Различные формы понимания испытуемыми процесса перечисления 7 страница




Память включает ряд процессов: прежде всего это запечатление (запоминание) и последующее узнавание или воспроизведение.

В ходе своей жизни и деятельности, разрешая встающие перед ним практические задачи и более или менее глубоко переживая про­исходящее, человек, не ставя перед собой специально такой цели или задачи, многое запоминает, многое непроизвольно у него запечатлевается. Однако потребности действия не позволяют огра­ничиться таким непроизвольным запоминанием. По мере услож­нения человеческой деятельности и условий, в которых она совер-


' См.: Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. 2-е изд. М., 1946.
12—957                                                    177


представляет собой процесс приобретения поведением новых и высших своих форм — форм специфически человеческих. Возник­новение этих высших форм поведения определяется тем, что соци­альная среда, выступая в качестве объекта приспособления, вме­сте с тем сама создает условия и средства для этого приспособле­ния. В этом и заключается ее глубокое своеобразие. Под влиянием социальной среды развитие, прежде биологическое, превращается в развитие по преимуществу историческое, культур­ное; таким образом, установленные нашим исследованием законо­мерности суть закономерности не биологического, а исторического развития.

Взаимодействуя с окружающей его социальной средой, человек перестраивает свое поведение; овладевая с помощью специальных стимулов поведением других людей, он приобретает способность овладевать и своим собственным поведением; так, процессы преж­де интерпсихологические превращаются в процессы интрапсихоло-гические. Это отношение, выступающее с особенной силой в разви­тии речи, одинаково сраведливо и для других психологических функций. Именно в этом заключается и путь развития высших форм запоминания; мы видели, что память современного челове­ка вовсе не представляет собой элементарного, чисто биологиче­ского свойства, но является чрезвычайно сложным продуктом дли­тельного исторического развития. Это развитие, идущее по линии овладения извне актами своей собственной памяти, прежде всего обусловлено возможностью приобретения индивидуальными пси­хологическими операциями структуры операций интерпсихологи­ческих. Вместе с тем та внешняя форма промежуточных стимулов-средств, которая составляет необходимое условие их участия в этих интерпсихологических операциях, в операциях интрапсихо-логических уже лишается своего значения. Таким образом, в ре­зультате своеобразного процесса их «вращивания» прежде внеш­ние стимулы-средства оказываются способными превращаться в средства внутренние, наличие которых и составляет специфичес­кую черту так называемой логической памяти.

Выдвигаемый нами принцип «параллелограмма» развития за­поминания представляет собой не что иное, как выражение того общего закона, что развитие высших сигнификативных форм па­мяти идет по линии превращения внешне опосредствованного запо­минания в запоминание внутренне опосредствованное. Этот просле­женный нами экспериментально процесс «вращивания» отнюдь не может быть понят как простое замещение внешнего раздражи­теля его энграммой, и он связан с глубочайшими изменениями во всей системе высшего поведения человека. Кратко мы могли бы описать этот процесс развития как процесс социализации поведе­ния человека. Ибо роль социальной среды не ограничивается здесь только тем, что она выступает в качестве центрального фак­тора развития; память человека, как и все его высшее поведение, остается связанной с ней и в самом своем функционировании.

176


Рубинштейн  Сергей  Леонидович

(6 июня 1889—11 января I960)— со­ветский психолог и философ, профес­сор, член-корреспондент АН СССР (с 1943 г.), действительный член АПН РСФСР (с 1945 г.). Окончил Одесский (Новороссийский) универ­ситет (19-13). С 1919 г.— доцент ка­федры философии и психологии Одесского университета. В 1932— 1942 гг.—зав. кафедрой психологии ■ Ленинградского педагогического ин­ститута им. А. И. Герцена, в 1942— 1950 гг.— зав. кафедрой психологии Московского университета, в 1942— 1945 гг.— директор Института психо­логии в Москве. С 1945 г.— зав. сек­тором психологии Института филосо­фии АН СССР. Основные работы С. Л. Рубинштейна посвящены фило­софским и методологическим пробле­мам психологии, и прежде всего про-

С. Л. Рубинштейн


блемам сознания, деятельности и личности. С. Л. Рубинштейном выпол­нен ряд экспериментальных исследо­ваний в области психологии воспри­ятия, мышления и др. С. Л. Рубин­штейн был непревзойденным система­тизатором. Его фундаментальные «Основы общей психологии» (изд. 2, 1946), удостоенные Государственной премии, до сих пор остаются лучшим на русском языке руководством по психологии с глубоким марксистским анализом основных ее проблем. Сочинения: Основы психологии. М., 1935; Основы общей психологии, изд. 2. М., 1946; Бытие и сознание.-М., 1957; О мышлении и путях его исследования. М.—Л., 1958; Принци­пы и пути развития психологии. М., 1959; Проблемы общей психологии. М,. 1973.

ПАМЯТЬ


шается, приходится, не полагаясь на случайную удачу непроиз­вольного запоминания, ставить перед собой специальную цель или задачу запоминания. Из непроизвольного процесса, совершающе­гося первоначально в составе какой-либо сначала практической деятельности как ее предпосылка или компонент, запоминание становится сознательным, преднамеренным актом. Запоминание превращается затем — по мере того, особенно, как с ростом куль­туры и накоплением знаний объем материала, которым в своей де­ятельности должен располагать человек, все возрастает,— в осо­бую специально организованную деятельность заучивания.

Многообразные процессы памяти могут приобретать различные формы: уже исходный процесс первичного закрепления материала может совершаться в форме непроизвольного запечатления, соз­нательного, преднамеренного запоминания, систематически организованного заучивания. Результаты этого запечатления, запо­минания, заучивания могут проявиться в узнавании того, с чем человек предварительно ознакомился при его предъявлении, и в свободном его воспроизведении. Воспроизведение может, далее, выразиться в форме представлений и знаний, отвлеченных от част­ной ситуации, в которой они запомнились, или в виде воспомина­ний, относящихся к собственному прошлому, к пережитому... Без памяти мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее, по мере его протекания, без­возвратно исчезало бы в прошлом. Не было бы ни основанных на прошлом знаний, ни навыков. Не было бы психической жизни, смыкающейся в единстве личного сознания, и невозможен был бы факт по существу непрерывного учения, проходящий через всю нашу жизнь и делающий нас тем, что мы есть.

Если говорить о памяти не только как собирательном термине для определенной совокупности процессов, а как о единой «фун­кции», то речь может идти лишь о некоторой очень общей и эле­ментарной способности к запечатлению и при соответствующих условиях восстановлению данных чувствительности, т. е. о том, что.можно назвать мнемической функцией. Запоминание, припоми­нание, воспроизведение, узнавание, которые включаются в «па­мять», строятся на этой основе, но никак не сводятся к ней. Это специфические процессы, в которые очень существенно включают­ся мышление в более или менее сложном и иногда противоречи­вом единстве с речью и все стороны человеческой психики (внима­ние, интересы, эмоции и т. д.).

Самое «сохранение» — это не пассивное лишь хранение мате­риала, не простое его консервирование. Сохранение — это дин-ами-ческий процесс, совершающийся на основе и в условиях опреде­ленным образом организованного усвоения, включающий какую-то более или менее выраженную переработку материала, предполагаю­щую участие различных мыслительных операций (обобщения, си­стематизации и т. д.). Этот процесс имеет свою динамику, при разных условиях различную; она может выразиться не только

178


в убыли, в более или менее быстром забывании; в некоторых слу­чаях последующие воспроизведения могут оказаться более полными и совершенными, чем предыдущие («реминисценция», см. дальше). Уже в силу этого не приходится понимать сохранение как простое консервирование; оно включает освоение и овладение материалом, его переработку и отбор, обобщенней конкретизацию, систематиза­цию и детализацию и т. д., что отчасти совершается во всем мно­гообразии процессов, в которых оно проявляется.

Генезис часто очень сложной деятельности запоминания, пре­вращающегося затем в организованный процесс заучивания, при­поминания, воспроизведения и т. д. на основе первичной элемен­тарной мнемической функции, является продуктом исторического развития, обусловленным потребностями конкретной человеческой деятельности.

Потребность в оформлении и овладении мнемическими процес­сами в развитии все более совершенных и сложных форм запоми­нания и заучивания должна была ощущаться тем острее, чем сложнее становились формы человеческой деятельности, чем боль­ше они поэтому требовали накопления знаний. Они существенно связаны с потребностями общественным образом организованной деятельности; общественно организованная человеческая деятель­ность требует не только сохранения собственного опыта и воспро­изведения его индивидом для себя, но и возможности сохранить и воспроизвести его для другого. Для этого потребовались специ­фические процессы, сохраняющие и воспроизводящие опыт опо­средованно в словесной... форме. Необходимые для совместной общественно-трудовой деятельности, эти специфически человечес­кие формы сохранения и воспроизведения в процессе обществен­но-трудовой деятельности и формировались; они — сложный исто­рический продукт, связанный с историческим бытием и истори­ческой деятельностью человека (как и мнемические процессы у животных, с преобладанием обонятельной памяти у одних, зрительно-осязательной у других, связанные с биологическими условиями их существования и жизнедеятельности).

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

12*

Воспроизведение чувственных образов восприятия приводит к возникновению новых своеобразных психических образований — представлений. Представление — это воспроизведенный образ предмета, основывающийся на нашем прошлом опыте. В то время как восприятие дает нам образ предмета лишь в непосредствен­ном присутствии этого предмета, в результате тех раздражений, которые падают от него на чзши периферические рецепторные аппараты, представление — это образ предмета, который на осно­ве предшествовавшего сенсорного воздействия воспроизводится в отсутствие предмета. Именно в этом, т. е. в отличном у пред-

179


ставлений и восприятий отношении к предметам, к явлениям дей­ствительности, заключается основное отличие представления от

восприятия.

Как и восприятия, представления, даже общие, наглядны; представления — это образы. По сравнению с восприятием пред­ставления обычно отличаются меньшей яркостью, хотя степень яр­кости представления бывает очень различной...

Представления, наконец, отличаются большей или меньшей обобщенностью. В них неизбежно совершается первый шаг на пути к абстракции и обобщению. Воспроизведенные образы памя­ти, представления являются ступенькой или даже целым рядом ступенек, ведущих от единичного образа восприятия к понятию и обобщенному представлению, которым оперирует мышление...

Представления являются собственно образами памяти лишь в том сл\тчае, когда воспроизведенный образ-представление вос­производит прежде воспринятое и в той или иной мере осознается в своем отношении к нему. Когда представление возникает или формируется безотносительно к прежде воспринятому, хотя бы и с использованием воспринятого в более или менее преображен­ном виде, представление является образом не памяти собственно, а скорее воображения.

Возникновение представлений имеет большое значение для всей сознательной жизни. Если бы у нас существовали только восприя­тия и не было представлений, мы были бы всегда прикованы к не­посредственно наличной ситуации. Присутствующие предметы, воздействующие на наши рецепторы, управляли бы нашим пове­дением. Наши мысли, как и наши действия», были бы в исключи-, тельной власти настоящего. Ни прошлое, ни будущее не сущест­вовало бы для нас: все отошедшее в прошлое навсегда исчезало бы, будущее было бы закрыто. Внутренней жизни у нас не сущест­вовало бы; представления создают тот план, на котором она раз­вертывается.

Ассоциации представлений. Как общее правило, представления воспроизводятся не изолированно, а в связи с другими представ­лениями.

Существенное место среди этих связей занимают связи ассоци­ативные. Они создаются прежде всего в силу пространственной или временной смежности (ассоциации по смежности в простран­стве и во времени). Наряду с этим основным типом ассоциаций, который объединяет друг с другом любые представления незави­симо от их содержания, некоторые представители ассоциативной теории признавали еще ассоциации по сходству (и по контрасту).

Ассоциативные связи имеют место во всех видах процессор, воспроизведения. Если мне дан был в пространственной или вре­менной смежности ряд впечатлений АВ—С и т. д., то новое по­явление в моем опыте А вызовет представление ВС в силу тех ассоциаций, которые создались между ними и А...


ТЕОРИЯ ПАМЯТИ

Роль ассоциативных, смысловых и структурных связей в запо­минании. Теория памяти, которая легла в основу первых класси­ческих экспериментальных исследований Эббингауза и его про­должателей (Мюллера, Пильцекера, Шумана и др.), была цели­ком построена на учении об ассоциациях.

Существенным в этой теории является то положение, что факт внешней смежности впечатлений сам по себе признается достаточ­ным для установления связей между представлениями и для их воспроизведения.

Исходя из этого, Эббингауз и построил все свое исследование. Он пользовался рядами бессмысленных слогов, состоящих из трех букв (одной гласной, расположенной между дзумя согласными, например туг-фал-дор-еэт), с выключением всех тех комбинаций, которые давали какое-либо осмысленное слово. В подборе такого материала Эббингауз руководился стремлением получить одно­родный материал и создать единообразные условия для различных испытуемых. Отсутствие осмысленного содержания в заучиваемом материале и смысловых связей в нем было для Эббингауза несу* щественно, потому что для него процесс воспрои?ведения опреде­лялся фактом внешней смежности заучиваемого, создающей ассо­циативные связи.

Об этой классической теории памяти, которая попыталась све­сти память к одним лишь ассоциативным связям, приходится сказать следующее: ассоциативные связи играют, несомненно, значительную роль, особенно в элементарных формах памяти; од­нако работа памяти в целом, особенно высшие формы памяти у человека, несводимы к одним лишь ассоциациям и не могут быть безостаточно объяснены ассоциативной теорией.

Помимо ассоциативных связей по смежности в работе челове­ческой памяти, в процессах запоминания, припоминания, воспро-изведен-ня, существенную роль играют смысловые связи. Память человека носит осмысленный характер.

Данные экспериментального исследования отчетливо вскрывают значение смысловых связей для процесса запоминания. Сравнение результатов заучивания бессмысленных слогов и осмысленных слов, затем отдельных осмысленных слов и слов, объединенных в осмысленные предложения связного текста, показало, что работа памяти находится в прямой зависимости от наличия смысловых связей, объединяющих запоминаемый материал в более или менее обширные смысловые целые. По данным ряда исследователей, количество объединенных в фразу слов, которое запоминают ис­пытуемые, в несколько раз превосходит количество запоминаемых ими — при прочих равных условиях — бессвязных слов.

* Итак, ни в коем случае не отрицая и не умаляя роли ассоциа­ций в работе памяти (главным образом, элементарных форм ее), можно все же считать доказанным, что ассоциагии не являются


 


180


181


ни единственной, ни даже главной основой высших форм памяти человека. Анализ, систематизация, и осмысливание — вся предва­рительная работа мышления над содержанием — включаются в воспроизведение и влекут за собой перестройку процесса запоми­нания; смысловые связи имеют определяющее значение в запоми­нании осмысленного материала. Даже при запоминании бессмыс­ленного материала человек прибегает к опосредованному включе­нию его в осмысленные связи. Исследования Фуко, из более новых, и целый ряд других отмечали этот факт. Мнемотехника пытается по-своему его использовать, прибегая, однако, часто к очень искусственным внешним и громоздким приемам. Основной принцип опосредованного запоминания заключается в том, что подлежащий заучиванию материал включается в более обширный контекст, с которым опосредованно могут быть установлены осмысленные связи...

Как ни существенна роль смысловых связей в процессе запоми­нания и воспроизведения, не подлежит, однако, сомнению, что превращение смысловых связей в единственную и универсальную основу памяти было бы тоже неосновательно. Запоминание не всегда основывается на смысловых связях; не всякий материал и допускает такое запоминание. Ряды цифр, статистические данные, различные константы, номера телефонов запоминаются обычно не благодаря смысловым связям.

Но, с другой стороны, отсутствие смысловых связей не означа­ет еще, что запоминание основывается только на ассоциациях. В тех случаях, когда нет объединения материала в смысловое це­лое, в основе запоминания часто лежит объединение материала в структурное целое. Под структурой мы разумеем в данном слу­чае членение и объединение материала посредством его ритмиза­ции, симметрического расположения и т. п.

Значение структурной оформленности, т. е. четкой расчлененно­сти и связности, материала для запоминания выябилось еще в эк­спериментальных исследованиях, которые в теоретическом отноше­нии исходили из ассоциативной психологии. Общеизвестно, во-пер­вых, что стихи запоминаютсялегче, чем нестихотворный материал. Это объясняется тем, что, благодаря ритму и рифме, словесному материалу придается структурная оформленность. Тщательное экспериментальное исследование показало, что при запоминании пространственного ряда бессмысленных слогов или букв известную роль играет установление между ними определенных пространст­венных отношений, их объединение в группы, фигуры и пр. При слуховом восприятии материала существенную роль играет объе­динение материала посредством его ритмизации. Ряд исследова­телей (Мюллер, Шуман, Т. Смит) выяснили, что насильственное-подавление ритмизации делало для некоторых субъектов совер­шенно невозможным запоминание.

Совокупно;гь фактов, свидетельствующих о роли структурного объединения материала в процессе запоминания, была использована гештальтпсихологией. Ег-

182


представители попытались превратить структуру в такой же всеобщий принцип, каким ассоциация была для сторонников ассоциативной теории. Структурирова­ние признается единственной и универсальной основой памяти.

Отвергая универсальный принцип ассоциации, Коффка пишет: «Мы должны заменить этот закон другим: если явления А, В, С... один или несколько раз встречались как члены структуры и одно из них появляется снова с тем же ха­рактером принадлежности к структуре, то он имеет тенденцию к более или менее полному и четкому воспроизведению всей структуры».

Вся многообразная деятельность памяти опять сведена к одной форме. Вместо универсального закона ассоциации гештальтисты пытаются установить универсальный принцип структуры.


Дата добавления: 2018-09-23; просмотров: 174; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!