Философские идеи русского консерватизма. К.Леонтьев, К.Победоносцев



Под консерватизмом понимают социально-философской концепции, обосновывающие необходимость сохранения и поддержки исторически сложившихся форм государственной и общественной жизни, ее моральных, правовых, религиозных и семейных основ. Влияние на становление русского консерватизма оказали мыслители Томас Карлеш, Эдмунд Берк, Жозеф де Местра. На философском уровне — Леонтьев (1831 — 1891) и Победоносцев (1846—1907). Впервые идею многообразия типов культур изложил Данилевский, разработана система основных типов культур и объяснив механизм их возникновения, развития и смены в ходе мировой истории. Данилевский пришел к выводу, что подобно тому, как в природе существуют различные типы организмов животных и растений, в человеческой истории существуют различные типы культур. Под культурно-историческим типом он понимает историческое развитие. Содержание всемирной истории составляет, по Дан. развитие 10 типов культур: египетской, китайской, индийской древнесемитической, иранской, ассиро-вавилонской, древнегреческой, древнеримской, новоаравийской, романо-германской. Славянский тип культуры, которому принадлежит будущее, согласно Данилевскому, находит в процессе становления. Данилевский отмечает что каждая цивилизация вырабатывает преимущественно свой вид духовной деятельности. Он различает 4 вида деятельности: религиозную, культурную, политическую и общественно-экономическую. Исходя из анализа этих видов деятельности он рассматривает основные типы цивилизаций. 1-ые цивилизации — египетскую, китайскую, вавилонскую, индийскую и иранскую — подготовительными, т.к. они не проявили ни 1 из сторон общечеловеческой деятельности. В них все было «в смешении: религия, политика, культура, общественно-экономическая организация». Следующие цивилизации достигли более высокого уровня во всех сферах деятельности, но больше в какой-то определенной области. Религия была «всепроникающим началом» в еврейской цивилизации; художественно-культурная деятельность получила развитие в греческой; политическая — в римской цивилизации. Т.к. в этих цивилизациях была развита 1 определенная деятельность, он называл их «одноосновными». Цикл развития культурно-исторического типа представлен след образ: 1) бессознательный период, в кот народы будущего культурного типа находятся еще на уровне «этнографического материала» и когда формируется психический облик народа; 2) период государственного становления, в ходе которого народы составляют политически независимые образования; 3) период цивилизации, в котором народ становится культурно-историческим типом и проявляет свою деятельность во всех направлениях. Первые 2 периода длятся тысячелетия, тогда как период цивилизации сравнительно краток. После периода расцвета цивилизации наступает и период застоя. 1 из наиболее глубоких русских мыслит 19 в. К.Н. Леонтьев был антидемократическим и антипрогрессивным. Он разработал оригинальную социально-философскую концепцию консерватизма. Концепция Леонтьева носит глубоко системный характер. Связывая природу и человека, мир его культуры, Леонтьев Сформулировал органическую теорию развития. Органическое развитие, по Леонтьеву, является сложным процессом, полный цикл которого включает в себя следующие этапы: первичной простоты; цветущей сложности; вторичного смесительного упрощения. Начальным этапом развития выступает первичная простота, т.е. состояние системы, в которой не выявились еще все заложенные в ней возможности. Переход от первичной простоты к цветущей сложности представляет собой процесс самоорганизации системы. Цветущая сложность - высшая точка развития. В каждой органичной системе заложен механизм саморазрушения и при достижении высшей точки развития начинается переход о цветущей сложности ко вторичному смесительному упрощения, которую процесс проявляет в: ослаблении единства между частями; разрушении сложной иерархической структуры и уравнивании частей друг с другом; отпадении частей от единого целого. Итог распада, разложение, гибель системы. На основе этой схемы Леонтьев обосновал идею цикличности развития государств, народов, культур. Достигнув расцвета, своей высшей точки, общество постепенно переходит к нисходящей линии развития, где разнообразие сменяется однообразием, в результате чего постепенно угасает способность к культурному творчеству и данное общество перестает существовать. Теория органического циклического развития Леонтьева стала философия основ историософских построен русс консерваторов. В русском консерватизме идеи прогресса, демократии и либерализма подверг развернутой критике как с позиций органического подхода (Леонтьев), так и с религиозно-нравственной позиций (Победоносцев). Выдвигал Леонтьев идеи цикличности развития находились в прямом противоречии с популярным в то время концепциями прогресса. Идеи прогресса, понимаемого как движение ко всеобщему благу, рассматривал Леонтьев как иллюзорные. В русском консерватизме дана не только критика идей либерализма и демократии с философских позиций, но и выявлены идейные основы либерально-демократических учений, предпосылки демократии и механизм ее функционирования. К.П. Победоносцев находил такой образ для характеристики демократии, как «великая ложь нашего времени». Демократ безнравственности, т.к. основан на лжи, а «что основано на лжи, то не может быть право». Он показывал, что идея народовластвия очень привлекательна но в основе своей ложная, и весь опыт истории свидетельствовал о том, что эта идея никогда не воплощалась в жизнь, т.к. в действительности управлять будет не народ, а политическая элита. Перспективы будущего развития России проанализированы К.Н. Леонтьевым. 1-ый: тихое, медленное разложение византийских начал путем демократизации. Россия в таком случае пойдет подражателем путем, потеряет свое «национальное лицо» и растворит в западноевропейской культуре. Россия перестанет сущность как великое государство, превратив в заурядную демократ республику на задворках Европы. «Социализм, т. е. глубокий и отчасти насильственный экономический и бытовой переворот, теперь, видимо, неотвратим, по крайней мере для некоторой части человечества». Социалистические идеи, по его мнению, ненаучны. Социалистических пророков сменят социалист диктаторы, а сам социализм будет оформлен как государственная религия.

 


Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 498; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!