ДИНАМИКА СОВРЕМЕННОГО РЕЛИГИОЗНОГО СОЗНАНИЯ В РОССИИ



 

В последние годы в России наблюдается бурный рост религиозного сознания и быстрое исчезновение атеизма. Но начало этого процесса пришлось на позднесталинскую эпоху, когда впервые в советской истории приостанавливается тотальная война с религией. И хотя в эпоху Хрущева эта борьба и возобновилась, правда, в более формальной и бюрократической манере, нарастание религиозности в 1970-е годы было уже заметным. В 1988-1990 годы этот процесс принял обвальный характер, и в 1990 году, например, уже 27% москвичей считали себя верующими, а атеистами 0 - лишь 20%. В следующем, 1991 году доля атеистов уменьшилась еще в 2 раза.

Сдвиг "к религии" вполне симметричен прежнему движению "от религии" в 1920-е годы.

Как и тогда, первой со старым культом порвала молодежь, а дольше всего за нее держатся пожилые люди. Точно также выше всего интерес к религии у интеллигенции - 44% работников культуры в 1991 году считали себя верующими так же, как и 35% врачей и 23 % учителей. Как и в 1920-е годы, движение за новую религиозность началось в столицах и только потом распространилось на периферию. Если в 1990 году в Москве насчитывалось 27% верующих, то в Харькове их было 12%, в Купянске Харьковской области - 20%, в Холм-Жирковском Смоленской области - 15% и лишь в некоторых деревнях, где еще сохранилась старая религиозность, верующих было больше, чем в Москве.

Рост религиозности совпал с ростом популярности православия. С ним себя отождествили 46%, что больше числа верующих. 61 % опрошенных был уверен, что религия необходима для сохранения национального самосознания, 27% - для демократии и 31 % - для управления государством.

Впрочем, едва начавшись, религиозный бум пошел на спад.

В столицах доля верующих в 1991 году не увеличивалась, хотя в провинции прирост еще заметен. Очевидно, что дореволюционный уровень религиозности вряд ли восстановится. Вместе с тем наблюдается ослабление симпатий к православию, связанное, возможно, с коррупцией в патриархии и вскрывшимися связями некоторых иерархов со службой госбезопасности. Но хотя доля православных и снизилась, удельный вес верующих не изменился. Отчасти православие вытесняется католицизмом, баптизмом и восточными религиями - буддизмом и кришнаизмом. Но основную конкуренцию православию составляют не инославия, а быстро растущая категория людей вообще без четкой конфессиональной принадлежности - "просто христиан". Их удельный вес приближается к половине всего населения (в Москве таких 42%).

Однако наиболее популярна вера не в Бога, а в сверхъестественные силы. В астрологию верят 50%, в телепатию - 66%, в неопознанные летающие объекты и разумные космические расы - 70% жителей России.

С конца 1980-х годов впервые в стране христианской цивилизации религиозное подполье реально претендует на равный с материализмом и православием статус.

 

ИСЛАМ. ИСТОРИЯ И РАСПРОСТРАНЕНИЕ

 

Ислам - третья, самая молодая по времени возникновения мировая религия. Она была основана пророком Мухаммедом (Магометом) в Медине на Аравийском полуострове в 622 году. Священными текстами ислама являются коран и хадисы, собрание высказываний пророка.

Каждый мусульманин должен выполнять 5 обязанностей: признавать единобожие и пророческую миссию Мухаммеда, молиться 5 раз в день, регулярно делать пожертвования в пользу бедных (зякат), соблюдать дневной пост в месяц рамазан и совершить по крайней мере раз в жизни паломничество в Мекку.

Ислам - это монотеистическая религия. Бог - создатель вселенной, всемогущий и всемилостивый. Человек - создание Бога, но он грешен. Его ввел в заблуждение сатана, дьявольский дух. Бог раскрыл перед Мухаммедом коран для того, чтобы он вел людей к истине. Те, кто раскаятся и от всего сердца покорятся Богу, станут безгрешными. В конце концов безгрешные попадут в рай, а безнравственные навсегда окажутся в аду. Вера в единого бога и в миссию его пророка - основа ислама, но в индивидуальном плане вера остается личным делом между создателем и его созданием. То, что является внешним выражением ислама, - это быт мусульманской общины, основанный на этой фундаментальной традиции.

В исламе нет никаких институтов церкви и священства, как в христианстве.

Каждый, кто знает арабский язык, может совершать необходимые обряды.

Мечеть - это не церковь, никаких таинств в ней не совершается, а молитва может твориться не только в мечети, а, по существу, где угодно.

Как подчеркивает знаток советского ислама А.Бенигсен, в сознании мусульман национальность и религия обычно смешиваются, так что соблюдение обязанностей религиозного происхождения считается чертой национального характера.

Предписания шариата - мусульманского права - обрядные предписания, традиция и авторитет стариков представляют для мусульман очевидную и ощутимую реальность, неотъемлемую часть их бытия. Именно это отношение между религиозной концепцией и бытом, который из нее вытекает с одной стороны, и национальностью - с другой, должно быть причиной для определения этнических групп как мусульманских.

 

ИСТОРИЯ ИСЛАМА

 

Хотя христианство к началу VII века уже распространилось на Аравийском полуострове, только немногие арабы исповедывали эту религию, так же, как и иудаизм. В основном здесь еще сохранялись политеистические культы местных или племенных богов.

Основатель ислама Мухаммед родился в Мекке в 570 году. Мекка тогда была старым центром анимизма и паломничества, а богослужение было основано на поклонении Черному камню - метеориту. Мухаммед восстал против политеизма и анимизма арабов. Он защищал веру в единого Бога. Но его вероучение встретило оппозицию старейшин, потому что подрывало, с их точки зрения, экономику Мекки, основанную, как, впрочем, и сейчас, на доходах от паломничества. Более того, признать Мухаммеда пророком означало в будущем согласиться с его притязаниями на духовное лидерство и уступить ему контроль над Меккой и всей Аравией.

Преследования, которым Мухаммед подвергался в Мекке, заставили его уйти в Медину, город в 300 километрах севернее Мекки.

После долгих конфликтов между сторонниками пророка и жителями Мекки последние уступили и смирились с новым вероучением. К концу жизни Мухаммеда на Ближнем Востоке образовалась обширная теократическая держава, халифат. В XII веке он включал в себя Сирию, Палестину и Египет, позднее были завоеваны Испания и юг современной Франции, но после того, как воины ислама были разбиты в битве под Туром (732 год), их продвижение на север остановилось. Укоренившись в Ираке, Персии и Малой Азии, ислам проник в Индию, Среднюю Азию и на острова Юго-Восточной Азии.

История ислама, как и многих других религий, отмечена расколами. Ислам разделился на множество сект, наиболее многочисленными из которых являются сунниты (ортодоксы) и шииты.

Сунниты не признают возможности посредничества между аллахом и людьми после смерти Мухаммеда, а шииты верят в это и считают святыми 12 имамов - зятя Мухаммеда Али и его потомков.

Религиозная практика шиитов более экзальтирована, а суннитов - более степенная и простая.

Шиитская секта провозглашает волю человека свободной и зависящей только от него самого. Сунниты же, напротив, считают, что все, что бы ни сделал человек, предопределено свыше.

 


Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 257; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!