Философские и естественнонаучные представления о материи



Понятие материи заключает в себе концентрированное содержание всех теоретических поло­жений научной философии. Понятие материи - сложнейшая философская абстракция, которая от­вечает на вопрос о глубинной сущности мира, его «первоначале», его первооснове. С позиций на­учного материализма мир - это материя в ее бесконечных проявлениях множества существующих в мире вещественных образований, объектов и систем, субстрат любых связей, свойств и отноше­ний.

Понятие материи возникает в силу потребности познания и практической деятельности людей по выявлению и преобразованию объективно существующих вещей, подчиняющихся объектив­ным, т.е. независимым от сознания и человеческого влияния, законам.

На ранних этапах философского развития под материей, или веществом, подразумевалось не­что, обладающее протяженностью, массой, тяжестью, инерцией и т.д. Античный материализм воз­водил в ранг материи какую-либо ее конкретную форму: воду, огонь, воздух или атом. Материа­лизм XVII-XIX вв. отстаивал представление о материи как о природе или бесконечной совокупно­сти вещей. Механистическое мировоззрение главным атрибутом материи считало массу тела как «количество материи».

Материя и бытие - важнейшие категории философского материализма, содержание которых определяется как объективная реальность, данная человеку в ощущениях и существующая незави­симо от них. Материалистическая философия исходит в понимании материи из принципа матери­ального единства мира, первичности материи по отношению к человеческому сознанию, а также из принципа познаваемости мира на основе последовательного изучения конкретных свойств, свя­зей и форм движения. Отвергая идею творения действительного мира «из ничего», материализм требует искать естественные причины изучаемых явлений, опираясь на диалектику.

Принцип материального единства мира имеет множество конкретных форм проявления, по­следовательно раскрываемых наукой и практикой: взаимосвязь всех структурных уровней мате­рии, явлений микро- и макромира, наличие у материи комплекса универсальных свойств и диа­лектических законов структурной организации, изменения и развития.

Современная наука и философский материализм рассматривают объективную реальность как неразрывную связь пространства, времени, движения и взаимодействия видов вещества и полей (электрических, магнитных, гравитационных). Пространство и время как формы существования материи пронизывают все структуры универсума. Пространство выражает протяженность, струк­турность, взаимодействие материи. Время характеризует длительность существования всех объек­тов и смену их состояний. Пространство трехмерно. Время течет от прошлого к будущему, оно однонаправленно и необратимо и обусловливает каузальный (причинный) строй Вселенной. Про­странство и время образуют пространственно-временной четырехмерный континуум, где время выступает четвертым измерением.

Материя существует в виде бесконечного многообразия конкретных форм и систем, каждая из которых обладает неисчерпа­емым множеством структурных связей и взаимодействий.

Детерминированность всех явлений и их действие - универсальные свойства материи, обу­словливающие взаимное изменение и отражение материальных тел или их состояний. Развитие свойства отражения приводит к появлению сознания и высшей его формы - абстрактного мышле­ния, посредством которого материя приходит к своему собственному осознанию в качестве выс­шего уровня эволюции и организации живой природы и общества. К числу универсальных свойств, присущих материи, относятся ее несотворимость и неуничтожимость, вечность сущест­вования во времени и бесконечность в пространстве, неисчерпаемость ее структурных образова­ний, закономерное самодвижение, саморазвитие и самоорганизация, проявляющиеся в различных формах движения и превращения одних состояний в другие.

Философский материализм отличает категорию материи от категории бытия, достаточно стро­го очерчивая границы объективной реальности только тем, что находится, как говорил Ф. Энгельс, в пределах «нашего поля зрения ... бытие есть вообще открытый вопрос ... ». Бытие является предпосылкой материального единства мира, которое должно быть доказано «длинным и трудным развитием философии и естествознания». Иначе, наука и практика принуждают человека призна­вать не только соответствие знания его объектам, но и также выявлять более или менее значитель­ные моменты их несовпадения, т.е. независимость внешнего мира от сознания, «существенного, нестираемого различия между мышлением и жизнью» (Л. Фейербах).

В материалистической философии материя определяется как субстанция (основа) всех вещей и явлений в мире, их первопричина и всеобщий материальный субстрат. Именно материя, а не сознание и тем более не Божественная воля или «абсолютный дух», является субстанцией всех реально существующих в мире свойств, связей, форм движения, которые, тем не менее, сущест­вуют не сами по себе, а лишь в единстве с определенными материальными образованиями, яв­ляющимися их субстратом. Субстанциональность материи адекватна принципу материального единства мира, который, как уже было отмечено, подтверждается историческим развитием науки и практики.

Современная наука располагает знанием о сложной системной организации материи. В нежи­вой природе известны следующие основные типы материальных систем и уровни их структурной организации: элементарные частицы и поля, атомы, молекулы, макротела, геологические системы, земля и другие планеты, звезды, внутригалактические системы, галактика, ее системные образова­ния, метагалактика.

Живая материя, жизнь, ее возникновение - результат естественного и закономерного развития материи. Органическая эволюция или историческое развитие живой природы - процесс необрати­мых преобразований, одновременно совершающихся в рамках четырех основных форм организации живого: биостроматической, биоценотической, популяционно-видовой и организменной (К.М. Завадский). Доказано, что в ходе развития высокомолекулярных соединений переход к надмолекулярным системам - к живому - имел весьма сложную структуру, где эволюция шла от крайне примитивных состояний простей­ших эобионтов - к появлению вирусного белка и доклеточных форм живого, к развитию и совер­шенствованию клеточной организации и далее - к многоклеточным организмам вплоть до появле­ния в пределах эволюционного типа хордовых - позвоночных, млекопитающих, приматов и челове­ка.

Переход к новой, более высокой и сложной форме движения материи - человеческому обще­ству - стал последним звеном лишь одного ряда развития в одной из эволюционных ветвей. Все другие ряды развития не могли привести к эволюции в сторону приближения к «надбиологической», социальной форме движения материи, поскольку как ни велики эволюционные преобразо­вания, совершившиеся с докембрия, все они происходили в пределах основного плана организа­ции и были ограничены его рамками: так, в животном мире бактерии и одноклеточные остались бактериями и одноклеточными, а многие типы беспозвоночных животных сохранили и по сей день свой хотя и усовершенствованный, но первоначальный план строения.

Каждый структурный уровень материи, каждая ее форма качественно своеобразны: космиче­ские системы, атомы, молекулы, биологические виды, организмы и человек имеют свою специфи­ку. К примеру, живые организмы существуют благодаря таким специфическим явлениям, как при­способление, обмен веществ, рост и размножение, борьба за существование, изменчивость и на­следственность. Все это отсутствует в неорганической природе. Однако в материальном мире есть и общие закономерности, свойственные всем уровням, а также существует связь, взаимодействие различных уровней. Высшие, более сложные, формы организации сущего включают в качестве своих подчиненных элементов низшие, что весьма существенно для их познания.

В философии огромную роль выполняет принцип неуничтожимости и несотворимости мате­рии, научная аргументация которого опирается на закон сохранения и превращения энергии. Его суть сводится к утверждению: «Какие бы процессы превращения ни происходили в мире, общее количество массы и энергии остается неизменным» - изменение материи осуществляется только в связи с ее сохранением.

Тенденция к самосохранению изначально возникает как выражение фундаментальной всеоб­щей тенденции материи к развитию и имеет в этом смысле абсолютный характер. Абсолютная тенденция жизни к самосохранению закономерно приводит к появлению более эффективного и радикального способа существования, чем приспособление к среде. Таким новым способом выжи­вания могло стать только преобразование среды, производство самой жизни как высшего способа бытия и развития человека, социальной формы движения материи.

Решающую роль в процессе преобразования природы и самого человека сыграл труд, главное отличие которого от орудийной деятельности животных заключалось в изготовлении орудий тру­да. Огромную роль в формировании человека сыграли естественный отбор, труд, коллективность, язык и формы общения, которые обусловили возникновение человеческого сознания и нравст­венности в качестве конституирующих факторов социальности. Человек создал и продолжает производить свое собственное существование универсальным способом - путем преобразования среды, «создания второй природы».

Итак, материя - это причина самой себя, а человек - высшая форма материи, ее «высший цвет» (Энгельс), и преобразовательная материальная деятельность его направлена на творческое постижение мира и самого себя.


Дата добавления: 2018-09-23; просмотров: 2149; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!