РУССКАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА



 

Принято считать, что Россия, в соответствии со своей общемировой культурной ролью, является буфером между европейской и азиатской субкультурами, сплавляя воедино их представления и идеалы. Но вместе с тем она остается по-своему уникальной и обладает рядом совершенно оригинальных черт, уходящих корнями в православие.

 

САКРАЛИЗАЦИЯ ВЛАСТИ

 

По мнению С.Н.Булгакова, русская политическая традиция проникнута сакральным отношением к власти. Это обожествление присуще многим культурам, но православный царь занимал поистине уникальное положение. Он одновременно олицетворял собой харизму царствования, мирянскую стихию и внешнее покровительство общинам.

Царь был строителем Царства Божьего на земле. Именно поэтому для традиционного сознания власть оставалась священным социальным институтом и критика ее носителей приравнивалась к святотатству.

 

ПОКОРНОСТЬ ВЛАСТИ

 

Если западная религиозная культура ориентирована на непримиримый конфликт добра и зла, то в православии на место борьбы со злом выступает задача преодолеть его силой терпения. Православие никогда не ставило перед паствой чрезмерно высоких нравственных задач. Это было скорее уделом аскетов, праведников, святых старцев. Православные склонны терпеливо ждать пришествия на землю града господнего. Они верят, что Бог сам организует их душу и устроит их жизнь. Русская культура, таким образом, культура покоя и стабильности.

Она не выносит риска или неясности. Это общество, тяготеющее к идеологичности, его социальный идеал нерасчленен. Как пишет А.Браун, порядок - важнейшая ценность русской политической культуры. Страх перед беспорядком и хаосом объединяет все социальные группы и слои.

Любые спонтанные и автономные политические действия русские склонны воспринимать как беспорядки. У них особенно сильно развито недоверие к стихийности, подозрительность к независимой инициативе и боязнь перед ослаблением внешнего контроля.

 

БУНТАРСТВО И ЭСХАТОЛОГИЗМ

 

Кажется, что подобное общество гарантировано от вспышек насилия и революций. Но здесь нет противоречия. Пресловутый русский бунт, "бессмысленный и беспощадный", есть оборотная сторона долготерпения. Он иррационален, поскольку не имеет конструктивных целей, и беспощаден, поскольку замешан на жертвенности. Его издержки воспринимаются как цена, которую нужно уплатить, чтобы перейти из одного состояния покоя в другое. В качестве примера достаточно вспомнить обещания тишины и покоя в манифестах крестьянского царя Пугачева. Когда бунт находится на подъеме, максимализм традиционно отождествляется с правотой, умеренность, напротив, говорит о слабости, а компромисс - о беспринципности. По мере разгорания противостояния его участники проникаются эсхатологическими настроениями. Но эсхатология в православии скорее оптимистична и окрашена в светлые тона. Радикалы как бы стараются приблизить конец света, чтобы в Царстве Христовом очиститься и воскреснуть для новой жизни.

 

ЕДИНСТВО ИСТИНЫ

 

В традиционной политической культуре власть отождествляется с истиной и сливается с ней. Истина, как и власть, дается в Божественном откровении, не подлежит рациональному познанию и моральным оценкам. Истина едина и поэтому появление системы политических партий, каждая из которых имеет свою точку зрения на истину, оставляет русского человека в замешательстве. Из того факта, что плюрализм отвергается традиционным русским сознанием, вытекают по крайней мере две особенности политической жизни: ожесточенная борьба партий за право говорить от имени всего народа и превращение партийных программ в разновидность религиозного кредо, которое может быть или целиком принято, или целиком отвергнуто.

 

МЕНТИФАКТЫ

 

Хотя ментифакты по своей сути абстрактны, они считаются главными и наиболее стойкими элементами культуры. Это в полной мере относится к языкам, говорам и диалектам.

 

ГЕОГРАФИЯ РУССКИХ ГОВОРОВ

 

В русском языке принято выделять два основных наречия - севернорусское и южнорусское - а также полосу среднерусских говоров между ними. В составе каждого наречия выделяется несколько региональных групп - диалектов. Между южнорусским наречием русского языка и северо-восточным наречием белорусского практически нет четкой диалектологической границы, существует лишь промежуточная широкая зона, в говорах которой с востока на запад наблюдается постепенное нарастание особенностей, типичных для белорусского языка.

Севернорусское наречие выделено на основании оканья, взрывного Г, твердого Т в окончании 3 лица глаголов (он идёт, а не идёть), родительно-винительного падежа личных местоимений: меня, тебя (а не мене, тебе). Кроме того здесь используется стяжение гласных в окончаниях глаголов и прилагательных: быват, думат, красна, синя (вместо бывает, думает, красная, синяя), употребляются грамматически сочетающиеся постпозитивные частицы (дом-от, изба-та, у сестры-ти), а также окончания сравнительной степени прилагательных -ае, яе (громчае, черняе).

 

Рис. 76. География русских говоров - Северная (Поморская. Архангельская) группа: 2 - Олонецкая группа; 3 - Западная (Новгородская) группа); 4 - Восточная (Вологодско-Вятская) группа; 5 - Владимирско-Поволжская группа; 6 - Северо- и Средне-великорусские говоры и тюркские языки.

Средне-Великорусские говоры: 7 - говоры, переходные от средне-великорусских к белорусскому языку; 8 - Западная группа; 9 - Восточная группа.

Южно-Великорусские говоры: 10 - Южная (Орловская) группа с диссимилятивным яканьем, а также говоры, переходные от южно-великорусских к белорусскому языку; 11 - Тульская группа с умеренным яканьем; 12 - Восточная (Рязанская) группа с сильным яканьем.

Источник: Кузнецов П.С. Русская диалектология. М., 1960.

 

Таблица 11. ГРУППЫ СЕВЕРНОРУСКОГО НАРЕЧИЯ

 

Поморская (Архангельская) Олонецкая  Новгородская (Западная) Вологодско-Вятская Владимиро-Поволжская
грезь, дедя, цяй, ланно, омман, пахали плугам, работал на стороны звирь, вирить, идуть, говорять, омман звирь, вирить, с чистым рукам, сухово, доброво хлиеб, звирь, коруова, грезь, в шлепе, цяшка дед, хлеб, мьлоко, под парьм, доброво, пекот

 

Южнорусское наречие - акающее, в нем употребляется фрикативное (мягкое) Г, мягкое Т в окончании 3 лица глаголов (он сидить, они слушають), формы - мене, тебе, себе в родительно-винительном падеже, отсутствует цоканье, характерно окончание -ми в творительном падеже множественного числа (пахали плугами). Южнорусское наречие делится на 4 группы в зависимости от типа яканья: сяло, пятно, вярсты, лясок.

 

Таблица 12. ГРУППЫ ЮЖНОРУССКОГО НАРЕЧИЯ

 

Южная (Орловская) Тульская Восточная Западная
систра, но сястру, плисать, но пляшу сястра, бяда, сяло, носимья, в силе, рибина диревня, бирёза, силом систра, тилят, глидят, но сястру, тялёнок, оны, йены

 

Для среднерусских групп характерно сочетание аканья с севернорусскими чертами. По происхождению это севернорусские говоры, утратившие оканье и воспринявшие некоторые особенности южных говоров. Среднерусские говоры делятся на 2 группы - западную и восточную. Особняком стоят псковские говоры, переходные от среднерусских к белорусскому языку. После того, как Москва стала центром власти и очагом распространения всевозможных новшеств, быстрый московский акающий говор постепенно стал говором национальной элиты, а потом и основой русского литературного произношения. Еще Пушкин советовал учиться правильному русскому языку у московских просвирен.

 

Таблица 13. СРЕДНЕРУССКИЕ И ПСКОВСКИЕ ГОВОРЫ

 

Западные Восточные Псковские
ланно, онна, омман, оммерил, в шестым классе Ванькя, чайкем, тея, сея - вместо тебя, себя сястра, сяло, няси, злый, мыю (мою), пахали плугам

 

В процессе колонизации в русском языке возникали новые варианты говоров на окраинных территориях. На основе украинских и русских образовались донские и кубанские. Уральские говоры произошли от севернорусских, поскольку именно с севера Европейской России начиналось освоение Урала. В Сибири, вдоль старых водных путей возникли старожильческие говоры на севернорусской основе.

Новосельческие говоры преобладают вдоль Транссибирской магистрали и южнее. Они возникли во второй половине XIX века и имеют в своей основе средне- и южнорусские говоры.

Особое место занимают говоры алтайских поляков Бийска и Змеиногорска, а также "семейских" старообрядцев в Забайкалье.

На северо-востоке Сибири остяцкие, ненецкие, тунгусские, юкагирские языки дали смешение свистящих и шипящих согласных звуков (С-Т, З-X), так называемое "сладкоязычие" (вместо Р и Л произносится Й) - гойова, йеветь и произношение твердых грудных согласных вместо мягких: мэд, има, масо, быру, пырог, выжу.

 


Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 247; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!