Система и методы философии Гегеля
Вершиной немецкой философии первой половины XIX в. считается творчество Гегеля. Основные произведения «Феноменология духа», «Наука логики». Второй объективный идеалист после Платона.
Философская система Гегеля.
Мир – это проявление и сущность Мирового духа. Этапы его саморазвития:
1. Мировой дух как абсолютная идея. Это истинное бытие.
2. Отчуждённая абсолютная идея, то есть реализованная в материальном мире. Это инобытие. Материальный мир имеет цель своего развития – создать носителя Мирового духа, орудие его самосознания. Критерием истории – является свобода. Сферы познания: религия, искусство, философия.
3. Абсолютная идея – усовершенствованная абсолютная идея, по средствам духовной деятельности человека.
Метод Гегеля: диалектический, но это идеалистическая диалектика. Диалектический – предполагает, что мир развивается, а все явления в нём взаимозависимы.
В учении Гегеля сформировалось противоречие – между системой и методом. Диалектика представлена как механизм саморазвития всего мира, в том числе и материального, но история саморазвития есть только у Мирового духа.
Исходное положение философии Гегеля - тождество бытия и мышления, т.е. понимание реального мира как проявление идеи, понятия, духа. Это тождество Гегель рассматривал как историю развивающийся процесс самопознания абсолютной идеей самой себя. Положения:
1) действительность есть Дух
|
|
2) форма бытия Духа-диалектика (т.е. движение в 3-х тактном режиме: тезис, антитезис, синтез (Законы: 1. Закон единства и борьбы противоположностей; 2. закон перехода качественных изменений в количественные; 3. Закон отрицание отрицания)
3) свойства Духа: активность, бесконечность, постоянство самопознание
4) из этого => 2принципа: тождество бытия и мышления, всё действительное – разумно, а всё разумение действительного.
5) Система Гегеля- это раскрытие этапов самопознания Духа. Фил взгляды Гегеля проникнуты идеей развития. Он считал, что невозможно понять явление, не уяснив всего пути, кот оно совершило в своем развитии, что развитие происходит не по замкнутому кругу, а поступательно от низших форм к высшим, что в этом процессе совершается переход от количества изменений в качественные, что источником развития являются противоречия: противоречие движет миром, оно есть корень всякого движения и жизненности, составляет принцип всякого самодвижения. В философской системе Гегеля действительность представлена как цепь диалект переходов. В основе диалектики Гегеля лежит идеалистическое представление о том, что источник всякого развития заключен в саморазвитии понятия, а значит, имеет логическую, духовную природу. Диалектика понятий определяет собой диалектику вещей — процессов в природе и обществе. Бог мыслится Гегелем как безличный процесс самодвижения понятия. Ни материя ни сознание не могут рассматриваться как первоначало, они едины. Основа мира - тождество материи и духа - дуализм. Но духовное все-таки доминирует® Эта сознательная основа была названа мировым духом. И он находится в постоянном движении, изменении. Мировой дух сам себя может познавать. Он выдавливает из себя природу и возвращается в самого себя из природы. Логика. Разум состоит из: 1) Понятие, 2) суждение, 3) умозаключение. Философия природы: 1) механика, 2) физика, 3) органика. Критикует эволюционное учение. Учение о человеке - особенностях индивидуального развития личности. Душа и тело соотносятся. Влияет возраст, здоровье ® поведение. Люди различны, но не должно быть расизма. Основа отношений - нравственность, а в нравственности - свобода. Только в благоустроенном, с сильными законами государстве народ счастлив.
|
|
Философская антропология Л.Фейербаха
Фейербах – ученик Гегеля. Он материалист, хотя сам не признавался в этом. Он начинает с анализа гегелевских работ и критикует его за спекуляцию понятиями право и свобода. По его мнению, человек есть воплощение права и свободы. Человек не просто биосоциальное существо. Человек – существо любящее, чувственное, но с другой стороны, он часть природы, появился эволюционно. Материальный мир существует совершенно не зависимо от мышления, сознания человека. Сознание, как и сам человек, есть порождение природы, материи. Поэтому философия Фейербаха становится антропологическим материализмом.
|
|
Нем. фил. 19 в. создатель одного из вариантов антропологического материализма. (Антропологизм - система представлений о мире исходя из понятия человек.) Критика идеализма и теологии. Критиковал Гегеля. Основа мира по Ф - природа. Считает, что у Гегеля мало сказано о человеке. У Ф-ха в центре человек. Две проблемы: а) освобождения человеческого сознания от гнета теологий, идеализма, б) обоснования материалистического понимания природы. Человек - дитя природы. Качества человека: 1) эмоциональность, 2) каждый стремится к счастью, 3) каждый эгоист, 4) страдание, 5) есть потребности, они движут человеком, 6) интерес. Общество это развитие этих качеств человека. Человек обожествляет то, от чего зависит. Человек стремится к счастью. В гармоничном обществе научный эгоизм должен совпадать с потребностями общества. Новая философия человек - человеку бог. Основа философской антропологии Фейербаха материальное понимание природы. Природу он признает единственной реальностью, а человека - ее высшим существом, благодаря которому природа ощущает, мыслит себя. Его философский портрет человека гуманистичен и оптимистичен. Человек как существо универсальное, космическое – высшая ценность. Он верит в победу разума над слепыми, неразрушимыми силами мира.
Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 312; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!