Контрреформы в области местного управления и суда



В 1890 году земская контрреформа - «новое положение о губернских и уездных учреждениях». Самодержавие поставило задачу усилить роль дворянства в земстве.

1)    Устанавливались вместо прежних бессословных избирательных курий – сословный принцип дворян и городских сословий.

2)    Крестьяне фактически лишены выборного представительства в Земстве. Крестьяне выбирали только кандидатов гласных, а потом их назначали свыше = земство ограничено в правах. Лишалось избирательных прав и духовенство.

3)    Учреждалось новое административное звено «губернское по земским делам присутствие», которое проверяло законность постановлений Земств. 

4)    В 1892 году «Новое городовое положение» отдавало преимущества крупным собственникам – дворянам-домовладельцам. Увеличился имущественный ценз, чтобы отстранить мелких собственников. Была усилена роль опеки городской администрации.

 

Были предприняты шаги для проведения судебной контрреформы.

1)    В связи с введением мер по чрезвычайной охране существенно ограничивалась гласность в судопроизводстве по политическим делам.

2)    Прекратилась публикация отчетов о политических процессах.

3)    Стал систематически нарушаться принцип несменяемости судей: учреждалось присутствие Сената, правомочное по представлению министра юстиции перемещать и даже смещать судей.

4)    Ограничивалась роль присяжных заседателей в суде.

Однако правительство, встретив сопротивление со стороны различных общественных кругов, не решилось провести судебную контрреформу.

 

Национальный вопрос

Ограничение прав некоторых национальностей, русификация национальных окраин. В первую очередь были ущемлены в правах евреи и поляки. Была установлена "черта оседлости", в пределах которой им разрешено было проживание; она включала Польшу, Литву, Белоруссию, Правобережную Украину, Бесарабию, Черниговскую и Полтавскую губернии. В 1887 г. была введена процентная норма приема евреев в высшие и средние учебные заведения.

В 80-е годы царизм повел активную политику обрусения Польши. В 90-е годы был проведен ряд мер, направленных на стеснение автономии Финляндии. Был упразднен Комитет по финляндским делам.

 

К.П. Победоносцев в общественно-политической и духовной жизни России.

 

Историография

Дореволюционная: представления о всевластии российского консерватора, сохранении за ним преобладающего политического влияния вплоть до 1905 г. Обер-прокурор именовался «негласным премьер-министром», «канцлером» и даже «диктатором». В целом работы начала ХХ в. носили преимущественно публицистический характер.

Советская: Больше источников, но идеологизированный подход, заставлявший давать деятельности Победоносцева упрощенные, однозначно-негативные оценки.

С.Л. Эвенчик: тезис работы о Победоносцеве как выразителе интересов крепостнического дворянства. Так, С.Л. Эвенчик прошла мимо важных аспектов участия Победоносцева в разработке Судебных уставов 1864 г, объявила его инициатором и главным сторонником контрреформ 1880-начала 90-х гг., что не подтверждается данными источников.

Благодаря работам Зайончковского в научный оборот была введена масса документов, способствовавших осмыслению действий Победоносцева на разных этапах его политической карьеры. Было документально доказано, что обер-прокурор не являлся защитником интересов крепостнического дворянства, к большинству контрреформ Александра III он относился скептически.

Принципиально важное в методологическом плане значение имел выход в 1982 г. статьи Р.А. Гальцевой и И.Б. Роднянской «Раскол в консерваторах», затрагивавшей вопрос об участии Победоносцева в полемике по общественно-политическим вопросам на рубеже 1870-80-х гг.

Постсоветская: Значительное распространение получил подход к изучению жизни и деятельности Победоносцева, который можно назвать «апологетическим». С точки зрения «апологетов», на протяжении всей жизни Победоносцев отличался ясностью и цельностью воззрений, не пережил мировоззренческих переломов.

Признаком постепенного изживания крайностей в оценке жизни и деятельности российского консерватора является появление работ, основанных на взвешенном, объективном подходе к данной теме. Примером такого подхода можно считать работы О.Е. Майоровой, посвященных анализу идейно-психологической подоплеки деятельности Победоносцева, изучению особенностей его личности.

Завершая историографический обзор, необходимо сказать о защищенных в 1990-е-2000-е гг. кандидатских диссертациях, посвященных жизни и деятельности Победоносцева – работах В.И. Жировова, Ю.Г. Степанова и А.Л. Соловьева. Авторами был поставлен и рассмотрен ряд важных проблем, связанных со взглядами и деятельностью российского консерватора, обобщены накопленные к настоящему времени итоги изучения политической биографии обер-прокурора.

Зарубежная: Первый этап изучения жизни и деятельности Победоносцева можно отнести к 1950-м – началу 1970-х гг., наиболее заметными исследованиями этого времени стали монографии западногерманского историка Г. Симона и американского исследователя Р. Бирнса. Подчеркивалось, что консерватизм Победоносцева был направлен на защиту не интересов какого-либо социального слоя, а традиционно-патриархального уклада как такового. Ставился вопрос о сходстве воззрений обер-прокурора со взглядам славянофилов и Ф.М. Достоевского. По мнению Бирнса, Победоносцев, высказывая суждения по отдельным аспектам жизни пореформенной России, так и не смог выработать целостную систему взглядов и рекомендаций относительно дальнейшего развития страны.

С середины 1970-х гг. начинается новый этап в развитии западной историографии, характеризовавшийся выработкой более взвешенных подходов к жизни и деятельности Победоносцева. Исследование Г. Фриза (США), посвященное политике правительства в отношении приходского духовенства. Наконец, серьезная корректировка взглядов на мировоззрение Победоносцева была представлена в работах Дж. Бэзила (США).  Многое, что во взглядах обер-прокурора ранее оценивалось отрицательно, теперь представало как закономерная реакция консервативного политика на негативные последствия либеральных реформ 1860-70-х гг. Таким образом, западная историография двигалась в сторону все более глубокого и многомерного восприятия фигуры обер-прокурора.

Родился 21 мая 1827 г. в Москве в семье профессора русской словесности Московского университета. Окончил Императорское училище правоведения в 1846 году, служил в петербургских, а с 1853 г. — в московских департаментах правительствующего Сената. К середине 1850-х гг. относится начало его научно-литературной деятельности, привлекшей к себе внимание ученых-юристов и имевшей в 1859 г. своим результатом приглашение в Московский университет на кафедру гражданского права, которую Победоносцев занимал до 1865 г.

 

С 1861 г. преподавал законоведение великим князьям цесаревичу Николаю, Александру (будущему Императору Александру III) и Владимиру. С 1865 г. — член консультации министерства юстиции, с 1868 г. –– сенатор, а с 1 января 1872 г. — член Государственного совета. В 1875–1879 гг. состоял членом различных государственных комиссий. С апреля 1880 г. –– в должности обер-прокурора Св. Синода.

 

Из числа многочисленных историко-юридических, церковных и публицистических трудов, переводов и изданий К.П. Победоносцева наиболее значительными представляются следующие его работы: "Исторические исследования и статьи" (1876), "История Православной Церкви до разделения церквей" (1891), "Праздники Господни" (1893), "Московский сборник" (1896), "Откуда нигилизм" (1904) и др. Кроме этого он сотрудничал с журналами "Юридический вестник", "Русский архив", "Гражданин", "Русское обозрение", газетой "Московские ведомости" и другими российскими печатными изданиями.

 

Главным произведением мыслителя, в котором изложено его полное религиозно-философское и политическое кредо, по праву считается "Московский сборник", главной целью которого было обоснование и утверждение Победоносцевым национально-русских идеалов, вытекающих из исторических и церковных начал русской духовной жизни.

 

Из всей совокупности политических воззрений Победоносцева особого внимания заслуживает его учение о сущности власти, жертвенности и священности истинной политики. Гарантией общественной стабильности Победоносцев видел в правильном понимании своих истоков и коренных начал национальной жизни. Одним из таких начал являет собой власть, которую мыслитель понимал как нравственную, объединяющую людей силу. Ее основой, согласно Победоносцеву, всегда было и будет поиск людьми правды, ведущей свое происхождение от божественного начала. Другими словами, для Победоносцева характерно мистическое понимание, религиозное видение сущности власти. По его убеждению, власть — "великое и страшное дело.., потому что это дело — священное". Последнее, т. е. "святость", трактуется им как самопожертвование, самоотречение во имя службы для Бога и, таким образом, "власть — не для себя существует, но ради Бога", она "есть служение, на которое обречен человек".

 

Человек не может жить без правды, писал автор "Московского сборника", поэтому власть никогда не исчезнет, поскольку, являясь мерилом правды, всегда будет необходима людям, чтобы обличать правду от лжи и добро от зла. В непрерывном служении правде, в осознании своего долга, призвания и ответственности перед людьми и заключается жертвенная природа власти. С одной стороны, народ, служа власти, черпает из нее нравственные силы, с другой, — сама власть направляет свои силы, врученные свыше, на служение народу.

 

Кроме своего таинственного, жертвенного смысла власть имеет также еще одно, не менее важное значение — воспитательное. Власть самодержавного государства рисуется им при этом как равнодействующая всех классовых, групповых и частных интересов сила. Она является посредником между сословиями в обществе и, объединяя их в себе, направляет на обустройство и укрепление общего для всех дома.

 

Олицетворением разрушения в обществе для Победоносцева являлась демократия. Данная сторона социально-политического наследия Победоносцева по своему исчерпывающему содержанию составляет тот фундамент, на котором, по сути, строилась вся отечественная консервативная критика демократии и в который мало что было добавлено последующими русскими консерваторами. По мысли Победоносцева, корень всех общественных бед таится в том преувеличенном внимании, которое люди обращают на "учреждения или отвлеченные начала, большей частью ложные или лживо приложенные к жизни и действительности". Протестуя против чрезмерного рационализма в политике, автор "Московского сборника" подчеркивал, что увлечение теорией всегда вело и будет вести к трагическому разрыву политики с реальной жизнью.

 

Разрыв теории и практики, "общих начал" и действительных основ жизни являются, по мнению Победоносцева, наиболее порочной и опасной тенденцией общественного развития, главной "болезнью нашего времени". Ярчайший пример течения этой "болезни" — идея народовластия. Вытекающая из этой идеи теория парламентаризма была, как считал автор "Московского сборника", тем центром, из которого расходились круги более частных инновационных принципов и концепций, требующих решительных изменений различных элементов веками складывавшейся политической системы. Не случайно, что 19 октября 1905 года — после появления Манифеста от 17 октября 1905 г. — он подал в отставку и покинул пост обер-прокурора, оставив за собой звание члена Государственного совета. Скончался К.П. Победоносцев 10 марта 1907 г.

 


Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 598; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!