Логический аппарат исследования в системе менеджмента



Использование любого метода исследования только тогда может дать полезный результат, когда оно логически обосновано и соответствует основным правилам логического вывода.

Основу логического аппарата составляет триединство таких форм как понятие, суждение, умозаключение.

Понятие является более устойчивым элементом логического ряда и отвечает на вопрос – что это за предмет, явление, процесс и в чем заключается его сущность. При проведении практических исследований необходимо формулировать элементы понятийного аппарата, давать определения изучаемых предметов, свойств, явлений, процессов, закономерностей.

Формулирование определения в значительной степени предопределяет распознавание и даже правильную постановку проблемы. Определение сущности явления, даваемого в понятии, может быть многоуровневым.

Основным звеном формулирования умозаключения являются суждения.

Существует 3 вида суждений: Суждение-сообщение. Например, фирма X является акционерным предприятием. Суждение-вопрос. Например, достигнет ли курс доллара отметки 26 руб. к концу года? Суждение – побуждение. Например, работы по ремонту оборудования должны быть выполнены в недельный срок.

Суждения делятся по истинности: Истинные; Вероятностные; Ложные.

Умозаключения связывают в едином логическом выводе ряд суждений. Например, Уменьшаются доходы населения – жди уменьшения спроса на товары. Выделяются:

Простые умозаключения, связывающие два суждения;

Сложные, связывающие более двух суждений.

Выделяются умозаключения индукционного типа – обобщение опыта, различных практических ситуаций в области управления - и дедукционного типа – распространение общих правил на конкретные объекты. Реальные исследования включают в себя целый комплекс логических выводов и индукционных и дедукционных.

 

Методы теории игр в исследовании систем управления

Теория игр является математической теорией конфликтных ситуаций, при помощи которой можно выработать рекомендации по рациональному образу действий участников конфликта. Конфликты решаются в таких сферах, как экономика, социология, политология, биология, кибернетика и даже военное дело. Конфликтом является любая ситуация, в которой затронуты интересы двух и более участников, традиционно называемых игроками. Для каждого игрока существует определенный набор стратегий, которые он может применить. Пересекаясь, стратегии нескольких игроков создают определенную ситуацию, в которой каждый игрок получает определенный результат, называемый выигрышем, положительным или отрицательным. При выборе стратегии важно учитывать не только получение максимального профита для себя, но так же возможные шаги противника, и их влияние на ситуацию в целом.

Чтобы сделать возможным математический анализ ситуации без учета второстепенных факторов, строят упрощенную, схематизированную модель ситуации, которая называется игрой. Игра ведется по определенным правилам, под которыми понимается система условий, регламентирующая возможные варианты действий игроков; объем информации каждой стороны о поведении другой; результат игры, к которому приводит каждая данная совокупность ходов.

Результат игры (выигрыш или проигрыш) не всегда имеет количественное выражение, но обычно можно, хотя бы условно, выразить его числовым значением.

Каждый игрок делает ход (действие). Ходы делятся на личные и случайные. Личным ходом называется сознательный выбор игроком одного из возможных вариантов действий и его осуществление. Случайным ходом называется выбор из ряда возможностей, осуществляемый не решением игрока, а каким-либо механизмом случайного выбора (бросание монеты, выбор карты из перетасованной колоды и т. п.). Для каждого случайного хода правила игры определяют распределение вероятностей возможных исходов. Игра может состоять только их личных или только из случайных ходов, или из их комбинации. Следующим основным понятием теории игр является понятие стратегии. Стратегия – это априори (не опираясь на опыт) принятая игроком система решений (вида «если — то»), которых он придерживается во время ведения игры, которая может быть представлена в виде алгоритма и выполняться автоматически. Цель игры: определение «оптимальной стратегии» для каждого из них. Стратегия, оптимальная по одному показателю, необязательно будет оптимальной по другим.


Дата добавления: 2018-09-23; просмотров: 384; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!