САМОРАЗВИТИЕ КУЛЬТУРНОГО ЛАНДШАФТА



 

По мнению Б.Родомана, несмотря на то, что культурный ландшафт - целостная система, созданная трудом многих поколений, его, как правило, никто специально не изобретал и не конструировал. Как и другие элементы культуры - язык, ремесло, архитектура - культурный ландшафт обладает способностью к стихийному самоусовершенствованию. Создавая культурные ландшафты, люди подражали предкам и отбирали самое привлекательное из того, что отмечали у соседей. Даже стараясь точно копировать образцы, они не могли достигнуть полного сходства за неимением подходящего материала, при иных навыках и местных условиях.

Эти отклонения сыграли роль мутаций, а получившиеся в итоге варианты зданий, земельных угодий, дорог, улиц, форм и стилей подвергались строгой селекции. Время испытывало их на физическую долговечность и моральный износ, они конкурировали друг с другом при отборе на роль прототипа для дальнейшего строительства.

Исторически сложившийся культурный ландшафт - это не только сочетание пейзажей, но и кладовая национального опыта. На окраинах старых городов, в посадах и предместьях без всяких специальных расчетов сформировались удобные уличные сети, которые экономили земельную площадь, энергию пешеходов и транспортных животных, препятствовали распространению пожаров и заключали в себе другие, уже забытые теперь оптимумы. Конфигурация пешеходных дорог, застройка речных долин, вершин холмов и крутых склонов, приспособление жилищ и планировки селений к особенностям климата, многоярусная растительность сельских улиц, форма и расположение сельскохозяйственных угодий - все это сформировалось на основе сложной и тонкой логики саморазвития культурных ландшафтов.

 

ИСТОРИЯ РУССКОГО КУЛЬТУРНОГО ЛАНДШАФТА

 

Историю русского культурного ландшафта мы рассмотрим на примере южной тайги и смешанных лесов Центральной России, где находятся одни из наиболее древних культурных ландшафтов страны.

 

НЕОЛИТИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ

 

Впервые изменения в природном ландшафте, связанные с деятельностью человека, становятся ощутимыми во времена неолитической революции - перехода от собирательства к скотоводству в конце II тысячелетия до нашей эры. Племена фатьяновской культуры, расселившиеся на огромной территории от Западной Европы и до Приуралья, активно осваивали пойменные луга, склоны холмов и озерные побережья, где сохранялись широколиственные рощи. Регулярный выпас скота уничтожал подлесок и подрост, "осветляя" леса, а лесные поляны захватывались растительными сообществами стравливаемых местообитаний.

 

ПОДСЕЧНО-ОГНЕВОЕ ЗЕМЛЕДЕЛИЕ

 

В первой половине I тысячелетия до нашей эры у селившихся здесь финно-угорских племен наряду с охотой и рыболовством появляется подсечно-огневое земледелие. Правда, оно практиковалось лишь в самых примитивных формах. Обрабатываемые участки были невелики, огнище расчищалось плохо и использовалось лишь в течение нескольких лет.

Поэтому наиболее масштабное освоение и обезлесение водоразделов связано со славянской колонизацией, хотя она и опиралась на уже затронутые в хозяйственном отношении ландшафты.

Славянский вариант подсеки был более производительным. В течение 5-10 лет огнище использовалось под сенокос или выпас, после сжигания просушенных корней его распахивали и засевали зерновыми, дававшими урожай сам-двадцать или сам-тридцать. В центре ополий - очагов полевого пашенного земледелия -- возникали первые города северо-восточной Руси - Углич, Ростов, Переславль. В локальных пятнах освоения располагались села, а вокруг них - малодворные крестьянские поселения.

 

ЛУГА И ПЕРВЫЕ МЕЛИОРАЦИИ

 

В XIII веке население Руси хлынуло в лесную зону, пытаясь найти спасение от татаро-монгольских набегов. Несмотря на все исторические коллизии, это было время совершенствования земледельческих приемов.

На смену подсеке пришло двухполье. Этот переход был постепенным и растянулся на два столетия. Сначала крестьяне продлевали использование подсечных участков за счет более глубокой распашки с помощью усовершенствованной сохи, затем они отводили этот участок под "роздых", не засеивали его и несколько раз перепахивали в течение лета.

Часто после прекращения посевов на пустошах устраивались сенокосы и пастбища, долго сохранявшие окультуренные почвы. Именно в это время луга, которых прежде никогда не было в лесной зоне (кроме пойменных), стали неотъемлемой частью русского культурного ландшафта.

В XIII-XIV веке для создания качественных сенокосов в долинах рек проводились сложные мелиоративные работы. Они включали спрямление речных меандров, отвод излишков воды из притерасной части долин и стариц. Позднее, с помощью сложной техники плотинных регулировок крестьяне научились погребать малоплодородные пойменные торфяники под речным илом.

Поскольку долинных лугов не хватало, крестьяне перешли к залужению водоразделов. Места для покосов готовились с помощью подсеки и расчистки участка от леса и кустарника. Такие участки отличались от "притеребов", расчищаемых под зерновые, и назывались "роскосями". В результате массового сведения южнотаежных лесов и олуговения водоразделов возникли дерново-подзолистые почвы, которые теперь так широко распространены, что считаются зональными.

 


Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 246; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!