ГЕОГРАФИЯ ПРАВОВЫХ СИСТЕМ МИРА



 

Различия правовых систем мира изучает специальная отрасль юриспруденции - компаративное или сравнительное правоведение. В своей книге "Геоюриспруденция" Э.Истерли выделил 2 основные группы правовых систем мира - западную и социалистическую.

Западная группа была в свою очередь разделена на 3 главные правовые семьи - Романо-Германского гражданского права, Англо-Американского общего права и Нордического или Скандинавского права.

В Романо-Германском праве, которое сложилось на основе Римского права, на передний план выдвинуты нормы права, а не юридические решения. Нормы права рассматриваются как нормы поведения, отвечающие требованиям справедливости и морали. Эта система считается более демократичной, чем система общего права, в котором лучше защищены интересы правящих классов. Романо-Германская правовая семья сложилась в результате усилий ряда европейских университетов, которые с XII века выработали и развили на базе кодификации императора Юстиниана общую для всех юридическую науку.

Сейчас эта правовая семья продолжает доминировать в континентальной Европе и в бывших колониях Испании, Франции и Нидерландов. Впрочем, в некоторых странах мира, например, в Турции, Романо-Германское право не насаждалось колонизаторами, а появилось в результате его добровольной рецепции, то есть заимствования.

Англо-Американское общее право основано на решениях судей в сочетании с писаными статутами и обычаями. Это наименее абстрактное право, потому что судьи предпочитали решать конкретные правовые проблемы, а не формулировать правила поведения на будущее.

Основной целью общего права было немедленное восстановление статус-кво, а не установление основ идеального порядка.

Правовые системы США, Канады и некоторых бывших британских колоний имеют корни в Английском общем праве.

Социалистическое право сохраняет ряд черт Романо-Германской системы, но тем не менее сильно отличается от западного права, в котором упор сделан на разрешении конфликтов.

В социалистическом праве гораздо больше заботятся об укреплении основ социалистического строя. Другая его черта - отсутствие разделения между законодательной и юридической ветвями власти.

В России, до создания Конституционного суда, обе эти функции выполнялись Верховным Советом. Единственный источник социалистического права - революционное творчество законодателя, которое выражает волю народа, руководимого компартией.

Китайское право имеет свои отличия, хотя тоже включается в эту семью. В нем процедуры согласования интересов сторон считаются ценнее правосудия, поскольку сохранение гармонии - более важный принцип китайского общества, чем уважение к праву.

В мусульманских странах и Израиле ценности права тоже признаются, но само право понимают иначе, чем на западе. В мусульманских странах внимание сконцентрировано на идеальной системе - Мусульманском праве, как неотъемлемой части ислама. Законы, издаваемые властями, рассматриваются как управленческие меры временного или локального значения, которые не достойны в полной мере называться правом. Имеющиеся здесь западные нормы права фрагментарны, нестабильны и плохо скоординированы. Законы шариата указывают каждому мусульманину, как он должен вести себя, и не различают обязательств по отношению к богу и себе подобным. Не подчиняющийся мусульманскому праву считается грешником, а оспаривающий его - еретиком. Санкции за нарушение норм права очевидны, и им отводится не очень много места.

Примерно такое же место занимает иудаизм у евреев. Как и мусульманство, это религия закона, а иудейское право - составная часть иудаизма.

 

ИСТОРИЯ РОССИЙСКОГО ПРАВА

 

Россия издавна принадлежала к Романо-Германской правовой семье. И хотя здесь существовали свои оригинальные правовые акты и обычаи, другой правовой науки, кроме романской, не было. В Киевской Руси, наряду с местным и обычным правом, нормы которого были записаны в "Русской правде", большое значение приобрело византийское право - прямой наследник римского. Православная церковь по отношению к населению церковных земель руководствовалась исключительно византийским правом. Но татаро-монгольское нашествие, раскол христианства и гибель Византии привели к изоляции Московской Руси и стагнации права. Для того, чтобы избежать анархии и сохранить независимость перед внешней угрозой, Россия подчинилась деспотизму царей. Подчинилась ему и церковь, лишенная поддержки извне и связанная доктриной кесарепапизма, при которой царь считался духовным и светским властителем одновременно. Любая воля московских правителей становилась законом. Царь, бояре и помещики сами судили принадлежащих им людей. В 1649 году светское право России было закреплено Соборным уложением, первым печатным сводом законов. Через 4 года в дополнение к нему была издана Кормчая книга - сборник норм церковного права.

При Петре I связи России и Запада были восстановлены и система управления государством перестроена по западному образцу. Но эти изменения не затронули частного права. Русские продолжали придерживаться традиций и норм обычного права. Попытка Петра заменить уложение 1649 года на шведский кодекс или планы Екатерины II создать кодекс, выдержанный в духе французского "естественного" права, не дали заметных результатов. Николай I повелел лишь привести в порядок и изложить все существующие русские законы, оставив их без изменений.

Либеральные реформы Александра II дали России уголовное уложение 1855 года, но не привели к созданию гражданского кодекса.

Эта своеобразная история российского права имела важные последствия. В России были крайне слабы юридические традиции и чувство права. Дело не в том, что право не было полностью кодифицировано, просто к нему самому относились иначе.

Если в Европе право рассматривалось как естественное дополнение морали и одна из основ общества, то в России писаное русское право было чуждо народному сознанию. Это было скорее административное право, не имеющее корней в праве частном. Те элементы частного права, которые оно содержало, были предназначены лишь для городской буржуазии.

Крестьяне продолжали жить согласно своим обычаям. Правосудие воплощалось для них в решениях волостного суда, официально подчиненного даже не министерству юстиции, а министерству внутренних дел. Право не вытекало органично из народного сознания и правовых традиций, а было привнесено самодержавием, которое стояло выше закона. Профессиональные юристы, появившиеся лишь в XVIII-XIX веке, являлись скорее царскими чиновниками, чем стражами народных ценностей и морали. Неудивительно, что марксистские идеалы светлого будущего нашли благодатную почву в моральных и религиозных чувствах русского народа. Право буржуазного государства, пренебрегающее интересами простых людей, казалось им отрицанием справедливости. Поэтому после революции старые суды и судебная процедура были ликвидированы. Вновь созданные суды выносили решения вне формальной процедуры, в соответствии с "революционной совестью и правосознанием в интересах укрепления власти рабочих и крестьян". Но вскоре эпоха революционного юридического романтизма сменилась тотальным укреплением власти государства над обществом и личностью.

Социалистические юридические нормы выступили как необходимый инструмент удержания власти и обеспечения господства правящей партийно-бюрократической элиты. Несмотря на очевидные перемены в начале 1990-х годов, эти исторические особенности российского права, вероятно, будут сказываться еще длительное время.

 


Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 536; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!