Различные формы понимания испытуемыми процесса перечисления 3 страница



Итак, разногласия между исследователями памяти объясняют­ся в значительной степени тем, что они исследовали различные виды памяти. Таким образом, противоречия исследователей в этом отношении являются отражением реальных противоречий в самой изучаемой ими действительности — памяти, отражением тех проти­воречий, которые реально существуют между различными видами памяти.

Но что представляют собой эти виды памяти? Диалектик Ге­гель, как раз разбирая проблему представления, указывал на то, что способности представления или силы души, о которых учит обычная психология, на самом деле являются рядом ступеней раз­вития представления. Нельзя ли попробовать применить эту точку зрения и к видам памяти? Не являются ли различные виды памя­ти лишь различными ступенями развития памяти?

2. Основные виды памяти как генетически различные «уровни» памяти (предварительная гипотеза). Даже самый беглый обзор онтогенетического развития человека показывает, что вышеупомя­нутые четыре основных вида памяти появляются в онтогенезе дале­ко не одновременно. Бесспорно, позже всех других видов памяти развивается память в понимании Жане, которую, не гонясь пока за точностью терминов, условимся называть памятью-рассказом, или логической памятью. По утверждению Жане, эта память имеет­ся у ребенка начиная только с 3 или 4 лет. Когда заканчивается развитие этой памяти, мы не знаем, но педагогический опыт пока­зывает, что развитие этой памяти продолжается еще в юношеском возрасте.

По данным Штерна, первые зачатки свободных воспоминаний наблюдаются только на втором году жизни, и, пожалуй, было бы осторожнее всего именно с этим связывать начало выступания об­разной памяти. Даже если проявить уступчивость и допустить участие «образов» в «припоминании» в виде так называемой свя­занной памяти, когда ребенок припоминает что-либо ассоциирован­ное с данным наличным стимулом, то, по Штерну, такое припоми­нание фигурирует только с 6 месяцев. С другой стороны, если счи­тать для человека наиболее характерной образной памятью зрительную память, то, судя по тому, что эйдетические образы после полового созревания сильно ослабевают, правдоподобно предположить, что во всяком случае уже в юношеском возрасте образная память не прогрессирует.

Аффективная память наименее изучена, и еще даже не улег­лась дискуссия о том, существует ли она. Поэтому здесь наши-предположения могут быть особенно гадательны. Однако кое-какие

10*

147


предположения, правда довольно неопределенные в смысле сроков, можно попытаться сделать. Если ребенок плачет или испугался после чего-либо, то здесь его плач и испуг — непосредственный результат действия данного стимула. Но если он плачет или испу­гался перед чем-нибудь, только от одного вида его, причем нет оснований предполагать здесь унаследованной инстинктивной реак­ции, то, пожалуй, наиболее правдоподобно предположить, что вид данного стимула оживил его прежнее чувство, т. е. что здесь имеет место аффективная память. Такие аффективные реакции до непо­средственного действия данного стимула почти не изучены, в част­ности относительно сроков появления их. Но во всяком случае, они уже, несомненно, имеются у 6-месячного ребенка, даже, ка­жется, раньше.

«Самый первый сочетательный рефлекс вырабатывается уже на первом месяце жизни ребенка. Он состоит в следующем: если ре­бенка взять на руки в положении кормления, то он проявляет комплекс пищевых реакций без всякого при этом специального воздействия на пищевую зону... Если взять ребенка в вертикаль­ном положении и поднести его к раскрытой груди матери с выдав­ленной каплей молока на ней, пищевой реакции нет. Если же ре­бенка берет в положении кормления сотрудник (мужчина), ребенок начинает делать сосательные движения. Очевидно, что самым ран­ним и первым сочетательным рефлексом является возникновение пищевых реакций в положении кормления. В течение первого ме­сяца этот рефлекс вырабатывается у всех нормальных кормящихся грудью детей, так как при грудном кормлении имеются все необхо­димые для его выработки внешние условия»2. Если считать, вмес­те с Лебом, условные рефлексы «ассоциативной памятью», притом, конечно, моторной, то можно с достаточной правдоподобностью предположить, что моторная память начинает развиваться раньше всякого иного вида памяти. С другой стороны, педагогический опыт показывает*, что младший школьный возраст—возраст, наиболее благоприятный для обучения ручному труду, танцам, катанию на коньках и т. п. На основании этого можно предположить, что, на-" чиная с полового созревания, моторная память, во всяком случае, не прогрессирует.

Учение о врожденных идеях, все равно, будет ли это понятие или представление, отвергнуто. Но существование врожденных дви­жений, притом связей движений (инстинктивные движения), несом­ненно. Если стать на точку зрения тех, кто, подобно Земону, рас­ширяет понятие памяти за пределы приобретаемого в жизни индивидуума опыта, то можно говорить о наследственности ин­стинктивных движений как о той моторной памяти, которой инди­видуум обладает уже при рождении.


Так или иначе, в онтогенетическом развитии раньше всего вы- ступает моторная память и, может быть, затем, но вскоре — аф- фективная память, несколько позже — образная память и гораздо  позже — логическая память.

Но, пожалуй, самое яркое подтверждение того, что эти виды памяти — различные «уровни» ее, можно видеть в той последова­тельности, с какой расцвет функционирования одной памяти сме­няет такой же расцвет другой памяти. Простое наблюдение пока­зывает, что именно раннее детство является возрастом максималь­но интенсивного приобретения привычек. Оно же обнаруживает гегемонию так называемого «образного мышления», проще и точ­нее говоря, воображения — воспроизводящего и продуктивного , (фантазия)—в дошкольном возрасте. Наконец, в школьном воз­расте, и чем старше он, тем больше, на первый план выступает логическая память. Этот яркий факт дает основание предполагать, V что виды памяти—на самом деле различные уровни, лучше гово­ря, различные ступени развития памяти.

Приблизительно ту же последовательность в развитии памяти дает рассмотрение филогенеза ее. Та память, о которой говорит Жане, конечно, принадлежит только человеку. Пускаться в пред­положение о существовании образов у животных, вообще, доволь­но рискованно, тем более для автора как незоопсихолога. Однако можно предположить, что образы имеются у животных, видящих сны. Торндайк слишком далеко заходит в своем скептицизме, утверждая, что здесь простое нервное внутреннее возбуждение, для этого поведения..., например, собаки, лающей, ворчащей, махаю­щей хвостом и т. п. во сне, слишком выразительно. Г. Эрхард рас­сказывает: «Как известно, существуют собаки, которые во сне «охотятся». Моя собака при этом лает высокими тонами и двигает' или стучит ногами. Это случается всегда тогда, когда ее перед этим водили гулять в лес... Если она несколько дней не была в лесу, то я могу ее побудить «охотиться» во сне тем, что я только вызову запах леса искусственным образом — запахом сосновых игл»3. Таким образом, у высших млекопитающих с некоторой ве­роятностью можно предположить существование образов, а стало быть, и образной памяти. Но если даже отнестись к этому скепти­чески, то по отношению даже к самым диким племенам человече­ским, когда-либо виденным, никто не станет отрицать у них суще­ствование развитой образной памяти, пожалуй, даже в большей степени, чем у культурного человека. Образная память, несомнен­но, в филогенезе появляется раньше логической и не раз поражала путешественников своей силой у так называемых первобытных племен. Возможно, хотя и сомнительно, что она имеется, пусть еще в слабой степени, и у высших млекопитающих.


 


Бехтерев В. М., Щелованов Н. М. К обоснованию генетической реф­лексологии.— В кн.: Новое в рефлексологии и физиологии нервной системы. Л.—М., 1925.


3Erhard G. Ratzelhafte Sinnesempfindungen bei Tieren. Nature und Technik, 1924, B. 5.


 


148


149


С гораздо большей уверенностью можно утверждать, что мотор­ная и аффективная память в филогенезе появляются очень рано. Как в этом убеждают опыты Иеркеса, повторенные в более уточ­ненной форме Гекком, эти виды памяти имеются уже у дождевых червей. Опыты состояли в том, что червяку, доползшему до опре­деленного места, нужно было обязательно свернуть или вправо, или влево, так как дальше нельзя было прямо ползти.' При этом на одной стороне, если червяк поворачивал туда, он получал элек­трический удар. В первых опытах червяк одинаково часто свора­чивал то вправо, то влево, но затем, примерно после 80—100 опы­тов, ясно обнаружилось, что в ту сторону, где получался электри­ческий удар, он сворачивал гораздо реже, и в конце дрессировки, после 120—180 опытов, на 20 сворачиваний в сторону без электри­ческого удара приходилось максимум 1—3 сворачивания в обрат­ную сторону. Эти опыты решительно опровергают ранее пользо­вавшееся авторитетом мнение, что у червей, в отличие от высших животных, отсутствует «ассоциативная память». Больше того, наи­более простым объяснением возможности подобной дрессировки червей посредством боли является предположение о существова­нии у них аффективной памяти. В данном случае проще и правдо­подобнее всего предположить, что дождевые черви запоминали боль, причем запоминали, разумеется, не в виде представлений — мыслей или образов, а единственное, что остается предположить, — в виде чувства, т. е. аффективной памяти4.

Что касается моторной памяти, то, если доверяться авторитет­ным зоопсихологам, ее можно обнаружить даже у простейших (protozoa). Описывая соответствующие опыты над paramaecium, Гемпельманн говорит о «выучивании путем упражнения» у этого-животного и заключает: «Физиологические изменения, необходи­мые для выполнения соответствующей совокупности движений, про­текают вследствие частого повторения все быстрее. Должен, ко­нечно, после каждого протекания реакции оставаться, сохраняться, «энграфироваться» след, остаток, благодаря чему облегчается сле­дующее протекание. Мы, стало быть, имеем дело с мнемическим процессом в смысле Земона!»5.

Таким образом, и в филогенезе мы имеем все тот же ряд: мо­торная память — аффективная память — образная память — логи­ческая память в смысле Жане. Каждый из членов этого ряда сле­дует в определенной последовательности за другим.

Так, на основании онтогенетических и филогенетических данных удалось установить, что основные виды памяти являются как бы членами одного и того же последовательного ряда, и в филогенезе

*Hemphelmann F. Tierpsychologre. Vom Standpunkte des Biologen «Akad.

verlagsgesellschafb. Leipzig, 1926. S. 165. 5 T а м ж е, с 77.

150


и в онтогенезе они развиваются в определенной последовательнос­ти друг за другом.

Чем ближе к началу этого ряда, тем в меньшей степени имеет место сознание, и даже, наоборот, активность его мешает памяти. Инстинктивные и привычные движения обычно совершаются авто­матически, без участия сознания, а когда мы на автоматически совершенные привычные движения направляем сознание, то этим призводство таких движений скорее затрудняется. Даже очень опытный танцор может сбиться, думая, как ему двигать ногами. Дискуссия о том, существует ли аффективная память, как мы уви­дим, возникла в значительной мере потому, что произвольная ре­продукция чувств трудна, почти невозможна, тогда как непроиз­вольно они то и дело репродуцируются.

Как образная, так и логическая память лежат уже в сфере сознания. Но и здесь их положение по отношению к сознанию различно: вряд ли кто станет оспаривать, что в логической памяти сознание принимает гораздо большее участие.

Та«им образом, можно предположить, что различные виды, па­мяти, развивающиеся последовательно один за другим, находятся на различных уровнях сознания, относятся к различным ступеням развития сознания. Это еще раз укрепляет нас в предположении, что виды памяти не что иное, как различные уровни памяти, или, точнее и правильнее, различные стадии развития памяти, различ­ные ступени.

Понятие «уровень», введенное в неврологию английскими невро­патологами (Джексон, Хед) и отсюда перенесенное некоторыми исследователями (в том числе и мной) в психологию, нельзя при­знать вполне удовлетворяющим. Еще менее может удовлетворять как будто более распространенное среди генетических психологов, особенно немецких (Шторх, Вернер), понятие «слой». Эти понятия слишком статические, механистические. Они не внушают идеи дви­жения, перехода. А между тем движение, переход, несомненно, имеют место.

Память-привычка — моторная память. Не случайно условные рефлексы, считаемые некоторыми одним из видов этой памяти, а другими интерпретируемые как, вообще, ассоциативная (мотор­ная) память, собственно говоря, являются предметом физиологии, а не психологии; здесь есть движение, но не сознание. С другой стороны, та память, о которой говорит Жане, очень походит на мышление. Так, установленный выше ряд памяти имеет своим нача­лом движение без участия сознания, а концом — мышление.

История изучения 'памяти показывает, что это изучение нача­лось со сближения памяти и воображения, да и сейчас в обычных курсах психологии обе эти функции оказываются часто смежными, близко родственными друг другу. И в. этом есть большой смысл: именно образная память есть, так сказать, типичная память, па­мять как таковая. Память, в понимании Жане, не воспроизводит факт, а рассказывает о нем, и это так же похоже на воспроизведе-

151


ние воспринятого факта, как книга похожа на тот предмет, кото­рый является ее темой, например как книга о сражении похожа на сражение. С другой стороны, привычка не воспроизводит в соз­нании, а просто повторяет снова то же движение, и это так же можно назвать воспоминанием, как повторную порцию кушанья можно назвать воспоминанием о первой порции его.

Таким образом, в нашем ряде различных видов или «уровней» памяти каждый из них обладает своеобразными особенностями, отличающими его от других, но в то же время между ними суще ствуют связь и взаимопереходы.

Вопрос об отношении между памятью и привычкой привлекал к себе большое внимание исследователей, и разбор его проник даже в современные курсы психологии, которые обычно уделяют ему известное место. Совершенно иначе обстоит дело с вопросом об отношении между памятью и мышлением. Если раньше, в пре­дыдущие столетия, этот вопрос привлекал внимание, правда, ско­рее философов, и преимущественно поскольку он был связан с воп­росом об отношении между простым опытом и научным познанием, то в современной психологии он не пользуется даже и таким вни­манием. Господствовавшая эмпирическая психология, находящаяся под сильнейшим влиянием эмпирической философии, не была склонна, судя по сравнительно небольшому количеству работ, да и не могла по своим узким эмпирическим философским установкам заняться как следует проблемой мышления. То философское на­правление, которое, по словам Энгельса, «чванясь тем, что оно пользуется только опытом, относится к мышлению с глубочайшим презрением»6, не давало эмпирической психологии ни желания, ни возможности исследовать мышление. Любые курсы эмпириче» ской психологии более или менее содержательны, пока речь идет об ощущениях, восприятии, внимании и памяти, но чем ближе к мышлению, тем они становятся все более бессодержательными. Проблема психологии мышления как бы уступалась представите­лям так называемой «философской психологии», где она трактова­лась в духе старомодной идеалистической болтовни.

Эмпирическая психология обрывалась -на памяти, да и ту изу чала далеко не до конца. Для этой психологии характерно, что как раз та память, которая ближе всего стоит к мышлению, ею наи­менее изучалась. Наоборот, самая элементарная с генетической точки зрения память, память-привычка, моторная память (вклю­чим сюда и вербальную, т. е. моторную память речевых движе­ний), пользуется максимальным вниманием современных предста­вителей эмпирической психологии. Так, стало быть, даже главу о памяти они дорабатывают не до конца, застревая скорее на пер­вых разделах ее. С такой главой о памяти и с почти совершенно не разработанной главой о мышлении эмпирическая психология, ко­нечно, не могла не только разрешить, но даже правильно поста-


вить вопрос об отношении между памятью и мышлением. Точно так же не могла ни решить, ни правильно поставить этот вопрос идеалистическая, так называемая «философская психология», уси­лия которой под влиянием ее идеалистических установок были на­правлены скорее на то, чтобы между памятью и мышлением соз-. дать непроходимую пропасть.

А между тем мы видим, что память, поднимаясь в связи с раз­витием все на более и более высокую ступень сознания, тем самым все более и более приближается к мышлению в конце концов на­столько близко, что даже в повседневной речи в этих случаях без различения употребляются слова «вспомнил» и «подумал», да и -специалист-исследователь теряется в своем анализе, где кончается в таких случаях память, а где начинается мышление. Тем настоя­тельней становится вопрос об отношении между памятью и мыш­лением.


6 Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., 2-ое изд., т. 20, с. 373.

152


Л. С. Выготский


Выготский Лев Семенович (5 ноября 189611 июня 1934) — советский пси­холог. Л. С. Выготский разработал «культурно-историческую» теорию по­ведения. Различив две линии развития человеческого поведения:^ естествен­ную и культурную, специфику послед­ней (по которой идет развитие всех так называемых «высших психологических функций») Выготский видел в при­менении и употреблении таких при­емов поведения, в основе которых лежит изготовление и употребление знаков в качестве особых средстз осуществления психологической опе­раций. По Выготскому, человек овла­девает собой, своим поведением, в общем тем же путем, что и внеш­ней природой, т. е. извне, при помо­щи особой общественной по своему происхождению «техники» знаков. При этом первоначально внешний культурный прием организации по­ведения впоследствии может как бы «вращиваться», становясь внутренним (явление «интериоризации»), С пере­ходом к изучению культурных форм поведения и их истории материалом психологии становятся культурные приемы и средства поведения. Рас­крывая их функциональную структу­ру и генезис, исследователь должен воссоздать строение соответствующе­го им психологического процесса. Этот метод распространен Выготским не только на изучение отдельных пси­хологических функций (таких, как память, внимание и т. д.), но и на исследование личности и сознания (Этюды по истории поведения. М., 1930, ссвм. с А; Р. Лурия). Идеи


культурно-исторической теории выс­ших психологических функций чело­века, выросшие у Выготского прежде всего из анализа проблемы компен­сации дефектов психического разви­тия ребенка, во многом, однако, был» подготовлены уже ранними его ра-ботами по психологии искусства. Вы­готский оказал значительное влия­ние на развитие советской психоло­гии, приведя к образованию одной из крупных школ в ней (А. Р. Лурия, А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, Л. И. Божович, Д. В. Эльконии, П. Я. Гальперин и др.). Сочинения: Сознание как пробле­ма психологии поведения.— В кн : Психология и марксизм. М., 1925; Педагогическая психология. М., 1926; Дефект и сверхкомпенсация.— В кн.: Умственная отсталость, слепо­та и глухонемота. М., 1927; Педоло­гия подростка (задания 1—8). М., 1929; то же (задания 9—16). М., 1931; Умственное развитие детей в процес­се обучения. М.— Л., 1935; Основы педологии. М., 1934; Диагностика раз­вития и педологическая клиника труд-_ ного детства. М., 1936; Избранные психологические исследования. М., 1956; Развитие высших психических функций. М., 1960; Воображение и творчество в школьном возрасте, 2-е изд., М., 1968; Психология искусства, 2-е изд. М., 1968.


Дата добавления: 2018-09-23; просмотров: 142; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!