Чтение композиционно острой литературы



Если вы прочтете какое-либо произведение и потом расскажете мне его, почти точно передав содержание, я смогу сделать заключение о вашей хорошей памяти, но если в пересказе вы кое-что забудете, а многое убежденно добавите от себя, — тогда я смогу сказать о том, как работает ваша фантазия. Читая произведения писателей, обладающие острой композицией, попробуйте прервать чтение на композиционном узле и заставьте работать вашу фантазию, додумать то, чего вы не дочитали у автора. Читая книгу и заинтересовавшись сюжетом, чаще откладывайте ее в сторону. Пусть ваше собственное воображение допишет то, чего вы не успели прочесть.

 

Изучение произведений искусств

Изучая произведения искусства никогда не забывайте о своей работе в театре. В картинах великих художников вы найдете интересные композиции, оригинальные ритмические разрешения, и когда перед вами станет задача композиционного разрешения сцены в спектакле, то ваше воображение, тренированное постоянно на произведениях великих живописцев, подскажет вам правильный путь.

Никогда не пропускайте возможности посмотреть на картину или на репродукцию в картинных галереях, читальнях, в гостях у знакомых. Научитесь, беседуя, перелистывать страницы альбомов. {506} Чем больше картин и репродукций вы будете видеть, тем ярче и легче будет работать ваша фантазия.

Актеры современного нам театра утеряли выразительные возможности жеста (кистей рук). Кисти современным актерам можно отрубить — они им не нужны. Если вы посмотрите на картину Дюрера «Обручение», то увидите, как интересно можно разрешить композицию и выразить характер сцены с помощью кистей рук. Картина Дюрера дает толчок вашему воображению, и вам захочется вновь оживить руки актера на сцене. Это только один случайный пример, а их можно привести десятки и сотни.

Чаще посещайте симфонические концерты. Музыка — самое совершенное искусство. Слушая симфонию, не забывайте о театре.

Смена контрастов, ритмов и темпа, сочетание основной темы с побочными — все это так же необходимо в театре, как и в музыке. Композиционное разрешение музыкальных произведений часто может помочь вам найти какие-то композиционные принципы разрешения спектакля.

Музыка, живопись и театр неразрывно связаны между собой. Законы музыки и законы живописи переходят в театр через воображение режиссера.

Из выступления
на обсуждении фильма «Щорс»
(3 апреля 1939 г.)[dccxxx]

<…> <Александр Довженко> — универсальный художник. Не только деятель кинематографии, но и замечательный писатель. Довженко строит фильмы, как строит свое произведение беллетрист. Когда я смотрел фильм «Щорс», мне вспомнился Гоголь с его «Тарасом Бульбой», вспомнился Пушкин с его большими полотнами, начиная от «Евгения Онегина» и кончая «Арапом Петра Великого», вспомнился Салтыков-Щедрин.

Юмор у этого замечательного писателя Довженко таков, что он действительно может поспорить с лучшими писателями нашей страны. Но писатель, если он не поэт, — еще не великий писатель. Довженко замечателен тем, что он — поэт.

Довженковский стиль оптимистичен. Он не вызывает страха перед войной, как это делают фильмы режиссеров капиталистических стран — вроде пацифистской картины «На западном фронте без перемен» по Ремарку. Он патетичен, пронизан пафосом народной борьбы, вооруженного отпора агрессорам.

Отмечая достоинства прекрасного фильма «Щорс», хочется сказать об одном недостатке: фильм немножко коротковат.

[Приложения]

{587} Всеволод Эмильевич Мейерхольд. Биографическая справка
(Составил А. В. Февральский)

Всеволод Эмильевич Мейерхольд родился 10 февраля (28 января ст. ст.) 1874 года в Пензе, в семье владельца водочного завода, по происхождению немца.

В 1895 году окончил пензенскую вторую гимназию и поступил на юридический факультет Московского университета, однако вскоре ушел из университета. В 1896 году был принят на второй курс Музыкально-драматического училища Московского филармонического общества; окончил училище в 1898 году вместе с О. Л. Книппер и И. М. Москвиным, занимаясь под руководством Вл. И. Немировича-Данченко.

Выступал в любительских спектаклях с восемнадцатилетнего возраста, причем в первом же из этих спектаклей («Горе от ума» Грибоедова) участвовал не только как актер (роль Репетилова), но и как помощник режиссера. Приезжая в Пензу на каникулы летом 1896 и 1897 годов, играл в пензенском Народном театре, через который сблизился с политическими ссыльными.

В 1898 году вступил в труппу созданного тогда Московского Художественного театра. На открытии театра играл роль Василия Шуйского в пьесе А. К. Толстого «Царь Федор Иоаннович». Пробыв в Художественном театре до 1902 года, сыграл 18 ролей, в том числе: принц Арагонский («Венецианский купец» Шекспира), маркиз Форлипополи («Трактирщица» Гольдони), Треплев («Чайка» Чехова), Тирезий («Антигона» Софокла), Иоанн Грозный («Смерть Иоанна Грозного» А. К. Толстого, — в качестве дублера К. С. Станиславского), Иоганнес Фокерат («Одинокие» Гауптмана), Тузенбах («Три сестры» Чехова), Петр («Мещане» Горького). Исполнял и режиссерские обязанности.

В этот период был связан с социал-демократами. Летом 1902 года, во время пребывания в Италии, усиленно читал ленинскую «Искру», а затем перевез несколько ее номеров в Россию. Мейерхольд, уже раньше пробовавший свои силы в художественной прозе и получивший одобрение А. П. Чехова[67], теперь выступил в печати: его корреспонденция «Милан», в которой сказался его интерес к жизни рабочих, была опубликована в московской газете «Курьер».

Став в 1902 году во главе организованной им труппы, вскоре получившей название Товарищество новой драмы и работавшей в сезонах 1902/03 и {588} 1903/04 годов в Херсоне, а в сезоне 1904/05 года в Тифлисе, Мейерхольд осуществил 170 спектаклей, среди которых были постановки пьес: «Три сестры», «Дядя Ваня», «Чайка», «Иванов», «Вишневый сад» Чехова, «Мещане», «На дне», «Дачники» Горького, «Власть тьмы» Л. Н. Толстого, «Смерть Иоанна Грозного» и «Царь Федор Иоаннович» А. К. Толстого, «Таланты и поклонники», «Женитьба Бальзаминова», «Свои люди — сочтемся», «Поздняя любовь», «Василиса Мелентьева» и другие пьесы Островского, «Горе от ума» Грибоедова, «Сон в летнюю ночь» и «Венецианский купец» Шекспира, «Доктор Штокман», «Гедда Габлер», «Дикая утка», «Нора», «Привидения» и другие произведения Ибсена, пьесы Гауптмана, Зудермана, Шницлера, Пшибышевского, Метерлинка, Гейерманса и др.[68] В этом же театре он выступал как актер во многих ролях, в числе которых были: Астров («Дядя Ваня»), Иванов («Иванов»), Трофимов («Вишневый сад»), Нароков («Таланты и поклонники»), Чацкий («Горе от ума»), Шейлок («Венецианский купец»), Основа («Сон в летнюю ночь»), Левборг («Гедда Габлер»), Освальд («Привидения»), Крамптон («Коллега Крамптон» Гауптмана), Ландовский («Акробаты» Шентана), роли, игранные им в Художественном театре, и многие другие.

В 1905 году под руководством Станиславского и Мейерхольда в Москве был организован Театр-студия, задуманный как филиал Художественного театра с экспериментальными задачами. Мейерхольд подготовил постановки пьес «Смерть Тентажиля» Метерлинка, «Шлюк и Яу» Гауптмана, «Снег» Пшибышевского и «Комедия любви» Ибсена. Спектакли не были показаны публике, так как театр не открылся.

В 1906 году Мейерхольд снова руководил Товариществом новой драмы (работавшим в Тифлисе, а затем в Полтаве), где поставил «Дети солнца» и «Варвары» Горького, пьесы Ибсена, Метерлинка, Гауптмана, Стриндберга, Шницлера и других авторов и играл роли Ранка («Нора» Ибсена), Финке («Евреи» Чирикова) и другие.

В том же 1906 году переехал в Петербург и до ноября 1907 года работал в Театре В. Ф. Комиссаржевской в качестве главного режиссера; там он поставил 13 спектаклей: «Гедда Габлер», «Нора» и «Комедия любви» Ибсена, «В городе» Юшкевича, «Сестра Беатриса», «Чудо святого Антония» и «Пелеас и Мелисанда» Метерлинка, «Балаганчик» Блока, «Трагедия любви» Гейберга, «Свадьба Зобеиды» Гофмансталя, «Жизнь Человека» Андреева, «Пробуждение весны» Ведекинда и «Победа смерти» Сологуба.

Начиная с 1907 года помещал в журналах статьи о современном театре и, в частности, о своих сценических опытах. Эти статьи впоследствии объединил в книге «О театре», вышедшей в 1913 году.

В 1908 году Мейерхольд поставил несколько спектаклей с труппой, организованной для поездки по городам Запада и Юга России, а затем вошел в состав режиссуры петербургских императорских (с 1917 года — государственных) театров, в которых проработал десять лет. В Александринском театре он поставил пьесы: «У царских врат» Гамсуна (где играл роль Карено), «Шут Тантрис» Хардта, «Дон Жуан» Мольера, «Красный кабачок» Беляева, «Живой {589} труп» Л. Н. Толстого, «Заложники жизни» Сологуба, «На полпути» Пинеро, «Два брата» Лермонтова, «Зеленое кольцо» Гиппиус, «Стойкий принц» Кальдерона, «Пигмалион» Шоу, «Гроза» Островского, «Романтики» Мережковского, трилогию («Свадьба Кречинского», «Дело» и «Смерть Тарелкина») Сухово-Кобылина, «Маскарад» Лермонтова, «Дочь моря» Ибсена, «Петр Хлебник» Л. Н. Толстого; в Мариинском театре им были поставлены оперы «Тристан и Изольда» Вагнера, «Борис Годунов» Мусоргского (с участием Ф. И. Шаляпина), «Орфей» Глюка, «Электра» Р. Штрауса, «Каменный гость» Даргомыжского, «Снегурочка» Римского-Корсакова, «Соловей» Стравинского, «Фенелла» Обера[69]. К значительному большинству из этих спектаклей декорации написал А. Я. Головин. Из артистов, участвовавших в спектаклях, поставленных Мейерхольдом в Александринском театре, надо отметить в первую очередь Ю. М. Юрьева (Дон Жуан и Арбенин), М. Г. Савану, К. А. Варламова, В. Н. Давыдова, Б. А. Горин-Горяинова и Е. П. Корчагину-Александровскую.

Параллельно с работой в императорских театрах Мейерхольд поставил в 1910 – 1916 годах ряд спектаклей, главным образом экспериментального характера, на небольших сценах Петербурга и дачной местности Териоки (теперь Зеленогорск). Среди поставленных им пьес были: «Поклонение кресту» Кальдерона, «Что иногда нужно женщине» Уайльда, «Виновны — невиновны?» Стриндберга, «Мадемуазель Фифи» по Мопассану и несколько пантомим (сценарии некоторых пантомим писал он сам). В 1913 году он поставил в Париже, в театре «Шатлэ», для артистки Иды Рубинштейн, пьесу Д’Аннунцио «Пизанелла» (на французском языке). В 1915 – 1916 годах поставил кинофильмы «Портрет Дориана Грея» (по Уайльду; сценарий написал сам Мейерхольд) и «Сильный человек» (по Пшибышевскому); в первом из этих фильмов играл роль лорда Генри, во втором — главную роль, поэта Гурского.

В 1908 году Мейерхольд начал вести театрально-педагогическую работу, приобретшую систематический характер с 1913 года, когда была организована Студия Вс. Мейерхольда, просуществовавшая до 1918 года. Основа программы студии: техника сценического движения (курс Мейерхольда), изучение итальянской комедии масок, музыкальное чтение в драме. На публичных спектаклях Студии были показаны «Незнакомка» и «Балаганчик» Блока в постановке Мейерхольда (1914) и др. Студия выпускала журнал «Любовь к трем апельсинам» под редакцией Мейерхольда (выходил в 1914 – 1916 гг.); там было помещено несколько его статей, подписанных псевдонимом «Доктор Дапертутто». В 1916 — 1917 годах Мейерхольд преподавал в Школе сценического искусства, с учениками которой поставил комедию Уайльда «Идеальный муж».

В 1917 году, в период между Февральской и Октябрьской революциями, вел активную общественную работу в Союзе деятелей искусств, Союзе режиссеров, Союзе сценических деятелей.

После Октябрьской революции, с момента организации первого советского органа руководства театральным делом — Театрального совета (в дальнейшем — Театрального отдела) Народного комиссариата по просвещению (январь 1918 г.) — Мейерхольд принимал активное участие в различных его работах, а после переезда Театрального отдела в Москву возглавил его Петроградское {590} отделение (1918 – 1919). Тогда же редактировал журнал «Временник Театрального отдела». Руководил существовавшим в 1918 году в Петрограде Театром Дома рабочих и поставил там «Нору» Ибсена.

В августе 1918 года вступил в Российскую Коммунистическую партию.

В день первой годовщины Октябрьской революции (7 ноября 1918 г.) Мейерхольд поставил в Петрограде (в помещении Театра музыкальной драмы) совместно с В. В. Маяковским его пьесу «Мистерия-буфф»; таким образом, они явились первыми постановщиками первой советской пьесы. Роли исполняли артисты различных театров.

Вел педагогическую работу на организованных по его инициативе Инструкторских курсах по обучению мастерству сценических постановок (1918), Курсах мастерства сценических постановок и в Школе актерского мастерства (1918 – 1919).

В 1919 году вышла из печати пьеса для детей «Алинур», написанная Мейерхольдом вместе с художником Ю. М. Бонди.

Выехав для лечения на юг летом 1919 года, в результате наступления белогвардейцев попал в их руки и был заключен в тюрьму в Новороссийске. После освобождения Новороссийска Красной Армией заведовал местным подотделом искусств и поставил «Нору» Ибсена (1920)

Осенью 1920 года Мейерхольд был вызван в Москву и назначен заведующим Театральным отделом Народного комиссариата по просвещению (руководил им до весны 1921 г.). Поместил ряд статей и заметок в журнале отдела «Вестник театра».

Возглавил вновь организованный Театр РСФСР Первый и поставил в нем совместно с В. М. Бебутовым «Зори» Верхарна (для открытия театра — 7 ноября 1920 г.), «Мистерию-буфф» Маяковского (вторая редакция пьесы, 1921) и «Союз молодежи» Ибсена (1921).

В 1921 году Мейерхольд организовал Государственные высшие режиссерские (в дальнейшем — театральные) мастерские (ГВРМ — ГВТМ), в которых создавал методику и приемы биомеханической тренировки актера, а также разрабатывал другие проблемы театра, в частности, связанные с читавшимся им курсом сценоведения. Вместе с группой актеров закрывшегося осенью 1921 года Театра РСФСР Первого, которые образовали Вольную мастерскую Вс. Мейерхольда при Государственных высших театральных мастерских, вошел в состав организованного в начале 1922 года Театра актера. В этом театре поставил «Нору» Ибсена (пятая постановка этой пьесы Мейерхольдом, 1922) и в качестве спектакля Вольной мастерской — «Великодушного рогоносца» Кроммелинка (1922). Летом того же года ГВТМ и Вольная мастерская вошли в состав вновь организованного Государственного института театрального искусства (ГИТИС), которому было передано и помещение Театра актера; новый театр стал называться Театр ГИТИС. Там Мейерхольд — опять-таки силами Вольной мастерской — поставил «Смерть Тарелкина» Сухово-Кобылина (1922).

Но еще в том же 1922 году в ГИТИСе произошел раскол, и ученики Мейерхольда во главе с ним вышли из этого учебного заведения и образовали Мастерскую Вс. Мейерхольда; к ней отошел и Театр ГИТИС, который стал называться Театр Вс. Мейерхольда. В этом театре Мейерхольдом была поставлена «Земля дыбом» (пьеса Мартине «Ночь» в переработке Третьякова, 1923). Вскоре Мастерская Вс. Мейерхольда сформировалась как учебное заведение, {591} которое в 1923 – 1931 годах называлось Государственными экспериментальными театральными мастерскими (Гэктемас) имени Вс. Мейерхольда, в 1932 – 1934 годах — Государственным экспериментальным театральным техникумом имени Вс. Мейерхольда (Гэктетим) и в 1934 – 1938 годах (до конца своего существования) — Государственным театральным училищем имени Вс. Мейерхольда.

В 1923 году Мейерхольду было присвоено звание народного артиста РСФСР. Несколько раз его избирали членом Московского Совета рабочих и красноармейских депутатов и членом ЦК и правления Московского губернского отдела Союза работников искусств.

В 1922 – 1924 годах, не оставляя руководства своим театром, Мейерхольд был художественным руководителем московского Театра Революции (теперь — Московский академический театр имени Вл. Маяковского), где поставил в 1923 году «Доходное место» Островского и «Озеро Люль» Файко.

В Театре Вс. Мейерхольда, который в 1923 году получил название Театр имени Вс. Мейерхольда (ТИМ), а с 1926 года — Государственный театр имени Вс. Мейерхольда (ГосТИМ), поставил пьесы: «Лес» Островского (1924), «Д. Е.» по Эренбургу и Келлерману (1924), «Учитель Бубус» Файко (1925), «Мандат» Эрдмана (1925), «Ревизор» Гоголя (1926), «Горе от ума» Грибоедова (1928), «Клоп» Маяковского (1929), «Командарм 2» Сельвинского (1929), «Баня» Маяковского (1930), «Д. С. Е.» (новая редакция «Д. Е.», 1930), «Последний решительный» Вишневского (1931), «Список благодеяний» Олеши (1931), «Вступление» Германа (1933), «Свадьба Кречинского» Сухово-Кобылина (1933), «Дама с камелиями» Дюма-сына (1934), «33 обморока» («Юбилей», «Медведь», «Предложение» Чехова, 1935), «Горе от ума» Грибоедова (вторая сценическая редакция, 1935). Мейерхольду принадлежало общее руководство постановкой пьес «Рычи, Китай!» Третьякова (1926), «Выстрел» Безыменского (1929) и обозрения «Окно в деревню» (1927). В 1936 – 1937 годах Мейерхольд вел большую работу над постановками «Бориса Годунова» Пушкина и инсценировки романа Н. А. Островского «Как закалялась сталь» (пьеса Е. И. Габриловича «Одна жизнь»). Но первая не была завершена, а вторая не была показана зрителям.

В 1926 году редактировал подготовленный Театром имени Вс. Мейерхольда альманах «Театральный Октябрь». В 1930 году выпустил брошюру «Реконструкция театра». В 1928 году вышел на экран фильм «Белый орел», в котором Мейерхольд играл роль сенатора.

В 1933 году создал вторую редакцию своей постановки «Маскарад» в Ленинградском театре драмы имени А. С. Пушкина, а в 1938 году — третью. В 1935 году поставил оперу Чайковского «Пиковая дама» в Ленинградском Малом оперном театре. Поставил радиоспектакли пьес Пушкина «Каменный гость» (1935) и «Русалка» (1937).

В 1924 – 1936 годах побывал в Германии, Франции, Италии, Англии, Чехословакии (в некоторых странах по нескольку раз).

После закрытия Государственного театра имени Вс. Мейерхольда (1938) был режиссером, а после смерти К. С. Станиславского — главным режиссером Государственного оперного театра имени К. С. Станиславского (1938 – 1939).

20 июня 1939 года Мейерхольд был незаконно репрессирован. 2 февраля 1940 года он погиб.

26 ноября 1955 года Мейерхольд был реабилитирован Военной коллегией Верховного суда СССР.

{592} Режиссерские работы В. Э. Мейерхольда[70]

I. Завершенные постановки

Автор Произведение Сорежиссер Художник Композитор Театр Премьера
А. Чехов «Три сестры» А. С. Кошеверов М. А. Михайлов  

Труппа русских драматических артистов под управлением А. С. Кошеверова и В. Э. Мейерхольда. Херсон

22.09.02
А. Островский «Таланты и поклонники» '' ''   24.09.02
А. Чехов «Дядя Ваня» '' ''   26.09.02
С. Найденов «Дети Ванюшина» '' ''   29.09.02
А. Трофимов «Пчела и трутни» '' ''   01.10.02
И. Щеглов «Женская чепуха» '' ''   01.10.02
Э. Пальерон «В царстве скуки» '' ''   03.10.02
Переделка Я. Дельера «Последний гость» '' ''   03.10.02
В. Трахтенберг «Комета» '' ''   04.10.02
Г. Гауптман «Геншель» '' ''   06.10.02
В. Немирович-Данченко «Золото» '' ''   08.10.02
В. Корнильева «Под душистою веткой сирени» '' ''   08.10.02
А. Чехов «Чайка» '' ''   10.10.02
Л. Фульда «Школьные товарищи» '' ''   11.10.02
А. Мюрже «По памятной книжке» '' ''   11.10.02
Л. Л. Толстой «Ночи безумные» '' ''   15.10.02
Г. Зудерман «Да здравствует жизнь» '' ''   17.10.02
А. Островский «Женитьба Бальзаминова» '' ''   20.10.02
А. Островский и Н. Соловьев «Женитьба Белугина» '' ''   21.10.02
С. Пшибышевский «Золотое руно» '' ''   24.10.02
Л. Яковлев «Женское любопытство» '' ''   24.10.02
Э. Золя «Тереза Ракэн» '' ''   25.10.02
В. Немирович-Данченко «Последняя воля» '' ''   26.10.02
М. Северная «Ольгушка из Подъяческой» '' ''   27.10.02 утро
В. Немирович-Данченко «Цена жизни» '' ''   27.10.02 вечер
Г. Гейерманс «Гибель “Надежды”» '' ''   31.10.02
Г. Гауптман «Одинокие» '' ''   01.11.02
А. Островский «Свои люди – сочтемся» '' ''   03.11.02
А. Чехов «Иванов» '' ''   05.11.02
Л. Н. Толстой «Власть тьмы» '' ''   07.11.02
Г. Гаптман «Потонувший колокол» '' ''   10.11.02
Г. Зудерман «Честь» '' ''   12.11.02
Дж. К. Джером «Женская логика» («Мисс Гоббс») '' ''   15.11.02
Н. Тимковский «Сильные и слабые» '' ''   17.11.02
{593} М. Горький «Мещане» '' ''   19.11.02
А. Островский и Н. Соловьев «Счастливый день» '' ''   21.11.02
Г. Зудерман «Бой бабочек» '' ''   24.11.02
А. Шницлер «Последние маски» '' ''   28.11.02
Г. Ибсен «Дикая утка» '' ''   29.11.02
А. Островский «Поздняя любовь» '' ''   30.11.02
А. К. Толстой «Смерть Иоанна Грозного» '' ''   04.12.02
Г. Ибсен «Гедда Габлер» '' ''   07.12.02
М. Чайковский «Симфония» '' ''   10.12.02
Ф. Филиппи «Благодетели человечества» '' ''   12.12.02
Д. Аверкиев «Каширская старина» '' ''   15.12.02 утро
Г. Зудерман «Счастье в уголке» '' ''   15.12.02 вечер
И. Щеглов «Мышеловка» '' ''   15.12.02 вечер
В. Крылов «Баловень» '' ''   17.12.02
И. Щеглов «Гастролерша» '' ''   17.12.02
Ж. Ришпен «Смерть и жизнь» '' ''   26.12.02
А. Островский «Грех да беда на кого не живет» '' ''   26.12.02
И. Платон «Люди» '' ''   27.12.02
А. Островский и С. Гедеонов «Василиса Мелентьевна» '' ''   29.12.02
П. П. Вейнберг «Без солнца» '' ''   30.12.02
Ж. Леметр «За кулисами» («Флипот») '' ''   31.12.02
И. Потапенко «Волшебная сказка» '' ''   03.01.03
А. К. Толстой «Царь Федор Иоаннович» '' ''   06.01.03
К. Шенгерр «Токари» '' ''   07.01.03
В. Александров (Крылов) «Откуда сыр-бор загорелся» '' ''   07.01.03
Е. Чириков «Во дворе, во флигиле» '' ''   09.01.03
В. Трахтенберг «Победа» '' ''   10.01.03
М. Чайковский «Борцы» '' ''   14.01.03
Г. Ибсен «Доктор Штокман» («Враг народа») '' ''   16.01.03
Н. Ракшанин «Порыв» '' ''   17.01.03
Д. Бельский «Жизнь за царя» '' ''   19.01.03
И. Потапенко «Чужие» '' ''   21.01.03
М. Прага «Идеальная жена» '' ''   23.01.03
Г. Гауптман «Михаэль Крамер» '' ''   24.01.03
А. Чехов «Медведь» '' ''   26.01.03
Ф. фон Шентан (перев. Н. Будкевич и В. Мейерхольда «Акробаты» '' ''   26.01.03
{594} В. Протопопов «Вне жизни» '' ''   31.01.03
Н. Некрасов «Осенняя скука» '' ''   04.02.03
Р. Бракко «Неверная» '' ''   04.02.03
И. Потапенко «Жизнь» '' ''   06.02.03
Э. Лабиш «Соломенная шляпка» '' ''   07.02.03
По А. К. Толстому (инсцен. Л. Урусова) «Князь Серебряный» '' ''   09.02.03 утро
П. Ярцев «Волшебник» '' ''   09.02.03 вечер
Н. Ермолов «Волшебная флейта» '' ''   14.02.03
Г. Фабер «Вечная любовь» '' ''   15.02.03
М. Метерлинк «Втируша» '' ''  

Севастополь

18.05.03
М. Горький «На дне» '' ''   21.05.03
В. Туношенский «Губернская Клеопатра» '' ''   26.05.03
Г. Ибсен «Женщина с моря» («Эллида») '' ''   27.05.03
А. Биссон, Ф. Каррэ «Господин директор» '' ''   05.06.03
А. Дюма «Кин»   ''  

Товарищество новой драмы[71]. Херсон

16.09.03
А. Шницлер «Забава»   ''   19.09.03
А. Шницлер «Литература»   ''   19.09.03
О. Мирбо «Раб наживы» («Делá — это делá»)   ''   20.09.03
Н. Гоголь «Женитьба»   ''   21.09.03 утро
А. Плещеев «Не последняя»   ''   21.09.03 вечер
Р. Бракко «Торжество жизни»   ''   26.09.03
В. Мейер-Ферстнер «Наследный принц»   ''   28.09.03
Г. Гауптман (перев. В. Мейерхольда) «До восхода солнца»   ''   01.10.03
А. Островский «Лес»   ''   02.10.03
Г. Бар «Звезда»   ''   04.10.03
Е. Беспятов «Лебединая песнь»   ''   07.10.03
А. Островский «Бешеные деньги»   ''   08.10.03
Р. Бракко «Потерянные во мраке»   ''   11.10.03
Г. Гауптман «Коллега Крамптон»   ''   14.10.03
Ф. Филиппи «Великое светило»   ''   18.10.03
Г. Зудерман «Родина»   ''   21.10.03
А. Шницлер «Сказка»   ''   24.10.03
Г. Кристиернсен «Долли»   ''   31.10.03
Н. Персиянинова «Благотворительница»   ''   31.10.03
А. Островский «Бедность не порок»   ''   02.11.03 утро
С. Найденов «№ 13»   ''   02.11.03 вечер
В. Шекспир «Сон в летнюю ночь»   ''   07.11.03
{595} С. Балуцкий «Клуб холостяков»   ''   08.11.03
Н. Персиянинова «Пустоцвет»   ''   11.11.03
И. Радзивиллович «Пережитое»   ''   13.11.03
И. Потапенко «Высшая школа»   ''   19.11.03
А. Чехов «Свадьба»   ''   21.11.03
А. Островский «Волки и овцы»   ''   26.11.03
Г. Ибсен «Нора» (1‑я постановка)   ''   27.11.03
А. Островский «Бесприданница»   ''   30.11.03
В. Крылов «Шалость»   ''   03.12.03
А. Чехов «Предложение»   ''   03.12.03
С. Найденов «Богатый человек»   ''   04.12.03
И. Потапенко «Искупление»   ''   09.12.03
А. Федоров «Бурелом»   ''   12.12.03
Г. Зудерман «Огни Ивановой ночи»   ''   14.12.03
А. Крюковский «Денежные тузы»   ''   17.12.03
А. Чехов «Юбилей»   ''   17.12.03
С. Пшибышевский «Снег»   ''   19.12.03
А. Грибоедов «Горе от ума»   ''   26.12.03
А. Шницлер «Прощальный ужин»   ''   29.12.03
Л. Мей «Царская невеста»   ''   30.12.03
Ф. фон Шентан «Золотая Ева»   ''   31.12.03
Н. Полевой «Параша-Сибирячка»   ''   04.01.04
Г. Гауптман «Красный петух»   ''   08.01.04
Г. Гауптман «Праздник примирения» («Больные люди»)   ''   09.01.04
А. Сухово-Кобылин «Дело»   ''   11.01.04
Г. Зудерман «Гибель Содома»   ''   13.01.04
Г. Ибсен «Маленький Эйольф»   ''   15.01.04
А. Берников «Страничка романа»   ''   15.01.04
П. Ярцев «Брак»   ''   17.01.04
Г. Ибсен «Привидения»   ''   20.01.04
М. Метерлинк «Монна Ванна»   ''   22.01.04
Н. Гальбе «Юность»   ''   29.01.04
В. Шекспир «Венецианский купец»   ''   02.02.04
А. Островский «Шутники»   ''   03.02.04
А. Чехов «Вишневый сад»   ''   04.02.04
Н. Гальбе «Поток»   ''  

Товарищество новой драмы. Тифлис

15.10.04
Э. Бриё «Красная мантия»   ''   25.10.04
А. Шницлер «Директор кукольного театра»   ''   01.11.04
По Л. Н. Толстому (инсцен. О. Ефремовой и С. Трефилова) «Катюша Маслова»   ''   30.11.04
{596} Г. фон Гофмансталь «Женщина в окне»   ''   14.12.04
О. Мирбо «Вор»   ''   16.12.04
Г. Гауптман «Шлюк и Яу»   ''   26.12.04 утро
Л. Н. Толстой «Плоды просвещения»   ''   26.12.04 вечер
А. Островский «Снегурочка»   ''   30.12.04
В. Трахтенберг «Жар-птица»   ''   31.12.04
А. Сумбатов «Измена»   ''   04.01.05
О. Эрнст «Воспитатель Флаксман» («Педагоги»)   ''   08.01.05
В. Трахтенберг «Сегодня»   ''   09.01.05
И. Потапенко «Крылья связаны»   ''   14.01.05
А. Стриндберг «Отец»   ''   18.01.05
В. Немирович-Данченко «Елка»   ''   22.01.05
А. Косоротов «Весенний поток»   ''   28.01.05
Г. Гауптман «Роза Берндт»   ''   04.02.05
В. Трахтенберг «Как они бросили курить»   ''   13.02.05
М. Горький «Дачники»   ''   15.02.05
По Г. Бичер-Стоу (инсцен. М. Федорова) «Хижина дяди Тома»   ''   20.02.05
Ж. Верн и А.‑Ф. Деннери «Дети капитана Гранта»   ''   25.02.05
Ф. Ведекинд (перев. В. Мейерхольда) «Придворный солист»   ''   25.02.05
С. Найденов «Авдотьина жизнь»   К. Ксотин  

Товарищество новой драмы. Николаев

30.03.05
Е. Чириков «Иван Мироныч»   ''   04.04.05
К. Бальмонт «Литургия красоты»   ''   07.04.05
С. Найденов «Блудный сын»   ''   19.04.05
А. Хольц и О. Йерике «Фантазер»   ''   22.04.05
М. Метерлинк «Смерть Тентажиля»   С. Ю. Судейкин (1, 2, 3 акты), Н. Н. Сапунов (4 и 5 акты) И. А. Сац

Театр-студия. Москва

1905, лето (театр не был открыт)

{597} Г. Гауптман «Шлюк и Яу» В. Э. Репман Н. П. Ульянов Р. М. Глиэр
С. Пшибышевский «Снег»   В. И. Денисов  
Г. Ибсен «Комедия любви»   В. И. Денисов (первый вариант)  
По А. Чехову (инсцен. С. Ольгина) «Хирургия»   К. К. Костин  

Товарищество новой драмы. Тифлис

20.02.06
О. Дымов «Бюрократическим путем»   ''   21.02.06
В. Трахтенберг «Фимка»   ''   23.02.06
Е. Чириков «Евреи»   ''   24.02.06
И. Потапенко «Сон тайного советника»   ''   27.02.06
М. Горький «Дети солнца»   ''   01.03.06
Э. Бриё «Порченые»   ''   02.03.06
С. Разумовский «Юная буря»   ''   12.03.06 утро
А. Свирский «Тюрьма»   ''   12.03.06 вечер
Шолом Аш «На пути в Сион»   ''   15.03.06
Г. Гауптман «Ганнеле»   ''   16.03.06
М. Метерлинк «Смерть Тентажиля»   ''   19.03.06
А. Стриндберг «Графиня Юлия»   ''   19.03.06
И. Потапенко «Новая жизнь»   ''   22.03.06
А. Шницлер «Зеленый попугай»   ''  

Ростов-на-Дону

18.04.06
А. Шницлер «Крик жизни»   ''   19.04.06
Г. Ибсен «Привидения»   ''  

Полтава

07.06.06
М. Метерлинк «Чудо святого Антония» («Сумасшедший»)   ''   10.06.06
О. Дымов «Каин»   ''   11.06.06
Д. Пшибышевская «Грех»   ''   18.06.06
О. Гартлебен «На пути к браку»   ''   15.07.06
М. Горький «Варвары»   ''   16.07.06
Г. Ибсен «Гедда Габлер»   Н. Н. Сапунов (декорации), В. Д. Милиоти (костюмы)  

Театр В. Ф. Комиссаржевской. Петербург

10.11.06
С. Юшкевич «В городе» П. М. Ярцев В. К. Коленда А. К. Лядов 13.11.06
М. Метерлинк «Сестра Беатриса»   С. Ю. Судейкин   22.11.06
С. Пшибышевский «Вечная сказка»   В. И. Денисов   04.12.06
Г. Ибсен «Нора» («Кукольный дом») (вторая постановка — корректура прежней постановки этого театра)       18.12.06
{598} А. Блок «Балаганчик» (первая постановка)   Н. Н. Сапунов М. А. Кузмин 30.12.06
М. Метерлинк «Чудо святого Антония» (повторение прежней постановки с новыми декорациями)   В. К. Коленда   30.12.06
Г. Гейберг «Трагедия любви»   В. Я. Суреньянц   08.01.07
Г. Ибсен «Комедия любви»   В. И. Денисов (второй вариант)   22.01.07
Г. фон Гофмансталь «Свадьба Зобеиды»   Б. И. Анисфельд   12.02.07
Л. Андреев «Жизнь Человека»   В. Э. Мейерхольд (план), В. К. Коленда   22.02.07
Л. Андреев «К звездам»       Театр «Казино», труппа В. Р. Гардина. Териоки 27.05.07
  Вечер инсценировок и танец из оперы Р. Штрауса «Саломея»   Н. Н. Савен  

Музыкальная студия. Оллила

20.06.07
  «Вечер нового искусства»: выступления поэтов (А. Блок, С. Городецкий, В. Пяст и др.) и инсценировки двух романсов П. И. Чайковского   Н. Н. Савен   13.07.07
Ф. Ведекинд «Пробуждение весны»   В. И. Денисов  

Театр В. Ф. Комис­саржевской

15.09.07
М. Метерлинк (перевод В. Брюсова) «Пелеас и Мелисанда»   В. И. Денисов В. А. Шпис фон Эшенбрук 10.10.07
Ф. К. Сологуб «Победа смерти»   В. Э. Мейерхольд (план), Попов (выполнение)   06.11.07
{599} М. Метерлинк «Сестра Беатриса»   К. К. Костин  

Труппа п/р В. Э. Мейерхольда и Р. А. Унгерна. Витебск[72]

17.02.08
А. Блок «Балаганчик» (вторая постановка)       17.02.08
Ф. Ведекинд (перевод В. Мейерхольда, пролог — перевод С. Городецкого) «Вампир» («Дух земли»)   К. К. Костин   19.02.08
Г. фон Гофмансталь «Электра»   ''   20.02.08
Г. Ибсен «Гедда Габлер»   ''   21.02.08
Ф. К. Сологуб «Победа смерти»   ''   22.02.08
Л. Андреев «Жизнь Человека»   ''   23.02.08
Г. Гауптман «Заложница Карла Великого»   ''   24.02.08
Г. Ибсен «Строитель Солнес»   ''   12.03.08
К. Гамсун «У царских врат»   ''   13.03.08
К. Гамсун «У царских врат»   А. Я. Головин   Александринский театр 30.09.08
О. Уайльд «Саломея» Пост. танцев — М. М. Фокин Л. С. Бакст А. К. Глазунов Михайлов­ский театр намечался 03.11.08, но в октябре был запрещен
П. Потекин «Петрушка»   М. В. Добужин­ский Н. Ф. Нувель

«Луко­морье». Петербург

06.12.08
По Э. По (инсцен. В. Трахтенберга) «Последний из Уэшеров»   М. В. Добужин­ский (декорации), В. Я. Чемберс (костюмы) В. Г. Каратыгин 06.12.08
Ф. Л. Соллогуб «Честь и месть»   И. Я. Билибин   06.12.08
Н. Гоголь «Тяжба»   А. К. Шервашидзе   Александринский театр 19.03.09
{600} Р. Вагнер «Тристан и Изольда» Дирижер — Э. Ф. Направник А. К. Шервашидзе М. А. Кузмин Мариин­ский театр 30.10.09
Д. Мережковский «Павел I» (две сцены)       частн. квар­тира. Пб. нач. 1910
Э. Хардт «Шут Тантрис»   А. К. Шервашидзе М. А. Кузмин Александринский театр 09.03.10
П. Кальдерон (перевод К. Бальмонта) «Поклонение кресту»   С. Ю. Судейкин   «Башенный театр» (в кв. Вяч. Иванова, Пб.) 19.04.10
А. Шницлер, Доктор Дапертутто (Мейерхольд) — транскрипция «Шарф Коломбины»   Н. Н. Сапунов П. Донаньи Дом интермедий 12.10.10
Ж.‑Б. Мольер «Дон Жуан»   А. Я. Головин Ж.‑Ф. Рамо; аранжировка В. Г. Каратыгина Александринский театр 09.11.10
Е. Зноско-Боровский «Обращенный принц»   С. Ю. Судейкин   Дом интермедий 03.12.10
М. Мусоргский «Борис Годунов» Дирижер — А. К. Коутс А. Я. Головин   Мариин­ский театр 06.01.11
Ю. Беляев «Красный кабачок»   А. Я. Головин М. А. Кузмин

Алексан­дринский театр

23.03.11
Л. Н. Толстой «Живой труп» Сорежиссер — А. Л. Загаров К. А. Коровин   28.09.11
Вольмар Люсциниус (В. Н. Соловьев) «Арлекин, ходатай свадеб» (первая редакция)   К. И. Евсеев В. А. Шпис фон Эшенбрук Эстрада Дворянско­го собрания 08.11.11
Х.‑В. Глюк «Орфей» Дирижер — Э. Ф. Направник А. Я. Головин   Мариин­ский театр 21.12.11
Доктор Дапертутто (В. Мейерхольд) «Влюбленные» (пантомима, первая редакция)   В. И. Шухаев и А. Е. Яковлев (п/р А. Я. Головина) К. Дебюсси (два прелюда) Эстрада в доме Карабчев­ских янв. 1912
{601} К. Бальмонт «Три расцвета» (вторая картина)     Э. Григ Зал Тенишевского училища 05.03.12
Доктор Дапертутто (В. Мейерхольд) «Влюбленные» (вторая редакция)   Н. И. Кульбин К. Дебюсси (два прелюда)

Товарищество артистов, художников, писателей и музыкантов. Териоки

09.06.12
Вольмар Люсциниус (В. Н. Соловьев) «Арлекин, ходатай свадеб» (вторая редакция)   Н. И. Кульбин Ю. Л. де Бур (по Й. Гайдну и Ф. Арайя) 09.06.12
П. Кальдерон (перевод К. Бальмонта) «Поклонение кресту» (вторая редакция)   Ю. М. Бонди   29.06.12
А. Стриндберг «Виновны — невиновны?»   Ю. М. Бонди   14.07.12
Дж.‑Б. Шоу (переработка В. Мейерхольда) «Ни за что бы вы этого не сказали»       15.07.12
Ф. К. Сологуб «Заложники жизни»   А. Я. Головин   Александринский театр 06.11.12
Р. Штраус (либретто — Г. фон Гофмансталя, перевод М. А. Кузмина) «Электра» Дирижер — А. К. Коутс А. Я. Головин   Мариин­ский театр 18.02.13
Г. Д’Аннунцио «Пизанелла» Балетные сцены — М. М. Фокин Л. С. Бакст Ильдебрандо да Парма «Шатлэ». Париж 11.04.13
Ф. Нозьер и Г. Мюллер «Севильский кабачок»   К. А. Вешилов М. В. Владимиров (обработка исп. мелодий) Театр А. С. Суворина 16.12.13
А. Пинеро «На полпути»   А. Я. Головин   Александринский театр 30.01.14
А. Блок «Незнакомка» Сорежиссер — Ю. М. Бонди Ю. М. Бонди М. А. Кузмин

Зал Тени­шевского училища. Сп. Студии Вс. Мейер­хольда

07.04.14
А. Блок «Балаганчик» (третья редакция) Сорежиссер — Ю. М. Бонди Ю. М. Бонди   07.04.14
По Ги де Мопасану (инсцен. О. Метенье) «Мадемуазель Фифи»   С. Ю. Судейкин   Концерт в театре А. С. Суворина 15.08.14
Э. Вольф-Феррари «Секрет Сусанны» (комическая опера) Дирижер — М. А. Бихтер С. Ю. Судейкин   Сп. Л. Я. Липковской. В Мариин­ском театре 20.09.14
{602} А. Бобрищев-Пушкин «Торжество держав» (апофеоз)   С. Ю. Судейкин   Концерт в Мариин­ском театре 11.10.14
М. Лермонтов «Два брата»   А. Я. Головин   Александринский (в Ма­ри­ин­ском театре) 10.01.15
  Вечер Студии Вс. Мейерхольда   А. В. Рыков   Студия 12.11.15
З. Гиппиус «Зеленое кольцо»   А. Я. Головин В. Г. Каратыгин

Александринский театр

18.02.15
П. Кальдерон «Стойкий принц»   А. Я. Головин В. Г. Каратыгин 23.04.15
Дж.‑Б. Шоу «Пигмалион»   П. Б. Ламбин   Александринский (в Мариин­ском театре) 26.04.15
По О. Уайльду. Сценарий В. Мейерхольда «Портрет Дориана Грея» (кинофильм) Оператор — А. А. Левицкий В. Е. Егоров   Кинофирма «Тиман и Рейнгарт». Москва 01.12.15
А. Островский «Гроза»   А. Я. Головин   Александринский театр 09.01.16
М. Глинка (сценарий М. Фокина) «Арагонская хота» (балет) Балетмейстер — М. М. Фокин, дирижер — Н. А. Малько) А. Я. Головин   Мариин­ский театр 29.01.16
А. Шницлер, Доктор Дапертутто (В. Мейерхольд) — транскрипция «Шарф Коломбины» (вторая сценичекая редакция)   С. Ю. Судейкин   «Привал комедиан­тов». Пг. 18.04.16
По С. Пшибышевскому. Сценарий В. Ахрамовича (Ашмарина) «Сильный человек» (кинофильм) Оператор — Г. Бендерский В. Е. Егоров   Кинофирма «Тиман и Рейнгарт». Москва авг. 1916, премьера — 09.12.17
Д. Мережковский «Романтики» Сопостановщик — Ю. Л. Ракитин А. Я. Головин  

Александринский театр

21.10.16
А. Сухово-Кобылин «Свадьба Кречинского» (первая постановка) Сопостановщик — А. Н. Лаврентьев Б. А. Альмединген   25.01.17
А. Даргомыжский «Каменный гость»   А. Я. Головин   Мариин­ский театр 27.01.17
{603} М. Мусоргский «Женитьба» (в концерте журнала «Музыкальный современник») Дирижер А. В. Гаук     Зал Петров­ского учи­лища. Пг. 24.02.17
М. Лермонтов «Маскарад» (первая редакция)   А. Я. Головин А. К. Глазунов Александринский театр 25.02.17
О. Уайльд «Идеальный муж»   А. Я. Головин   Школа сце­нического искусства (в Михайловском театре) 24.04.17
А. Сухово-Кобылин «Дело» Сопостановщик — А. Н. Лаврентьев Б. А. Альмединген  

Александринский театр

30.08.17
А. Сухово-Кобылин «Смерть Тарелкина» («Веселые расплюевские дни») (первая постановка)   Б. А. Альмединген   23.10.17
Н. Римский-Корсаков «Снегурочка» Дирижер — А. К. Коутс К. А. Коровин   Мариин­ский театр 14.12.17
Г. Ибсен «Дочь моря» Сорежиссер — Н. А. Стравинская А. Я. Головин  

Алексан­дринский театр

15.12.17
Л. Н. Толстой «Петр Хлебник»   А. Я. Головин Р. И. Мервольф 08.04.18
И. Стравинский «Соловей» Дирижер — А. К. Коутс А. Я. Головин   Мариин­ский театр 30.05.18
Г. Ибсен «Нора» («Кукольный дом») (третья постановка)   В. Э. Мейерхольд (план) В. В. Дмитриев (выполнение)   Театр Дома рабочих. Пг. 07.04.18
Д. Обер «Фенелла» («Немая из Портичи») Сорежиссер — С. Д. Масловская, дирижер — Д. И. Похитонов П. Б. Ламбин   Мариин­ский театр 07.11.18
В. Маяковский «Мистерия-буфф» (первая редакция пьесы) Сопостановщик — В. В. Маяковский К. С. Малевич   Театр Му­зыкальной драмы (сборная труппа) 07.11.18
Г. Ибсен «Нора» (четвертая постановка)       Первый Советский театр имени Ленина. Новорос­сийск 06.08.20
{604} Э. Верхарн (перевод Г. Чулкова, композиция текста — В. Мейерхольд и В. Бебутов) «Зори» Сопостановщик — В. М. Бебутов В. В. Дмитриев  

Театр РСФСР‑I

07.11.20
В. Маяковский «Мистерия-буфф» (вторая редакция пьесы) Сопостановщик — В. М. Бебутов В. П. Киселев, А. М. Лавинскйи, В. Л. Храковский   01.05.21
Г. Ибсен (композиция текста — В. Мейерхольд, В. Бебутов, О. Жданова) «Союз молодежи» (при возобновлении в Театре Актера в 1922 г. — «Авантюра Стенсгора») Сопостановщики — В. М. Бебутов и О. П. Жданова В. Э. Мейерхольд, В. М. Бебутов, О. П. Жданова (план)   07.08.21
Г. Ибсен (переработка В. Мейерхольда) «Нора» («Трагедия о Норе Гель­мер, или о том, как женщи­на из буржуазной семьи пред­почла не­зависимость и труд») (пятая постановка)   В. Э. Мейерхольд   Театр Актера 20.04.22
Ф. Кроммелинк (перевод И. Аксенова) «Великодушный рогоносец»   Л. С. Попова, В. В. Люце а) Н. Н. Попов б) репертуар джазбанда Театр Актера. Вольная мастерская Вс. Мейер­хольда при ГвыТМ 25.04.22
А. Сухово-Кобылин «Смерть Тарелкина» (вторая постановка)   В. Ф. Степанова   Театр ГИТИС. Мастерская Вс. Мейер­хольда 24.11.22
АсГоТрет (Н. Асеев, С. Городецкий, С. Третьяков) «Вертурнаф» («Версальские туристы, на фугас напоровшие­ся»). Обозрение   В. Н. Пальмов, Н. Розенфельд   Театр Революции дек. 1922, зрителям не показан
{605} М. Мартине (перевод С. Го­ро­децокго, переработ­ка С. Третьякова) «Земля дыбом» («Ночь») При участии С. М. Тртьякова (монтаж речи) Л. С. Попова   Театр Вс. Мей­ер­хольда 04.03.23
А. Островский «Доходное место» Сорежиссер — А. Б. Велижев В. А. Шестаков  

Театр Революции

15.05.23
А. Файко «Озеро Люль» Сорежиссер — А. М. Роом В. А. Шестаков   07.11.23
А. Островский (композиция текста — В. Мейерхольд) «Лес»   В. Э. Мейерхольд (план), В. Ф. Федоров (разработка)  

Театр им. Вс. Мейер­хольда

19.01.24
По И. Эренбургу и Б. Келлерману (М. Подгаецкий и другие) «Д. Е.» («Даешь Европу!»)   В. Э. Мейерхольд (план), И. Ю. Шлепянов (разработка)   15.06.24 (в Ленинграде)
А. Файко «Учитель Бубус»   В. Э. Мейерхольд (план), И. Ю. Шлепянов (разработка) Ф. Шопен, Ф. Лист 29.01.25
Н. Эрдман «Мандат»   В. Э. Мейерхольд (план), И. Ю. Шлепянов (разработка)   20.04.25
Н. Гоголь (сценический текст — композиция вариантов — В Мейерхольд и М. Коренев) «Ревизор»   В. Э. Мейерхольд (план), В. П. Киселев (разработка) а) М. Ф. Гнесин б) романсы русских композиторов

Гос. театр им. Вс. Мейерхольда

09.12.26
Ф. Кроммелинк (перевод И. Аксенва) «Великодушный рогоносец» (новая сценическая редакция)   Л. С. Попова, В. В. Люце   26.01.28
А. Грибоедов (композиция вариантов — В. Мейер­хольд и М. Коренев) «Горе уму» («Горе от ума») (первая сценическая редакция)   В. А. Шестаков (конструкция), Н. П. Ульянов (костюмы и грим) Произведения классической музыки, выбор и инструментовка — Б. В. Асафьев 12.03.28
В. Маяковский «Клоп» Ассистент постановщика — В. В. Маяковский Картины 1–4: В. Э. Мей­ерхольд (план), Кукрыник­сы (разработка), картины 5–9: А. М. Родченко Д. Д. Шостакович 13.02.29
{606} И. Сельвинский «Командарм 2»   В. Э. Мейерхольд (план), С. Е. Вахтангов (разработка) В. Я. Шебалин 24.07.29 (в Харькове)
В. Маяковский «Баня» Ассистент постановщика — В. В. Маяковский В. Э. Мейерхольд (план), С. Е. Вахтангов, А. А. Дейнека (разработка) В. Я. Шебалин 16.03.30
По И. Эренбургу и Б. Кел­лер­ману (М. Подгаецкий, Н. Мологин и др.) «Д. С. Е.» («Даешь Советскую Европу!»: новая редакция «Д. Е.»)   В. Э. Мейерхольд (план), И. Ю. Шлепянов и др. (разработка)   07.11.30
Вс. Вишневский «Последний решительный»   В. Э. Мейерхольд (план), С. Е. Вахтангов (разработка) В. Я. Шебалин 07.02.31
Ю. Олеша «Список благодеяний»   В. Э. Мейерхольд (план), С. Е. Вахтан­гов, И. И. Лейстиков, К. К. Ставицкий (разработка) Г. Н. Попов 04.06.31
Ж.‑Б. Мольер «Дон Жуан» (обновленная редакция)   А. Я. Головин Ж.‑Ф. Рамо, аранжировка В. Г. Каратыгина Гос. Ак. театр драмы. Ленинград 26.12.32
Ю. Герман «Вступление» («Профессор Кельберг»)   И. И. Лейстиков В. Я. Шебалин

Гос. театр им. Вс. Мейер­хольда

28.01.33
А. Сухово-Кобылин «Свадьба Кречинского» (вторая постановка)   В. А. Шестаков М. Л. Старокадом­ский 14.04.33 (в Ленинграде)
М. Лермонтов «Маскарад» (вторая сценическая редакция)   А. Я. Головин А. К. Глазунов Гос. Ак. театр драмы. Ленинград 25.12.33
А. Дюма-сын (перевод Г. Шпе­та, З. Райх, М. Царева) «Дама с камелиями»   В. Э. Мейерхольд (план) И. И. Лейстиков (разработка) В. Я. Шебалин Гос. театр им. Вс. Мей­ер­хольда 19.03.34
{607} П. Чайковский (сценарий и текст по повести А. Пуш­кина — В. Мейерхольд и В. Стенич) «Пиковая дама» Дирижер — С. А. Самосуд Л. Т. Чупятов   Гос. ак. Малый оперный театр. Ленинград 25.01.35
А. Чехов «33 обморока» («Юбилей», «Медведь», «Предложение»)   В. Э. Мейерхольд, В. А. Шестаков   Гос. театр им. Вс. Мейер­хольда 25.03.35
А. Пушкин «Каменный гость» (радиоспектакль)     В. Я. Шебалин Всесоюз­ный радио­ко­митет 17.04.35
А. Грибоедов (композиция вариантов — В. Мейер­хольд и М. Коренев) «Горе уму» («Горе от ума») (вторая сценическая редакция)   В. Э. Мейерхольд и В. А. Шестаков (вещественное оформление), Н. П. Ульянов (костюмы и грим) Произведения классической музыки, выбор и инструментовка — Б. В. Асафьев

Гос. театр им. Вс. Мейер­хольда

25.09.35 (в Ленинграде)
А. Пушкин «Каменный гость» (в концертном исполнении)     В. Я. Шебалин 10.02.37
А. Пушкин «Русалка» (радиоспектакль)     В. Я. Шебалин Всесоюз­ный радио­ко­митет 24.03.37
Л. Сейфуллина «Наташа»   Ф. В. Антонов В. Я. Шебалин

Гос. театр им. Вс. Мейер­хольда

апр. 1937, зрителям не показан
По Н. Островскому — пьеса Е. Габриловича «Одна жизнь» («Как закалялась сталь»)   В. А. Стенберг Г. Н. Попов нояб. 1937, зрителям не показан
М. Лермонтов «Маскарад» (третья сценическая редакция)   А. Я. Головин А. К. Глазунов Гос. Ак. театр драмы им. Пушкина. Ленинград 29.12.38

 

Выступление ЛИФК им. Лес­гаф­та на Всесоюзном параде физкультурников

План выступления Мейерхольд разра­ботал совместно с ру­ководителями выступления Л. П. Орловым и Н. П. Серым

 

С. С. Прокофьев

Дворцовая площадь 06.07.39
Красная площадь 18.07.39

{608} II. Неосуществленные постановки

Автор Произведение Художник Композитор Театр Проделанная работа Период работы
Л. Мей «Псковитянка»       План постановки[73] Перв. пол. 1902 г.
А. К. Толстой «Царь Федор Иоаннович» Д. С. Стелецкий   Александринский театр План постановки 1908 – 1909
К.‑В. Глюк «Королева мая» А. Я. Головин   Александринский театр План постановки 1913
По Ф. К. Сологубу «Навьи чары» (кинофильм) В. Е. Татлин   Кинофирма «Тиман и Рейнгарт» Постановка не завершена Лето 1917
В. Шекспир «Гамлет»    

Начиная с организации Театра РСФСР I и в течение всего существования в Москве театра, руководимого Мейерхольдом (1920 – 1938), в планах его значилась эта постановка.

И. Аксенов «Борьба и победа» (массовое действо) А. А. Веснин, Л. С. Попова   Ходынское поле, Москва План постановки и оформления Весна 1921
Дж.‑Б. Шоу (пе­ре­вод И. Аксенова) «Дом, где разбиваются сердца» С. М. Эйзенштейн   Театр Актера План постановки и оформления Перв. пол. 1922
П. Мериме (пере­ра­ботка Н. Лойтера) «Жакерия»     Театр Вс. Мейерхольда Предварительные репетиции 1923
Ж. Бизе «Кармен»     Театр им. Вс. Мейерхольда План постановки[74] 1925
А. Пушкин «Борис Годунов» С. П. Исаков   Студия им. Вахтангова Репетиции 1925 – 1926
С. Третьяков «Хочу ребенка» В. Э. Мейерхольд, Л. М. Лисицкий     План постановки. Построен макет 1927 – 1930
П. Хиндемит «Новости дня»     Малый оперный театр. Ленинград План постановки 1931 – 1932
Н. Эрдман «Самоубийца» В. Э. Мейерхольд (план), И. И. Лейстиков, Н. В. Григорович, С. В. Козиков (разработка) М. Л. Старокадом­ский

Гос. театр им. Вс. Мейерхольда


Дата добавления: 2018-09-23; просмотров: 207; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!