III. Идея народа в доктрине естественного права



 

XVII век - эпоха суверенного господства доктрины естественного права. В последнее время - в особенности под влиянием капитальных трудов Отто Гирке*(135) - становится все более и более распространенным мнение, открывающее уже в учениях раннего средневековья чуть ли не законченную систему естественно-правовой доктрины*(136). При этом, однако, упускается из виду глубочайшее различие между миросозерцанием средних веков и нового времени: индивидуалистический характер философии нового времени - продукт гуманизма и реформации - средневековой философии органически чужд*(137). Естественное право средневековья имеет своим источником не природу человека, а волю божества. Подобно божественному праву Откровения, естественное право является выражением вечного закона (lex aeterna), имманентного божественной Сущности как таковой. Доктрина, выводящая естественное право с логической необходимостью из определенного свойства человеческой природы, признающая, что вместе с человеком, etsi daretur deum non esse, дается естественное право,- такая доктрина невозможна в средневековой действительности, непостижима для средневековой мысли.

И, в частности, невозможно и непостижимо для средневековья представление о суверенном ("естественном") индивиде, свободном и разумном, творящем, подобно Богу, из хаоса естественного состояния организованное и единое общежитие, именуемое государством. Аристотель - величайший авторитет политической схоластики средневековья. Вслед за ним она признает индивида, по природе, политическим,- и не только политическим, но вообще социальным животным: homo animal sociale et politicum. И для нее, как для Аристотеля, общежитие, по природе, предшествует индивиду, ибо целое логически предшествует своей части. Договорная теория средневековья отражает политическую действительность. Она отнюдь не является учением о первоначальном возникновении государства; она конструирует происхождение государственной власти, и только. Посредством договора подчинения народ - т.е. феодальные сословия - учреждают государственную власть; вопрос о происхождении "народа", как стороны в договоре подчинения, для средневековой доктрины не существует - не существует хотя бы потому, что "народа", как единого и организованного целого, средневековая действительность не знает. Во всяком случае, основная идея индивидуалистической доктрины естественного права - идея общественного договора, при помощи которого суверенный индивид из естественного состояния создает гражданское, из неорганизованного социального агрегата - организованный народ, неизвестна средневековой политической мысли.

Политическая доктрина XVI века стоит еще всецело на почве средневекового миросозерцания. В частности, идея договора подчинения является краеугольным камнем публицистики XVI века: договором подчинения учреждается монархическая власть. Напротив, идея общественного договора, посредством которого создается народ (или государство), XVI веку остается неизвестной. Государство создается не потому, что социально настроенная воля естественного индивида желает государства; оно создается потому, что социальная природа индивида с роковой необходимостью влечет его к государству. Государство, или - что то же - народ, создается не сразу "из ничего", не прыжком через пропасть, отделяющую естественное состояние от гражданского; медленно и постепенно, со ступени на ступень, поднимается индивид, подчиняясь общественному инстинкту, по лестнице общественных организаций. Государство является последним универсальным союзом в длинном и непрерывном ряду многообразных партикулярных, частно-правных и публичноправных соединений. Боден определяет государство как правовую организацию многочисленных семейств и всего, что является для них общим, под единой суверенной властью. Первоначальным элементом государства является, таким образом, не индивид, а семья. Семья - прообраз государства; государство - разросшаяся и усложнившаяся семья. И для монархомахов - теоретиков народного суверенитета в XVI веке, поскольку они не довольствуются теологическими аргументами ("государство - последствие грехопадения", "государство создается божественным промыслом"), происхождение государства объясняется естественным процессом усложнения общественной жизни. Государство возникает из низших общественных союзов силой социальной необходимости, а не сознательным актом индивидуальной воли. Natura civitates fabricavit, natura respublicas instituit*(138).

Идея общественного договора, по справедливому указанию Еллинека, возникает под влиянием реформации*(139). Ее отечество - пуританская Англия; она конструируется впервые, еще в конце XVI столетия, Гукером (Richard Hooker), родоначальником английского пуританизма. Добровольное соглашение (covenant), признаваемое основой церковной общины, кладется религиозно настроенной мыслью в основу гражданского состояния вообще. Во время великой революции идея общественного договора является лозунгом индепендентов Кромвеллева войска. Сидней и Локк дают ей впервые научную формулировку. На континенте Европы, освобожденная ремонстрантом Гроцием от теологической окраски, она становится краеугольным камнем рационалистической доктрины естественного права. Доктрина эта исходит из представления об индивиде как источнике государственного правопорядка. Сначала - индивид, и только затем создаваемое его творческим актом государство. Отсюда - противопоставление гражданского состояния - т.е. государства, естественному - т.е. безгосударственному, догосударственному состоянию. Переход от естественного состояния к гражданскому - внезапный и резкий "прыжок в неизвестное" - не может быть следствием объективно-необходимого, исторического развития общественной жизни. Идея закономерной преемственности социальных явлений доктрине естественного права органически чужда; превращение естественного состояния в гражданское, агрегата естественных индивидов в организованный и единый народ - величайший переворот, какой только способна себе представить человеческая мысль,- является делом сознательной и планомерной человеческой воли*(140).

Государство создается общественным договором (pactum unionis, contrat social, Gesellschaftsvertrag) - договором, который, предшествуя по времени договору подчинения, является конститутивным моментом в понятии народа. Договорная теория приобретает, таким образом, в доктрине естественного права характер гораздо более сложный, чем в предшествующую эпоху. Согласно господствующему мнению, государство создается не одним, а двумя договорами: сначала общественный договор, или договор соединения, создает народ; затем договор подчинения конституирует власть; оба договора вместе создают государство, мыслимое, как определенное отношение между народом и властью.

Идея общественного договора становится определяющей идеей доктрины естественного права. Под ее влиянием существенным образом преобразуется традиционное представление о "народе" как необходимом элементе государства*(141).

Было бы более чем наивно в учении монархомахов XVI в. искать демократической концепции народного суверенитета. Народ монархомахов - не сумма естественных, т.е. равных друг другу индивидов, не куча одноформенного и одноцветного песку. Народ - исторически сложившееся, социально дифференцированное, феодальное или полуфеодальное общество XVI века,- совокупность сословных и территориально-обособленных групп, "чинов" и "провинций", поглощающих и растворяющих индивида*(142). Не может быть речи о равенстве индивидов, образующих народ: индивид квалифицируется группой, к которой принадлежит. Право сопротивления тиранической власти принадлежит не народу в его целом; оно принадлежит аристократии страны - эфорам в их совокупности (Генеральным Штатам), или даже, в исключительных случаях, каждому эфору в отдельности. Господство большинства - непостижимая для монархомахов идея: тысячи "простых" должны подчиняться тирану; один "знатный" имеет право восстать против него*(143). Из двух элементов слагается народ: с одной стороны, misera plebs, презираемая монархомахами чернь, пассивный элемент исторической жизни государства; с другой, привилегированные сословные организации - ее активный элемент. Народ, как суверен, как верховная в государстве власть,- это Генеральные Штаты, отдельные сословия, участвующие в них,- сеньоры, магистраты, привилегированные города.

Публицисты XVI в.- позитивисты*(144). Для них народ не отвлеченная категория, а реальное явление общественной жизни,- "общество неравных", общество знати и черни - знати повелевающей и повинующейся черни.

Впервые в доктрине естественного права понятие народа приобретает атомистический и механический характер. Создаваемый общественным договором, договором суверенных - т.е. свободных и равных друг другу индивидов, народ необходимо является искусственным (механическим) единством, совпадающим с суммой образующих его частей. Народ - multitudo singulorum; его воля образуется суммированием индивидуальных воль. Идея социального равенства индивидов, стоящая в таком очевидном противоречии с эмпирической действительностью, возникает на почве естественно-правовых представлений. В Англии, в эпоху великой религиозно-политической распри XVII века, она становится лозунгом левеллеров, наиболее крайних представителей индепендентской секты. Естественное равенство индивидов - основное начало политических теорий Пуфендорфа и Локка, столь различных в конечных своих выводах*(145). Американская декларация независимости и точно так же декларации отдельных сев.-американских штатов признают естественное равенство самоочевидной истиной: все люди, вступая в общественный договор, равны друг другу*(146). Французская декларация 1793 г. объявляет "равенство", наряду со свободой, безопасностью и собственностью, естественным, неприкосновенным и неотъемлемым правом человека и гражданина.

Социальное равенство индивидов является логически необходимой предпосылкой демократической концепции народного суверенитета. Демократия - общество равных. Если все граждане, все участники государственного общения равны друг другу, каждый из них имеет одинаковое право на власть. Право на власть, будучи следствием права на равенство, является, таким образом, прирожденным, естественным правом индивида. С этой точки зрения народный суверенитет становится суверенитетом всех; каждому гражданину принадлежит в суверенитете одинаковая доля.

Доктрина естественного права является могучим протестом - восстанием человеческого разума против исторически сложившегося феодального строя. Сословному обществу феодализма она противополагает идею народа - агрегата суверенных и равных друг другу индивидов. Разумная и свободная человеческая воля - общественный договор - образует единственную общественную связь, признаваемую естественным правом.

 

IV. Монтескье и Руссо

 


Дата добавления: 2018-09-23; просмотров: 304; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!