Философские свободы Н.Бердяева



 

Николай Александрович Бердяев (1874-1948) был самой яркой личностью в рус фил 20 в. Для Запада, где он прожил значительную часть своей жизни, он стал гл выразит духа русского религиозного Ренессанса. Вместе с тем позднее творчество Бердяев выходит уже за пределы Ренессанса и представлял собой самостоятельную ценность. Бердяев обладал исключит даром синтеза различных философских идей. Его творчество — результат самого разнообразного влияния: Достоевского, Вл. Соловьева, Канта, Шопенгауэра, Маркса и т.д. Духовная биография Бердяева начинается с его раннего увлечения марксизмом. Затем переход к идеализму и далее к православию. Его несколько раз арестовывали, а затем выслали за границу. Изложение идей Бердяева — задача не легкая. В его построен очень много противоречий, мысли часто отрывочны, фрагментарны. Но он силен в чеканке отдельных формул, афоризмов, запоминающихся навсегда. Сильная сторона его философского стиля — публицистичность. Основные ведущие темы: моральная тема, заняв централ место в его творчестве; проблема сущности и существования человека; историческая, социальная тема. Главный из этих 3-х тем, была проблема нравственной природы человека. Бердяев прежде всего философом-моралистом. Постижение людьми божественного закона длительный процесс, в котором разные виды морали смен друг друга, развиваясь от низших ее ступеней к высшим. Он выделяет 3 ее основные формы. Этика закона — древний ее вид, она основана на своде определенных запретов, табу, она держится на страхе, насилии. Более высокая ступень развития морали — этика искупления. В ней с особой силой проявляется благодатная сила Бога, она наполнена терпимостью, любовью. Высшая ступень развития морали — этика творчества именно в творчестве человек станов соавтором, соучастником сотворения мира, «меньшим братом Божьим». Нравствен спасен может быть только соборным. Идея соборности, столь характерная для русского религиозного сознания, постоянно звучит в этической концепции Бердяева. Важной проблем его творчества - тема человека. Его философия является гимном человеку, ярким выражен абсолютного поклонения ему. По мнению философа, человек является абсолютным центром не только данной замкнутой планетной системы, но и центром всего бытия. Бердяев считал свою философию антропоцентристской,. Его также относят к числу вед представителей 1-го из основных направлений в соврем западной фил — экзистенциализма, или философского человеческого существования. Именно эти черты и сделали его выдающуюся личную в истории русской философии 20 в.

 


Религиозно-идеалистическая философия В.Соловьёва. Концепция всеединства

Соловьёв создал собственную религиозно-идеалистическую систему. Внешний опыт (положительная наука) могут давать материал, а разум (философия) – лишь форму для постижения истины (всеединство сущего). Основой знания является опыт внутренний, вера. Философия и наука имеют ценность только в единстве с религиозной верой: знания о реальном мире даёт наука, об идеальном мире – философия, о Боге – только вера. Цельное знание – это синтез науки, философии и веры. Абсолютно единым является Бог. Веру он ставит выше разума, религиозная вера – высший тип познания. Мир в своём развитии проходит два этапа: до человека – эволюция природы, история (деятельность человека). Конечным результатом развития мира является царство Божие, то есть восстановление всеединства. Эволюция состоит из 5 ступеней: неорганическая природа, растительное царство, животное царство, человеческое царство, Божье царство. Процесс единства, соединение человека и Бога происходит не в реальном мире, а в сознании человека.

Смысл истории в постепенном нравственном совершенствовании человека с помощью усвоения им христианских начал. В центре всемирной истории Христос. Общество должно представлять церковно-государственную организацию, богочеловеческий союз.

Национальное – все положительные явления и достоинства народа. Национализм – всё негативное с точки зрения христианства.

Предметом нравственной философии являются добро и правда. Смысл жизни – в служении добру. Он выступал за уважение «нравственного достоинства личности». Целью политики является уничтожении рабства и эксплуатации. Источником абсолютного добра является Бог. Искусство должно служить добру и истине


 


Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 339; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!