Особенности развития философской мысли в России



Существует две традиции рассмотрения истории философии России, опирающиеся на различ­ное понимание роли и места философии в культуре. Первая традиция, сформулированная в рабо­тах таких авторов, как Г. Шпет и Р. Иванов-Разумник, развивалась исходя из представления о фи­лософии как о специфическом явлении европейской культуры, ставшем мировым достоянием. В этом случае о русской философии можно судить лишь настолько, насколько русские мыслители были вовлечены в мировой процесс развития философского знания. Естественно, при определен­ных условиях можно увидеть и особенности в стиле философствования, присущем отечественным авторам в силу влияния специфики всей русской культуры. С этой точки зрения формирование русской философии можно отнести к концу XVII в., когда в России появляются переводы «Мета­физики» X. Вольфа, давшие толчок оформлению категориально-понятийного аппарата философии в русском языке. В дальнейшем выделяют два этапа развития русской философии. Первый связан с переводом, комментаторством, а также появлением в России последователей наиболее влиятель­ных философских школ: шеллингианства, гегельянства, кантианства и пр. Второй этап ознамено­вался возникновением в России оригинальных философских направлений, например космизма.

Вторая традиция более популярна, она опирается на идеи В.В. Зеньковского, А.А. Галактионова, А.Ф. Замалеева. Согласно их представлениям, «любомудрие» развивалось в недрах русской культуры и, не без влияния европейской мысли, но шло своим путем, выражая в теоретической форме особенности отечественного мировоззрения.

Согласно этой традиции философия в России зародилась в рамках противостояния византий­скому влиянию. Особенно выделяется в качестве зачинателя русского философствования Митро­полит Илларион, чья работа «Слово о Законе и Благодати» уже содержит в себе указание на осо­бенности развития философской мысли в России: преимущество интуитивного постижения перед логическим, антропологическая и историософская направленность.

Результатом петровских реформ стало проникновение в Россию различных философских те­чений и направлений. В это время наметилось два направления активизации философских изыска­ний: социально-политическое и натурфилософское. Первое, к которому можно отнести А.Н. Радищева, декабристов, П.Я. Чаадаева и А.И. Галича, окрашено историософским пафосом. Второе носит ярко выраженный антропоцентрический характер, особенно в работах М.В. Ломоносова, Д.С. Аничкова.

По вопросу об историческом пути России дискутировали славянофилы и западники. Именно эти два направления определяют следующий этап развития отечественной философской мысли, который начинается со второй четверти XIX в. В то время как натурфилософия, постепенно уходя от онтологической и гносеологической проблематики, развивалась как исследование философских и методологических вопросов частных наук (Н И. Кареев, И И. Мечников, В.И. Вернадский), со­циально-политическое направление ярче всего проявилось в противостоянии славянофилов и за­падников.

Представители славянофилов - И В. Киреевский, А С. Хомяков, Ю.Ф. Сарматин, К.А. Аксаков и многие другие. К западникам относились П.В. Анненков, В.П. Боткин, А.И. Герцен и В.Г. Белинский. Славянофилы отстаивали историческую самобытность России и выделяли ее в от­дельный мир, противостоящий Западу в силу особенностей русской истории, православия, общинности. «Искажения» в русской истории славянофилы связывали с деятельностью Петра Великого, который сбил Россию с начертанного Богом пути. Несмотря на уважение к самодержавию, славяно­филам не были чужды идеи представления народу гражданских свобод, отмены крепостного права.

Западники русскую самобытность оценивали как отсталость. С их точки зрения, Россия, как и большинство других славянских народов, долгое время была как бы вне истории. Реформы Петра для западников - начало вхождения России во всемирную историю. Западники подчеркивали, что Россия и Западная Европа идут одинаковым историческим путем. Поэтому Россия должна заимст­вовать опыт Европы. Важнейшую задачу они видели в том, чтобы добиться освобождения лично­сти и создания государства и общества, обеспечивающих эту свободу.

Запрет на преподавание философии в светских учебных заведениях в 50-х годах XIX в. привел к тому, что уровень философской культуры существенно снизился, а философские дискуссии бы­ли перенесены из аудиторий на страницы журналов и газет, реализуясь в публицистической фор­ме, где эмоциональная убедительность иногда важнее последовательной аргументации. Еще од­ним важным каналом трансляции и развития философских идей стала художественная литература. Все это определило характер следующего этапа в развитии русской философии. Отечественные философские школы, формирующиеся в этот период в рамках социально-политического направ­ления, либо стремятся к мистицизму, как, например, экзистенциализм Н. Бердяева или религиоз­но-философское учение о всеединстве В. Соловьева, либо оказываются тесно связанными с идео­логией политических течений. Натурфилософское направление, претерпев влияние общей интел­лектуальной атмосферы тех лет, дало начало оригинальному направлению русского космизма (А.Л. Чижевский, К.Э. Циолковский, Н.Ф. Федоров и др.).

В это же время существенно переосмысливаются и трансформируются западные философские школы и направления, такие как марксизм, позитивизм, феноменология.

Таким образом, характерными чертами на всем протяжении развития философии в России можно считать ее             антрополо­гизм, историософскую направленность, склонность к иррационализму и интуитивизму, а также прерывистость философских традиций, приоритет идеологической,               этической и методологи­ческой проблематики перед собственно онтологическими, гносеологическими и логическими во­просами. Следует отметить, что русская философия всегда развивалась с «оглядкой» на европей­скую, будь то отталкивание, притяжение или стремление к компромиссу.


Дата добавления: 2018-09-23; просмотров: 710; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!