См. в библиографии список поздних работ Гхервала, включая ежеквартальный журнал «Месседж Индии» (от 1932), публикуемый в Санта Барбара, Калифорния.



34. Из этой группы йогов в Америке Хари Рама был одним из самых озабоченных вопросом еды. Его книга представляет любопытное совмещение индуизма с питанием, например, «Извлечение из Рама Тиртха», помещенное между рецептами «Яичного напитка» и «Французского соуса» (1926: 84).

Роланд Робертсон (Roland Robertson 1992) определяет термин «глокализация» как «означающий обеспечение на глобальном рынке сбыта продукции, в соответствии с учетом различий в местных вкусах» (Beckerlegge 2004 : 309).

 

Глава 7

ЙОГА КАК ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА II. ГАРМОНИАЛЬНЫЕ ГИМНАСТИКИ И ЭЗОТЕРИЧЕСКИЕ ТАНЦЫ

 

 

Содержание главы 7

Стеббинс и американский дельсартизм

Железы Бога, Кайзоран Али

Гармониальные гимнастики в Британии

Немецкая гимнастика и движение «Соматика»

Йога в мэйнстриме западной физической культуры

Женские режимы растяжки

Гендерные йоги?

Телесные режимы современной йоги, как я показал в предыдущей главе, поразительно совпадают с некоторыми формами протестантской невоцерковленной религиозности, которую Сидней Альстрем назвал гармониальной религией (Ahlstrom 1972). Новая Мысль, пожалуй, наиболее демотическое, практическое выражение этого диффузного движения, которое представляет отказ от кальвинистского унижения тела в пользу души. В этой «гармониальной» религиозной модели, как резюмирует Фуллер, «духовное спокойствие, физическое здоровье и даже экономическое благополучие понимается как взаимоотношения (rapport) личности с космосом» (Fuller 2001, 51) 1.

С точки зрения новых форм хатха‑йоги, одним из важнейших ответвлений таких практических религий, применяемых к телу, является субтрадиция, которую я называю «гармониальной гимнастикой». Примером гармониальной гимнастики могут послужить труды двух американских женщин – Женевьевы Стеббинс и Кайзоран Али. Обе оказали чрезвычайное влияние на формирование эзотерических систем «гармониального» движения, связанного с йогой, как ее прямой прообраз, включающий «духовный стретчинг», дыхание и режимы релаксации сегодняшней популярной практики йоги.

В Британии практики, аналогичные многим современным формам йогасан, продвигала в 1930‑х годах Молли Багот Стэк из «Женской Лиги Здоровья и Красоты» в сходной «гармониальной» рамке. В действительности, что было примечательным в таких, как у Молли Стэк, режимах, предписанных в основном для женщин доминирующей маскулинной прессой физической культуры, – так это то, что они не назывались «йогой», хотя часто походили на сегодняшние постуральные формы, и намного больше, чем рассмотренные нами ранее формы гимнастики и бодибилдинга, обозначенные как «йога».

Формы трудновыполнимых поз йоги, которые начинают преобладать на Западе во второй половине двадцатого века, представляют собой продолжение (в практических, социальных и демографических рамках) тех режимов, которые уже были обычными и в секулярных, и в эзотерических секциях британской и американской физической культуры.

Женевьев Стеббинс и американский дельсартизм

Французский учитель сценического искусства и пения, Франсуа Дельсарт (1811‑71) приобрел европейскую известность своей теорией приложения эстетических принципов к педагогике драматической экспрессии. Его духовно‑телесные упражнения и правила координации голоса и дыхания с телесными жестами обрели популярность не только в театре и опере, но и среди широкой публики 2 . Самым выдающимся американским экспонатом дельсартизма была Женевьев Стеббинс (1857‑1915), которая начала работать с учеником Дельсарта Стилом Маккеем в Нью‑Йорке в 1876 году.

Адаптированный к Америке режим Маккея уделяет даже большее внимание гимнастическим движениям и релаксации, чем это было у Дельсарта. Стеббинс была так же членом группы Церковь Света, «ордена практического оккультизма», тесно связанного с влиятельной эзотерической группой Герметическое Братство Луксор (Godwin et al. 1995 , ix). Она привнесла эти эзотерические влияния, вместе с гимнастиками Маккея, Линга 3 и йогой, в свою интерпретацию дельсартизма. Стеббинс познакомила американскую аудиторию с Дельсартом, и это положило начало настоящей мании, поголовному увлечению Дельсартом, с потоком публикаций, подражающих Дельсарту, одежды и домашнего дизайна Дельсарта, а также «клубов Дельсарта почти в каждом городе страны» (Williams, 2004). Нетрудно обнаружить здесь параллели с сегодняшним повальным увлечением йогой.

Некоторое время Стеббинс обучала знаменнитую Рут Сен‑Дени, которая в последующие годы будет продавать себя как мистическую индийскую танцовщицу (Srinivasan, 2004). Тед Шон, самоназванный историк американского дельсартизма, писал, что школа танцев, созданная с Сен‑Дени, «произвела целое поколение (американских) восточных танцовщиц» (Srinivasan, 2004; Shawn без даты). И Стеббинс, несомненно, была крестной матерью этого поколения.

Жанр «восточного танца», созданный на рубеже веков такими женщинами как Сен‑Дени и Мод Ален, были частью более обширной ассимиляции вдохновляемых Азией движений, таких как трансцендентализм, теософия, современная Веданта, и, конечно, йога. Массовое увлечение индийскими танцами сильно укрепило репутацию и самоуважение таких «укорененных» артистов, как Рукмини Деви (Rukmini Devi) и Удай Шанкар (Uday Shankar), которые переняли множество инноваций у своих западных подражателей в непрерывном процессе обмена и трансляции (Erdman, 1987, and Srinivasan, 2003).Обе стороны заявляли, что обучают и исполняют танцы подлинного индийского происхождения.

То же самое конечно, можно сказать и о йоге современной эпохи. В действительности это были одни и те же социально‑экономические группы белых, преимущественно протестантских женщин, которые, восхвалив Вивекананду, с энтузиазмом взялись практиковать йогу у себя дома (Syman, 2003 ) и кружиться в мистических танцах.

Именно утверждение этими женщинами йоги Вивекананды (которое, как показала де Микелис в 2004, было вернувшейся к ним версией их же собственной эзотерической веры ), сыграло важную роль в создании духовного и политического авторитета Вивекананды у него на родине. Как утверждает Питер ван дер Вир, культурный националистический проект Вивекананды не мог бы возникнуть без разработанных им уроков древнеиндийской мудрости для бостонцев,

«Это был один из первых и наиболее важных шагов по систематизации «индийской духовности» как дисциплины для тела и духа, который стал настолько значимым в транснациональных духовных движениях индийского происхождения. Успех Вивекананды в США не остался незамеченным в Индии. Он вернулся в качестве сертифицированного святого » (Peter van der Veer, 1994, 118) 4

Как и в случае с танцами, европейские и американские учителя йоги, появившиеся в это время, клялись, что они представляют подлинную йогу индийского происхождения, в отличие от множества запатентованных инноваций. Йога и индийские танцы были в этом смысле игроками в «драме апроприации и легитимации националистической устремленности и культурного возрождения в пан‑южноазиатских рамках» (Allen 1997 , 69), а также господствующей валютой духовного и культурного капитала на романтизированных азиатских торговых площадках Запада.

С самого начала «экспортной» фазы йоги американский дельсартизм сравнивали с йогой, в особенности с хатха‑йогой. Например, Вивекананда в своей «Раджа‑Йоге» утверждает, что многие практики хатха‑йоги, «размещающие тело в различных позах», можно найти у Дельсарта (2001 [Vivekananda, 1896 ], 138).

Рамачарака, который, нужно заметить, регулярно занимался плагиатом Вивекананды, также утверждал, что в позах хатха‑йоги «нет никакой особенной новизны, как и нет ничего нового в их исполнении, и они очень сходны с упражнениями из художественной гимнастики и движениями у Дельсарта» (Ramacharaka 1904, 192). Подобно Вивекананде, он осуждает такие формы упражнений (и, как покажет синтез Стеббинс, совершенно неоправданно) как чисто физические техники, которые, в отличие от йоги, «не используют согласованность разума с телесными движениями» (192).

На самом же деле, Закон Соответствия Дельсарта гласит, что «каждой духовной функции отвечает функция тела. Каждой основной функции тела соответствует духовный акт» (из Ruyter, 1988, 63). Это, конечно, делает суждения, подобные суждениям Рамачараки (что дельсартизм является чисто физическим, в противоположность йоге), совершенно неверными. Тем не менее такие утверждения, направленные против западных «гимнастик», были характерны для писателей йоги того периода.

Отметим, наконец, что Йогендра тоже цитирует Стеббинс как авторитета в релаксации, в своем курсе «Упрощенные йога‑асаны.» (Yogendra, 1928,156).

«Динамическое дыхание и Гармонические Гимнастики. Полная Система Психической, Эстетической и Физической Культуры», Стеббинс (Stebbins 1892) являет сочетание движений художественной гимнастики, упражнений глубокого дыхания, релаксации и креативных ментальных проекций в рамках гармониальной религиозности. Это, по словам Стеббинс, «совершенно законченная (закругленная) система для развития тела, ума (brain) и души, система тренировки, которая должна свести это великое триединство человеческого микрокосма в один непрерывный, интерактивный унисон» (Stebbins, 1892, 57) и удалить «негармоничные ментальные состояния»(19), приводящие к разладу.

Стеббинс ассоциирует свою систему гармониальной гимнастики с «высшей ритмической гимнастикой храма и святилища, где магнетическая сила, персональная грация и интеллектуальное величие были главными объектами устремлений» (21), и она представляет свои методы как происходящие из исконных традиций религиозного обучения(21).

Она сочетает гимнастику Линга (к сожалению, на сегодня «чисто физическую подготовку»), Дельсарта и «оккультные и мистические по своей природе» воздействия (например, «восточный танец» и молитва), чтобы «восстановить живительные силы и пробудить экстаз души» (58). Гимнастика, которую она описывает в своей книге, включает большое количество упражнений Линга (такие как выпады и упражнения на баланс) с акцентом на спиралевидные движения и танцевальные последовательности. Несмотря на то, что она упоминает «несколько других упражнений, которые используют брахманы в Индии и дервиши в Аравии для активизации энергии», она считает их слишком сложными для описания, и поэтому они должны передаваться непосредственно от учителя (Stebbins, 1892,133). Значительная часть раздела гимнастики уделяется «упражнениям на растяжку» (123 – 33), но, что существенно, она явно не связывает их с йогасаной.

Однако некоторые ее техники глубокого дыхания непосредственно связаны с пранаямой, в частности, «концентрация воли на дыхании» или «дыхание йоги» – «названное так потому, что использовалось браминами и йогами в Индии» (Stebbins 1892, 86), которое включает воображение космической энергии, втекающей с дыханием в полые конечности тела «в едином великом бушующем приливе движения жизни» (86).

Несмотря на то, что здесь меня интересуют главным образом позы, в модели «гармониальной гимнастики» техники мистического дыхания часто неотделимы от упражнений художественной гимнастики. Поэтому стоит кратко отметить (возможно, как закладки к будущей работе), что популярная система «ритмического дыхания» Стеббинс является важнейшей площадкой обмена между американскими гармониальными верованиями и хатха‑йога пранаямой (haṭha yoga prāṇāyāma) 5.

Например, то, что Де Микелис (2004) рассматривает как «прана – модель» в «Раджа Йоге» Вивекананды – было само создано в географическом и хронологическом эпицентре дельсартомании и имеет поражающее сходство с манерой выражения и контекстом системы Стеббинс. Можно сказать, что американские читатели Вивекананды уже имели готовую матрицу восприятия дыхания и его связи с космосом, в которой поняли все эти эзотерические «индийские» представления. Как отмечает Б. Патра (B. Patra, 1924) в своем любопытном руководстве по эзотерике и йоге « Тайны Природы», глубокое дыхание, сходное с пранаямой, издавна было «проверенным принципом» спиритуалистов Америки, поэтому неудивительно, что Вивекананда адаптирует манеру выражения этих энтузиастов в своих объяснениях хатха‑йоги.

Здесь я не буду углубляться в этот вопрос. Достаточно сказать, что отображение «спиритуалистических» техник дыхания (в особенности «ритмического дыхания») и их взаимоотношения с пранаямой внутри современной йоги, берущие начало в модели «Раджа Йоги» Вивекананды, ждут своего собственного увлекательного исследования 6 .

«Американский тренировочный режим Дельсарта» Стеббинс включал следующие элементы, упражнения по релаксации, отработку поз и «гармонического равновесия (осанки)», дыхательные упражнения и «упражнения на свободу суставов и позвоночника» (Ruyter, 1996, 71), что сильно совпадает с элементами стандартных уроков постуральной йоги на Западе сегодня.

В своей книге «Система Физической Подготовки Женевьевы Стеббинс» 1898, Стеббинс впервые полностью сосредотачивается на движении. Система включает в себя сходные с танцами потоки и переходы между позами, которые, возможно послужили прототипом классов «йоги потока» (виньясы на одном дыхании), особенно популярных сегодня в США. Экстраординарные слияния асан с танцами современного американского учителя йоги Шивы Ри (см. Rea, 2006 ) вполне могут считаться поздними преемниками форм Женевьевы Стеббинс. Работа Стеббинс породила ряд подобных систем, например курс мистического дыхания, «релаксационизма» и мягких упражнений Анни Пайсон Колл, (Call,1893).Несмотря на то, что Стеббинс не считается вдохновительницей Анни, название книги Колл «Могущество через Покой» в действительности фраза из более ранней книги Стеббинс(Stebbins, 1892,2) и мало чем отличается по содержанию и экспозициям.

Метод Колл, резюмирует один из комментаторов, базируется в основном на растяжке и упражнениях на равновесие, которые освобождают от хронического и каждодневного напряжения» (Caton, 1936 , xiv). Более подробно я писал про систему Колл в другом месте (Синглтон 2005), но здесь стоит привести прежний тезис, системы, такие как у Колл и Стеббинс, основанные на принципе работы дыхания и мышечных экстензиях для подготовки к «духовной» релаксации, проложили путь популярной концепции йоги как еще одного средства растянуться и расслабиться 7 .

Железы Бога, Кайзоран Али

Назвавшая себя йогиней Кайзоран Али (Cajzoran Ali, псевдоним), представляющая следующее после Стеббинс поколение разработчиков и преподавателей йоги – во многом продукт той же самой гармониальной гимнастической традиции внутри протестантской эзотерики. Родившись, согласно Декампу, (Descamps 2004 ) в Мемфисе, она провела большую часть своей юности в инвалидном кресле, пока не преуспела в самоисцелении благодаря системе постуральной тренировки и молитвы, ее собственного изобретения. Декамп, которого обучил системе Али ее прямой ученик под Тулузом в 1943, утверждает, что она была первым человеком, преподавшим позы йоги не только в Соединенных Штатах (в 1928 году), но и во Франции (в 1935 году). Хотя такие претензии явно преувеличены (этой чести, вероятно, должен быть удостоен Шри Йогендра, который демонстрирует асаны в Америке с 1921 года), становится ясно, что Али значительно повлияла на теорию и практику поз йоги в обеих странах.

 


Дата добавления: 2018-09-23; просмотров: 234; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!