Материализм и идеализм как направления в философии.



Их основные формы

Появление различных вариантов философии было обусловлено большей (по сравнению с ми­фом) свободой интеллектуальной деятельности человека. Одной из самых фундаментальных про­блем, вызвавших острую полемику уже на первых этапах истории философии, стала проблема со­отношения материального и идеального. В ее содержании почти сразу выделились две различные, хотя и неразрывно связанные стороны. Какова сущность окружающего мира? Как можно получать знание об этом мире? Эти вопросы определяют соответственно онтологический и гносеологиче­ский аспекты философского знания. Разные мыслители отвечали на поставленные вопросы по-разному, что обусловило разделение философии на два основных направления: материализм и идеализм, выражающих полярно противоположные мировоззренческие позиции.

Представители различных вариантов материалистической философии рассматривают весь ок­ружающий мир как «объективную реальность», существующую независимо от воли и желания людей. В языке философских теорий для ее обозначения используется категория «материя». В ма­териализме эта категория имеет предельно широкое содержание, охватывая не только объекты и явления, с которыми люди непосредственно взаимодействуют в своей сиюминутной практике, но и такие, которые могут быть обнаружены или созданы в будущем. В этом случае все, что относит­ся к области психической (сознание, мышление, эмоции, воля и т.д.), характеризуется как одно из проявлений свойств материи.

В сфере гносеологии материалисты признают принципиальную познаваемость окружающего мира, обосновывая утверждение о том, что производимое человечеством знание представляет собой один из результатов целенаправленного взаимодействия людей с разными формами бесконечно изменяющейся материи. При этом сознание людей не рассматривается как некое «зеркало», автоматически фиксирующее воздействия внешнего мира на органы чувств человека. Современный материализм настаивает на том, что люди обладают способностью создавать в воображении такие «картины мира», которые пока еще отсутствуют в самой чувственно воспринимаемой действительности. В случае необходимости эти картины могут посредством человеческих действий воплощаться в конкретных предметных формах.

Идеалистически ориентированные мыслители занимают прямо противоположную позицию, считая исходной первичной реальностью сферу духовной жизни, для которой внешний матери­альный мир оказывается только «внешней оболочкой». Согласно данному направлению любые изменения, происходящие в области физической реальности, обусловлены проявлением внутрен­ней энергии «идеального бытия». В гносеологических воззрениях представителей идеалистиче­ской философии конструктивная деятельность сознания отрывается от рефлексивной (от способ­ности отражать внешние воздействия), и знания о мире трактуются как результат самопроизволь­ного творчества психики. Кроме того, для некоторых форм идеализма характерно признание час­тичной или полной непознаваемости мировых явлений, выражающееся в различных формах фило­софии агностицизма.

Возникновение этих двух направлений уже на самых первых этапах формирования философ­ской мысли было обусловлено, с одной стороны, культурно-историческими факторами (в первую очередь экономическим и социальным расслоением общества), с другой - сложным взаимодейст­вием таких сторон человеческой психики, как чувственно-эмоциональная и интеллектуально-мыслительная. Теоретическая абсолютизация каждой из этих сторон обусловила возникновение разных вариантов как материализма, так и идеализма.

В истории развития материалистической традиции обычно выделяют следующие формы:

1.    Стихийный (или «наивный») материализм. Его становление в древности было вызвано по­пыткой осмыслить обыденный жизненный опыт, накапливаемый людьми на протяжении многих поколений. Представители данного направления исходили из признания первичности телесного чув­ственно воспринимаемого мира, но объясняли его устройство в русле еще сохранявшихся мифоло­гических представлений, используя идею некоторого универсального разумного начала, регули­рующего все мировые события.

2.    Механистический (или метафизический) материализм. На протяжении периода средневеко­вья господствующую роль стало играть религиозное мировоззрение, и материализм на несколько столетий отошел на второй план. Возврат философского интереса к материалистическим идеям происходит уже в эпоху Возрождения. Но определяющим философский материализм становится в Новое время (XVII-XVIII вв.), во многом под влиянием бурно развивающейся науки. Поскольку в науке этого времени лидирующее место занимает механика, постольку именно она на какое-то время стала рассматриваться в качестве эталона рационального мышления. В этот период мате­риалистически ориентированные авторы обосновывали взгляд на мир как на огромную машину, пытаясь объяснить любые явления действительности с помощью законов механики.

3.    Диалектический материализм. Дальнейшее развитие общества привело философов в XIX в. к необходимости объяснять сущность процессов социальной истории. Чисто механистический подход к проблемам общественной жизни явно противоречил реальным фактам, накапливаемым исследователями. Механицизм исходил из представлений о мире как о статичном объекте, что уже не могло устроить философов, столкнувшихся с целым рядом революционных преобразований, происходивших в Европе того времени. Преодолеть метафизический характер прежнего материа­лизма удалось создателям философии марксизма и их последователям. К. Маркс и Ф. Энгельс на основе работ своих предшественников (в первую очередь Г. Гегеля и Л. Фейербаха) разработали качественно новую систему философии, синтезировав материалистические установки и диалекти­ческое представление о саморазвитии мира. Объективная реальность, с этой точки зрения, пред­ставляет собой бесконечный ряд форм развития материи.

В истории развития идеалистической философии также выделяют несколько ее вариантов, объединенных общей онтологи­ческой ориентацией (все виды идеализма исходят из признания духовных сущностей первичным элементом мирового устройства), но различающихся в объяснении самой природы исходного начала.

1.    Объективный идеализм. Его сторонники утверждают наличие духовной субстанции, суще­ствующей независимо от индивидуального сознания и составляющей содержание особой реально­сти, лежащей в основе любых форм бытия. Наиболее ярко такие взгляды представлены в филосо­фии Платона и Гегеля. Признание фундаментальной духовной субстанции сближает эту форму философии с религиозным мировоззрением.

2.    Субъективный идеализм. Представители этого течения единственной реальностью считают феномены человеческого сознания, характеризуя любые формы действительности как совокуп­ность впечатлений и образов, возникающих в психике отдельного индивида. Например, в XVIII в. английский философ Д. Беркли утверждал, что идеи телесных вещей порождены наличием устой­чивых комбинаций человеческих ощущений. В наше время влияние субъективного идеализма прослеживается в концепциях различных представителей философии экзистенциализма.

Несмотря на активное использование этих форм идеализма в различных течениях новейшей философии, следует учитывать, что их предпосылки содержались уже в самых древних философ­ских учениях.


Дата добавления: 2018-09-23; просмотров: 341; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!