Особенности и значение марксистской философии
Идейным стержнем марксистской философии, сложившейся на основании концепций К. Маркса и Ф. Энгельса во второй половине XIX в., стало положение, сформулированное в «Тезисах о Фейербахе»: «Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменять его».
Можно выделить два направления развития марксистской методологии: диалектический и исторический материализм.
Концептуальные основы диалектического материализма развиты в книге «Диалектика природы». Энгельс вводит базовое положение о том, что диалектические законы - действительные законы развития природы. Философия марксизма исходит из признания материи единственной основой мира, рассматривая сознание как свойство высокоорганизованной материи, как функцию мозга, обеспечивающую отражение объективного мира, и одновременно как продукт исторического (социального) развития. Она называется диалектической, так как признает всеобщую взаимосвязь предметов и явлений мира, движение и развитие мира как результат действующих в нем самом внутренних противоречий. Следовательно, законы диалектики являются и законами мышления. Диалектика, таким образом, приобретает статус науки о наиболее общих законах движения и развития природы, общества и сознания. Диалектический материализм, основываясь на достижениях современной науки и общественной практики, должен постоянно развиваться и обогащаться вместе с их прогрессом. Эти идеи составили общетеоретическую основу учения марксизма, который предполагает рассмотрение диалектического материализма как развитой формы современного материализма.
|
|
Исторический материализм доказывает, что источник развития общества заключается в противоречиях производительных сил и производственных отношений. В соответствии с марксистским подходом к истории не сознание определяет бытие, а социальное бытие определяет сознание. Продуцирование идей неотделимо от материальных отношений между людьми. Сами реальные люди неизбежно ограничены определенным уровнем развития производительных сил. В производстве условий социальной жизни люди вступают в необходимые отношения, не зависящие от их воли, которые образуют экономическую структуру общества. Последние представляют собой основу, над которой надстраиваются политические, юридические и идеологические отношения, т.е. способ производства обусловливает социально-политические институты и духовную жизнь. Изменения в базисе провоцируют изменения в надстройке, вследствие чего выделяют ряд последовательно сменяющих друг друга формаций или способов производства.
|
|
Все известные формации обладают известной долей антагонизма, поскольку в зависимости от отношений к средствам производства разделены на классы: рабовладельцы и рабы, феодалы и крестьяне, буржуазия и пролетариат. Классовая борьба создает государства, а также различные формы идеологии, такие как религия, право и искусство. Смена формаций определяется уровнем развития производительных сил, которые постепенно «перерастают» производственные отношения и вступают с ними в конфликт, что и приводит к революциям.
Важное место в концепции марксизма занимает понятие труда, в процессе которого реализуется идеальный план, очеловечивающий природу и социальный мир. Социальный труд как антропогенный фактор отделяет человека от животного. Человек трансформирует природу, очеловечивая ее так, что природа становится его неорганическим телом. Но на определенном историческом этапе характер труда меняется. Частная собственность, основанная на разделении труда, делает процесс труда принудительным. В прямом соответствии с ростом стоимости мира вещей обесценивается человеческий мир. Труд производит не только товары: он производит самого себя и рабочего как товар, притом в той самой пропорции, в которой он производит вообще товары. А это, в свою очередь, ведет к отчуждению, т.е. предмет, производимый трудом, его продукт, противостоит труду как некое чуждое существо, как сила, не зависящая от производителя. Чем больше рабочий трудится, тем могущественнее становится чужой для него предметный мир, создаваемый им самим, и тем беднее становится он сам. Отчуждение труда ведет к отчуждению человека от его родовой сущности, поскольку лишает его свободы целеполагания, превращая в животное.
|
|
Сущность человека, как полагает Маркс, состоит в его продуктивной активности. Сначала он создавал средства, удовлетворяющие его жизненные потребности. Одна удовлетворенная потребность рождает другую. Нужды растут, семья перерастает в общество. Растущее население и потребительский спрос ведут к разделению труда. Выделение интеллектуального труда становится социальной основой иллюзии, что сознание, духовное, есть нечто надматериальное и надысторическое. С другой стороны, это основа для возникновения класса людей, живущих трудом других. Идеи, доминирующие в определенную эпоху, суть всегда представления законы, мораль, философия господствующего класса - все это образует идеологию, оправдывающую существующий порядок.
|
|
Диалектика дает понимание не только реального исторического развития, но и неизбежности столкновения новых форм жизни с существующим порядком вещей. От идей следует перейти к истории, к фактам, от «несчастного сознания» к «противоречивой реальности». Диалектика как закон исторического развития выражает неизбежность перехода от капитализма к коммунизму, несущему конец эксплуатации и отчуждению.
Развитие идей марксизма было продолжено не только в форме марксизма-ленинизма, но и в ряде западных философских школ. Например, Д. Лукач рассматривал марксизм как вполне корректный метод исследования, который может быть углублен и усилен. Лукач отмечает, что производственные отношения образуют закон целого, что следует понимать как методологическую посылку и ключ к историческому познанию социальных отношений. Общество изучается как целое, его можно понять только через глубинную связь фактов и событий между собой. С отказом от диалектического метода теряется и познаваемость истории. Тем не менее, Лукач полагал, что науки о природе отличаются от историко-социальных наук не только предметом, но и методом. Лишь в исторической перспективе можно увидеть события в их тотальности. Реальность можно уловить, только выйдя за пределы видимости, - там, где проступает всеобщность. Проникновение в сферу тотальности доступно только тотальному субъекту, которым является класс. Только класс посредством действия может проникнуть в суть социальной реальности и кардинально изменить ее.
Ревизионизм посеял сомнение в ценности некоторых узловых положений марксизма и породил спор о «реформистской душе» и «тоталитаристской душе». Под влиянием неокантианства, позитивизма, экзистенциализма, психоанализа и других философских школ во второй половине ХХ в. появляется множество неомарксистских концепций, таких как «философия надежды» Эрнста Блоха, «гуманистическая» интерпретация марксизма Лефевра и Сартра, теория гегемонии Грамши и, конечно, Франкфуртская школа (неомарксизм). Их идеи, как и положения классического марксизма, существенно повлияли как на развитие естественных и социальных наук, так и на идеологию различных политических партий и течений.
Дата добавления: 2018-09-23; просмотров: 307; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!