Тема 8. Когнитивный психический процесс воображение
Понятие о воображении, его отличие от образов восприятия и памяти. Функции воображения. Виды воображения. Способы создания образов воображения. Воображение и творчество. Приемы развития воображения.
Задания для подготовки к занятию
1. Подготовьте вопросы:
Ø Понятие о воображении как специфически человеческом психическом процессе.
Ø Виды воображения.
Ø Формы воображения.
2. Подготовьте примеры из художественных произведений, газетных публикаций использования разных форм и приемов воображения.
3. Доклад «Воображение и творчество».
Задания для выполнения на занятии
Психологические задачи
1. Постройте логический ряд из приведенных понятий так, чтобы каждое предыдущее понятие было родовым по отношению к последующим: воображение, мечта, творческое воображение, новые образы, русалка, психика, отражение.
Журналистский психологический практикум
1.Поэтическое состязание «хайкай-но рэнга» на тему психологии.
Хокку (хайку) – лирическое стихотворение, отличается предельной краткостью и своеобразной поэтикой. Хокку обладает устойчивым метром. В каждом стихе определенное количество слогов: пять в первом, семь во втором и пять в третьем – всего семнадцать слогов. Рифмы нет: звуковая и ритмическая организация трёхстишья – главное. Хокку невероятно миниатюрны, имеют считанное количество слов, но их смысловая емкость может быть огромной. Они полны эмоций, волнуют, будят воображение и ум. Поэт-мастер может вложить в крошечную зарисовку максимум поэтического и философского смысла.
|
|
Ива склонилась и спит.
И кажется мне соловей на ветке...
Это ее душа.
Басе
Существует особый вид хайку, в котором есть ирония, он называется «сенрю».
Запах твоих духов...
Что может быть сильнее?
– Запах моих носков!
Алексей Андреев
Очень популярны в Японии поэтические соревнования «хайкай-но рэнга», когда один участник задает поэтическую тему первой строкой хокку, а следующему необходимо закончить стихотворение.
2. Прочитайте и выскажите свое отношение к представленной позиции автора, гражданина, изложите суждение о возможности осуществления такого замысла.
«Роман Чернышевского имел в рукописи несколько названий, одно из которых “Перл создания”. В предисловии к роману Чернышевский рассказывает сущность своего замысла: “Написать роман без любви – без всякого женского замысла – это вещь очень трудная. Но у меня была потребность испытать все свои силы над делом, еще более трудным: написать роман чисто объективный, в котором не было бы никакого следа не только моих личных отношений, – даже никакого следа моих личных симпатий. В русской литературе нет ни одного такого романа. “Онегин”, “Герой нашего времени” – вещи прямо субъективные; в “Мертвых душах” нет личного портрета автора или портретов его знакомых, но тоже внесены личные симпатии автора, в них-то и сила впечатления, производимого этим романом. Мне кажется, что для меня, человека сильных и твердых убеждений, труднее всего написать так, как писал Шекспир: он изображает людей и жизнь, не высказывая, как сам думает о вопросах, которые решаются его действующими лицами в таком смысле, как угодно кому-то из них.
|
|
Отелло говорит “Да”, Яго говорит “Нет” – Шекспир молчит, ему нет охоты высказывать свою любовь или нелюбовь к “да” и “нет”. Понятно, я говорю о манере, а не о силе таланта. ... Хотите знать, кому я сочувствую или не сочувствую?.. Вы не найдете этого. В самом “Перле создания” каждое поэтическое положение рассматривается со всех четырех сторон – ищите, какому взгляду я сочувствую или не сочувствую. Ищите, как одно воззрение переходит в другое, совершенно не сходное с ним. Вот истинный смысл заглавия “Перл создания” – тут, как в перламутре все переливы цветов радуги. Но, как в перламутре, все оттенки только скользят, играют по фону снеговой белизны...
Мои действующие лица – очень различные по выражению, какое приходится иметь их лицам... Думайте о каждом лице, как хотите: каждое говорит за себя: “на моей стороне полное право”, – судите об этих сталкивающихся притязаниях. Я не сужу. Эти лица хвалят друг друга, порицают друг друга – мне нет дела до этого”» (Цит. по: Бахтин М.М. Проблемы творчества Достоевского. Киев, 1994. С. 273–274).
Дата добавления: 2018-09-23; просмотров: 263; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!