Учение античных философов об атомах, как первооснова мира. Роль этого учения в истории философии и науки
Философия человек бытие познание
Демокрит считается создателем атомистической теории. Согласно его учению бытие состоит из атомов, а небытие – не пустоты.
Атомы – это мельчайшие тела, не имеющие качеств. Атомы не делимы. Различаются по форме, порядку и положению. Находятся в непрерывном движении в пустоте.
Душу человека также образуют атомы – это шарообразные, огненные, весьма подвижные тела.
Жизнь и смерть живых организмов зависит от соединения и разъединения атомов. Душа является смертной. Когда тело умирает, душа покидает его, рассеиваясь в пространстве.
Пустота – это небытие, следовательно, не имеет никаких качеств и качественных состояний. Пустота – это материальное небытие; это нейтральное вместилище качеств.
Единственная функция пустоты – вмещать атомы и не препятствовать, помогать атомам располагаться, сталкиваться и носиться в пустоте.
Пустоту нельзя ощутить, как нельзя ощутить атом.
Философия Сократа. Его учение о методе познания
Сократ (469 – 399 г.г. до н.э.)
Его философия основана на том, что нравственное можно познать и усвоить, а из знания нравственности следуют всегда действия в соответствии с ней.
Истинно-нравственным является то действие, которое даёт истинную пользу, а вместе с тем и истинное блаженство.
Если я знаю, что именно я есть, то я знаю также, чем я должен быть.
«Сократ считал, что человек не может изучать природу, потому что она божественное творение, он может изучать самого себя. Познать самого себя он может лишь через голос совести. Он должен изучать какими добродетелями он обладает. Но это доступно не всем. Познать добро в себе могут только аристократы. Работающие служат только своему телу, они не разумны. Осн. Добродетели – сдержанность, мужество и справедливость (соблюдение божественных и человеческих законов). Человек не рождается с этими добродетелями, он приобретает их в процессе самопознания. Сократ разработал особый метод познания, который называется майевтика (диологическаябеседа в процессе которой устанавливается истина).»
|
|
1 3 . Философия Платона. Его учение о "мире идей" и "мире вещей", об "идеальном государстве"
Платон (427 – 347 г.г. до н.э.)
Он создал теорию идей.
Идея – это истинно сущий род бытия.
Идея объективна, безотносительна, независима от времени и пространства, бестелесна, вечна, недоступна чувственным восприятием и постигается только разумом.
Идея – это цель, к которой устремляются все чувственные вещи.
Идея – это не только порождающая модель, но и смысловой предел вещи, заключающий в себе всё многообразие её чувственных воплощений.
|
|
Учение об идеальном государстве.
В соответствии со своими задатками и способностями все граждане делятся на 3 разряда:
- ремесленники,
- воины,
- правители-философы.
В разделении труда - основа общественного и государственного строя. Высший принцип гос. устройства – справедливость.
Справедливость – это преданность своему делу и чёткое выполнение своих обязанностей каждым сословием.
Главная цель идеального гос. – достижение благой жизни.
Учения Аристотеля о материи и форме, причинах и движении
Аристотель (384 – 322 г.г. до н.э.)
Первоначало по Аристотелю – это безусловное благо.
Первоначало – этополнаяосуществлённость: ум, вечно обладающий предметом мысли, т.е. непрерывно существует как ум или Бог.
Природа этого блага абсолютно постижима. Такое первоначало не может ничего породить.
Сущность – это либо форма, либо материя, либо то, что состоит из того и другого.
Форма – этоосуществлённость.
Материя – это возможность.
Одушевлённое существо состоит из материи и формы, т.е. из тела и души. Тело осуществлено в возможности; Душа – это осуществлённость этой возможности. Одушевлённые тела могут расти, ощущать, перемещаться, мыслить.
2 элемента: земля и Вода естественным образом двигаются вниз. А воздух и огонь – вверх. Но ни одному из этих элементов не свойственно круговое движение, каким свойственно небесным телам. Значит существует ещё один элемент – эфир. Поэтому эфир – Iсамый совершенный и вечный.
|
|
Основные философско-этические концепции античности. Протагор, Сократ, Аристотель, Эпикур
АФ – эллинисткий: космологизм, стремление понять сущность природы, космоса, мира в целом; онтологизм, центральная филос. Проблема – проблема бытия; теоретико-познавательный и жизненный оптимизм. Второй период – эллинистическо-римский: ранний эллинизм: индивидуализм, обусловленный освобождением человеческой личности от политической, экономической и моральной зависимости от полиса; предмет филос. Исследования – субъективный мир личности. Поздний эллинизм: возврат к идеям классики (о бытие), но со знанием субъктивного мира личности; частичный отход от рационализма и обращение к мистицизму. Гл. задача ф. - создание этики, учения о поведении, приводящем к счастью. Но этика м.б. построена только при условии если будет определено место, кот.человек занимает в мире. Поэтому этика должна опир. на физику, а физике должно предшествовать разраб. теории познания. Все, что мы ощущ. истинно. Ошибки возникают от неправ. оценки того, что мы ощущ. На основе ощущ. возможны заключения о предметах и их причинах. Восприятие - единств.критерий истинности, оно есть крит. и для заключений о таких вещах, кот. непосредственно нами не воспринимаются, лишь бы заключения эти не были в лог. противоричии с данными восприятиями. Эпикур характерен для эпохи, когда философия начинает интересоваться не столько миром, сколько судьбой в нем человека, не столько загадками космоса, сколько попыткой указать, каким образом в противоречиях и бурях жизни человек может обрести столь нужное ему и столь желанное им успокоение, безмятежность, невозмутимость и бесстрашие. Знать не ради самого знания, а ровно настолько, насколько это необходимо для сохранения светлой безмятежности духа, — вот цель и задача философии, согласно Эпикуру. Материализм должен был подвергнуться в этой философии глубокому преобразованию. Он должен был утратить характер философии чисто теоретической, созерцательной, только постигающей действительность, и стать учением, просвещающим человека, освобождающим его от гнетущих его страхов и мятежных волнений и чувств. Именно такому преобразованию подвергся атомистический материализм у Эпикура. Философию Эпикур понимает и определяет как деятельность, дающую людям посредством размышлений и исследований счастливую, безмятежную жизнь, свободную от человеческих страданий. По Эпикуру, человек даже вовсе не испытывал бы потребности в изучении природы, если бы его не страшили смерть и небесные явления.
|
|
Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 884; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!