Роль философии в жизни человека и общества.



Nbsp;

ФИЛОСОФИЯ

 

Санкт-Петербург

2016

 

Философия. Учебное пособие для поступающих в аспирантуру /

 

Предлагаемое учебное пособие предназначено для поступающих в аспирантуру научных ин­ститутов Российской Академии наук. Содержание и форма его построены таким образом, что­бы сориентировать поступающих в аспирантуру в многообразии философских проблем и преодолеть стереотип восприятия философии как свода гото­вых, устоявшихся истин. Пособие является лишь ориентиром, дополнением к основной философской литературе и не подменяет ее. Соискатели должны использовать многообразную учебную и энциклопедическую литературу, а также работы классиков философии и современных авторов по раз­личным философским проблемам и истории философии.

Учебное пособие подготовлено в соответствии с современными требованиями к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного специалиста по курсу философии для нефилософских специальностей в рамках государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

 

О Г Л А В Л Е Н И Е

1... Философия как форма общественного сознания...........

2... Роль философии в жизни человека и общества. Функции философии

3. Материализм и идеализм как направления в философии. Их основные формы ...

4... Возникновение философии (Индия, Китай, Греция)....

5... Особенности античной философии................................

6... Основные направления средневековой философии ...

7. Основные направления философии Нового времени. Эмпиризм и рационализм

8... Немецкая классическая философия.................................

9... Особенности развития философской мысли в России

10. Основные направления русского космизма

11. Позитивизм. Исторические формы его развития

12. Философия прагматизма ................................................  

13. Экзистенциальная философия XX века..........................

14. Особенности и историческое значение марксистской философии       

15. Философские и естественнонаучные представления о материи          

16. Понятия изменения, движения и развития....................

17. Исторические формы диалектики и метафизики. Диалектика и метафизика (антидиалектика) как методы познания\l "

18. Проблема познаваемости мира. Агностицизм и скептицизм

19. Понятия причинности и детерминизма ........................

20. Чувственное познание и его формы .............................

21. Мышление и его формы. Основные законы логики.....

22. Философское учение об истине .....................................

23. Практика и ее роль в познании .....................................

24. Эмпирический уровень научного познания..................

25. Теоретический этап научных исследований ................

26. Природа и сущность философских категорий...............

27. Общество и природа: основные формы взаимодействия          

28. Общественное сознание, его структура и формы..........

29. Понятие морали. Основные этические категории ......

30. Эстетическое отношение к действительности. Особенности ее художественного отражения                                                                                                                        

31. Политическая сфера жизни общества. Общество и государство          

32. Религия как явление духовной культуры.......................

33. Понятие науки. Наука как система знаний и социальный институт   

34. Право, его происхождение и сущность ........................

35. Понятие свободы и необходимости в философии........

36. Общественный прогресс и его критерии .....................

Библиографический список...........................................................

 

Философия как форма общественного сознания

Понятие «общественное сознание» выражает духовный аспект жизни общества. Люди, участ­вуя в различных видах коллективной деятельности, вступают между собой в многообразные от­ношения и осознают их с разной степенью полноты и ясности, создавая систему своего знания о происходящем. Хотя носителем всех форм общественного сознания выступает индивид, оно не является простой суммой субъективно-личностных образов и представлений. Общественное соз­нание - особый уровень индивидуальной психики, который отображает опыт существования каж­дого отдельного человека в определенных социальных группах и сообществах. Поэтому функцио­нирование всевозможных форм данного типа сознания регулируется особыми законами, не зави­сящими от воли и желания отдельных индивидов, что определяет его объективный характер.

Это связано с тем, что конкретные люди всегда действуют в социальных условиях, возникаю­щих независимо от воли и желания каждого отдельного индивида. И хотя человек обладает неко­торой личностной свободой, совершая те или иные поступки, степень такой свободы существенно ограничивается уровнем развития общественной жизни в целом. Коллективная деятельность осу­ществляется в разных условиях и на различных уровнях. Соответственно и осмысление особенно­стей каждого из видов деятельности порождает различные формы общественного сознания. В его содержание входят философия, религия, искусство, наука и пр. Каждая из этих форм обусловлена соответствующим видом социальной практики, в которой участвует тот или иной индивид, но вместе с тем в них проявляются и характеристики, общие для всех носителей конкретного типа культуры в определенный исторический период.

Совокупность всех форм общественного сознания определяет целостную систему ценностных ориентиров человека, регулирующих специфику его взаимодействия с окружающей действительно­стью на каждом этапе социальной истории. Ядром общественного сознания с древних времен явля­ется философия. Возникнув в период между VII и VI вв. до н. э., философское знание не раз изменя­ло свое содержание, в соответствии с переменами в общественной жизнедеятельности, но при этом сохраняло наиболее универсальные черты, позволяющие в самых разнообразных проявлениях ду­ховной жизни общества различать те специфические особенности, которые и отличают философию от всех других форм общественного сознания. Традиционно термин «философия» переводят с древ­негреческого как «любовь к мудрости». Но любить можно и нечто уже существующее, наблюдая его «со стороны». Древние же мыслители связывали с этим понятием стремление к мудрости, необхо­димость затрачивать усилия для ее достижения.

Философские концепции разных времен представляют собой интеллектуальное выражение культурного опыта, накапливаемого каждым исторически конкретным обществом в процессе своей жизнедеятельности. В своей основе эти концепции являются описанием программ коллективной деятельности, базирующихся на тех результатах человеческого взаимодействия с окружающим миром, которые в соответствующих обществах расцениваются как «успешные». Поэтому в разные периоды истории возникают настолько разнообразные философские системы, что порой не так просто обнаружить между ними нечто общее. Тем не менее главной особенностью собственно философского знания является его направленность на выявление предельно фундаментальных оснований мирового устройства, из которых мыслители стараются «вывести» наиболее универсальные правила коллективного поведения. По сути философия не столько средство получения новых знаний о свойствах действительности (такие знания могут производиться и в рамках других форм общественного сознания), сколько способ обеспечения людей глубинным пониманием тех жизненных условий, в которых они существуют.

В связи с этим, содержание философских концепций всегда шире той суммы представлений о мире, которая порождена реальной жизнью любого общества. Поэтому и язык, посредством кото­рого выражается философское знание, отличается особым специализированным характером. Хотя большинство философских терминов изначально заимствовано из практики обыденного межчело­веческого общения (например, слово «логос» в древнегреческом языке указывало на процесс со­бирания целого из отдельных частей; слово «сущность» означало «имущество» и т.д.), используе­мые философами повседневные слова быстро приобретали сугубо дисциплинарное значение. Ха­рактерная черта философского языка - его категориальность. Любой вид знания выражается сис­темой понятий. Философские теории используют категории, которые формально тоже являются понятиями, но функционально отличаются от них.

С логической точки зрения понятие есть средство, с помощью которого конструируются клас­сы объектов мысли, объединяющие в своем содержании элементы со сходными признаками. Кате­гории же фиксируют связи между такими классами. Это означает, что категориальный язык обла­дает большей универсальностью, что и способствует его широкому распространению в философ­ских рассуждениях. Философское знание использует множество языковых средств, употребляе­мых и сегодня в повседневном общении носителями различных живых языков. Такие термины, как «пространство», «время», «материя», «причина» и множество других, по форме совпадают со словами обыденного языка, но их значение определяется специальным теоретическим контекстом. Данное обстоятельство часто обусловливает появление иллюзорных представлений о легкой дос­тупности философского знания. На самом деле этот вид знаний по степени абстрактности и спе­циализации сравним, пожалуй, с математикой. Но последняя использует специальные символьные знаки, тогда как философские тексты, на первый взгляд, используют самые простые обиходные слова, что и порождает представление о простоте их содержания.

Подводя итог сказанному, можно определить философию как теоретически оформленную систему представлений о наиболее фундаментальных принципах мирового устройства, о месте человека в мире и основных способах их взаимодействия. Такая система изменяется в процессе исторического развития общества, но сохраняет основную направленность интеллектуального по­иска.

Роль философии в жизни человека и общества.

Функции философии

В процессе развития люди сначала инстинктивно, а затем все более осознанно и целенаправ­ленно старались выстроить систему представлений о том, чем являются те объекты и процессы, с которыми им приходится иметь дело в своем повседневном бытии. На самых древних этапах че­ловеческой истории такие представления складывались в рамках мифологического сознания, ос­нованного на эмоциональном переживании членами архаических сообществ всевозможных ситуа­ций, с которыми им приходилось сталкиваться на протяжении своей жизни. Но постепенно чувст­венные переживания обнаруживали свою ограниченность в качестве регуляторов коллективной практики.

Как известно, человеческое взаимодействие с окружающим миром отличается от поведения жи­вотных своей осмысленностью и целенаправленностью. А это предполагает формирование у всех взаимодействующих индивидов более или менее сходного представления о том, что они хотят полу­чить в конечном счете. Такое представление обеспечивается возникновением в общественном соз­нании определенной системы ценностей (знаний, норм, правил, интеллектуальных установок), регу­лирующей совместные действия членов определенного общества. Именно особенности каждой та­кой системы определяют конкретный характер культурных смыслов, составляющих основу соци­альной практики любого общества.

Культурные смыслы существенно влияют на организацию человеческих знаний о природе ок­ружающей действительности, о месте людей в этой действительности и о допустимых способах воздействия на нее с целью обеспечения эффективности своей жизнедеятельности. Поскольку по­добные вопросы составляют непосредственное содержание философских знаний, постольку имен­но философия постепенно стала одним из важнейших средств, обеспечивающих целостный харак­тер жизнедеятельности общества на всем протяжении его истории. Теоретические концепции, вы­ражающие культурный опыт разных стран и эпох, способствуют постепенному осознанию скры­тых связей между фундаментальными предпосылками, регулирующими социальные действия лю­дей в разные интервалы исторического времени.

Характер влияния философского знания на общественную жизнь в разные времена различен. Иногда это достаточно прямое влияние, порой кажется, что философия вовсе утратила значение в качестве регулятора культурной жизни. Известный испанский философ Ортега-и-Гассет отмечал наличие в человеческой истории «не философских периодов». Но сходные явления можно обна­ружить и в истории функционирования таких форм общественного сознания, как религия и наука. Действительно, легко зафиксировать периоды взлета и падения общественного интереса к каждой из них. Это объясняется тем, что в разные периоды общественной жизни востребованы разные функции, связанные с реализацией каждой из этих форм.

Основные функции философии: мировоззренческая, ценностно-ориентирующая (аксиологиче­ская), методологическая, гносеологическая (теория познания), социальная. Все они неразрывно свя­заны между собой, однако каждая относительно автономна, что обусловливает в разное время вы­движение какой-то из них на первый план, при формировании соответствующих общественных по­требностей. Следует также отметить, что в современном обществе использование философских зна­ний существенно определяется их связями с другими видами общественного сознания. В частности, постановка и решение некоторых теоретико-познавательных проблем демонстрируют тесную связь собственно философской и специализированно-научной методологий. Философская теория ценно­стей во многом учитывает результаты, получаемые в рамках эстетической или религиозной практи­ки.

1.    Мировоззренческая функция. Обычно под мировоззрением понимают совокупность взгля­дов человека на общее устройство окружающего мира и место человека в нем. Такая совокупность обусловливает появление системы идеалов и убеждений людей, обеспечивает их понимание об­щих условий своего существования, способствует формированию некоторой целостной картины мира. В истории культуры выделяют следующие типы мировоззрения: мифологическое, религиоз­ное, философское, научное. Каждый из них в разной степени реализуется на уровнях обыденного и абстрактно-теоретического сознания. Первый выражает опыт осмысления людьми особенностей их повседневной жизни. Специфика второго определяется сложным взаимодействием философ­ских, научных и религиозных идей, представленных в индивидуальном сознании с разной степе­нью полноты и явности. Философия в данном случае является средством прояснения, системати­зации и обоснования мировоззренческих идей, существующих в то или иное историческое время.

2.    Аксиологическая функция (греч. аксис - ценность). Взаимодействуя с окружающей дейст­вительностью, люди ориентируются на достижение различных целей. Оценка общественной зна­чимости каждой из них определяется системой ценностей, существующей в каждой конкретной культуре. Поэтому рано или поздно люди начинают испытывать потребность в прояснении осно­ваний, на которых они выстраивают свою общественную жизнь. Аксиологическая функция фило­софии связана с решением вопросов о сущности социальных ценностей, об их видах, о связях ме­жду различными видами, а также о роли ценностных систем в регуляции человеческого отноше­ния людей к окружающему миру и их общения между собой в определенных социальных услови­ях и ситуациях. В результате решения поставленных задач определяются цели и смыслы культур­ной деятельности как отдельных индивидов, так и любых социальных групп, входящих в структу­ру каждого конкретного общества, а также и всего общества в целом. В этой своей функции фило­софия является средством создания и обоснования представлений о том, как люди должны себя вести в социальной жизни, к чему им необходимо стремиться и чего следует избегать.

3.    Методологическая функция. Поскольку само слово «метод» означает «способ деятельности», постольку методологическая функция философского знания связана с описанием наиболее общих видов и средств человеческих действий, позволяющих людям достигать социально важных целей, возникающих перед каждым обществом на разных этапах его существования. Общественная жизнедеятельность осуществляется во множестве различных сфер, в каждой из которых создаются свои особые методы. Кроме того, способы решения конкретно - частных задач составляют содержание так называемых «методик». Философия направлена на описание, анализ     и обоснование системы прин­ципов, регулирующих человеческую деятельность в целом. Способствуя формированию представлений о том, как люди должны действовать в наиболее типичных жизненных ситуациях, философия становится общей методологией человеческой деятельности.

4.    Гносеологическая функция. Жизнедеятельность общества связана с производством знаний о наиболее важных свойствах среды обитания человека и о способах взаимодействия с этой средой, обеспечивающих максимальную адаптацию людей к тем условиям, в которых они существуют. На ранних этапах познавательной деятельности философия, вытесняющая и преобразующая мифологи­ческие представления о мировых сущностях, стала главным средством производства общих знаний об окружающей действительности. Однако дальнейшее развитие общественной практики, накопле­ние всевозможных знаний и умений, обусловило выделение из философии специализированных ви­дов познания, некоторая часть которых образовала комплекс «науки».

Таким образом, гносеологическая функция философии оказалась связана не столько с производ­ством новых знаний о самом мире, сколько с анализом различных средств и способов исследования, используемых в рамках специализированных форм познавательной деятельности. В результате предметом философского анализа стал не окружающий мир «сам по себе», а формы и средства кон­кретно-научного исследования, а также выявление условий истинности производимых знаний. Се­годня гносеологическая функция философии существенно пересекается с методологической про­блематикой.

5. Социальная функция. В процессе исторического развития люди постепенно осознавали, что их взаимодействие с природным окружением существенно обусловлено особенностями тех соци­альных организаций, элементом которых является каждый человек. Поэтому уже создатели древ­них философских систем старались представить себе «идеальные формы» общественного устрой­ства. Большое внимание этой теме посвятили Платон и Аристотель. Дальнейшее развитие фило­софских знаний постоянно усиливало значимость социальной функции теорий, формулируемых разными авторами. Сегодня реализация данной функции связана не столько с умозрительным по­строением «идеальных моделей государства», сколько с изучением реальных закономерностей, регулирующих социальную жизнь во множестве ее проявлений. Современные философские кон­цепции направлены на выявление принципов общественного устройства, способствующих его со­вершенствованию.

Критический анализ реально существующих форм социальной организации, обоснование воз­можных путей развития человечества в целом, выдвижение универсально значимых целей, спо­собствующих объединению различных типов общества в некую единую систему - все это опреде­ляет особую важность данной функции философского знания в современную эпоху, когда так ост­ро проявляются всевозможные тенденции, направленные на дробление общечеловеческой культу­ры.


Дата добавления: 2018-09-23; просмотров: 392; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!