Антропологизм в философии и искусстве эпохи Возрождения.(XIVв.) Натурфилософия и пантеизм Н.Кузанского и Дж. Бруно
Главным признаком эпохи Возрождения является антропоцентризм – ориентация на всестороннее осмысление бытия конкретного человека.
Духовная жизнь общества начинает приобретать светский характер. Возникают первые политические теории и социальные утопии. Значительно развитие получает естественнонаучное знание.
Антропоцентризм – это интерес к конкретному человеку, его деятельности, месте в мире, предназначению, внутреннему и внешнему облику.
Человек – это центр и смысл мироздания.
Индивидуализм – это принципиальная установка, при рассмотрении человека.
Основные черты эпохи Возрождения:
1)Человек – это высшая ценность, занимает 1 место в иерархии живых существ, т.к. обладает несравненным божественным даром – разумом;
2)в основе мировоззрения – идея безграничного жизнеутверждения;
3)человек эпохи Возрождения преодолевает античную созерцательность и средневековую пассивность в отношении внешнего мира, и активно утверждает себя в науке, искусстве, практической деятельности;
4)история утрачивает свой священный смысл и становиться практическим делом реальных людей;
5)утверждаются новые отношения к проблеме времени. На первый план выступает империческое время, время земной жизни, насыщенное продуктивной деятельностью и творчеством;
6)признаётся существование Бога и бессмертие души. Деятели Возрождения небыли атеистами.
Наибольшую роль в философии эпохи возрождения сыграли натурфилософские концепции (Бруно, Кордано, Парацельс), свидетельствовавшие о крушении схоластических методов осмысления природы. Наиболее важными результатами этого естественнонаучного направления в философии были: методы экспериментально - математического исследования природы; детерминистское истолкование действительности, противоположное теологическому истолкованию; формулировка научных, свободных от элементов наделения субъектов, с кот.человек соприкасается в своей жизни, человеческими качествами, законов природы. Бруно Джордано (1548 – 1600) - новая концепция космоса и природы, отличная от средневековой. Б. представляет пантеистическую натурфилософию, основная идея которой - самодвижущаяся материя, из себя рождающая все многообразие форм своего бытия. Идейные истоки Б. - 1)учение Кузанского о совпадении противоположностей в Боге, как совпадение противоположностей Бога и природы; 2) Гелиоцентризм Коперника, переосмысленный в идею бесконечного космоса, в котором все свободно движется относительно всего; 3) мистико-магический пантеизм Парацельса с его представлением о тотальной одухотворенности материи. По Б.: 1) существует бесконечная вселенная с бесконечными в ней мирами, каждый из которых при однородности их начала качественно своеобразен; 2) вселенная находится в бесконечном движении; 3) всегда текущий мир остается одним и тем же, ибо его основанием и причиной является вечно равная себе субстанция, которая есть Бог, который не "над" миром, но "наиприсутствующее" в нем. Весь мир дышит им и потому весь одушевлен (гилозоизм). Дух (Бог) дышащее (материя) составляют совместно дыхание (жизнь), которое в качестве единства противоположностей есть Космос, видимая красота божественной жизни
|
|
|
|
Философия Нового Времени. Эмпирическое и рационалистическое направления в философии. Ф.Бэкон, Р.Декарт
Декарт считал индукцию слабой в доказательстве, поскольку она лучше наводит на мысль, чем выводит мысль. Для него научный метод – это дедукция. В книге учения о методе процедуры дедукции он пишет: сложные проблемы разбиваются на простые, проверяются изучаемые свойства на простых, а затем обобщая выводы получаем общий дедуктивный. Для него становится главной проблема – проблема человеческой мысли или сознания. В это время механика была лидером среди наук, поэтому Декарт полагает, что найти сознание можно, если изучить анатомию, физиологию организма. Он становится родоначальником анатомии и физиологии как специальных наук. Декарт делает вывод, что в центре мозга находится душа. Дуализм проявился в признании в качестве основы мира двух субстанций – материальной и духовной. В книге «О душе» он подчёркивает, что такой метод тайны не откроет. Декарт проявил себя дуалистом и рационалистом в тезисе: «Я мыслю, значит, я существую». Рационализм как бы удваивает жизнь человека на телесную и духовную (интеллектуальную).
|
|
В целом, рационализм и материализм Нового времени природу мира, человека и сознания не объяснил. Тем не менее, появилось множество идей, указывающих на недостаточность метафизического и механического подходов.
Бекон поставил проблему научности метода. Он делает вывод: существует 3 пути познания:
1. Метод подобный пути паука, они плетут паутину из терминов.
2. Путь муравья: они по крупицам собирают факты, не разбираясь в типологии. Эклектика – ложная индукция.
3. Путь пчелы – истинная индукция: факты собираются как отдельные, перерабатываются в единую теорию.
Это прорыв в науке. Далее Бекон исследует метод истинной индукции. Идеалы познания:
|
|
1. Идеал пещеры (субъективность восприятия мешает достижению истины).
2. Идеал театра (слепая вера в авторитетное мнение).
3. Идеал площади (рынка) – мышление по шаблону, то есть как думают все.
4. Идеал рода – это традиции воспитания и образование.
«Знание – сила, но только тогда, когда применяется на практике». Эмпиризм – знания добываются с помощью опыта. Индукция – проявление эмпиризма, от частных фактов к общим. Природа двояка: внешняя природа и внутренняя природа человека. Чтобы господствовать над внешней природой, нужно познать самого себя. Познание человеческой природы становится одной из первых научных философских программ.
Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 541; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!