ДОМИНАНТНЫЕ И СУБДОМИНАНТНЫЕ ЛАНДШАФТЫ



 

В любом обществе мы сможем обнаружить доминантную группу, социальный слой или класс, находящийся у власти и распоряжающийся землей, капиталами, сырьем и рабочими руками. Достигнутые преимущества позволяют доминантным группам навязывать остальным свой образ мира и свои эстетические взгляды, наиболее созвучные их опыту и ценностям.

Такая доминантная группа осуществляет свою культурную гегемонию над обществом, в том числе и передавая ему свое представление о "нормальных" ландшафтах. Такие ландшафты Д.Косгроув называет доминантными.

 

Рис.80. Пример тундрового культурного ландшафта после обустройства нефтяного месторождения на юге Газовского полуострова в Западной Сибири (конец 1970-х годов):

1 - территории интенсивного освоения, отчужденные под обустройство месторождения: трубопроводы, коллекторы, скважины, карьеры, дороги с полностью измененным почвенно-растительным покровом; 2-4 - стадии восстановления растительности на гарях; 5 - заболоченные участки с протаиванием, термокарстом и просадками грунтов; 6 - территории, избежавшие воздействия человека; 7 - реки; 8 - границы гарей.

При составлении этой картосхемы были использованы космические снимки 1977-1979 годов. На ней выделены территории, подвергшиеся различным воздействиям: отчужденные под собственно обустройство месторождения, гари, появившиеся в результате неосмотрительного проведения буровых и строительных работ, заболоченные участки, возникшие в результате подпруживания поверхностного стока насыпями дорог и трубопроводами. Все это ведет к необратимой деградации хрупких и уязвимых тундровых экосистем.

Источник: Востокова Е.А., Сущеня В.А., Шевченко Л.А. Экологическое картографирование на основе космической информации. М.,1988. С.156.

 

Но в то же время существуют и другие, субдоминантные или альтернативные культуры, которые можно описать с точки зрения возрастных, половых или этнических различий. По своей природе они менее заметны, чем доминантные, хотя для того, чтобы их увидеть, иногда достаточно лишь изменить масштаб наблюдения. Субдоминантные культуры порождают культурные ландшафты 3 типов - остаточные, подавляемые и эмерджентные (возникающие). Пример остаточных культурных ландшафтов - уже упоминавшийся дворянский усадебный ландшафт. Ниже в качестве доминантного мы рассмотрим коммунистический ландшафт как пример доминантного и религиозный ландшафт как пример подавляемого культурных ландшафтов.

 

КОММУНИСТИЧЕСКИЙ ЛАНДШАФТ. КОММУНИЗМ КАК РЕЛИГИЯ

 

Для того, чтобы понять основные особенности коммунистического ландшафта, нам следует провести определенные параллели между коммунизмом и религией. Не являясь в строгом смысле этого слова религией, коммунизм содержит многие типологические черты нового мирового вероучения. Он имеет свою догматику - учение о богочеловеке, строящем царство небесное на земле. Коммунизм отказался от упования на небеса. Наоборот, он провозгласил, что эти проблемы человеческого бытия вполне разрешимы на земле, причем во всем их объеме, включая проблему жизни и смерти. Основной способ достижения коммунистического идеала - богоборческий, подвижнический труд во имя Общего Дела.

Коммунизм выработал свою собственную этику, догматику и идеологию, которую воплощали в действительность специальные квазирелигиозные институты - идеологические отделы, институты марксизма-ленинизма, школы партийно-политической учебы, специальные службы госбезопасности.

У коммунизма есть свои апостолы веры - Маркс, Энгельс, Ленин, свои канонизированные мученики - Урицкий, Володарский, бакинские комиссары, Киров, Воровский и многие другие. Как и в православии, широкое распространение получили жития новых святых: у Ленина это эпизод в Разливе и полный опасностей путь в Смольный, у Сталина - демонстрация в Батуми и Туруханская ссылка, у Дзержинского - борьба с беспризорничеством. Наконец, у Коммунизма есть и своя каноническая литература - полные собрания сочинений классиков, материалы съездов и сборники речей (проповедей) партийных руководителей.

Воинствующий атеизм, гонения на христиан, невиданные со времен римского императора Диоклетиана, доказывают, что речь идет о замене одного культа другим. Методы этой борьбы напоминают те, которыми пользовался св.Владимир во времена крещения Руси. И тогда смена культов сопровождалась уничтожением изображений старых богов, их публичным поруганием со стороны княжеских слуг, расправами над жрецами и строительством церквей в точности на тех же местах, где стояли прежде языческие идолы и капища.

Коммунизм имеет свою символику, совокупность символов, призванных в аллегорической форме выразить содержание вероучения, его догматику и культ. Это пятиконечная звезда и герб с изображением земного шара, намекающие на мировую революцию и неизбежное торжество коммунизма на всех пяти континентах, красное знамя, серп и молот. Особый предмет почитания - нетленные мощи Ленина в мавзолее на Красной площади.

В коммунистической идеологии и практике велико значение публичных ритуалов - партсобраний и съездов, сопровождающихся коллективной "молитвой" - пением "Интернационала". Они проводятся в специальных декорациях - среди портретов вождей, лозунгов и цитат. Так же, как и религиозные обряды, они призваны постоянно возобновлять, усиливать и подкреплять религиозные чувства своих приверженцев. Сама обстановка и драматургия собраний включает привычные стереотипы, которые усиливаются благодаря воздействию механизмов внушения и подражания.

Разумеется, это поразительное сходство с религиозным культом не случайно. Социальные слои России со своим глубоко архаичным сознанием могли воспринимать новую революционную идеологию лишь в квазирелигиозной и догматической форме.

 

КОММУНИСТИЧЕСКИЙ ЛАНДШАФТ

 

Коммунистический ландшафт, один из самых ярких примеров доминантных ландшафтов, имеет свои сакральные функции. В первую очередь, его элементы маркируют территорию, которая находится под контролем коммунистической идеологии. Этой цели служат портреты вождей, лозунги и цитаты, памятные доски в знак того, что здесь жили и работали те или иные выдающиеся деятели.

С другой стороны, элементы коммунистического ландшафта позволяют определить, какое место выполняет собственно сакральные функции и каков его статус. Как и кафедральные соборы, здания партийных органов строились в центре областных и районных центров, над ними развевался красный флаг, их украшали гранитной и мраморной облицовкой. Рядом обязательно находился памятник Ленину, размещались трибуны, на которых присутствовали руководители разных рангов во время парадов и демонстраций. Строгие серебристые ели создавали атмосферу Кремля.

 

ДВОРЕЦ СОВЕТОВ

 

Особенно мощным средством формирования доминантного коммунистического сакрального пространства была архитектура. Наиболее ярким примером ее идеологической роли в сталинскую эру является неосуществленный проект 415-метрового Дворца Советов - главного здания страны, восьмого чуда света, увенчанного 100-метровой фигурой Ленина. Это здание должно было символизировать грядущее торжество коммунизма во всем мире, воплотить волю трудящихся к победе и продемонстрировать технические возможности социалистической науки и техники. По словам Луначарского, это "смелое и крепкое ступенчатое устремление, не возвышение к Богу с молитвой, а скорее действительно штурм высот снизу".

Много внимания было уделено поиску площадки для этого грандиозного сооружения. Окончательный выбор пал на место, которое занимал храм Христа-Спасителя, на берегу Москвы-реки, недалеко от Кремля. Такая замена одного культового сооружения на другое должна была показать торжество нового, прогрессивно-социалистического, над старым, реакционно-церковным. В 1932 году, еще задолго до появления окончательного проекта Дворца Советов, храм Христа-Спасителя был взорван. Строительные работы по проекту Б.Иофана развернулись только в 1939 году и с началом войны были остановлены. Осенью 1941 года из подготовленных к монтажу стальных конструкций были изготовлены противотанковые ежи для обороны столицы, а остальные элементы каркаса использовались для срочного возведения мостов на углевозной магистрали Воркута-Центр.

*

Рис. 81. Проект Дворца Советов 1937-1939годы:

Архитекторы Б. Иофан, В. Щуко, В. Гельфрейх. Источник: Рябушин А. В. Гуманизм советской архитектуры. М.,1986. С.145.

*

Дворец Советов должен был быть идейно-смысловым и художественным фокусом генерального плана Москвы 1935 года. Его замысел долгие годы оказывал самое непосредственное влияние на формирование центральной части Москвы, предопределив размещение, масштабные и образные характеристики послевоенных московских "высоток". Без них 400-метровая вертикаль оказалась бы случайной, выпадавшей из общего уровня городской приземистой застройки.

Высотные здания с острыми, устремленными вверх шатровыми силуэтами, похожими на кремлевские башни, должны были кольцом окружить будущий Дворец Советов и многократно усилить коммунистическую сакральность центра Москвы как мирового центра новой религии.

 


Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 603; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!