Предмет социальной философии и её методологическая роль в познании общественных явлений



Социум – это общество. Социальное познание – изучение общества и человечества. Науки, которые в качестве объекта называются социальными, а отрасль философии, изучающей общество, называется социально философией. Предмет: 1.Человек как социальный субъект. 2. Деятельность человека. 3. Отдельные сферы общественной жизни и их взаимосвязь. 4. Законы существования и развития общества. Функции социальной философии:1. Гносеологическая (познавательная). Она поможет установить истину и то, что эта истина одновременно и объективной и субъективной, потому что субъект не может быть полностью отстранен от объекта. С помощью объективных законов философия поможет установить сумму относительных истин, т.е. то, что соответствует определенному этапу развития общества. В познание общества, только объективные законы могут считаться абсолютной объективной истиной. Социальные факты всегда будут истиной относительной, но, с их помощью можно проследить, как качественно менялось общество во времени и пространстве. Знание объективных законов поможет не только правильно оценить события прошлого и настоящего, но в самом лучшем виде поможет объяснить будущее. 2. Методологическая: заключается в том, что социальная философия с помощью диалектики дает социальным наукам всеобщий метод познания и определяет те специальные методы, которые применимы к изучению общественной жизни. Эмпирическим методом является описание наблюдения, измерения (опрос, анкетирование), моделирование. При изучение общества не допустимо применение такого метода, как эксперимент. Теоретические метода – анализ, синтез, дедукция, индукция, исторический метод, логический метод, метод абстрагирования. Абстрагирование – метод очищение изучаемого явления от второстепенных деталей, для выявлений общих закономерностей. 3. Мировоззренческая: заключается в том, что помогает сформировать систему взглядов на общество, на отношение между человеком и обществом и на место человека в этих отношениях. Социальная философия помогает человеку создать картину социального мира. Эта картина может быть научной, если в основе ее лежат объективные законы и научные знания и она может быть религиозной, если в основе ее вера человека и общества создало какое-то сверхъестественное существо (креационизм). Религиозная картина мира – это идеализм, а отношение к обществу, как высшей форме движения материи – материализм.

 

Онтологическая, гносеологическая и ценностная сторон социального познания

Онтология - раздел философского знания, изучающий проблемы бытия.

Историческая эпоха, в которую возникло философское учение о бытии – античность.

Философская школа, в которой была впервые поставлена проблема бытия – элейская (Древняя Греция).

Понятие «бытие» впервые использовал Парменид (540–480 до н.э.), греческий ученый. Бытие – это то, что всегда есть. «Бытие есть, а небытия нет».

Бытие - включает все сущее (т.е. существующее): природа, общество, мышление, все материальное и идеальное.

Форма бытия, тенденции развития которой выражают следующие понятия - «технологизация», «институциализация», «глобализация» есть бытие социального (т.е. общества).

Диалектика - учение о наиболее общих закономерностях развития бытия и познания.

3стороны социального познания: 1. Онтологическая: выявление объективных законов общественного бытия (жизни). Общественное бытие – это жизнь человека в обществе. Люди – это субъекты, следует вопрос, а могут ли быть объективные законы в обществе, где действуют субъекты?. Исходя из положения о материалистическом характере общества философия предполагает, что как и в остальном материальном мире в социуме действуют объективные законы и факторы. Такими являются законы и факторы экономики. Их нельзя отменить потому что в них заинтересован человек как материальное существо. Без них невозможно удовлетворение его физиологических материальных потребностей. Если не будет экономики человечество вымрет либо деградирует. С позиции идеализации объективным в обществе могут быть законы установленные сверхъестественным разумом (Богом). 2. Гносеологическая: заключается в том, что бы получить в процессе познания социальную истину, которую в последствии можно использовать на практике, если в обществе действуют объективные закономерности, то через изучение социальных фактов эти закономерности можно познать. Установить истинность социальных знаний можно. Социальной истиной признается только то, что подтверждается множеством социальных фактов, имеющих различное происхождение. Но и в этом случае нужно помнить о действии субъективного фактора. 3. Аксиологическая: дать максимально объективную оценку общественным явлениям.

В обществе все события значимы, но значимость различна. Одни способствуют развитию прогресса. Критерий прогресса позволяет определить ценность социальных фактов. Кроме того у каждого исследователя ест своя система ценностей с помощью которой он и изучает общество.

Один и тот же факт может получит разные и даже противоположные оценки. Синтез этих оценок позволит рассмотреть социальные явления со всех сторон, а значит максимально приблизится к объективной истине.

 


Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 475; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!