IV. Конституционное и правовое государство



 

Правовым государством мы называем государство, которое в своей деятельности, в осуществлении правительственных и судебных функций ограничено и связано положительный правом, стоит под правом, а не вне и над ним*(102). Необходимым предположением правового государства является начало обособления властей. Осуществление этого начала возможно не иначе как в условиях представительной формы правления. Поэтому только конституционное государство может быть государством правовым; отожествление понятий правового и конституционного государства является общим местом современной германской доктрины государственного права*(103).

Само собой, однако, разумеется, что реализация основными законами конституционного начала, будучи необходимым, не является достаточным условием правового государства. Господство права в государственной жизни страны предполагает и требует последовательного и строгого осуществления начала подзаконности правительственной власти. Наличность сверхзаконных полномочий у главы государства - права диспенсации, права издания исключительных указов - противоречит существу правового государства. С другой стороны, для того чтобы государство могло быть признано вполне и безусловно правовым, необходима не только конституционная, но и административная реформа. Необходимо такое административное законодательство, которое сводило бы к возможному minimum'y дискреционный характер полномочий правительственной власти; такое законодательство, которое, налагая на власть обязанности, предоставляло бы гражданам соответствующие этим обязанностям субъективные публичные права.

Наконец, без наличности системы правовых гарантий, обеспечивающих неприкосновенность публичных прав, нет и не может быть правового государства. В частности, административная юстиция - своеобразная организация судебной (а не административной) власти, назначение которой заключается в защите субъективных публичных прав путем отмены незаконных распоряжений административной власти,- является краеугольным камнем правового государства.

Конституционное государство может быть более или менее правовым; антитезой абсолютной монархии является не правовое, а конституционное государство.

 

Глава вторая. Теория народного представительства

 

I. Народное представительство и народный суверенитет

 

Под представительством вообще современная теория права понимает отношение, в котором за волеизъявлением одного лица признается такое же значение и, следовательно, оно вызывает такие же последствия, как если бы оно было волеизъявлением другого лица. Различается двоякого рода представительство - представительство по уполномочию (мандату) и представительство в силу закона. Первое предполагает дееспособность; второе - недееспособность представляемого лица. Различие между тем и другим заключается в том, что юридическим титулом первого является воля представляемого, юридическим титулом второго - веление закона.

Не подлежит никакому сомнению, что народное представительство, как представительство в силу закона, а не по уполномочию народа, является прямым и необходимым отрицанием идеи народного суверенитета. Если народ недееспособен, он не может быть сувереном: ибо идея народного суверенитета, противополагаемого суверенитету монарха или аристократического меньшинства, предполагает не только правоспособность, но и дееспособность народа,- не только обладание властью, но и осуществление ее: при всяком ином понимании народного суверенитета он оказывается совместимым со всякой формой правления - не только с конституционной, но и с абсолютной монархией.

В Англии уже в XVI веке, в эпоху Тюдоров, выдающиеся юристы - напр., Томас Смит, называют парламент представителем народа: он представляет всех граждан, и все граждане чрез своих представителей участвуют в нем*(104) В XVIII веке идея народного представительства получает классическую формулировку у Блекстона. По мнению Блекстона, представитель, хотя бы избираемый отдельным дистриктом, является представителем всего королевства, ибо цель его избрания не частная, а общая, не только выгода его избирателей, но и общее благо. Признавая, что каждый депутат представляет в парламенте весь народ, Блекстон последовательно отсюда выводит, что каждый гражданин представлен в парламенте*(105).

Вряд ли, однако, необходимо доказывать, что, называя парламент народным представительством, англичане XVII и XVIII веков имеют в виду представительство по закону, а не по уполномочию народа. Народным представительством является не только выборная палата общин, но и наследственная палата лордов; не только законодательные палаты, но и король. Идея народного суверенитета остается до настоящего времени чуждой английской политической доктрине*(106).

Для того чтобы и в представительном государстве сувереном являлся народ, необходимо, чтобы воля народа была юридическим титулом представительства. Народное представительство должно выражать не "общественное мнение" страны, а волю народа; избрание представителей должно быть осуществлением власти, принадлежащей народу.

Только представительство по уполномочию, в силу поручения или мандата, совместимо с народным суверенитетом. Основная проблема теории народного представительства заключается, следовательно, в том, является ли народное представительство представительством по уполномочию народа?

 


Дата добавления: 2018-09-23; просмотров: 349; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!