ИЗМЕНЕНИЯ В ДОМИНАНТНЫХ ЛАНДШАФТАХ



 

Важнейшей проблемой официального ландшафта в 1930- 1980-е годы было достижение идеологически корректного баланса между национальным и интернациональным. Начиная со времен лозунга о возможности построения социализма в одной стране, архитектура и городское планирование ощущали на себе отчетливое "антикосмополитическое" давление. Особенно заметным оно было на рубеже 1920-1930-х годов и в первое послевоенное десятилетие.

Антикосмополитизм способствовал более частому использованию национальных декоративных схем и учету региональной специфики в республиканском строительстве и архитектуре. Его конвергенция с культивируемым на Западе постмодернизмом, вероятно, будет усиливать западные симпатии к тому, что прежде считалось непонятным отречением от современности.

Быстрое ослабление антикосмополитизма в середине 1950-х означало стремительную смену эстетических вкусов и изменение самого доминантного ландшафта. В качестве примера можно привести высотную гостиницу "Ленинградская" на Комсомольской площади в Москве.

Проект, получивший сталинскую премию по архитектуре 1948 года, был раскритикован Хрущевым уже через 6 лет, в 1954 году. Взятый им антиукрашательский тон предписывал советской архитектуре курс в сторону модернизма. Упор Хрущева на технических предпосылках качественного строительства поднял волну антиэстетизма, которую архитекторы уже нескольких поколений обвиняют в том, что она принизила роль и значение их профессии.

 

ТОПОНИМИКА В КОММУНИСТИЧЕСКОМ ЛАНДШАФТЕ

 

Топонимика является еще одним средством самовыражения доминантной культуры в пространстве. Революция 1917 года широко использовала опыт Великой французской революции в отношении переименования географических названий. С первых же дней новой власти были упразднены названия, содержащие слово "царь" или "император": Царевококшайск (Йошкар-Ола), Царевосанчурск (Санчурск), Большая Царевщина (Волжский), Императорская Гавань (Советская Гавань). Устранялись также все названия, образованные от императорской фамилии Романов: Романов-на-Мурмане (Мурманск), Романов-Борисоглебский (Тутаев).

Во время следующей волны переименований, в начале 1920-х, новые названия были преимущественно идеологическими, связанными с ключевыми понятиями и символами нового строя. Это коснулось прежде всего сельских населенных пунктов: Великокняжеская стала Пролетарской, Княжий Бор - Красным Бором.

Но постепенно целью переименований становится не столько устранение старого названия, сколько присвоение нового. Основным типом новых названий оказались персональные, связанные с именами руководителей страны, не обязательно самых значительных (до революции прижизненное присвоение названий допускалось лишь в честь лиц царствующего дома). Первыми были увековечены имена Троцкого, Сталина и Зиновьева: Троцк (Гатчина), Сталино (Юзовка), Зиновьевск (Елисаветград), Сталинград (Царицын).

К 1929 году таких названий стало уже более 30: Артемовка (Бахмут), Беднодемьяновск (Спасск), Днепропетровск (Екатеринослав), Рыково (Енакиево), Свердловск (Екатеринбург), Урицк (Лигово), Фрунзе (Пишпек).

Пик переименований пришелся на середину 1930-х годов. В справочниках 1940 года среди названий городов имя Кирова встречается 17 раз, Ленина - 16, Орджиникидзе и Сталина - по 10, Куйбышева, Ворошилова, Кагановича, Калинина, Молотова - по 5-7 раз.

Переименования продолжались до конца 1980-х годов, когда начался обратный процесс, хотя и стали более редкими: Гагарин (Гжатск), Ворошиловград (Луганск), Буденновск (Прикумск), Стаханов (Кадиевка), Торез (Чистяково), Георгиу-Деж (Лиски), Готвальдов (Змиев), Брежнев (Набережные Челны), Андропов (Рыбинск) , Устинов (Ижевск), Черненко (Шарыпово).

 

РЕЛИГИОЗНЫЕ ЛАНДШАФТЫ

 

Примером подавляемой (дискриминируемой) субдоминантной культуры в России может служить религиозная культура, оттесненная "красной верой" к периферии общественного сознания. Ей соответствуют религиозные ландшафты, имеющие своеобразные черты в зависимости от особенностей тех или иных конфессий.

 

ПРАВОСЛАВНЫЙ ЛАНДШАФТ

 

Центр православного ландшафта - храм, с которым должна быть связана вся жизнь верующего. Храм - это символ земли, а его купола - символ неба. Все вместе это осмысляется как модель мироздания, творенье Бога. С другой стороны, храм символизирует человека, который сам - творенье Божье, и тогда бытие человека предстает как исполнение неведомого ему плана творца. Важнейшая часть православного храма - алтарь, который всегда расположен у восточной стены. Он отделен стеной иконостаса от остального пространства и символизирует царствие небесное. В отличие от мощных готических соборов, где христианин осознает свою принадлежность к грешному миру, но в то же время слышит призыв к борьбе за свое освобождение, русская церковная архитектура с ее яркими красками и разноцветными куполами вдохновлена противоположной богословской идеей. Православный видит в архитектуре храма призыв к Святому Духу сойти на землю, освятить и преобразить ее. Для него храм воплощает идею соборности - единства паствы и клириков, символ целостности церковного организма.

Каждый храм снабжен колокольней. Звон колоколов созывает на богослужение, сопровождает крестный ход или подает сигнал тревоги.

Ему приписывают магические свойства отгонять злых духов, болезни и бедствия.

Кроме храмов существуют еще и часовни - маленькие церкви без алтаря. Они служили надгробными памятниками или сооружались в честь различных событий государственной и церковной жизни. Часовни строились у святых мест - родников, озер, мест явления чудотворных икон и там, где совершали свои чудеса святые - Серафим Саровский, Сергий Радонежский, Нил Сорский.

*

Рис. 82. Православный храм XIII века и внутренняя планировка церкви Рождества Богородицы в Старом Симонове (1509 год):

I (главный храм): 1 - престол главного алтаря; 2 - жертвенник главного алтаря; 3 - горнее место; 4 - престол и жертвенник бокового придела; 5 - иконостас; 6 - Царские Врата; 7 - икона Спасителя (Спас Нерукотворный); 8 - икона Божьей матери (Владимирская); 9 - храмовая икона (Рождества Богородицы); 10 - солея и амвон; 11 - аналой; 12 - клиросы для хоров. II (трапезный храм) 13,14 - престолы и жертвенники боковых приделов; 15 - иконостасы; 16 - солея; 17 - чтимая икона (Тихвинская); 18 - могила Александра (Пересвета) и Андрея (Осляби); 19 - панихидный столик; 20 - свечной ящик. III (колокольня.разрушенная в 1929 году): 21 - притвор; 22 - паперть.

Источник: Сидоров В. Первые шаги в православном храме. М.,1991. С.8-9.

*

Особым сакральным значением обладают мощи - останки святых, которые могут творить чудеса и выступают объектом поклонения. В русском православии укоренилось представление о мощах, как о нетленных телах, изъятых силой Божьей из всеобщего тления.

Русское православие носит синкретический характер. В нем христианство было привито к языческой культуре, с ее обожествлением природы и сакрализацией места. Поэтому Святая Русь для православных есть и духовный, и конкретно-почвенный феномен. Ее сакральные точки - не только церкви и монастыри, но и места сражений, свершений государственных актов, могилы выдающихся предков. В этом ее отличие от иудейско-христианской традиции, в которой на первое место выходит внепространственная идея поступательного развития (прогресса) вдоль линии, соединяющей Эдем с концом человеческой истории.

 

ИСЛАМСКИЙ ЛАНДШАФТ

 

В исламе, как и в православии, чрезвычайно развит культ святых - людей, которые были угодны аллаху и которых тот наделил сверхъестественной силой, способностью творить чудеса - излечивать больных, переноситься по воздуху, двигать горами. Поэтому важной спецификой исламского ландшафта является существование святых мест, связанных с этим культом. Эти места - не только могилы, но и камни с отпечатками рук и коленей святого, совершавшего здесь намаз. Иногда над могилами святых поставлены усыпальницы - мавзолеи, но чаще они имеют особый признак - вертикальный шест, к которому привязаны полотнища или лоскуты ткани. Земля со святого места и вода из ближайшего источника обладают, по мнению мусульман, особыми священными и целебными свойствами.

Считается также, что во время сна на таком месте святой может прийти к паломнику и сообщить, сбудутся ли его надежды в будущем. Во многих случаях вокруг святых мест образуются кладбища - от святого ожидают покровительства и для тех, кто останется с ним после своей смерти.

В советских исламских республиках святые места заменяли недостижимую Мекку и отовсюду притягивали толпы паломников.

Несмотря на настойчивые попытки властей уничтожить святые места, они всегда возрождались вновь. Паломники посещали даже те из них, которые были превращены в музеи (мечеть Шах-и-Зеида в Самарканде), а посещение, например, Арсланбаба в Ошской области Киргизии маскировалось под туристскую экскурсию или пикник.

Другой важный компонент исламского ландшафта - мечети. Это молитвенные и общественные здания одновременно. У мечетей обязательно есть минареты - круглые или восьмиугольные в плане, с которых мусульман 5 раз в день призывают к молитве. При мечети, как правило, есть водоем для ритуальных омовений, хранятся книги, причем не обязательно священные. Кроме архитектурного облика мечети сакральное значение имеет также искусство каллиграфии. Это происходит из воплощения аллаха в таинстве слова, поскольку в исламе любое изображение Бога считается недопустимым и карается как святотатство.

 

БУДДИСТСКИЙ ЛАНДШАФТ

 

Буддистский ландшафт имеет несколько отличительных признаков - дацаны (монастыри) и внемонастырские культовые сооружения - ступы, мани, особые молитвенные барабаны, молитвенные стены, святые места. В буддизме есть универсальная шестислоговая молитва-мантра "ом ма ни пад ме хум". Произносить ее верующие должны как можно чаще, до нескольких сот или тысяч раз в день. Но существует способ облегчить эту повинность. Для этого изготавливаются металлические или деревянные цилиндры, на стенках которых вырезана эта молитвенная формула, содержащие внутри записки с той же мантрой. Каждый поворот цилиндра производит то же магическое действие, которое дало бы повторение "ом ма ни" сотни раз. Такие цилиндры установлены в храмах, у входов в дома и даже на реках и ручейках, где они подобно водяным мельницам приводятся в действие течением.

Для усиления молитвенных возможностей человека есть и другие способы. Вдоль дорог строятся специальные длинные стены, исписанные религиозными изречениями. Пройти мимо такой стены означает то же, что прочитать вслух все на ней написанное. В результате даже неграмотный получает возможность обрести заслугу чтения священных книг.

Мани - это камни с написанной на них молитвой, стоящие в горах, на перевалах, у монастырей. Они имеют разное значение, это может быть мемориал в честь какого-либо события или знак, показывающий границы сакрального пространства, принадлежащего монастырю. Ступа - другой вид памятного сооружения, восходящий к могильным курганам. Они часто возводились на месте кремации умерших духовных лиц и обязательно должны были иметь в плане круглую или квадратную форму.

В системе будцийской символики ступа рассматривается как вертикальная модель вселенной.

 


Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 300; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!