Экзистенциальная философия XX века



 

В экзистенциализме заново ставится вопрос о бытии человека, которое и обозначается здесь термином «экзистенция». Неудовлетворительность предшествующих философских интерпретаций человеческого существования заключается для экзистенциалистов в том, что человек понимался как некоторая родовая сущность, причем не важно, подразумевался ли при этом объект позитив­ного исследования, как для психологии и физиологии, или же субъект познания, нравственности, субъект экономических отношений. То есть речь все время шла не о конкретном индивидуальном человеческом бытии, а о человеке вообще, о некоторой усредненной модели. Экзистенциализм поднимает проблему соотнесенности человека с самим собой в пограничных, экзистенциальных ситуациях, в которых мир раскрывается в его иррациональной, абсурдной несоразмерности чело­веческому существу. Одной из главных тем экзистенциализма становится конечность человече­ского бытия, и в этом контексте ставится проблема субъективно переживаемого времени.

Экзистенция, существование, противопоставляется сущности человека, которая всегда явля­лась одним из важнейших предметов философии. Сущность, которая уже для Шеллинга - не более, чем «гербарий существования», не признается экзистенциалистами тем понятием, в котором схва­тывается подлинно человеческое в человеке. Экзистенция, образующая некоторую внутренне со­бытийную, даже драматическую сторону человеческого бытия, где человек оказывается перед вы­бором, в ситуациях нравственной неопределенности, риска, страха, предстояния перед смертью, обнажает природу соотношения сознания и мира, которая существенно иная по сравнению с клас­сической схемой, где мир в качестве объекта предстоит познающему его субъекту. Экзистируя, человек выходит за свои пределы. Он не находится при себе, в скорлупе своей субъективности; самим фактом своего бытия он заброшен в мир, и отношения его с миром не могут носить сугубо рациональный характер.

У истоков экзистенциализма стоит философия жизни Ф. Ницше и А. Бергсона, а также религи­озная философия С. Кьеркегора, который впервые противопоставляет экзистенцию сущности и по праву считается провозвестником всей экзистенциальной философии. Экзистенциализм получил наибольшее распространение в Германии и Франции, выйдя далеко за пределы узко-философского течения. В качестве своеобразной доктрины он наследовал проблематику непостижимой иррацио­нальности человеческого бытия, поднятую Ф. Достоевским, Н. Бердяевым, В. Розановым, Л. Шестовым, а отчасти - и тематику феноменологии, философской антропологии и даже психоана­лиза (М. Мерло-Понти). С легкой руки Ж.П. Сартра к экзистенциализму часто относят и философию М. Хайдеггера, которого порой считают даже одним из основателей этого направления, в то время как сам он от этого всегда отрекался, и включение его в это направление некорректно.

Обычно различают экзистенциализм светский (Ж.П. Сартр, А. Камю, М. Мерло-Понти) и ре­лигиозный (Г. Марсель, К. Ясперс, М. Бубер).

Согласно Карлу Ясперсу, экзистенция не может стать объектом знания ни в качестве вещи, с которой имеет дело позитивизм, ни в качестве духа, к которому апеллирует идеализм. Она нахо­дится по ту сторону соотношения субъекта и объекта познания и требует специфического подхо­да, который уже не может быть назван в полном смысле познанием. Ясперс называет такой подход «экзистенциальным прояснением». Человеческое бытие может быть понято, но не познано. Оно раскрывается не через действительность, которую можно сделать объектом позитивного или спе­кулятивного (умозрительного) знания, а через внутренние постигаемые человеком возможности.

Для человека его экзистенция раскрывается как свобода. Однако свобода, направляемая «зо­вом экзистенции», имеет внутреннее ограничение. То есть экзистенция предполагает трансценденцию, поскольку иначе она оказывается простым произволом. Итак, свобода - это личная сво­бода. Она касается поступков и выбора значимых целей. Однако она имеет смысл лишь в соотне­сении с трансценденцией, каковой является, по Ясперсу, Бог.

Ясперс, как и Хайдеггер, тщательно избегает логики субъект-объектного отношения. Оно, по его мнению, свойственно научному познанию, которое занимается исследованием вещей, но не свойственно философии, занимающейся лишь прояснением свободы. Свобода же проявляется не в отношении субъекта к объекту, а в коммуникации.

Г. Марсель, как и Ясперс, отрицает для философии ценность объективации, осуществляемой в научном познании. Дело философии - интуитивное постижение бытия, которое основывается на чувстве. От внутреннего чувства один шаг к вере. Исходным отношением должно быть признано не объективное отношение между вещами, а соприсутствие, соучастие в бытии, которое подразу­мевает отношения «Я» к «Ты», т.е. к другому «Я». С другой стороны, отношение человека к дру­гому - лишь часть коммуникации человека с творцом. Философия же должна иметь дело не с про­блемами объективного мира, а с таинством, в котором растворяется различие субъективного и объективного. Система объектов не открывает, но, скорее, заслоняет, маскирует бытие, которое есть сфера интерсубъективности, где раскрывается таинство человеческой экзистенции через та­кие ценности, как верность, любовь, человеческое братство.

Ж.П. Сартр утверждает, что человек - это не некоторая, пусть даже бытийно-укорененная (Хайдеггер), сущность, которую можно расчистить в ее бытийном устройстве и получить подлин­ность отношения к сущему. В самых своих элементарных проявлениях (в выборе профессии, дру­га, в своих предпочтениях и ожиданиях), в любом минимальном своем действии человек постоян­но сталкивается с собственной свободой, от которой никто не способен его избавить. Именно по­этому никто не избавит человека и от ответственности за тот выбор, который он всякий раз делает, даже если выбирает то, что у него уже есть, за тот человеческий проект, который он для себя по­строил. Свобода зияет в существовании человека пропастью ничто. Человек - это проект, а не сущность. Даже самое консервативное, мелкобуржуазное, ничтожное человеческое существование подразумевает пространство выбора, в котором человек неизбежно сталкивается с собственной свободой - с пустотой, в которой может мыслиться все, что угодно. В этом смысле, как бы ни был человек определен в своем существовании ситуацией, у него всегда есть шанс выбрать подлинно человеческое, взломать навязанные ему условности, выйти за пределы сковывающих его обстоя­тельств.

Всякое душевное движение не только фактически всегда свободно, оно сущностно ориентиро­вано на другого, на того, чей взгляд из бытия человека не устраним. Другой не может быть сконст­руирован сознанием по аналогии с Я (как полагал Э. Гуссерль, основатель феноменологии, сыграв­ший большую роль в философской судьбе экзистенциализма). Взгляд другого - в сердцевине чело­веческого опыта. Отношение к другому не менее изначально, чем отношение субъекта к самому се­бе. Более того, взгляд другого, заставляет меня съежиться, устыдиться, испугаться, задуматься, он для меня самого собирает меня как субъекта, делает меня своеобразной экзистенциальной единицей, единицей стыда, ответственности и пр. «Точка сборки» субъекта в многообразии проявлений созна­ния и бессознательного немыслима без другого.

Философия М. Мерло-Понти – пример феноменологического рассмотрения проблемы телеснос­ти. Тело - не некоторый кусок материи, одушевленный совершенно посторонней ему силой, - не важно, назовем ли мы ее душой, духом или разумом. Экзистенция как «бытие в мире» первична по отношению к разделению тела и сознания. Тело само включает в себя основание мысли, оно интенционально, как и сознание, - направлено на смысл, на предметы, на ситуацию. Мое тело есть моя точка зрения на мир. Отношение экзистенции к миру есть предмет феноменологии восприятия. Именно в восприятии как первичном отношении человеческого существа к миру, к другим людям тело и сознание неразделимы. Тело не просто откликается на все движения сознания как подчи­ненный духу механизм, которому отдаются приказы, оно переживает все вместе с сознанием и при этом часто помимо воли сознания. Переживания сознания запечатлеваются на телесном уровне, приводя к нарушениям речи, расстройству ориентации в пространстве и пр. Точно так же и телес­ные деформации способны радикально изменить жизнь сознания.

Мерло-Понти анализирует человеческую брошенность в ситуацию. Ситуация экзистенции всегда связана с телом, которое реагирует и упорядочивает вокруг себя мир гораздо раньше, чем способно это сделать отдающее себе отчет в собственных мотивах сознание. В отличие от Сартра, Мерло-Понти отвергает идею абсолютной, необусловленной свободы. Свобода не противостоит моему отношению к миру, она вплетена в него, им обусловлена, лишь в отношении этого мира она имеет смысл. Свобода трансформирует ситуацию, но для этого она должна учесть эту ситуацию, понять ее, сориентироваться в ней.


Дата добавления: 2018-09-23; просмотров: 413; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!