Основные направления русского космизма



Русский космизм - интеллектуальное течение, представляющее собой совокупность направ­лений, объединенных стремлением к осмыслению проблемы единства человека с космосом, кос­мической природы человека и космического масштаба человеческой деятельности. Космизм пыта­ется представить человека не атомарным существом, а личностью, обладающей всем богатством индивидуальности и вместе с тем неразрывно связанной со всеобщим. Русские космисты последо­вательно проводят мысль о неразрывной взаимосвязи человека и космоса, соразмерности природ­ного и человеческого бытия. Они обращают внимание на размерность, гармоничность, разумность устроения космоса. Для них важна тема ответственности человека за природу, осмысление особой роли человека в этом мире, имеющей непосредственное отношение к судьбам природного бытия. Наиболее концентрированно выразил суть такого подхода П.А. Флоренский, который считал, что человек и природа взаимно подобны и внутренне едины. Человек и природа равномощны, при этом человек представлен как «сумма мира, сокращенный конспект его», а мир как «раскрытие человека, проекция его». Человеку предстоит познать самого себя, свою сущность, и это познание возможно через познание космоса. Поэтому задача человека, его назначение на Земле - раскрыть и утвердить космичность природного бытия.

Русский космизм как научный, философский, религиозный и культурный феномен в своих ос­новных чертах сложился в конце XIX - начале XX вв. В нем можно выделить три основных тече­ния: философско-религиозное, художественное и естественнонаучное. Русские мыслители-космисты религиозной ориентации - Н.Ф. Федоров, В.С. Соловьев, С.Н. Булгаков, П.А. Флоренский, Н.А. Бердяев - поднимают вопрос о необходимости реальной, активной работы над преодолением несовершенства человека - как нравственного, так и физиче­ского. Наиболее выразительно это звучит в труде Н.Ф. Федорова (1829-1903) «Философия общего дела». По Федорову, в человеке природа начинает не только осознавать себя, но и управлять со­бой. Только дело, соразмерное с космосом, способно преодолеть нечеловеческое в человеке. И этим делом должно быть управление силами природы, овладение стихийными, слепыми силами вне и внутри себя, выход в космос для его активного освоения и преображения, обретение бес­смертия человечества - для всех живших и ныне живущих поколений. Для этого потребуется пол­ная переориентация сознания - человечество обязано воспринять себя в качестве космической си­лы. Познание, опыт и труд, по Федорову, способны привести к преобразованию физической при­роды человека, к бесконечному творчеству бессмертной жизни во Вселенной.

Знакомство В.С. Соловьева с идеями Н.Ф. Федорова послужило импульсом для анализа сущ­ности человека и его роли в мироздании на пути «универсального синтеза философии, науки и ре­лигии». В С. Соловьев указывает на то, что человек вводится в сердцевину природного мира с од­ной задачей - оберегать этот мир от разрушения. Человек, по его утверждению, «не только участ­вует в действии космических начал, но способен знать цель этого действия и, следовательно, тру­диться над ее достижением осмысленно и свободно». Человеку следует улучшать природу, как самого себя. В философии Соловьева человек призван быть «теургом» - возделывателем, устрои­телем, спасителем природы.

В экзистенциальном плане развивает космические идеи Н.А. Бердяев. Для него человек есть центр Вселенной, ее духовное средоточие, поэтому он в ответе за весь тварный мир. Ощущение род­ства с природой, обретение космического сознания - в этом его задача. Человек есть микрокосм. Его судьба зависит от судьбы природы, космоса, он не может отделить себя от них, вместе с тем на нем лежит вся ответственность за весь строй природы, за все, что в нем совершается. Согласно философ­ско-религиозной традиции русского космизма разрешение социальных и социоприродных противо­речий возможно на пути природного и духовного преображения человека. Требуется активная рабо­та для преодоления современной «промежуточности» человека, его несовершенства, усиления его творческого, созидательного начала.

Русский космизм актуализирует проблему синтеза в искусстве, которая стала одной из эстети­ческих моделей искусства «Серебряного века». Художественный космический синтез лег в основу живописи М.А. Врубеля, Н.К. Рериха, П.Н. Филонова, В.В. Кандинского и др.; музыки С.В. Рахманинова, А.Н. Скрябина, С.С. Прокофьева; поэзии А.А. Блока, А. Белого, В. Хлебникова, Н.А. Заболоцкого; прозы В.Ф. Одоевского, А.В. Сухово-Кобылина.

Н.А. Умов, русский физик-теоретик, считал естественнонаучное знание высшим проявлением разума человека, орудием в борьбе с энтропией (энтропия - мера хаотичности, беспорядка, неоп­ределенности в какой-либо системе). Он выдвигал и развивал идеи антиэнтропийной сущности жизни, направленности эволюционного процесса в сторону все большей стройности и упорядо­ченности. Ученый последовательно прослеживал глубокую взаимозависимость, соединяющую существа Вселенной, призывал возлюбить мир всего космоса «как самого себя».

Н.Г. Холодный ввел понятие антропокосмизма. Согласно принципу антропокосмизма человек более не рассматривается как центр мироздания, а предстает органической составной частью кос­моса. В данном принципе выявляется единство человека и космоса, преодолевается надприродное положение места человека в мире. Антропокосмизм, по Холодному, задает установку на оценку социального развития исходя из масштабов космической жизни, представляет человека в качестве одного из важнейших факторов дальнейшей эволюции мира и налагает ответственность на него как на прямого участника процессов космического масштаба.

Основатель отечественной космонавтики К.Э. Циолковский поставил вопрос о достижении единства научного знания в процессе космизации науки. Циолковский разрабатывал, кроме есте­ственнонаучных и технических проблем, проблемы философского плана, он известен также как создатель космической этики («Воля Вселенной. Неизвестные разумные силы», «Существа выше человека»). По его утверждению, материя в человеческом образе поднимает вопрос о смысле сво­его существования и стремится к получению ответа. Человеческий разум предстает естественным и закономерным космическим фактором, ускоряющим (с определенного момента) процессы раз­вития Вселенной, способствует ее преобразованию во имя распространения разума и счастья на просторах космоса.

А.Л. Чижевский - мыслитель, биофизик, основатель гелиобиологии, биологической космоло­гии и биоорганоритмологии. Ученый развивает идеи пульсации Вселенной, Солнца и их влияния на процессы жизни на Земле. Всем своим существом человек находится под воздействием мощ­ных космических и геофизических факторов. Жизнь во Вселенной имеет свой пульс, свои перио­ды и ритмы. Задача науки будущего - выявить, где зарождаются, откуда исходят ритмы, познать биение общемирового пульса, динамику природы.

Великий русский ученый, биогеохимик и философ В.И. Вернадский рассматривает человека как особую геологическую силу, способную радикально изменить мир, в котором он живет. Вер­надский приходит к выводу о возможных негативных последствиях деятельности человека, пред­видя вероятные глобальные экологические кризисы. Вместе с тем он оптимистически рассматри­вал перспективы человечества, связывая его будущее с процессами перехода биосферы в ноосферу и возрастанием регулирующей роли человеческого Разума. Вернадский заявил о космическом ха­рактере жизни и обосновал третий синтез Космоса, новое единство, в котором жизнь и живое ве­щество занимают не подчиненную, а равную позицию с другими природными сущностями. Уче­ние Вернадского открыло новую страницу в познании человеком самого себя - как разумной час­ти живого мира и одновременно наиболее сложного и закономерного явления мироздания.

Русский космизм охватывает разные способы осмысления мира - естественнонаучное и гума­нитарное знание, религию, поэзию, живопись, музыку. Его отличие от западного социоцентризма, противопоставляющего человека и природу, социум и космизм в том, что он видит человека в ка­честве активного полноценного соработника природы. Вместе с тем космизм выступает своеоб­разным синтезом техногенной (западной) и космогенной (восточной) культур в своем возвраще­нии к целостному видению мира как неразрывного единства космоса и человека.


Дата добавления: 2018-09-23; просмотров: 1665; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!