Пятая поза у Кайзоран Али. 1928



В своей «Истории йоги во Франции» Сильвия Секкомори отмечает, что с 1935 года Али – автор многочисленных статей по хатха‑йоге в различных эзотерических журналах, созданных очень плодовитым романистом, этнографом и психоаналитиком Маризом Шуази (1903 – 1979) 8 . Статьи Али в этих журналах как правило (и это, возможно, неудивительно) сопровождаются фотографиями танцоров, выполняющих асаны (Ceccomori, 2001,83)

Метод Кайзоран Али, согласно ее произведению «Божественная Поза. Влияние на эндокринные железы» 1928 года 9 , содержит ключ к окончательной духовной истине йоги, а также библейского Апокалипсиса в индивидуальном теле. В частности, «железы внутренней секреции понимаются как «агенты, посредством которых происходят изменения в наших духовных телах» (Ali, 1928,7), и определяются одновременно как «лотосы» (т.е. чакры) йоги, анатомические железы и «печати» Апокалипсиса.

 

Чакры и печати Кайзоран Али. 1928

Эта «гармониальная» модель хатхи является важным ранним предвестником нью эйдж‑версии постуральной йоги, которая появляется на западе с 1970‑х годов (De Michelis, 2004, 184–86). Али сосредотачивает внимание на женском здоровье, атлетической внешности и духовном продвижении, прочно позиционируя его в господствующем дискурсе женских гимнастик того времени (что будет обсуждаться ниже).

Гармониальные гимнастики в Британии

Работа дыхания и гимнастики в гармониальном методе Стеббинс, Колл и Али приобрели популярность в Британии благодаря усилиям их влиятельных сторонников, таких как Фрэнсис Арчер, которая училась непосредственно у Колл, в 1890, а затем, примерно с 1910‑го, продвигала ее бренд растяжки, балансировки и релаксации для духовной пользы. Жена известного переводчика издательства Блумсбери и индофоба Уильяма Арчера (Archer, 1918), Фрэнсис располагала хорошими возможностями для распространения техники, которой обучилась у Колл в 1890х.

Как и Колл, она не считает упражнения обычной лечебной гимнастикой, но «средством поиска мира и свободы души и тела, благодаря которому восприимчивость к духовному влиянию становится возможным и личность «вступает в полное наследство» и становится «каналом»» (Caton 1936 , 5).

Еще одним важным новатором в области гармониальной гимнастики была Молли Багот Стэк – основатель самой широкой и влиятельной из женских гимнастических организаций предвоенной Англии, «Женской Лиги Здоровья и Красоты». Стэк проявляла острый интерес к гимнастикам и гигиеническим режимам для женщин примерно с 1907 года, и начала обучать своим методам в Лондоне в 1920 году 10 . Во время пребывания в Индии со своим мужем Хью Стэком она обучилась некоторым асанам и техникам релаксации у г‑на Гопала в Лэндсдауне (Stack, 1988 , 68) и затем включила элементы его учения в свою программу гимнастики, здоровья и гигиены (хотя никогда не ссылалась на нее как на «йогу»).

 

Упражнение «Ноги в воздухе» из Стэк, 1931

Программа действий Стэк, как и у Стеббинс, сочетает заботу об эстетике тела, здоровье и воплощении духовного роста.

Ее книга «Строительство Красивого Тела, Система Растяжки и Свинга Багот Стэк» делает заметный акцент на косметической ценности этого метода, поскольку, по ее словам, «выглядеть стройной в глубине души инстинктивно и совершенно правомерно желает каждая нормальная женщина» (Stack, 1931,12). Наряду с обещанием крепкого здоровья и обычной телесной привлекательности, Стэк подчеркивает мистические цели учения, которые, как считается, вызывают равновесие между телом, разумом и вселенной.

 

«Морской котик» Стэк

Тщательно следуя предписанному режиму, утверждает она, женщина «может привести себя в гармонию с великими таинственными силами вокруг нее и приобрести внутреннее могущество, которое с триумфом пронесет ее через неровные периоды жизни»(2).

Чем больше тело обучается в соответствие с Природой, продолжает Стэк, «тем больше мы освобождаем дремлющие в теле силы, выражающие в себе ритм Вселенной, который объединяет всю природу, в том числе и человеческую, в одно прекрасное целое»(4). Этот ритм, кроме того, «есть тайна личного магнетизма» (3). Манера выражения, так же как и месседж здесь те же, что у Стеббинс и Колл, и в целом представляет религию природы под влиянием месмеризма и протестантского гармониализма, по определению Алхстрома.

 

«Наклон вперед» Стэк, 1931

Выше 4 фотографии, на первых двух стойка на лопатках, поза, которая у Стэк называлась «ноги в воздухе», простой (слева) и усложненный варианты; на третьей – поза «морской котик» из системы Стэк, 1931; на четвертой – наклоны вперед. 11

Очевидно, что уроки растяжки, релаксации и дыхания, посещаемые каждую неделю тысячами лондонцев двадцать первого века как йога‑классы, повторяют спиритуалистические гимнастики, которыми занимались их бабушки и прабабушки в 1930‑е годы. Несомненно, включение асан Молли Стэк в комбинированную программу динамической растяжки, ритмического дыхания и релаксации в «гармониальном» контексте ясно отразилось в креативных модуляциях многих сегодняшних классов «хатха‑йоги». Как уже отмечалось, термин «хатха‑йога» обычно используется лондонскими учителями постуральной йоги и практикующими, чтобы указать на свою общую, межконфессиональную и эклектичную систему практики мягких поз, и отличить ее от таких брендов, как Айенгар, Аштанга и Шивананда.

Учителя постуральной йоги, которые заявляют, что учат хатха‑йоге, как правило, творчески объединяют позы в «поток», последовательности, и иногда изобретают позы самостоятельно (что случается значительно реже в таких «брендовых» формах как йога Айенгара). По выражению современного учителя постуральной йоги Дхармы Митра «даже сегодня десятки новых поз каждый год создают истинные йоги всего мира» (Mitra, 2003, 11). Убедительное объяснение радикального отличия этих систем от «классической» хатха‑йоги состоит в том, что они в значительной степени происходят от «современных традиций», таких как система Стэк.

Женская лига не считала свои занятия йогой, но форма и цель сегодняшних практик остаются по‑прежнему в парадигме здоровья и красоты и мало изменились, и это объясняет, почему хатха‑йога на Западе привлекает преимущественно женщин. Фитнес‑ориентированная йога, доступная практически в любом лондонском клубе здоровья, представляет прямую преемственность с этими нью‑эйдж режимами 12 квази‑мистического усовершенствования тела и художественной гимнастики, разработанного специально для женщин в первой половине двадцатого века. Хотя этим режимам обычно не хватает внешней атрибутики (прибамбасов – trappings) «духовной Индии», которые мы наблюдаем сегодня, форма и содержание остаются поразительно схожими.


Дата добавления: 2018-09-23; просмотров: 235; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!