ИСЛАМ В РОССИИ И СССР. РАСПРОСТРАНЕНИЕ ИСЛАМА



 

Начало распространения ислама на территории, которая впоследствии вошла в состав России и СССР, относится к периоду правления второго халифа - Омара. К середине VII века халифату принадлежала часть Азербайджана, позднее арабские воины включили в состав халифата Дербент. К началу VIII века была присоединена Средняя Азия.

На западе Северного Кавказа ислам появился не позднее XI века. В XIV веке он широко распространился по Кабарде и Адыгее, а в XVI-XIX веках стал религией части осетин, чеченцев, ингушей, балкарцев и карачаевцев. В Азербайджане, бывшей персидской провинции, распространился шиизм. Шиитские миссионеры из Дагестана принесли его в Чечню. Западная часть Северного Кавказа оказалась под влиянием крымских татар и турок, и здесь распространился суннизм.

Ислам почти полностью вытеснил отсюда христианство, пришедшее еще раньше из Грузии.

Официальной датой проникновения исламского вероучения в Поволжье считается 922 год, когда булгарские правители пригласили мусульманских миссионеров. Менее чем за столетие ислам распространился среди соседей булгар - башкир, чувашей и марийцев.

Переход в мусульманство населения Золотой Орды в XIV веке сформировал стереотип христианской Руси, противостоящей исламскому востоку. Но веротерпимость монгольских ханов, в столице которых христианство вполне мирно уживалось с буддизмом и шаманизмом, осталась неизменной и после исламизации. Так же, как и в арабских странах, ислам показал себя более терпимым к иноверцам, чем сторонники различных христианских конфессий по отношению друг к другу.

 

ИСЛАМ И САМОДЕРЖАВИЕ

 

Присоединяя все новые и новые земли, населенные мусульманами, русские власти всегда понимали, что их новые подданные обладают такой религиозной идеологией, которая позволяет им противостоять политической и культурной интеграции и ассимиляции. В основном власти использовали 3 вида давления на мусульман - прямые репрессии, экономические меры и просветительство.

Репрессии начались с разрушения Казани и истребления ее населения при штурме войсками Ивана Грозного в 1552 году и продолжались во время активной и крайне агрессивной миссионерской деятельности первых казанских епископов, спасаясь от которой татары переселялись в Башкирию, Сибирь, Казахстан и Среднюю Азию.

Одновременно русское правительство всячески сдерживало татарскую торговлю. Мусульманам запрещалось иметь свои владения, вотчины и поместья, так же, как и христиан-крепостных.

Только при Екатерине II давление на мусульман было несколько смягчено, а в Уфе был создан муфтиат, центральное мусульманское учреждение, ведающее всеми церковными делами. Насильственные крещения были прекращены, несмотря на то, что сразу же после этого начался отток новообращенных в прежнюю веру. Но у мусульман внутренней России, Крыма и западной части Северного Кавказа престиж духовенства уже упал из-за бегства или крещения правящих мусульманских верхов. Кроме того, духовенство потеряло свои вакуфные (церковные) земли. Его роль свелась к простому контролю за исполнением религиозных предписаний. В результате здесь распространился джадидизм - исламское реформаторское движение, делающее упор на просветительство и сближение с европейской культурой. В России гораздо дальше продвинулась и исламская секуляризация.

В Средней Азии после присоединения к России возникло Туркестанское губернаторство, в которое были вовлечены владения Кокандского ханства и два протектората России - Бухарский эмират и Хивинское ханство. Духовенство и здесь потеряло немалую часть своего авторитета из-за того, что русские диктовали свою волю мусульманам без всяких ограничений и провели в протекторатах судебную реформу, подрывающую роль исламских правовых институтов. В отличие от Поволжья, религиозное реформаторство воспринималось здесь, наоборот, как пособничество русским в разрушении ислама.

На востоке Северного Кавказа роль духовенства была совершенно иной. Во времена Кавказской войны в середине XIX века между горцами и русскими здесь широко распространился шиитский мюридизм. В соответствии с его традициями шейхи и имамы воплощали в себе религиозную власть, которая подчиняла и растворяла в себе власть светскую. Мюриды, ученики шейхов, должны были беспрекословно повиноваться своим духовным наставникам. Образцом такой теократической власти может служить имамат Шамиля, просуществовавший в Чечне и Дагестане до 1859 года.

 

ИСЛАМ ПОСЛЕ РЕВОЛЮЦИИ

 

После революции ислам, так же, как и христианство, подвергся беспрецедентным гонениям. В Средней Азии были ликвидированы все вакуфные земли, доходы с которых шли на религиозные нужды и благотворительность, заняты под учреждения мечети, арестована или казнена значительная часть мусульманского духовенства. К 1941 году из 26 тысяч мечетей, существовавших в Российской империи, осталось не больше тысячи. Союз воинствующих безбожников следил за тем, чтобы религиозные церемонии проводились только в мечетях и в религиозную жизнь не вовлекались несовершеннолетние. В 1930-е годы развернулась кампания по борьбе с панисламизмом. Ее жертвами стали все противники перехода с арабской письменности, существовавшей у мусульманских народов более тысячелетия, на латиницу. Эта активная антирелигиозная кампания подпитывала затяжную и кровопролитную войну с басмачеством, развернувшуюся в 1920-1930-е годы в Средней Азии.

Во время Второй мировой войны, чтобы преодолеть последствия перехода на сторону немцев нескольких мусульманских народов Северного Кавказа, Сталин обратился к имперскому опыту Екатерины II и дал советскому исламу собственную администрацию - Духовное управление, образованное в 1944 году в Буйнакске. Подобных организаций никогда не было ни в одной стране мира.

Вплоть до конца 1980-х годов религиозная жизнь советских мусульман была сведена к молитвам в мечетях, проповедям имам-хатибов и эпизодическому чтению корана. После хрущевской антирелигиозной кампании в стране осталось лишь около 400 действующих мечетей, хотя население одной лишь советской Средней Азии возросло до 33 миллионов человек. Суды шариата и взимание зяката по-прежнему были запрещены.

Число знающих арабскую письменность и, следовательно, умеющих читать коран резко сократилось. Такой сильно урезанный официальный ислам не способствовал сохранению религиозных чувств среди верующих.

Без своей мощной опоры - "параллельного ислама" религия уже давно растворилась бы в невежестве и равнодушии.

 

ПАРАЛЛЕЛЬНЫЙ ИСЛАМ

 

Параллельный ислам считается наиболее динамичным и оказывает заметное влияние на ислам официальный. Этот термин обозначает, с одной стороны, своего рода религиозный "актив" - стариков, знающих минимум классического арабского для чтения корана, и хадисов, с другой стороны - суфийские братства, или тарикаты.

Эти братства - закрытые общества на базе посвящения членов (мюридов) , принимаемых в братство после упрощенного ритуала и в течение всей жизни остающихся под контролем своего старейшины - шейха.

Тарикаты - организации с четкой иерархической структурой, спаянные строгой дисциплиной, которая поддерживается суровыми взысканиями и даже смертью за отступничество. На территории Кавказа и Средней Азии существуют 4 суфийских братства - Нахшбандия, Кадирия, Кубравия и Яссавия. Нахшбандия действует в Дагестане, Татарии, Чечне, Ингушетии и Средней Азии. Ее члены участвовали в Кавказской войне, организовали Андижанское восстание 1896 года и Чеченское восстание 1920-1921 года.

Кадирия распространяет свое влияние в Казахстане, Киргизии, Чечне и Ингушетии, Кубравия - в Туркмении, а Яссавия, члены которой составляли ядро басмаческого движения, - в Южном Казахстане, Туркмении, Узбекистане и Киргизии.

Географически рассеянные суфийские братства имеют гибкую, эффективную структуру, унаследованную еще со времен Шамиля. В современных условиях она широко используется в коммерческой и криминальной активности "лиц кавказской национальности" на территории России.

Но тарикаты - это не подпольные организации, их члены не скрывают своей причастности к суфизму. Они брали на себя удовлетворение тех религиозных потребностей верующих, с которыми не справляется официальный ислам. Тарикаты проводили религиозные церемонии, руководили ранее запрещенными молитвенными домами и опекали святые места. По отношению к официальному исламу суфизм играет ту же роль, что и христианские секты по отношению к Русской православной церкви - роль прибежища для всех, кто не склонен к компромиссам. Но в отличие от христианских сект суфизм не является расколом. Даже самые экстремистские по своим методам тарикаты остаются ортодоксальными и не осуждаются духовными руководителями официального ислама как еретические.

 


Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 433; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!