Поправка к статье 1 Конституции 3 страница



Американские авторы указывают, что британскую Конституцию составляют более 300 законов <1>, а в Новой Зеландии их 114. С текстами конституций некоторых стран действуют пространные поправки, как в Индии, где отдельные из них сопоставимы по объему с Конституцией США, и приложения. Так, в Великобритании приложения к законам, имеющим конституционный характер, например к закону о реформе Конституции 2005 г., иногда в десятки раз превышают основной текст <2>. В состав Конституций Великобритании, Новой Зеландии, Канады входят, как уже упоминалось, также судебные прецеденты (решения высоких судов по вопросам конституционного значения), конституционные обычаи - конвенциональные соглашения, сложившиеся в политической практике. В Великобритании считается также, что в конституции включаются принципиальные выводы известнейших британских юристов, поскольку на таких положениях суды основывали свои решения по конституционным вопросам. -------------------------------- <1> См.: Great Britain. Constitutions of the Countries of the World. N.Y., 1984. <2> См.: Constitutional Reform Act 2005. L., 2005. Chap. 4.   Иногда число конституционных актов сложно сосчитать. Так, в Канаде к ним относятся, кроме британских актов о Северной Америке, соглашения с провинциями, решения Британского Тайного совета и др. Поэтому в некоторых странах англосаксонской системы права, где нет консолидированных конституций, зачастую только по содержанию акта можно определить, что он означает конституционную реформу. Это может относиться и к латиноамериканским странам, где существуют писаные конституции, но конституционные реформы осуществлялись законами, которые, правда, принимались не простым большинством, как в странах общего права, а квалифицированным. В современной французской литературе наряду с термином "конституция" используется понятие "конституционный блок". Конституция Франции 1958 г. главным образом закрепляет систему и порядок отношений высших органов государства, а многие другие вопросы регулируются Декларацией прав человека и гражданина 1789 г., действующей преамбулой ныне отмененной Конституции 1946 г., Хартией окружающей среды 2004 г. и другими актами. Понятие конституционного блока во Франции, как и иные подобные понятия в странах романо-германской системы права, не препятствуют выявлению актов конституционной реформы. Они отличаются названиями: "конституционный закон", "закон о поправке к Конституции" и др., что не исключает их содержательного анализа с точки зрения значимости изменений, которые могут носить и характер незначительных поправок. В большинстве государств для обобщенного названия этого основополагающего нормативного материала, даже если он состоит из разнородных элементов, используется термин "конституция". В немногих странах официальным является название "Основной закон" (Германия, Финляндия), которое может использоваться наряду с понятием конституции. В испаноязычных странах Латинской Америки, англоязычных государствах Карибского региона часто применяется понятие "политическая конституция" (Венесуэла, Колумбия, Мексика и др.). В ряде стран мира сменилось множество конституций: во Франции - 17, в Таити - 24, а в Доминиканской Республике с 1844 до 2014 гг. - 38, т.е. смена происходила практически каждые два года. Новый основной закон не всегда означал серьезные перемены, порой был связан с внесением лишь отдельных поправок, но в некоторых случаях знаменовал полноценную конституционную реформу. Истории известны факты, когда конституции прекращали действие, а затем восстанавливались. Это имело место не только в развивающихся странах (Бахрейн, Кувейт и др.), но и в Европе. Конституция Австрии 1929 г. прерывала свое действие в 1934 - 1938 гг., после того как правящая христианско-социалистическая партия ввела свой конституционный закон, а в 1938 г. после аннексии Германией была принята новая Конституция, но в 1945 г. была восстановлена Конституция 1929 г. Таким образом, в истории конституционного развития имеется значительное число примеров создания и действия конституций разного рода <1> (около 1000). -------------------------------- <1> См.: Конституция в XXI веке: сравнительно-правовое исследование: Монография / Отв. ред. В.Е. Чиркин. М., 2011.   В мире накоплен огромный опыт по изменению текстов конституций. Далеко не все изменения представляют конституционную реформу, но и их немало <1>. В целях проникновения в суть этих явлений, установления способов разных конституционных преобразований, их обобщения и классификации необходимо прежде всего определить понятие конституции в современных условиях, ее ценность для общества, объект конституционного регулирования, изучить формы основных законов, безусловно, влияющие на процедуры конституционных реформ. -------------------------------- <1> См.: приложения.   Конституция - это особый юридический документ или их совокупность, основной закон государства. На формирование понятия конституции оказывали влияние самые различные факторы, включая национальные государствоведческие доктрины, правовые системы, устоявшиеся обычаи и традиции и, конечно, этапы исторического развития, без которых конституцию определить невозможно. Один из основателей формально-юридической школы немецкий ученый Г. Еллинек трактовал понятие конституции как "совокупность правоположений, определяющих высшие органы государства, порядок призвания их к отправлению их функций, их взаимные отношения и компетенцию, а также принципиальное положение индивида по отношению к государственной власти" <1>. Такой набор признаков, по его мнению, и отличает конституцию от других законов. Близким к этому было и определение других государствоведов, в частности Т. Маунца, который также стремился свести назначение конституции к установлению компетенции государственных органов и регулированию взаимоотношений между ними <2>. -------------------------------- <1> См.: Еллинек Г. Общее учение о государстве. СПб., 1907. С. 37. <2> См.: Маунц Т. Государственное право Германии (ФРГ и ГДР). М., 1959. С. 88 - 89.   Е. Уэйд и Г. Филлипс определяли конституцию как собрание принципов, в соответствии с которыми регламентируется деятельность органов власти, права управляемых и отношения между ними. Во многом это объясняется тем, что Конституция Великобритании - не единый писаный документ и под ней понимают нечто большее, чем правовой акт; не совокупность норм, а совокупность принципов, в соответствии с которыми осуществляется регламентация <1>. -------------------------------- <1> См.: Уэйд Е., Филлипс Г. Конституционное право. М., 1950. С. 23.   По мнению Ч. Бирда, конституция - это документ, устанавливающий пределы активности органов власти, предписывающий границы их полномочий и определяющий свободы граждан <1>. -------------------------------- <1> Цит. по: Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. М., 2001. С. 50.   В теории конституционного права наряду с государствоведческим заметное место занимает и более широкий подход к понятию конституции. Его сторонники, в числе которых А.Д. Градовский, стремились отразить в определении основного закона сущность конституционализма как принципа, составляющего главный смысл конституции демократического государства. По мнению А.Д. Градовского, "основным и общим признаком конституционных форм является то, что можно назвать самоограничением государственной власти, в силу чего эта власть не является абсолютною, в чьих бы руках она ни находилась, в руках народа или монарха с народным представительством" <1>. -------------------------------- <1> Градовский А.Д. Государственное право важнейших европейских держав. СПб., 1895. С. 3.   Таким образом, формально-юридический подход к определению конституции через ее форму и предмет регулирования был доминирующим среди позитивистов. Но по мере изучения процессов, связанных с конституцией, представители социологических школ стали все больше обращать внимание на вопросы сущности конституции, обусловленной теми фактическими отношениями, которые складываются в связи с реализацией конституционных норм, конституционными коллизиями. Так, Ф. Лассаль как один из сторонников фактической конституции еще в 1862 г. отметил, что конституция является действительным соотношением сил страны. Эти фактические отношения записываются на бумаге, получают письменную форму, а когда они подписаны, то уже выражают право, правовые нормы, нарушение которых наказуемо <1>. Сущность прусской конституции, по его мнению, состоит вовсе не статьях основных законов, составленных юристами, а во взаимодействии сил короля, опирающегося на армию, дворянство, владеющее поместьями, промышленников, купцов, а также ремесленников и рабочих, поскольку они тоже представляют реальную силу. -------------------------------- <1> См.: Лассаль Ф. О сущности Конституции. СПб., 1905. С. 18.   С ним не был согласен известный русский правовед и культуролог Е.В. Спекторский, который в своем труде "Что такое конституция?" (1917 г.) указывал, что рассуждения Ф. Лассаля ошибочны в двояком отношении. Е.В. Спекторский писал: "Во-первых, они основаны на смешении права и факта. Одно дело - правомерное соотношение сил, другое дело - фактическое". При этом "кто станет утверждать, что такое соотношение и есть единственно возможное право? Во-вторых, как бы ни была непримирима экономическая борьба классов, есть известные блага, предоставляемые конституцией, которые равно ценны для каждого человека, независимо от его принадлежности к тому или иному классу. И капиталист и рабочий, и горожанин и крестьянин равно заинтересованы в том, чтобы не подвергаться произвольному аресту, иметь право свободно высказывать свои мнения, участвовать в управлении страною и т.п. Словом, конституция есть нечто такое, что, нисколько не устраняя классовой борьбы и отнюдь не обещая этого, равно необходима для всех, подобно просвещению и другим благам культуры" <1>. -------------------------------- <1> См.: Спекторский Е.В. Что такое конституция? М., 1917. С. 6 - 8.   Е.В. Спекторский отмечал, что "конституция необходима для всякого государства. Особенно она необходима для государства, переживающего революцию. Мало сбросить устаревшие формы политической жизни. Необходимо установить новые формы. Мало завоевать свободу. Необходимо ее обеспечить. И обеспечить ее надлежит не только силой, ибо сила может иссякнуть или столкнуться с большею и враждебной силой, а правом и законом. Какое же обеспечение делает данное государство конституционным? Иными словами, что такое конституционное государство?.. И вот конституционным государством является такое, где власть не только организована, но еще и ограничена, и притом не фактически только, а юридически или правомерно. Ограничена же она не чем другим, как признанием за населением публичных прав или политической свободы. Осуществляя эти права, население превращается из управляемых подданных в самоуправляющихся граждан. Совокупность таких ограничений образует конституцию данной страны, не ту, о которой говорил Лассаль и которая представляет лишь фактический учет реальных сил страны, а ту, о которой учат юристы и для которой право выше факта" <1>. Главным недостатком концепции Лассаля Е.В. Спекторский видел то, что она отрицает созидательный потенциал юридической (писаной) конституции. -------------------------------- <1> Спекторский Е.В. Указ. соч. С. 6 - 8.   Как справедливо отмечает Е.В. Спекторский, юридическая конституция нужна не только для того, чтобы фиксировать сложившуюся организацию государственной власти, о чем говорил Ф. Лассаль, но еще и для того, чтобы ограничить ее. К этим аргументам Е.В. Спекторского иногда добавляют еще один: лассальянская концепция конституции как соотношение общественных сил с неизбежностью приводит к отрицанию необходимости особого механизма защиты юридической конституции, поскольку, по логике Ф. Лассаля, неприкосновенность юридической (писаной) конституции гарантирована ее соответствием фактической (действительной) конституции <1>. -------------------------------- <1> См.: Овсепян Ж.И. Развитие научных представлений о понятии и сущности конституции // Правоведение. 2001. N 5. С. 24 - 36.   Цивилизационное значение конституции состоит в том, что она воплотила такие идеалы, как учреждение механизмов и процедур осуществления властных функций и определение юридических границ вмешательства государства в сферу политической, экономической и социальной свободы индивида. Тем не менее именно на соотношении между юридической и фактической конституциями, а также на изучении классовой сущности конституции было акцентировано основное внимание советской юридической науки <1>. -------------------------------- <1> Так, по мнению Н.Я. Куприца, "Конституция есть основной закон государства, выражающий волю господствующего класса, закрепляющий главные начала общественного и государственного строя" (см. Куприц Н.Я. Советское государственное право. М., 1975. С. 54). Аналогичного мнения придерживался и Я.Н. Уманский (см.: Уманский Я.Н. Советское государственное право. М., 1970. С. 59).   В юридической литературе отмечалось, хотя и с оговорками о государственной природе конституции, что это основной закон не только государства, но и общества <1>. Данный вывод был предложен для характеристики социалистических конституций и опирался на объект их регулирования - основы общественного строя. Уместно вспомнить о работе Международного конгресса конституционалистов стран Центральной и Восточной Европы в 2000 г., где было поддержано мнение относительно того, что закрепление и регулирование в конституции основ общественных отношений не делает ее документом общественного характера, подобным уставу общественной организации <2>. -------------------------------- <1> Подробнее об этом см.: Ильинский И.П. Конституции мира и дружбы народов. М., 1968. <2> См.: Хабриева Т.Я., Чиркин В.Е. Десять лет демократического конституционализма в Центральной и Восточной Европе. Рецензия на кн.: Ten yeares of democratic constitutionalism in central and eastern Europe (Десять лет демократического конституционализма в Центральной и Восточной Европе) / Edited by Kazimerz Dzialocha, Ryczard Mojak, Krzysztof Wojtowich. Lublin, 2001 // Государство и право. 2003. N 3. С. 117 - 119.   Позиция о государственной природе конституции не отвергается и положением о том, что демократическая конституция, принятая демократическим способом, содержит элементы общественного договора <1>. При характеристике конституции как государственного документа речь идет о его юридической природе, а не о социальной составляющей способа принятия. -------------------------------- <1> См., например: Чиркин В.Е. Вызовы времени и конституция: элементы общественного договора // Конституционное право и политика: Сборник материалов международной научной конференции: Юридический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова, 28 - 30 марта 2012 г. / Отв. ред. С.А. Авакьян. М., 2012.   Современные исследователи представляют разные понятия конституции. В зарубежных изданиях, как правило, конституция рассматривается как совокупность правил, относящихся к государству <1>, главное видится в том, что "конституция определяет законность власти" <2>. Британский конституционалист Дж. Олдер, систематизируя эти и другие признаки, констатировал, что единого юридического определения конституции не существует, авторы называют ее характерные черты (комбинация правовых и неправовых норм, устанавливающих основы управления и регулирующих поведение его участников; инструмент под названием "конституция" или "основной закон", принятый и изменяемый путем установленной процедуры; совокупность правил, определяющих работу правительства), которые не подходят для определения британской Конституции <3>. -------------------------------- <1> См.: Hamon P., Troper M. Droit Constitutionnel. 30 . P., 2007. P. 24; Guissani E. Constitutional and Administrative Law. L., 2008. P. 4 - 5. <2> Barnett H. Constitutional and Administrative Law. 7th ed. L., 2009. P. 5. <3> См.: Alder J. Constitutional and Administrative Law. 6th ed. N.Y., 2007. P. 7.   Во французской литературе замечено, что это "магическое слово (Имеется в виду конституция. - Т.Х.) используется в период, когда в жизни народа завершается "процесс рационализации и национализации власти". Конституция - нечто наиболее ценное, основной закон, выражающий политические права нации, форму управления и организации политической власти" <1>. -------------------------------- <1> См.: Gicquel F., Giquel F.-E. Droit constitutionel et institutions politiques, 25 . Montchrestien. P., 2011. P. 183.   В немецких источниках назначение конституции обычно сводится к регулированию государства. Так, профессор А. Катц пишет, что конституция (нем. die Verfassung) "понимается как целостная всеобщая организация связей", "содержит основополагающие правовые нормы о системе организации государственных связей и способах функционирования государственной власти" <1>. Исследователь Дж. Овона (Камерун) также считает, что "конституция содержит совокупность правил и принципов, управляющих функционированием государства, предназначением правящих, и определяет права, свободы и обязанности граждан" <2>. -------------------------------- <1> Katz A. Staatstecht. Grundkurs im  Recht. 18. Afl. , 2010. S. 151. <2> См.: Owona G. Droits constitutionnels et institutions politiques du monde contemporain.  comparativ L. Harmattan. P., 2010. P. 71.   Учеными предложено много характеристик конституции: юридическая и фактическая, формальная и материальная, гибкая и жесткая, "живая", временная и постоянная, кодифицированная, консолидированная, неконсолидированная, комбинированная и др. Под юридической конституцией государства понимается юридический документ (совокупность документов, а в отдельных случаях - иных норм) государства, который устанавливает основы общественного и государственного строя, правового положения человека и гражданина. Фактическая конституция государства - это реально складывающиеся общественные отношения в сфере конституционного регулирования. Они могут соответствовать тому, что предусмотрено в юридической конституции, а могут расходиться с ней. Это свойственно тоталитарным государствам: в тексты конституций могут быть включены самые передовые демократические положения, в том числе о правах человека, которые в действительности не реализуются. Соответственно, в этой части юридическая конституция становится фиктивной. В таком понимании конституции ее реформа приобретает неодинаковое значение. Она может закреплять действительные изменения, а может представлять собой лишь их видимость, по существу ничего не меняя, например, когда корректируется только словесная ткань конституционных формулировок. Конституционная реформа связана с юридической конституцией, но новые нормы оказывают свое влияние и на реальный порядок, видоизменяя фактическую конституцию. Под формальной конституцией французские юристы П. Амон и М. Тропе понимают совокупность правил, принятых в форме конституции и изменяемых в особом порядке, совокупность положений, верховных по отношению к другим, и эта совокупность презюмируется как основная ценность для всех других норм <1>. Материальную конституцию они отличают от фактической. "Конституция в материальном смысле - совокупность правил, относящихся к организации государства" <2>, причем с их точки зрения государство - это население, территория и власть. Другие авторы материальной конституцией считают совокупность актов, которые не только являются по форме конституционными законами, но и по своему содержанию регулируют вопросы конституционного значения <3>. С этой точки зрения, например, конституционные законы в России, издание которых предусмотрено соответствующими статьями Конституции РФ, а также некоторые другие законы или их определенные нормы, например в Федеральном законе от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ "О политических партиях", могут входить в понятие материальной конституции <4>.

Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 170; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!