Различные формы понимания испытуемыми процесса перечисления 1 страница



Требование экспериментатора перечислить задания отдельны­ми испытуемыми понимается по-разному:

1. Перечисление — это простой рассказ о том, что происходило, не имеющий специальной цели.

2а. Перечисление — это проверка памяти, самостоятельное за­дание после 22 предыдущих практических заданий.

26. Новое задание может переструктуировать весь предшест­вующий эксперимент. Весь опыт превращается вдруг в опыт по проверке памяти.

1. Испытуемому не совсем понятно, что, собственно, означает просьба экспериментатора перечислить задания: то ли это пере­ход к новому опыту, то ли временное прерывание старого, то ли его продолжение. Он вынужден делать нечто такое, смысл чего ему не ясен. Просьба экспериментатора кажется ему несуществен­ной, непонятной, в то время как раньше ситуация была ясна. Он улыбается смущенно и растерянно, как человек, от которого .тре­буется нечто такое, что он мог бы сделать, но что не совсем уместно в данной ситуации. Особенно четко этот момент проявля­ется в опытах с, детьми. (Выражение лица испытуемого иногда напоминает выражение лица у человека, которого попросили что-то станцевать или спеть. Испытуемый повторяет вопрос экспери­ментатора: «Все, что я тут делал?», вздыхает, как бы набираясь мужества и сил для «ненужного» задания, делает энергичное дви­жение головой, бормочет про себя: «Так, хорошо» и начинает пе­речислять задания.)

Перечисления заданий не воспринимаются испытуемыми как проверка памяти, а, скорее, как «рассказ» о происходившем. Испы­туемый ведет себя как человек, вынужденный отвечать на вопрос о прошлых событиях, он находится в ситуации, сходной с иолу-спонтанным высказыванием о своих переживаниях.

Это проявляется также в том, что испытуемые часто не до­вольствуются простым перечислением, а дополняют его какими-либо характерными признаками, например: «Затем я нанизывал

132


бусы, затем сделал ужасный стул». Задания выступают не просто как «номера», каждое задание имеет свое собственное выделяю­щееся лицо.

2а. Опрос воспринимается испытуемым как проверка памяти, он старается перечислить как можно больше. Перечисление — это новый вид задания, который одновременно является той точкой, с которой обозреваются все остальные задания.

Поведение испытуемых здесь также меняется с началом пере­числения, но вместо смущения, которое имеет место у испытуемых первой группы, в поведении появляется серьезность. Испытуемый удобнее устраивается на стуле, готовясь к важной работе. Пере­числение для них не просто рассказ, занятие, не имеющее ничего общего с заданием, как для испытуемых первой группы, а дейст­вие, носящее характер задания.

26. Большинством испытуемых последней группы перечисление воспринимается не только как проверка памяти, просто новая до­полнительная работа, но весь опыт приобретает новый характер: «Ах так! Это и есть настоящий решающий смысл опыта. Отсюда и множество заданий»,— таков примерный смысл высказываний.

Отдельные задания теряют свою самостоятельность, свое лицо. «Это вещи, потерявшие собственный смысл, существующие лишь как указание, нужное для чего-то другого». «Они потеряли зна­чение самостоятельной работы»,— сообщает один испытуемый этой группы. Испытуемый старается вспомнить^ как можно больше за­даний.

Влияние различных установок при опросе на отношение

ВН

ВЗ

Различное понимание смысла опроса влечет за собой различия в силе тенденции к воспроизведению, которая оказывает свое влия­ние на соотношение запомненных завершенных и запомненных не­завершенных действий.

В то время как испытуемые первой группы, для которых пере­числение заданий является только рассказом о происходившем, не прилагают особых усилий, чтобы перечислить побольше зада­ний, а перечисляют те задания, которые «спонтанно» выплывают в памяти, испытуемые второй группы стараются перечислить как можно больше заданий. Испытуемый хочет продемонстрировать возможности своей памяти. Так как перечисление воспринимается как одно из заданий и даже как особо важное задание, то те же самые силы, которые оказывали свое ведущее влияние во время выполнения других заданий, теперь вступают в действие с еще бо­лее значительной силой. Прежде всего испытуемый хочет пока­зать, как велики его способности. Вместо высказываний типа: «Не думал, что я так неловок», которые имеют место во время вы*

133


полнения практических заданий, следуют высказывания: «Неуже* ли у меня такая плохая память!». Честолюбие может выражаться в сходной, но несколько замаскированной форме—в форме пред­остережения: «Я сразу предупреждаю Вас, что у меня очень пло­хая память». Здесь вместе слиты попытки оправдать и извинить себя.

Так как для этих испытуемых перечисление выступает в форме особого задания, которое они тоже хотят довести до конца как можно лучше, то задание остается незавершенным, пока не пере­числено все. Испытуемые также мало расположены прекращать перечисление, ка<к перед этим откладывать выполнение других заданий. При этом они прибегают к различным вспомогательным средствам, например, распределяют задания по группам.

Это состояние «незавершенности перечисления» лишь в незна­чительной степени имеет место у испытуемых первой группы, для которых речь идет лишь о «простом рассказе».

Можно было бы ожидать, что различная сила тенденций к вос­произведению для завершенных и незавершенных действий даст одинаковую прибавку и для ВН и ВЗ, т. е. ничего не принесет в

отношении ВН/ВЗ

Но при ограниченном числе заданий любой рост общего числа перечисленных заданий есть приближение к объективному макси­муму (общему числу всех заданий), имеющее своим следствием сближение между ВН и ВЗ, так как объективно оба-вида заданий встречаются одинаково часто. Особенно ярко выраженная тенден­ция к воспроизведению ведет к возрастанию общего числа воспро­изведенных завершенных заданий и тем самым влечет за собой

уменьшение значения отношения (вн/вз), а именно потому, что ВН уже близко к максимуму, и весь рост идет в пользу ВЗ.

Если рассмотреть положение вещей с динамической точки зре­ния, то отношения будут следующие: при установке испытуемых продемонстрировать возможно более высокий уровень памяти, ква­зипотребности, исходящие из незавершенных действий, могут от-

проявиться в отношении (вн/вз), даже если они относительно мало сильны сами по себе. Это означает, что квазипотребности различ­ной силы вовсе необязательно имеют своим следствием разное значение отношения (вн/вз) и разница эта будет тем меньше, чем

сильнее тенденция к воспроизведению, действующая в том же направлении.


 

езде в Москву работала психологом в психиатрической клинике под ру­ководством Л. С. Выготского, а за­тем в психиатрической больнице им. Соловьева и в психиатрических больницах Ульяновска и Рязани.

Биренбаум Гита Васильевна (19031952)— советский психолог, училась в Берлинском университете в 1923— 1925 и 1927—1930. гг., где под руко­водством К. Левина выполнила 'дип-ломную работу, отрывок из которой публикуется в хрестоматии. По при-

Г. В. Биренбаум

ЗАБЫВАНИЕ НАМЕРЕНИЯ

Цель данного исследования — выяснить некоторые вопросы о сущ ности и основных свойствах намерений. Из повседневной жизни мы знаем, что намерения могут как выполняться, так и забы­ваться. Иногда они выполняются даже тогда, когда к моменту исполнения стали бессмысленными вследствие изменения ситуа­ции. В этом случае действие совершается исключительно потому, что его намеревались совершить.

Выполнение намерения зависит от многих факторов. Во-первых, не все люди одинаковы. Бывают люди особенно пунктуальные в выполнении своих намерений и лица непоследовательные в этом отношении.

Во-вторых, выполнение намерения зависит от его содержания. Намерения бывают более или менее важного содержания. Напри­мер, намерение бросить письмо в почтовый ящик может иметь раз­личный вес в зависимости от важности письма. Деловые перегово­ры или деловой звонок по телефону, в общем, гораздо важнее, чем визит вежливости старой родственнице.

Намерения бывают приятные, неприятные или нейтральные, и это обстоятельство играет большую роль при забывании или запо­минании намерения, что особенно подчеркивал Фрейд («Психопа­тология обыденной жизни», Вена, 1919).

Далее, большое значение имеет, с какой именно частью общей жизни человека связано намерение. Бывают люди, которые добро-


Birenbaum G. Das Vergessen einer Vorahme. «Psychologische Forchsung», Bd. 13, Heft 2—3. Berlin, 1930.

135


совестно выполняют все намерения, связанные с их работой, и забывчивы в повседневной жизни.

Эта связь специальных намерений с общей деятельностью и це­лями человека составляет важную проблему, которую мы обозна­чаем как вопрос о включении намерений в более широкие целост­ ности или внутрипсихические области и которую мы ставим во главу угла нашего исследования.

НАМЕРЕНИЯ И АКТУАЛЬНЫЕ ЦЕЛИ ДЕЙСТВИЯ

Прежде чем перейти к собственно опытам, мы хотим,обсудить некоторые вопросы с целью предварительного ограничения нашей проблемы. Каждое намерение связано с будущим, это означает, что речь идет о собственно намерении только тогда, -когда что-то намечается сделать позднее. На основе намерения возникает по- требностное напряжение, приводящее к его осуществлению. Между актом принятия намерения и выполнением намерения существует временный интервал, в течении которого напряженная система су­ществует, но временно не проявляет себя.

Обозначить все планы и цели как намерения значило бы не­обоснованно расширить применение этого термина. Мы будем го­ворить о намерении только тогда, когда возникающая напряжен­ ная система вначале относительно отделена от моторики.

Испытуемым дается инструкция выполнить ряд заданий и ре­шение зафиксировать письменно. Перед испытуемым лежат ма­ленькие листочки бумаги одинакового цвета и величины. Каждое задание должно быть выполнено на новом листе. После того как даны общие инструкции о решении заданий, еще перед постанов­кой отдельных задач экспериментатор предлагает испытуемому в конце каждого задания подписать лист своим именем. Это и есть намерение, забывание или запоминание которого будет особо исследоваться. Испытуемый же думает, что подпись нужна для сортировки листов.

Мы начинаем с серии, в которой рассматриваемое намерение не забывалось никогда (или почти никогда), и сравниваем ее с сери­ей II, где была введена пауза.

В ходе опыта испытуемому предъявлялся ряд однородных за­даний со спичками или городами, которые он воспринимал как основное задание.

Параллельно с серией I проводилась серия II. Серия II отли­чалась от I тем, что после пятого задания вводилась 5—10 минут­ная пауза. После паузы.испытуемый опять возвращался к задани­ям со спичками.

Результаты показали, что в серии,I и первой части серии II, без введения паузы, намерение —подпись выполняется хорошо Перед паузой для испытуемого во время заданий неизменно суще*


ществует ситуация «испытуемого, решающего задания опыта». С паузой же меняется вся ситуация в целом. Испытуемый с удо­вольствием занимается развлекательным заданием, часто сам пока­зывает экспериментатору задания, которые тот не знает. Испытуе­мый вдруг начинает вести себя совершенно свободно. Он уже не видит в своем собеседнике экспериментатора, который хочет про­верить его, а скорее знакомого, с которым он оживленно беседует. После этой «маленькой передышки» снова возвращаются к собст­венно опыту. Испытуемый снова выполняет задания прежнего вида, но забывает подпись. Это кажется сначала странным. Еще более удивительно то, что, начиная со следующего задания, на­мерение опять выполняется регулярно.

В качестве возможных причин забывания следует рассмотреть следующее:

1. Можно было бы предположить, что забывание намерения
вызывается увеличением промежуточного времени посредством
перерыва.

Если бы забывание было простой функцией временной отстав-ленности от выполнения, то именно во втором и последующих за­даниях после паузы подпись должна была бы быть по-настоящему окончательно забыта. Этого, однако, не происходит.

Далее, необходимо упомянуть следующее. Спустя одну или не­сколько недель мы иногда проводили с испытуемым два опыта. Временной интервал был гораздо больше того, который получался при заполненной паузе. Несмотря на то что были предъявлены другие основные задания, испытуемые часто сами, без инструкции экспериментатора, начинали с подписи.

Эти факты показывают, что временной интервал не был дейст­вительной причиной забывания намерения после перерыва 5— 10 минут.

2. Тот факт, что частота забывания от первого к последующим
заданиям после паузы сильно уменьшается, убедительно выявляет
очень общий и очень важный для проблемы забывания намерений
факт, а именно: речь идет не о забывании, связанном с памятью.
И там, где забывается намерение, дело не в забывании как «вы­
падении» из памяти. Дело не в том, что испытуемый не в состоянии
вспомнить инструкцию, воспроизвести содержание инструкции.

В нашем случае встает вопрос не о способностях памяти, а о том, являются ли соответствующие намерению цели руководя­щими для действий в определенной ситуации или нет. По всей ве­роятности, обсуждению подлежат не проблемы памяти в узком смысле, а существование и взаимоотношение квазипотребностей, а также факторы, от которых зависит, будет ли квазипотребность в определенной ситуации определять возникновение действий или нет.


К. Л евин

ОБ ЭКСПЕРИМЕНТАХ Г. В. БИРЕНБАУМ И Б. В. ЗЕЙГАРНИК


Левин (Lewin) Курт (9 сентября 189012 февраля 1947) — немецкий психолог, создатель теоретико-поле­вой концепции личности и группы в психологии. В 1926—1933 — проф. философии и психологии Берлинско­го университета, с 1933 жил и рабо­тал в США.

В центре психологии Левина стоит концепция так называемого «жизнен­ного пространства. Жизненное про­странство, по Левину,— совокупность сосуществующих и взаимосвязанных факторов, определяющих поведение индивида в данное время, охватыва­ет и личность и ее психологическое окружение, образуя единое психоло­гическое поле —жизненное простран­ство индивида. Понятийное представ­ление о жизненном пространстве пред­полагает, во-первых, раскрытие струк­туры поля возможных' событий, как оно существует для индивида в дан­ное время, и, во-вторых, установле­ние поля сил, определяющих в каж­дой области жизненного простран­ства наличные в нем тенденции к из­менению. Наблюдаемое при этом по­ведение индивида должно рассматри­ваться лишь как «феноткпическое» выражение некоторого «генотипа» со­бытия, происходящего в жизненном пространстве индивида и представля­ющего собой либо «переход» лично­сти из одной области жизненного пространства в другие (т. н. «локо-моция»), либо изменение самой «ког­нитивной» структуры жизненного про­странства (инсайт). Поскольку пове­дение и развитие индивида оказыва­ются при этом некоторой функцией его жизненного пространства: n=f


138


(жизненного пространства), то зада­ча объяснения поведения состоит в отыскании способа понятийного пред­ставления жизненного пространства индивида и в определении характера «функции», связывающей поведение индивида со строением его жизнен­ного пространства (т.'е. психологиче­ских законов). Понятийное представ­ление жизненного пространства ста­новится, по Левину, вместе с тем и объяснением наблюдаемого единично­го случая поведения, который рассма­тривается теперь как частная реали­зация определенного типа события. Выполненные в школе Левина ис­следования запоминания и возобнов­ления прерванных действий, насыще­ния, замещения, фрустрации и уров­ня притязаний составили эпоху в раз­витии экспериментальной психологии личности. В американский период своей деятельности Левин попытался разработать теоретико-полевой под­ход применительно к исследованию проблем групповой динамики и соци­ального действия.

Сочинения: Gesets and Expe­riment in der Psychologie. В., 1927; A dynamic theory of personality. N. Y., 1935; Principles of topological Psycho­logy. N. Y., 1936; Resolving social conflicts. N. Y., 1948; Field theory in Social Sciences. N. Y., 1954.

Литература: Cartwright D., Lewinian theory as a contemporary sistematic framework, Psychology: A Study of a Science, vol. 2. N. Y., 1959. Анциферова. О теории личности в работах К, Левина.— «Вопросы пси­хологии», 1960, № 6.


ЗАБЫВАНИЕ НАМЕРЕНИЯ

Ближайший, в известном смысле прямой, путь к исследованию действенной силы намерения есть исследование забывания наме­рений.

Необходимо тщательно разграничить два понятия забывания. Одно относится 'К тому, что обычно понимают под памятью, а имен­но способность воспроизводить ранее приобретенное знание. В этой связи мы будем причислять к процессам репродукции так­же и способность воспроизводить ранее знакомые действия...

Второе понятие забывания относится к невыполнению намере­ ния. В этой связи в повседневной жизни говорят о «забывчивости». Само собой ясно, что забывший выполнить предполагаемую в ак­те намерения деятельность может без всякой помощи воспроизвес­ти содержание этого намерения. Следовательно, знание об акте намерения в смысле памяти налицо. Хорошая память, в смысле ярко выраженной способности воспроизводить знания как действия, ни в коем случае не идет рука об руку с добродетелью не остав­лять не выполненными «из-за забывчивости» то, что мы намере­вались сделать (конечно, здесь могут иметь место известные связи).

Впрочем, нельзя упускать из виду еще и третье понятие забы­вания. Смысл его в том, что человек не помнит неприятностей, которыми он обязан какому-нибудь определенному лицу, не мстит ему за них: прощает и забывает. Это большая или меньшая «зло­ памятность» важна в особенности в связи с психологией воли и аффектов, не совпадая в то же время с вышеприведенными двумя другими понятиями памяти. Можно иметь плохую память, быть очень забывчивым и в то же время чрезвычайно злопамятным.

У нас, следовательно, идет речь о втором понятии забывания,

0 непреднамеренном невыполнении намерения.

Как уже было упомянуто, впечатление, будто действенность намерения ослабевает пропорционально длительности времени,ни в коем случае неправильно. В психологии, так же как и в физике, ни в коем случае нельзя считать время причиной реального про­ цесса. Там, где обнаруживается постепенное падение интенсив­ности какого-нибудь переживания в связи с временем, это падение нужно относить за счет нормальных жизненных процессов. Однако и в этом случае остается правомерным и необходимым вопрос, что же является конкретной причиной конкретного явления внутри гло-


Дата добавления: 2018-09-23; просмотров: 171; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!