Экзистенциализм – философия существования человека
Экзистенциализм – взаимоотношение чел. и общества.
Чел. приходит в мир помимо своей воли. Мир встречает его враждебно и в этом чужом и враждебном мире он живет. Он испытывает страх, тревогу и отчаяние от того, что ничего не в силах изменить. Его жизнь превращается в трагедию: он боится и жизни и смерти. Ощущает одиночество и груз ответственности за все, что делает. Прежде всего за свой жизненный выбор. Выбор и свобода – это основные понятия экзистенциализма. Свобода – выбор человеком самого себя. Если выбор сделан правильно, то индивид – личность. Никакая внешняя сила не может чел. помочь. Отказаться от жизненного выбора чел. тоже не в праве. Его навязывает человеку общество. Но и сделав выбор, чел. все равно будет несчастен. Т.к. он выбирает то, что нужно обществу, а не ему.
Жан Поль Сартр. Свобода выбора превращается для чел. в мучительную необходимость.
Экзистенциалисты считают, что чел. должен сопротивляться попыткам общества изменить его сущность и любой ценой сохранить себя, как интеллигентного и нравственного чел.
Русский философ Бердяев средствами спасения чел. от трагедии жизни считал религию и творчество – свободную деятельность, целью которого является создание нового никогда ранее не существовавшего.
Идейная конфронтация западников и славянофилов в России. Их представители
Два основных течения в русской философии и общественной жизни России середины XIX века. Западники:
|
|
а) революционное направление (республиканство, революционные методы преобразований): Александр Герцен (1812-1870), Николай Огарев (1813-1877), Виссарион Белинский(1811-1848)
б) умеренные либералы (за конституционную монархию и реформы): Тимофей Грановский (1813-1855), Константин Кавелин (1818-1885)
Славянофилы:
Алексей Хомяков Петр Киреевский Юрий Самарин Иван Аксаков
(1804-1860) (1806-1856) (1819-1876) (1823-1886)
Основные споры (разногласия) между западниками и славянофилами:
1) Отношение к религии;
2) Пути развития России.
1. Отношение к религии: Западники: отождествляли религию с суеверием. Славянофилы: религия - источник знаний.
2. Пути развития России: Западники: Тесный союз с Западной Европой, за использование лучших европейских достижений в культуре и в политическом устройстве общества (республиканство, парламентаризм, свободы и т.п.). Это позволит быстро догнать Европу. А затем Россия со своим мощным потенциалом возглавит прогресс и сама поведет Европу за собой. Славянофилы: Россия должна идти своим, особым путем на основе триады: «православие, самодержавие, народность» (формула министра народного просвещения России графа Уварова).
Настороженно относились к опыту Европы, разлагающему нравы и устои народов. Можно использовать только лучшие материально-технические достижения Европы. Парламентаризм и республиканская форма правления непригодны и опасны для России, где сильны общинные (коллективистские), т.н. соборные настроения. Заимствование опыта Европы лишит Россию самобытности и приведет ее к прозябанию и гибели.
|
|
Н.А. Бердяев: «И те, и другие любили Россию. Славянофилы как мать, а западники как дитя». Отсюда и принципиально разное отношение к путям ее развития.
Материалистические идеи в русской философии XIX - XXв.в. А.Герцен, Н.Чернышевский, Г.Плеханов, В.Ленин, советский марксизм
Материалисты XIX века (Белинский, Герцен, Чернышевский, Добролюбов, Писарев) были в первую очередь идеологами русской революционной демократии.
1. Выступали за создание справедливо устроенной земной жизни.
2. Высказали ряд диалектических положений о развитии природы и общества (Герцен), через противоречия нового со старым (Герцен, Чернышевский).
3. Но системные и обоснованные ответы на поставленные вопросы не дали.
Герцен Александр Иванович (1812-1870)Мыслитель, писатель, публицист. Основоположник теории русского социализма
|
|
- Отвергал идеализм Гегеля, материалистически осмыслив диалектику.
- Материя находится в вечном движении, венец ее развития – человек. Сознание вторично, есть продукт природы.
- Основа познания – опыт (эмпиризм).
Чернышевский Николай Гаврилович (1828-1889) писатель, мыслитель
- Человек есть высшее создание природы.
- Способность к познанию – врожденное качество человека.
- Природа объективна, наши ощущения лишь отражают ее. Источники знания – опыт, ощущения.
- Все философские истины должны проверяться естествознанием.
Плеханов Георгий Валентинович (1856-1918)Материалист, диалектик, теоретик и популяризатор марксизма.
Основные идеи:
- Отрицал значение субъективного фактора в истории общества. Личность не в состоянии коренным образом изменить мир, но придает общественному развитию своеобразие (особую физиономию событиям).
- Раскрыл происхождение искусства как особой формы отражения общественной жизни;
- Развил материалистическое понимание истории (К. Маркса), показав сложность отношений общественного бытия и общественного сознания, роль общественной психологии;
Выступал за постепенное развитие общественных преобразований в России, был против насильственных действий (революции). «Россия еще не смолола муки для будущего пирога социализма».
|
|
Ленин Владимир Ильич (1870-1924)Материалист, диалектик. Убежденный и непримиримый противник религиозной и идеалистической философии. Главный последователь идей марксизма в Европе в XX веке и их реализатор на практике. Построил социализм в России революционным (насильственным) путем.
Основные философские идеи В.И. Ленина:
- Вклад в учение о материи. Дал ее классическое, философское определение (Это есть «объективная реальность, данная нам в ощущениях»);
Развитие учения об абсолютной и относительной истине;
- Развитие учения о теории отражения как основы познания;
- Введение принципа партийности в философии: или материализм (правильное учение) или идеализм (ложное, враждебное науке, обществу и пролетариату).
Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 316; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!