культуры.

Есть вещи, которые нельзя делать просто из-за того, что они приносят больше вреда, чем пользы, и вот это есть путь культурного развития — ты забываешь о своих прихотях не из-за того, что это тебе не нравится, а из-за того, что это другим приносит больше неприятностей. Это просто вопрос развития, воспитания и образования.

— Но такие страстные люди могут иметь прекрасное образование и относиться к так называемой культурной прослойке общества.

— Внешнее образование не имеет отношения к внутреннему миру. Наши образовательные учреждения, особенно ВУЗы, дают науки внешнего мира, поэтому банкир с тремя высшими образованиями может кинуть сто тысяч пенсионеров. Если бы у него был хоть один класс внутреннего образования, он бы, во-первых, в банкиры не пошел, а во-вторых, не смог бы обидеть пенсионеров. И пусть будет хоть три высших образования — это внешние навыки, это ремесленное образование. Экономист — это ремесло, это знание о функционировании внешних процессов, и поэтому, к сожалению, с экономическим образованием плохой человек, некультурный может еще больше зла принести в мир, чем необразованный холоп 17-го века. Поэтому я и говорю, что наш мир объективно на грани катастрофы, так как внешних образований очень много, а внешние образования дают внешние власти, и внешний мир разрушается неправильно примененной внешней властью. И единственное, что может удержать негативное применение внешней власти, это внутренняя власть, потому что, когда у тебя в руках ядерный чемоданчик, а тебя бросила твоя любимая, единственное, что может тебя удержать от нажатия кнопки, это твоя внутренняя образованность, потому что внешняя тут не поможет. Мы знаем, что экономисты, финансисты, архитекторы, агрономы, чемпионы мира по фехтованию, шахматисты и депутаты — они также впадают в страсти, в безрассудства, в алкоголизм, в наркоманию, в фанатизм и во всё остальное, потому что внутреннее образование у них – первоклашек. Поэтому так часто какой-то добрый дворник, какой-то прекрасный садовник намного мудрее какого-нибудь важного депутата, потому что этот садовник, этот дворник, возможно, внутренне образован намного больше, чем внешнее образование какого-то упыря-банкира. Поэтому я и ввожу это понятие о внутреннем образовании, как одно из центральных.

Мы — одна целостность, внешний и внутренний мир — это факт нашего существования. Исторически так случилось, что мы склонились к внешнему миру как отделённому от внутреннего мира, начали активно развивать внешний мир и запустили внутренний мир. Раньше все было наоборот: внутренний мир довлел, а внешний отставал. Но за последние 300 лет всё перевернулось вверх ногами — внешний мир победил качество развития внутреннего мира. Поэтому Фридрих Ницше и говорил, что Бог умер — люди в Него не верят, Его больше нет и нет сдерживающей силы.

И все-таки я хотел бы сказать приятное духовно-ищущим: у них индекс внутреннего на порядок выше, чем у человека с тремя внешними образованиями. Потому что не важно, сколько ты знаешь об экономике, важно, что ты знаешь о себе, ведь ты воплощаешь эту экономику.


Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 232; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!