Психологическое направление в социальной философии. Л.Уорд, Г.Тард, В.Парето



 

Начало было положено трудами Лестера Уорда, Габриэля Тарда, Вильфреда Парето.

Л. Уорд (1841-1913) – Америк.мыслитель, положительно воспринявший учения Конта и Спенсера. Однако считал, что решающее влияние на развитие общества оказывают не социальные, и не биологические, а психические факторы. В своих трудах «Психические факторы цивилизации», «Динамическая социология» и др. Он пытался раскрыть психические механизмы развития общества. Он писал, что социальные силы – психологические. Важнейшими из которых выступают желания людей. Логика: все то что есть в обществе создано людьми, необходимо посмотреть причину деятельности. Он характеризовал желание как «всепроникающий и весь мир оживляющий принцип, пульс природы, как главную причину всякой деятельности». Обосновывая «функцию желаний» Уорд выделяет первичные желания, связанные с потребностями людей в пищи, одежде, жилье и т.д. На их основе он считал, что формируются более сложные желания людей, в том числе желания в творческой деятельности, гражданские свободы, а также моральные, эстетические и религиозные желания.

Желания людей порождают их волю, которую он называет «динамическим двигателем общества».

Желание и воля выступают как основные природные и социальные силы, обеспечивающие развитие общества и потому как основные факторы цивилизации. При этом желание и воля людей может быть осознанными и неосознанными.

Неосознанное желание и воля действуют как иррациональные (подсознательные) силы, побуждающие людей к неосмысленному поведению людей, основанная на интуиции и инстинктах.

Наряду с Уордом развивалось и такое направление, которое исследовало проблему психического подражания и его роль в функционировании общества. Ведущим представителем является Тард. Свое учение он развил в трудах «Законы подражания», «Социальная логика», «Социальные законы», «Общественное мнение и толпа» и др.

Тард исходил из того, что в основе социологической деятельности людей лежит их психический настрой на подражание. Он пояснял, что подражание играет в обществе такую же роль, как и наследственность в живых организмах. Подражание выступает как важнейшая сторона социального наследования, т.е. преемственности в развитии общества. Тард рассматривал подражание как усвоение и повторение людьми того нового, что появляется в той или иной сфере общественной жизни. Этим новым могут быть маленькие или большие изобретения и открытия:

1. совершенствующие быт людей,

2. их производственную, познавательную и иную деятельность,

3. расширяющие их власть над природой,

4. обогащающие отношения между ними.

«Изобретение и подражание – таков основной элементарный общественный процесс», - делает вывод Тард. Всякие новации, будь-то изобретения или открытия в любой области, представляют собой акты творчества способных и талантливых людей, которые затем усваиваются и повторяются многими людьми. В результате человеческое изобретение и открытие порождают огромное кол-во подражаний и распространяются по всему миру.

Тард указывал на 3 основных закона подражания:

1. Закон повторения, т.е. усвоение и воспроизведение людьми тех или иных новшеств.

2. Закон оппозиции (сопротивление), выражает борьбу самих новшеств или нового и старого в обществе.

3. Закон приспособления, адаптация людей к появившимся новшествам и к изменившимся условиям жизни.

Историю Тард рассматривал, как непрерывную цепь подражания, ка собрание деяний имеющий наибольший успех и которым более всего подражали

 

Материалистическое понимание истории и его современная оценка

 

Исторический материализм (Маркс, Ленин). В основе своей имеет материалистическое понимание истории. Оно заключается в том, что общество, как высшая форма движения материи, развивается по законам диалектики и процесс этого развития можно представить как смену общественно-экономической формации (ОЭФ). Каждая ОЭФ имеет базис – производственные отношения и надстройку – все другие общественные отношения. Общество развивается от низшей формации в высшей по пути прогресса. Движущие силы развития является борьба противоположностей – антагонистических классов. В результате борьбы одна из противоположностей гибнет, а на ее месте появляется новая, а в обществе происходит скачок или социальная революция. Каждая следующая формация – это отрицание предыдущей, она уничтожает ее, но в тоже время основывается на ней, как на фундаменте. Прогресс вечен и неодолим.

Основатели - К.Маркс (1818-1883), Ф.Энгельс (1820-1895)

1. В обществе действуют объективные законы его развития, люди действуют в соответствии с ними и не в силах отменить их.

2. Развитие общества есть естественно-исторический процесс, обусловленный изменением способа производства материальных благ.

3. Фундаментом общественного бытия является производство материальных благ. Оно играет определяющую роль в функционировании и развитии общества, в т.ч. определяет сущность всей духовной сферы (культуры, науки, морали и т.д.).

Маркс К.: «Общественное бытие определяет общественное сознание людей».

4. Действия людей также обусловлены, в первую очередь, материальными факторами общественной жизни.

Данная теория (исторический материализм) Маркса критикуется за схематичность, а также за последующие попытки использования ее как практического руководства к революционному (насильственному) переустройству общества (Россия, Китай и др.)

 


Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 978; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!