Задания для самостоятельной работы
Журналистский психологический практикум
1. Просмотрите материалы СМК (центральных или региональных), подберите несколько статей (сделайте вырезки), обращающихся к проблеме толерантности в обществе. Проанализируйте позицию автора, героев публикаций. Одну из статей предложите нескольким респондентам, выясните их отношение к материалу, их позицию по освещаемым вопросам.
2. Ознакомьтесь с выступлением президента Европейского и Российского Еврейских конгрессов В.М. Кантора на Неделе толерантности в Европе (9–16 ноября 2008 года), выделите отмеченные им проблемные зоны в деле утверждения в обществе толерантности. Какова, с его точки зрения, граница между терпимостью и нетерпимостью?
«Уважаемые члены Европейского парламента! Уважаемые члены Парламентской ассамблеи Совета Европы и представители Совета Европы!
Ваши Превосходительства! Почетные гости! Сегодня я стою перед вами как еврей, который хочет вспомнить об ужасных злодеяниях, произошедших 70 лет назад в ходе нацистского погрома Хрустальной ночи, и как европеец, который беспокоится о нашем будущем.
Человеческая память коротка. Процесс усвоения уроков длинный, чрезвычайно тяжелый и монотонный. Уроки, которые усвоило одно поколение, практически теряются следующим. Следовательно, помнить важно, но недостаточно. В самой сути событий Хрустальной ночи 70 лет назад, в самой сути Холокоста и в пожарах, пылавших в европейских городах последние несколько лет, лежит нетерпимость – неспособность принять другого, неспособность принять в качестве своих соседей людей другой расы, другой религии, другой культуры.
|
|
Сегодня Европа является для нас поводом для гордости. Она ушла далеко от Хрустальной ночи. Но в процессе того, как Европа становится более многообразной, увеличивается опасность этнических, религиозных и культурных конфликтов.
Терпимость может быть как лекарством, так и отравой. Как найти эту тонкую грань?
В 1938 году после Хрустальной ночи Адольф Гитлер, проверив преступную толерантность немецкой нации, подверг всю Европу и весь мир второй проверке: он посадил около 1000 евреев на пароход под названием “Сент-Луис” и отправил их на американский континент. Несколько месяцев спустя пароход с примерно
1000 еврейскими беженцами вернулся в Европу. Кто-то из них остался в Бельгии, Великобритании, Франции, Голландии, остальным пришлось возвратиться в Германию, где они встретили свою смерть.
(...) Мы должны помнить, что за уроки преступной нетерпимости и преступной терпимости человечество заплатило цену в 50 миллионов жизней, из которых
6 миллионов – евреи, а более 9 миллионов – немцы. Это значит, что безучастные наблюдатели заплатили самую высокую цену. Так называемые хорошие люди заплатили самую высокую цену.
|
|
Но какова формула? Где лежит граница между терпимостью и нетерпимостью? Как найти золотую середину между терпимостью и нетерпимостью?
Лауреат Нобелевской премии Лев Ландау однажды сказал: “Если вы видите сложную задачу, постарайтесь найти хотя бы одну понятную вещь в этом хаосе и начинайте решать с нее”. Понятная вещь в этом хаосе – взаимоуважение. Взаимоуважение является границей между терпимостью и нетерпимостью, и мы можем сделать это различие видимым и значимым. Я знаю, что существует несколько международных конвенций, но их недостаточно. Нам необходимо перевести эти общие идеи в ясную дорожную карту и план действий. По-моему, план действий должен касаться двух фундаментальных вопросов – законодательства и образования. Законодательство необходимо в качестве превентивного инструмента борьбы с нетерпимостью, чтобы ее проявления были наказуемыми.
Сейчас мы являемся свидетелями пробуждения нацистских партий в Европе, роста числа скинхедов, поджогов. Мы должны помнить, что сегодня неонацисты в каждой стране Европы по численности превосходят любое этническое меньшинство. В политическом плане неонацисты имеют куда большее влияние, чем любое этническое меньшинство в европейских странах. Вопрос состоит вот в чем: кто сегодня делает национальную политику – толерантные меньшинства или кто-то другой? Данный процесс идет сегодня как в странах бывшей антигитлеровской коалиции, так и в Германии и Австрии. Очевидно, что законодательство необходимо, и законодательство должно соблюдаться.
|
|
Настолько же важно, если не более, образование в области терпимости. Образование – это единственный способ создать новое поколение без генной инженерии, поколение, которое будет воспитано на идеях толерантности. Это не случится в мгновение ока. Это не таблетка, которая моментально снимет боль. Нам нужно воспитать поколение преподавателей на всех уровнях – с детского сада до университета. Мы все опять же знаем, что образование является прерогативой каждого государства – члена ЕС. Но я призываю Комиссию ЕС проявить инициативу. Если это возможно, я предлагаю создать специальную инфраструктуру в ЕС для внедрения идей толерантности на систематической основе, а также принимать упреждающие меры в этой области. Образование в области терпимости должно быть делом правительств, общественных организаций, деловых кругов, средств массой информации и гражданского общества. Нам всем необходимо понимать, что терпимость является одной из самых сложных наук, известных человечеству. Терпимость – это не просто намерение быть лучше. Она ближе к ядерной физике. При помощи ядерной физики можно производить как ядерное оружие для уничтожения людей, так и альтернативные источники энергии для поддержания человеческих жизней в эпоху, когда нефть и газ отходят на второй план. Но мы должны задать вопрос: сколько времени занимает подготовка высококлассных специалистов в области ядерной физики? Ответ – как минимум 20 лет. Подготовка профессионала в области обучения терпимости занимает столько же времени. Воспитание толерантности является сложным и монотонным процессом. Он может быть успешным, если будет основываться на высоких технологиях. Идеи терпимости должны развиваться во всех областях политической и общественной жизни. Необходимо принять практические и эффективные меры в области национального и международного законодательства и политики, международного сотрудничества, образования, науки, средств массовой информации. Самая важная вещь – Интернет.
|
|
Другой важнейшей областью является культура. Мы все знаем, что такие фильмы, как “Список Шиндлера” и “Пианист”, были намного эффективнее, чем правительственные или общественные организации. Европа должна поощрять развитие культурных проектов по развитию идей толерантности. Терпимость является основной движущей силой для инноваций во всех сферах человеческой деятельности – технологической, гуманитарной, экономической, политической и других. Она является почвой. Даже если в нее вносить удобрения взаимопонимания и взаимоуважения, мы сами должны сеять зерна прогресса. То, что мы обсуждаем сегодня, – очень важно! Но то, как мы начнем наш день завтра, когда проснемся в своих домах, – еще важнее. Способны ли мы обеспечить развитие наших инициатив? Мы должны понимать, что на построение толерантного общества у нас могут уйти годы, как ушло 2000 лет на строительство Великой Китайской стены. Но Великая стена объединила нацию. Точно также наша программа по развитию идей толерантности может стать основанием для истинного объединения Европы.
Благодарю Вас, уважаемый Председатель Поттеринг, за проведение этого мероприятия. Оно бы не прошло здесь, в Европейском парламенте, без Вашего руководства, моральных сил и решимости. Я бы также хотел поблагодарить всех присутствующих здесь членов Европейского парламента.
Я хочу выразить благодарность Комиссии ЕС. Европейский еврейский конгресс имеет тесные связи с Комиссией, и поддержка Комиссией инициатив, обсуждавшихся сегодня, будет чрезвычайно важной.
Я также выражаю благодарность за ту поддержку, которая была оказана в процессе создания Рамочной конвенции толерантности Председателем Парламентской ассамблеи Совета Европы господином де Пучем. Совет Европы во многом был новаторским европейским учреждением, решающим различные вопросы, относящиеся к сфере толерантности.
И последнее. Самая известная фраза из Талмуда: “Не делай другому того, что ненавистно тебе!”. В свете важных выборов и действительно революционных изменений, которые мы наблюдали в США несколько дней назад, мысль должна звучать так: “Терпимость – это дорога с двусторонним движением, на которой нет места превосходству, но которая открыта для взаимопонимания”.
Благодарю за внимание».
Литература
Основная: 1, 2, 7, 12, 15, 16.
Дополнительная: 3, 6, 10, 23, 40, 43, 49, 54, 61, 62, 70, 81.
Дата добавления: 2018-09-23; просмотров: 214; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!