ОСНОВЫ ХРИСТИАНСКОГО ВЕРОУЧЕНИЯ



 

Вслед за иудаизмом христианская религия провозглашает принцип единобожия. Бог хотя и един, но выступает в трех ипостасях - Бога-Отца, Бога-Сына и Бога-Духа Святого. Христиане верят, что именно бог-сын в образе Иисуса Христа, рожденный Девой Марией путем непорочного зачатия, является спасителем погрязших в грехах людей. Все христиане признают Библию, которая делится на две части - Ветхий и Новый Завет.

Но вместе с тем христианские конфессии имеют и ряд существенных отличий, касающихся источника веры, доктрины, обрядов и религиозной практики.

 

ПРАВОСЛАВИЕ

 

РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ В ДОМОНГОЛЬСКОЙ РУСИ

 

Становление христианства на Руси можно проследить, начиная с IX века, но свидетельства о нем, как правило, фрагментарны. Русский приход был основан Византией в 867 году, хотя его точные границы сейчас трудно определить. В 944 году русские христиане были среди тех, кто подписал византийско-русский мирный договор. В середине Х века киевская княгиня Ольга крестилась, но это не стало началом массового перехода в христианство всего русского народа. Напротив, при ее сыне Святославе язычество пережило подъем, а при ее внуке Владимире предпринимались попытки создать новый языческий пантеон во главе с Перуном, за что церковь долго не соглашалась причислить князя к лику святых.

В то время Киевское княжество было окружено могущественными соседями, каждый из которых уже принял одну из монотеистических религий. Владимир понимал, что благополучие его страны будет зависеть от обращения в одну из этих религий - христианство, ислам или иудаизм.

После тщательного изучения этой проблемы Владимир решил, что наиболее подходящей религией было бы восточное, византийское христианство.

Переговоры с Константинополем окончились женитьбой Владимира на сестре византийского императора. Предварительным условием этого брака было крещение Владимира, состоявшееся в 988 году. Это крещение определило религию русского народа на столетия. Хотя новая религия при поддержке элиты распространялась довольно быстро, в отдаленных деревнях еще столетиями сохранялись тайные языческие обряды.

Русь унаследовала от Византии хорошо развитую христианскую традицию. У русских не было необходимости самим разрабатывать литургические формы, поскольку византийские священники сами перевели богослужение на славянский язык.

Новая вера распространялась на языке, который был доступен народу, и это стало важным фактором ее глубокого укоренения. Вместе с греческой верой на Русь пришли основы церковно-канонического права и школьного образования, зачатки социального обеспечения (первые больницы, приюты, странноприимные дома), неприятие рабства и новые торговые отношения. Но вместе с тем приняв восточный вариант христианства, Киевская Русь изолировала себя от соседей на Западе и на Востоке.

Католики стали считать русских консервативными "схизматиками", не способными к обновлению, а мусульмане - "неверными" и агрессивными противниками ислама.

Несмотря на то, что в старых миссионерских центрах Чернигове и Переславле уже существовали свои митрополиты, центром русского прихода стал Киев. Под его главенством вскоре были основаны еще 7 приходов, а к началу монгольского нашествия их уже было 15. Но Русь оставалась под властью константинопольского патриарха вплоть до 1448 года. Вместе с ним русские испытали раскол восточной и западной церквей в 1054 году, хотя и не участвовали в теологических диспутах, предшествующих разделению.

"Миссионерские" военные набеги шведов и тевтонских рыцарей, успешно отраженные Александром Невским, должны были подтвердить их наихудшие опасения русских относительно "еретического" запада.

 

ОТ МОНГОЛЬСКОГО НАШЕСТВИЯ ДО РЕФОРМЫ ПАТРИАРХА НИКОНА

 

Разорение, которому монголы подвергли Русь, не обошло стороной и церковь. Но веротерпимость монгольских ханов, несмотря на обращение в ислам, привела их к идее сохранения и даже упрочения позиций православной церкви. Они уважали христианские обряды и освободили церковь от всех налогов.

В столице монголов, Сарае, епархия открылась уже в 1261 году.Разграбление и упадок Киева вынудили митрополита Максима перенести свою резиденцию во Владимир, а его преемника Петра московские князья уговорили переехать в 1325 году в Москву, тогда еще не игравшую первостепенной роли. После того, как Киев был включен в состав польско-литовского государства, у митрополита появилась возможность назвать себя митрополитом Московским и всея Руси.

Но наиболее влиятельной фигурой церкви XVI века стал не митрополит, а монах Сергий Радонежский, благославивший воинов Дмитрия Донского перед Куликовской битвой в 1380 году.

Во времена Сергия монастырская жизнь переживает подлинное возрождение. Очень часто монахам приходилось выступать в роли мессионеров. Одним из наиболее известных был Стефан Пермский, создавший зырянский (коми) алфавит и переводивший на него священное писание.

В XVI веке церковь стала все сильнее идентифицировать себя с государством, несмотря на решения Стоглавого собора поддерживать византийский принцип "симфонии" между церковью и государством.

Попытка секуляризации монастырских владений не дала результатов, хотя за нее выступили нестяжатели во главе с Нилом Сорским.

Победивший в дискуссии стяжателей и нестяжателей Иосиф Волоцкий стоял за всемерную поддержку царской власти.

Иван Грозный еще больше усилил зависимость церкви от государства, устранив выступившего против него митрополита Филиппа (1568). Во времена Смуты западнорусские православные иерархи под польским правлением вступили в унию с Римом и образовали в 1596 году униатскую церковь, сохранившую православные обряды, но признавшую духовную власть Папы Римского.

 

СИНОДАЛЬНЫЙ ПЕРИОД

 

В середине XVII века патриарх Никон сделал попытку добиться доминирующего положения церкви в ее отншениях с государством. Его политика и авторитарные методы ее воплощения привели к расколу церкви и одновременно расчистили путь церковным реформам Петра I.

После смерти патриарха Андриана Петр упразднил патриархию и поддержал двух клириков протестантстской ориентации - Стефана Яворского и Феофана Прокоповича.

Последний из них был автором регламента Духовной коллегии. Хотя регламент не был подписан русскими епископами, они лишились остатков своей независимости. Их преемники оставались подчиненными царской власти вплоть до самого конца империи. Церковь, превращенная в один из государственных департаментов, стала управляться святым синодом.

Его возглавил обер-прокурор. Эта был немецкий титул, не имевший никаких корней в православии. Вся реформа церковного управления была заимствована у Запада, а за советами по этим вопросам Петр обращался к лютеранину Г.Лейбницу.

Хотя Петр, несомненно, находился под сильным протестантским влиянием, обучение будущих церковных лидеров велось по католической модели, которую принесли в Москву преподаватели из Киева, сами обучавшиеся там униатами.

Объединение Украины и Московской Руси в 1654 году и перевод киевского митрополитства из Константинополя в Москву еще больше усилили их влияние.

Хотя восточная православная церковь и называлась Русской, ей пришлось иметь дело с большим количеством разнородных этнических групп, включенных в состав русского государства. Поскольку единоверие всегда считалось важным условием имперской интеграции, не только коми-зыряне, но и чуваши, черемись, вотяки, мордва, хакассы, шорцы, якуты, частично татары, осетины и многие другие народы были крещены, иногда насильно. Впрочем, среди миссионеров были и настоящие подвижники и просветители - Макарий Глухов, Иннокентий Вениаминов и Николай Касаткин, проповедовавшие на Алтае, Аляске и в Японии.

Революция 1905 года воскресила надежды на восстановление независимости церкви от государства, но работа реформистских комиссий не дала результатов. Только падение православной монархии открыло перед церквью возможность отказаться от наследия двух столетий синодального правления, но было уже слишком поздно. Летом 1917 года первый за 200 лет церковный собор восстановил патриархат, но новый патриарх Тихон скоро столкнулся с беспрецедентными в истории церкви проблемами.

 


Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 252; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!