Различные формы понимания испытуемыми процесса перечисления 2 страница
1 См.: Lewin К. Vorsatz, Wille und Bedurfnis. В., 1926.
139
бального жизненного процесса, например забывания определенного намерения.
В экспериментальных исследованиях2 забывания намерений испытуемый должен был выполнить ряд заданий и в конце каждого выполненного задания (или на какой-либо другой стадии работы) на использованном листке поставить свою подпись и дату. Каждый листок по выполнении задания должен быть передан экспериментатору.
Обнаружилось следующее:
1) Намерение не существует в душе как изолированный факт,
но обнаруживает свою принадлежность к целостной структуре дей
ствий и к сфере личности.
Переход от той сферы деятельности, в которую включено намерение, к другой может привести за собой забывание этого намерения. Как пример из опытов упомянем следующее. Подпись часто забывается, если после шести однородных заданий в качестве седьмой должна быть выполнена работа совершенно другого! рода.
Чтобы отделить эту область действенности намерения, иногда достаточно ввести паузу длительностью несколько минут. После паузы подпись часто забывается. То, что здесь имеет место не простое падение действенности намерения с течением времени, ясно из того, что подпись обычно не забывается даже при отсутствии обновления намерения, когда испытуемый все время переходит к выполнению новых действий; далее, из того, что подпись ставится и тогда, когда «пауза» длится не пять минут, а целый день.
|
|
Намерения, включенные в какую-нибудь психическую сферу, не забываются, если жива соответствующая сфера действий, и только в этом случае.
Также и в повседневной жизни забвение намерения часто можно наблюдать тогда, когда тот специальный психический комплекс, в который включено намерение, перестает быть живым. Так, очень частые случаи забвения, которые якобы объясняются тем, что мы «слишком заняты чем-нибудь другим», не могут быть истолкованы просто в том смысле, что исключительную вину в забывании несет интенсивность других переживаний. Если речь идет об интенсивных переживаниях, принадлежащих к сходному психическому комплексу, то это, наоборот, может только благоприятствовать незабыванию. С другой стороны, забывание может наступить и без интенсивной занятости, если только господствующая в данный момент психическая сфера отстоит достаточно далеко от сферы, в которую включено намерение. При этом, по-видимому, и фактор чистой интенсивности получает известное значение.
2) Для вопроса о забывании существенное значение имеет так
же и наступление соответствующего случая. Так, например, испы
туемый с чрезвычайной регулярностью забывает подписывать
|
|
2 Опыты произведены Г. В. Биренбаум в Берлинском психологическом институте.
140
фамилию, если он неожиданно должен выполнить свое задание на бумаге большого формата или иной окраски. Очевидно, бумага сама по себе напоминает испытуемому о намерении, как почтовый ящик — об опускании письма (или узелок на платке, напоминающий о том, что не должно быть забыто). Бумага обладает тем, что я хотел бы назвать характером требования.
Я вынужден ограничиться простым только указанием на значение для забывания включенности намерения в некоторую целостность действий или в определенную личную сферу и на значение появления соответствующего случая : и хотел бы перейти к более подробному обсуждению третьего! фактора.
3) В упомянутых выше опытах было задание, которое состояло в рисовании собственной монограммы. С большой регулярностью испытуемые забывали подписывать свою фамилию на этих листках. Если исходить из понятия ассоциации, скорее можно было бы ожидать, что при прочной связи монограммы с подписью намерение подписаться в таком задании забывалось бы особенно редко.
Детальный анализ показывает, что здесь имеет место своего рода замещающее выполнение. При прямом размышлении испытуемый, конечно, мог бы, исходя из всей ситуации, прийти к выводу, что для экспериментатора монограмма фактически достаточна, чтобы обозначить -принадлежность работы определенному лицу. И потому подпись без особых размышлений просто «забывается». Потребность подписаться, обусловленная актом намерения, по-видимому, как-то удовлетворяется этой подписью-монограммой.
|
|
Если обратить внимание на случаи забывания в повседневной жизни, то можно нередко найти такого рода замещающие выполнения или частичные выполнения как причины. Я приведу в качестве примера два таких действительно имевших место случая: некий господин должен купить себе запонку для воротничка. Он постоянно забывает об этом. Однажды исключительно, с этой целью он делает окольный путь, чтобы идти по улице, где, несомненно, находятся соответствующие магазины. Он удовлетворен и рад от сознания, «что не забыл о покупке»; он приходит в библиотеку и замечает, что запонки все-таки не купил.
Учительница была намерена спросить об одном определенном деле свою ученицу, которой она давала частные уроки. Приблизительно среди урока она вспоминает об этом и радуется, что «так вовремя ей пришло это на память». В конце концов она идет домой, не исполнив своего намерения. В этих случаях, как и вообше в случаях повседневной жизни, нет, конечно, однозначного доказательства того, что прохождение по нужной улице или простое воспоминание как замещающие выполнения стали действительной причиной забывания.
|
|
Часто можно наблюдать, что даже письменная фиксация намерения, которая с точки зрения ассоциации между представлениями ситуации и цели скорее должна была бы означать усиление намерения, легко ведет к его забыванию; запись действует почти
141
как выполнение намерения, как разряжение. Мы надеемся на то, что запись своевременно напомнит, и этим ослабляем внутреннюю потребность не забыть.
4) Где нет никакого замещающего выполнения, забывание может быть объяснено наличием естественных противоположных по требностей. Даже повторное намерение написать неприятное письмо часто остается невыполненным: как раз тогда, когда есть время написать письмо, об этом забывают. На это таинственное противодействие указал Фрейд. Конечно, ни в коей мере нельзя всякое забывание объяснять наличием таких естественных потребностей (еще меньше здесь может быть речь о сексуальных потребностях). Но во.всяком случае для проблемы действенности намерения центральное значение имеет следующее: намерение прояв ляет себя как сила, которая может вступать в столкновение с потребностями и в результате утрачивать свою величину.
Мы уже указывали на положительную связь действенности намерения с настоящими потребностями, из которых данное намерение вытекает. И забывание наступает с различной степенью легкости в зависимости от силы той настоящей потребности, которая побуждает к выполнению намерения. Подпись фамилии забывает-~ся несравненно реже при массовых опытах, чем лри опытах с отдельным испытуемым: при массовых ответах потребность выделить свою работу бывает существенно сильнее.
От функционирования намерения в рамках определенных глобальных волевых целей и естественных потребностей, а не от интенсивности акта намерения зависит то, произойдет или нет преодоление всех препятствий при его осуществлении. Также и при исследовании забывания обнаружилось, что намерения, которые первоначально особенно интенсивны и даже поднимаются до степени судорожного напряжения, часто проявляют несравненно меньшую действенность, чем намерения исключительно спокойные, не отягощенные аффектами. Отчасти это может быть связано с тем, что вообще аффективные или судорожные действия, за некоторыми исключениями, имеют гораздо меньший эффект производительности, чем спокойные.
Далее, специально при исследовании актов намерения следует обратить внимание на следующее.
Можно поставить вопрос, при каких обстоятельствах возникает вообще акт намерения, особенно интенсивный акт намерения? Поистине поучительная, хотя и преувеличивающая поговорка говорит: «Благими намерениями выстлана дорога в ад».
Это значит, что к акту принятия намерения вынуждены прибе гать лишь тогда, когда нет естественной потребности для данного действия или даже налицо естественная потребность противоположного характера. Если акт намерения не вытекает из настоящей потребности, то он обещает мало успеха. Но именно в этом случае, когда нет настоящей потребности, ее обычно пытаются заменить «интенсивным актом намерения». Несколько заострив, можно ска-
142
зать, что-либо, нет нужды образовывать особое намерение либо же оно обещает мало успеха.
Уальд (Дориан Грей) говорит: «Добрые намерения — бесполезные попытки вмешаться в законы природы. Их источники — чистая суетность, их результат — абсолютный нуль».
ОБ ЭКСПЕРИМЕНТАХ Б. В. ЗЕЙГАРНИК
Будет полезно проиллюстрировать это положение с помощью детального описания первого экспериментального исследования из указанной выше серии, а именно экспериментов Зейгарник по воспоминанию законченных и незаконченных действий, которые были проведены в 1924—1926 гг. Повторим некоторые следствия и аргументы Зейгарник, используя вместе с тем тот формальный аппарат символов и уравнений, который был разработан в последующие годы3.
ОСНОВНЫЕ ДОПУЩЕНИЯ И ГЛАВНОЕ СЛЕДСТВИЕ
Критические эксперименты по «ассоциациям» и «измерению си-лы воли», отмеченные выше, давали право предположить, что действие намерения было эквивалентно созданию напряжения внутри личности. Целью экспериментов Зейгарник была первоначальная экспериментальная проверка этой теории. Теория содержит два основных допущения.
Допущение 1: Намерение достигнуть некоторой цели «G» (осуществить действие, приводящее к «G») соответствует напряжению (t) некоторой системы (SG) внутри личности, так что t(SG)>0. Это допущение констатирует динамический конструкт (система в состоянии напряжения) с наблюдаемым синдромом, обычно называемым «намерение».
Допущение 2: Напряжение t(SG) снимается, если цель достигнута: t(SG)=O, если Р—ЛЗ4.
Зейгарник использовала в качестве симптома существования напряжения тенденцию к воспоминанию деятельностей, соответствующих системе в состоянии напряжения. Предположение существования такой системы основано на следующем.
Допущение 3: Потребности в G соответствует сила fP, G действующая на личность и вызывающая тенденцию к локомоции по направлению к цели.
1 Lewin К. Formalization and Progres in Psychology. — In- «Yale Studv in Child Welfare», 1938.
4 To есть личность (Р) находится в области цели ( G ) в жизненном пространстве (прим. перге.).
143
Если t(SG)>0, то fP, G>0.
Это допущение определяет отношение между потребностью и локомоцией. Другими словами, оно означает конструкт напряжения в личности и конструкт силы для локомоции в среде.
Допущения 1, 2 и 3 являются по своему характеру довольно общими, и они использовались как основные допущения для большого числа выводов и экспериментов. (До известной степени можно устранить допущение 3 и заменить его сочетанием допущений 1 и 2). Можно утверждать и без введения конструкта силы локомоции, что в случае t(SG)>0 из допущения 2 следует тенденция к изменению жизненного пространства так, чтобы t(SG)=O. Мы, однако, предпочитаем ввести допущение 3 как отдельное.
Допущение 3 а: Потребность ведет не только к тенденции осуществить актуальную локомоцию по направлению к области цели, но также и к размышлению об этом типе действия, иными словами, сила fP,G существует не только на уровне внешнего действия (реальности), но также и на уровне мышления (нереальности),
если t(SG)>0, то fP,R>0, где R-воспоминание.
Это последнее допущение Зейгарник имеет более конкретный характер. Оно может рассматриваться как конкретизация допущения 3. Для выводов, сделанных Зейгарник, эта конкретная форма нужна больше, чем допущение 3.
Из допущений 1, 2 и 3 вытекает:
Следствие: Тенденция к воспоминанию прерванных действ'ий должна быть больше, чем тенденция к воспоминанию законченных действий. Этот вывод может быть сделан следующим образом. Мы обозначаем завершенное действие буквой С, прерванное действие буквой U и системы S° и Su соответственно.
Теперь мы можем утверждать:
(a) t(Su)>0, согласно'допущению 1;
(в) t(Sc)=O, согласно допущению 2.
Тогда (с) fP,U>fP,C, согласно допущению За на уровне мышления. Другими словами, имеется более сильная тенденция к спонтанному воспроизведению прерванных действий по сравнению с завершенными действиями.
Экспериментальное подтверждение. Первой задачей Зейгарник было проверить последний вывод экспериментально, и было установлено, что он правильный.
равняется |
т, , . воспроизведение прерванных действий RU
Коэффициент---------------------------- *—*■--------------- =------ ; = Т57^
*— =;
воспроизведение законченных действии
примерно 1,9.
Сочинения: Философия Плотина. М„ 1918; Современная философия, ч. 1—2. М., 1918—1922; Очерк научной психологии. М., 11921; Педология, М., 1934; Очерки детской сексуальности. М., 1935; Избранные педагогические произведения. М, 1961; Избранные психологические произведения. М., 1964. Литература: Петровский А. В. История советской психологии. М., 1967. |
Блонский Павел Петрович (26 мая
1884—15 февраля 1941)— советский педагог, психолог и историк философии, один из крупнейших исследователей в области педагогической психологии, а также проблем психологии памяти и мышления, известен своей генетической теорией памяти («Память и мышление», 1935). В начале 20-х годов Блонский один из первых выступил с программой разработки объективной психологин на 'марксистской основе.
П. П. Блонский
ОСНОВНЫЕ ПРЕДПОЛОЖЕНИЯ ГЕНЕТИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ ПАМЯТИ»
1. Основные виды памяти. Разногласия между исследователями памяти можно, конечно, объяснить субъективными причинами. Теории различных исследователей с различной степенью совершенства соответственно квалификации исследователей отражают одно и то же явление — память. Но разногласия настолько велики и в то же время настолько велика квалификация многих из этих исследователей, что закрадывается подозрение, в субъективных ли совершенствах исследователей только причина их разногласий.
Наш обзор истории проблемы памяти показывает, что с самого начала научной разработки этой проблемы память рассматривается в теснейшей связи с воображением, а объектом памяти считаются образы. Так рассматривала память античная психология. Такого же взгляда на нее, полностью или частично, придерживается ряд представителей новой психологии. Условимся называть память, имеющую дело с. образами, образной памятью. Тогда мы можем сказать, что многие исследователи изучали, исключительно или преимущественно, образную память, и именно с изучения этой памяти началась история проблемы памяти. Но совершенно ясно, что
1 См.: Блонский П. П. Избранные психологические произведения. М., 1964.
10-957 ' • 145
те, которые изучают выучивание движений.. , изучают совершенно .другой вид памяти. Если первые исследователи сближали память с воображением, то эти сближают память с привычкой. Условимся эту память называть, как это нередко делают, моторной памятью (la memo'ire motorics).
Техника экспериментального изучения так называемой механической памяти обычно состоит в предъявлении тем или иным способом бессмысленного вербального материала, который испытуемым известное количество раз вербально повторяется. Правда, не всегда, не во всех случаях давался вербальный материал, и не всегда испытуемый вербально повторял. Но огромное большинство исследований производилось именно так, и именно на них были получены все основные положения экспериментальной психологии памяти. Ясно, что такие исследования были, собственно говоря, исследованиями выучивания определенных речевых движений, поскольку влияние смысла тщательнейшим образом элиминировалось. Понятно поэтому, что эти исследования принципиально мало чем отличались от исследований, например, выучивания ручным движениям. Речь идет все о той же моторной ламяти, памяти-привычке.
Но именно эту память устраняет из своего исследования Жане, и не ее он считает памятью в подлинном смысле этого слова. Наоборот, то, что Жане понимает под памятью, во многих отношениях прямая ^противоположность привычке. Если пользоваться общепринятыми терминами, то память у Жане больше, чем на что-либо иное, похожа на то, что обыкновенно называют логической памятью, и является как бы своеобразной разновидностью ее.
Таким образом, когда различные исследователи изучали память, то одни изучали главным образом или даже исключительно образную память, память-воображение, другие — моторную память, память-привычку, а третьи, пожалуй, — логическую память, память-рассказ или память-мышление, как иногда интерпретировали эту память. Не удивительно, что, изучая совершенно различные виды памяти, исследователи приходили к различным результатам, думая, однако, при этом, что все они изучают одно и то же. Еще большая неразбериха получалась, когда один и тот же исследователь или компилятор (чаще всего так поступали именно авторы учебников или сводных работ о памяти) в одной и той же работе, при этом не отдавая себе в том отчета, смешивал воедино подобные различные, порой даже противоположные, результаты.
Моторная память, или память-привычка, образная память, или память-воображение, логическая память, или память-рассказ (на уточнении терминологии мы пока не останавливаемся),— вот три основных вида памяти, как они устанавливались из анализа истории проблемы памяти. Так, например, Аристотель изучал главным образом образную память, Уотсон — память-привычку, а Жане — память-рассказ. Наряду с этими тремя основными видами памяти некоторыми исследователями называется еще один вид памяти —
146
аффективная память, память чувств. Особенно Рибо настаивал на существовании этой памяти, хотя не было недостатка и в тех исследователях, которые отрицали ее. Откладывая разбор дискуссии по этому вопросу до одной из следующих глав, допустим пока в виде предположения существование и этого — четвертого основного вида памяти.
Дата добавления: 2018-09-23; просмотров: 170; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!