Религиозная концепция мира и человека в средневековой философии. Теоцентризм
Отличительными признаками средневековой философии является тесная связь с теологическими учениями христианства.
Через отношения Бог-Человек рассматриваются вопросы:
1)устройство мироздания;
2)место в нём человека;
3)система морально-целостных отношений.
Поэтому средневековая философия носит теоцентрический характер.
Основной функцией философии является обоснование религиозных постулатов.
Философия приобретает статус «служанки» богословия.
Периоды средневековой философии:
1.патристика;
2.схоластика.
Патристика - это совокупность теологических, философских, политических, социологических текстов. Временной отрезок – II-VIII века.
Схоластика усматривала главную роль философии в обосновании теологических догматов методами рационалистического мышления. IX-XIII века.
В основе христианского мировоззрения лежат 2 постулата:
1. творения,
2. откровения.
Творения – это сотворённость мира и человека Богом из ничего.
Природа и человек существуют в силу того, что они были созданы Богом. В этом состоит их истинная суть.
Откровения – заключают.
Эпоха средневековья охватывает период (I – XIV вв.). Усилился динамизм производства. Оно преобразовалось в единое производство. Возник интерес к точным наукам. Стали образовываться города вокруг промышленных единиц: заводов, фабрик. Начинается урбанизация, остаются огромные территории за пределами городов. Появляются феодалы как крупные землевладельцы. Образуются новые классы в городах: бедные и богатые, в деревнях – феодалы и крестьяне. Появляются новые социальные противоречия. Церковь сливается с государством, так как христианство распространяется повсеместно. Ведущий представитель средневековья – Патристика – это теолого-философские взгляды «отцов церкви», обосновавших христианство, опираясь на античную философию и, прежде всего, идеи Платона. Аврелий Августин в книгах «Град Божий», «Исповедь» вырабатывает основы теологии. Для средневековой философии характерен – Теоцентризм – признание Бога в качестве источника и причины всего сущего. Земной мир делится на природу и человека. Бог – сакральный мир, человек и природа – земной мир. Человек признан венцом природы на Земле, потому что он только создан по образу и подобию Бога. Появляется антропоцентризм, но ограниченный Богом и природой. Природа предназначена для спасения. Человек греховное существо, природа создана для спасения его души. Все испытания – это блага. Существование человека должно быть аскетичным (лишение всех благ, посты). Идеи любви к Богу рассматриваются как полное отречение. Инквизиция – «полиция нравов», идеал любви к Богу, всё остальное инакомыслящее. Возникли запреты на все научные исследования. Часто возникали эпидемии, недуги воспринимали как кару Божью. Знания – это опыт. Увеличивается опыт, появляются знания. Появляется сфера образования – университеты, ремесленные школы. Продолжалось накопление новых фактов о природе и человеке, которые объяснить Теоцентризм не мог (северное сияние, магнитное излучение). По Августину человек – это трижды измеренное существо. Во-первых, мерой вечного миропорядка, во-вторых, мерой собственной воли, в-третьих, этапом истории, в которой он живёт. В университетах преподавали знания как вероучения.
|
|
|
|
Религиозная философия о соотношении знания и веры. Спор реализма и номинализма в средневековой философии
Отличительными признаками средневековой философии является тесная связь с теологическими учениями христианства.
Через отношения Бог-Человек рассматриваются вопросы:
1)устройство мироздания;
2)место в нём человека;
3)система морально-целостных отношений.
Поэтому средневековая философия носит теоцентрический характер.
Основной функцией философии является обоснование религиозных постулатов.
Философия приобретает статус «служанки» богословия.
|
|
Периоды средневековой философии:
1.патристика;
2.схоластика.
Патристика - это совокупность теологических, философских, политических, социологических текстов. Временной отрезок – II-VIII века.
Схоластика усматривала главную роль философии в обосновании теологических догматов методами рационалистического мышления. IX-XIII века.
В основе христианского мировоззрения лежат 2 постулата:
1. творения,
2. откровения.
Творения – это сотворённость мира и человека Богом из ничего.
Природа и человек существуют в силу того, что они были созданы Богом. В этом состоит их истинная суть.
Откровения – заключают.
Знание – это точное отражение действительности, подтвержденное практикой или доказательством. Вера – это принятие чего-либо в качестве знания без проверок и доказательств. Религия опирается на веру, а философия на разум. Можно ли применить философское знание к религиозной вере? Совместимы ли философия и религия? Один из отцов церкви Терртимиан считал, что философия и религиозная вера не совместимы. Божественные истины не постижимы. В них надо только верить. Если не пытаться их понять, то это приведет к абсурду. Отсюда «Верую либо абсурдно», т.е. с точки зрения разума – Любая вера нелепа и абсурдна. Поэтому не надо пытаться что-либо понимать, нужно только слегка верить, если философия не основана на вере, то ее нужно истребить, потому что она уводит человеческую душу от истинной веры. Вера выше разума. Разум следует уничтожать если он противоречит вере. Фома Аквинский считал, что познавать Бога надо не только с помощью веры, но и с помощью разума. И вера и разум созданы Богом, поэтому их нельзя противопоставлять. Они дополняют друг друга. Просто у них разные сферы деятельности. Вера дана для постижения божественной истины, а разум для объяснения реального мира. Мир – божье творенье. Разум познавая его, косвенно познает и божественную истину. И вера и разум приближают человека к познанию Бога. Поэтому надо развивать знание и укреплять веру. Но вера все же выше разума. Фома Аквинский придумал рациональное доказательство существования Бога. Фома Аквинский был провозглашен святым, а его учение Томизм стало официальной доктриной каталицизма. На основе томизма в конце 19 века возникло новое философское направление неотомизм. Ее цель объединение веры и разума, религии и науки. Наука познает мир с помощью опытов. Она получает знания, но осмыслить их не может. Для того что бы получить абсолютную истину наука должна объединиться с религией, которая содержит божественные истины, а значит сможет правильно объяснить научные знания. Результатом синтеза религии и науки станет новая истинная концепция мироздания. Средневековая философия разработала свой собственный метод построения рассуждений – схоластика, целью которых было познание понятий. Понятие – мысль, отражающая в обобщенной форме свойства предметов или отношения между ними. Понятия стали основным предметом философии. В 11-12 в. В философии шел спор об универсалиях – абстрактных понятиях, выражающих наиболее общие свойства предметов. Существуют ли универсалии реально в виде вещей и процессов или это только названии, которые существуют как слова и мысли. Все философы, которые считали, что универсалии существуют реально стали называться реалистами, а те которые считали, что это только имена – номиналистами. Фома занял компромиссную сторону:1 универсалии реально существуют в единичных предметах. 2. они образуются в разуме человека. 3. до человеческого разума и до вещей они существуют в божественном разуме. Благодаря средневековой схоластики развивалась логика – учение о формах и правилах мышления.
|
|
Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 1045; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!