Йога в мэйнстриме западной физической культуры



«Девиз «Лиги здоровья и силы» «твое тело священно так же, как твоя душа», может быть первым уроком хатха‑йоги»

Ханна 1933 (Hannah, 1933, 153)

«Йогическая физическая культура теперь уже не эзотерика. Вместо того чтобы практиковаться исключительно йогами, она стала популярной среди людей, не имеющих особой духовной цели. В прошло, она обычно практиковалась как первый шаг и фундаментальная часть духовной жизни.… Но в наше время йогическая физическая культура сбежала из уединённой хижины отшельника в большой мир».

Музумдар (Muzumdar, 1937, 861)

На Западе была подготовлена почва для пере‑интерпретации йоги как физической культуры, на режимы упражнений и работу с дыханием частично наложились асаны и пранаяма.

В культурное пространство, вырезанное гармониальной работой с телом и пермутациями пост‑Лингианских лечебных гимнастик, пришла новая модель йоги, разрабатываемая с усердием с 1920‑х и далее Йогендрой, Кувалайанандой и другими пионерами асан 16.

Современная практика асан возникает в диалектическом взаимодействии с физической культурой и гармониальной гимнастикой, она абсорбировала многие из этих течений, утверждая их как свои собственные, и продала обратно западным читателям как чистейшее выражение индийской физической культуры. В этом заключительном разделе я хочу рассмотреть, с одной стороны, восприятия и интерпретации йоги, и с другой, различные режимы упражнений, специально предназначенные для женщин, в самом популярном довоенном британском журнале физической культуры «Здоровье и Сила» (далее, H & S) – рупоре национальной Лиги Здоровья и Силы 17.

Я намерен показать, что то, что появляется в H&S на протяжении 1930‑х под именем «йога», на самом деле намного меньше напоминает методы «растяжки‑и‑релакса» сегодняшней постуральной йоги, чем обычные гимнастики светских женщин тех времен (также регулярно представляемые в этом журнале).

Важно отметить, что эти женские гимнастики никогда не определяли себя как «йога», и то, что сейчас сразу ассоциируется с хатха‑практикой, в 1930‑е годы так попросту не называлось.

Это подтверждает гипотезу, что постуральная современная йога была культурным наследием признанных методов растяжки и релаксации, которые к тому времени стали уже привычными на Западе благодаря гармониальной гимнастике и женской физической культуре. Действительно, можно было бы ожидать, что периодические издания, основными темами которых был бодибилдинг и гимнастика, тут же вцепятся в акробатические и гимнастические возможности йоги и вознесут этот аспект над любыми другими. Тот факт, что этого не происходит на протяжении 20‑х и 30‑х годов, говорит о том, что жанр атлетических асан еще не был «готов‑на‑экспорт». Напомним, что современные асаны оставались на этом этапе по большей части в зачаточном состоянии – например, человек, стоящий за самыми влиятельными формами сегодняшней международной постуральной йоги, Т. Кришнамачарья, только начинает учить подростков, таких как Айенгар и Паттабхи Джойс, которые в последующие десятилетия популяризуют асаны на Западе (см. главу 9).

Рассмотрим сначала обсуждение йоги в H & S в 1930 году. Как правило, к теме йоги относились с уважением и доверием. Старший редактор и внутренний арбитр вкуса Т.В. Стандвелл, к примеру, восхищается «супер‑психо‑ментальной культурой» йоги, которая может сделать людей «настоящими высшими существами» (Standwell 1934, 32) и предполагает, что она должна быть доступной «любому читателю, чтобы развить способности, о которых он едва ли когда‑либо мечтал, с помощью научно разработанной физической культуры (32; см. также Physician, 1933). Йога, иными словами, может быть использована как евгеническая тенденция в националистическом проекте строительства нового человека.

Как и большинство руководств по практической йоге, Стандвелл понимает эту «физическую культуру» как пранаяму, а функция позы только обеспечивает стабильность и неподвижную основу для этой работы. Для этого читателям рекомендуется изучить статуи сидящего Будды в музее Виктории и Альберта в Лондоне. Также в этой статье с похвалой упоминается сэр Дэвид Юл (David Yule), который «предпочитал компанию и беседу с индусами европейцам, и упорно практиковал йогу» (Standwell, 1934, 20).

Сходную картину представляет статья Брума с прозрачным заголовком «Вековая физическая культура Востока. Каждый физический культурист может многому научиться у Йоги» (Broom,1934а). Хотя он и увязывает «ученические принципы Йоги» с качеством «прекрасной гибкости», статья дает четкое представление о йоге как о неподвижном сидении в течение долгого времени, с практикой пранаямы и медитации. Наиболее последовательное рассмотрение этой темы в журнале представлено в серии из пяти статей о хатха‑йоге Камерона Ханны под заголовком «Мудрое Здоровье Востока» (Hannah. C., Health Wisdom of the East). Эта высоко медикализированная версия йоги так же почти не уделяет внимания асанам. Пять статей включают, (1) общее введение (2) учет важности праны и дыхания (3) продукты питания и диету (4) принципы йогических упражнений и их применение «в сочетании с методами наших собственных физических культуристов» и (5) наставление о сексуальных нравах.

По сути, эти статьи представляют единое целое с основными еженедельными советами журнала по вопросам холистического здоровья, гигиены и личной нравственности, а также (см. эпиграф к этому разделу) явное сближение между йогой и общими идеологическими целями Лиги. Декларативные утверждения о сексе, например, полностью соответствуют общей моральной политике журнала по этому вопросу. «Возвращение к достойной «семейной жизни», утверждает Ханна, «многое сделает для уничтожения язвы секса» (Hannah, 1933е, 269), Йога может помочь «вымести сексуальный фетишизм, на протяжении последних лет охвативший Западное полушарие» (269). Подобные моральные высказывания, (которые могли доходить до рекомендаций матерям воспитывать у дочерей чувство стыда за свои гениталии), соседствовали на страницах H&S с бесспорно эротическими фотографиями обнаженных мужчин и женщин, часто в форме рекламы родственного натуристского журнала «Здоровье и Эффективность». Как показал Фуко (1979), викторианское и пост‑викторианское публичное осуждение секса маскировало приватную одержимость им, и толерантность, проявленная здесь, один из таких случаев в чистом виде.

Большая часть того, чему обучает хатха‑йога, признает Ханна, является «непрактичным и невозможным для Запада» (Hannah, 1933а, 153). В четвертой статье, о йогических упражнениях, Ханна указывает, что «хотя и нет никаких упражнений хатха‑йоги, предназначенных только для физического развития, есть принципы, которые будучи применены к методам наших собственных культуристов, принесут вполне определенные результаты» (Hannah, 1933d,239). Как Сундарам и Айер, Ханна отбирает то, что полезно в йоге, и переконтекстуализирует его в физической культуре.

Как и следовало ожидать, сначала Ханна описывает некоторые упражнения из гимнастик, типа Линга и художественной гимнастики, а затем (в качестве принципов йоги) излагает техники «наращивания мускулов» без утяжелителей, которые часто встречаются в H&S (например, L. E. Eubanks, «Разум и Мускулы», апрель 1934), и происходят из ранней традиции тело/разум, мышечных техник Максика и Хэддока, рассмотренных нами выше (принцип волевой концентрации в Максалдинге). Ханна объясняет ощущение дежа‑вю, которое многие читатели могут испытать, услышав уже знакомую историю, «в некоторых наших западных системах намного больше хатха‑йоги, чем вы могли бы вообразить», и многие упражнения западной физической культуры на самом деле «возникли на Востоке». (Hannah 1933d ,236).

Как мы это видели у К. Рамамурти, такое мнение об азиатском происхождении западной физической культуры – распространенный в индийской физической культуре нарратив (глава 5). Но показательно, что здесь он появляется в центральном медиа Британской физической культуры. Это часто повторялось на страницах H & S, например, в статьях, продвигающих индийскую йогу, борьбу и бодибилдинг, написанных учеником Кувалайананды и комментатором физической культуры С. Музумдаром (см. Muzumdar, 1937a, b, c, и раздел «Скандинавские гимнастики» в гл. 4, выше).

Хотя параллели и взаимные наложения с процедурами «классической» йоги, безусловно, имели место 18 , версия йоги Ханны радикально адаптирована для бодибилдинга и фитнес‑ориентированной читательской аудитории, ищущей новые способы совершенствования тела. Например, стилизованные позы голого, смазанного маслом, мускулистого Моти Р. Патела из Секундерабада, украшающие вступительную статью Ханны (с подписью «Результаты научной культуры здоровья Востока»), недвусмысленно выдвигают на передний план потребительскую стоимость йоги в телесной подготовке. Это также показывает, что месседж новых йогов‑культуристов Индии будет на этом этапе проникать в западные режимы здоровья в качестве йоги .

 

Моти Р. Пател, 1943

На самом деле, нет ничего удивительного, что международные мальчики‑фотомодели «йогического» индийского бодибилдинга, такие как Айер, Балсекар и многие другие менее известные индийские мускулмены регулярно появляются на страницах H & S в этот период. Индия появляется на международной арене физической культуры как сила, с которой нельзя не считаться, и йога зачастую признается составной частью этого явления.

Женские режимы растяжки

Итак, хотя Ханна, как и Брум, отмечает, что хатха‑йога «даст вам гибкость», а заодно и приятное телосложение (Hannah, 1933d,239), упражнения, которые он описывает, не имеют никакого сходства с режимами растяжки современной постуральной йоги.

Действительно, среди статей по йоге в H & S (или в его родственном журнале «Супермен»), вовсе не излагается курс телесных экстензий, который можно было бы ожидать найти в классе современной «хатха‑йоги» сегодня, если такие и могут быть найдены, они крайне редки. С другой стороны, журнал изобилует схемами упражнений, предназначенных исключительно для женщин и основанных по большей части на растяжке. Но они не обозначаются как «йога» и не ассоциируются с ней.

Статья Бертрама Эша в постоянной H&S рубрике «Главным образом для дам», названная «Строительство прекрасного тела. Р‑А‑С‑Т‑Я‑Н‑И свой путь к совершенной фигуре» (Ash, 1934,170), является образцовой для режимов, которые журналисты физической культуры (мужской) обычно предписывали женщинам, в противоположность программам акробатики, балансировки и упражнений с тяжестями для мужчин. В изложенных в ней позициях практикующие современную постуральную йогу сразу бы узнали знакомые им современные асаны (например, шалабхасана, пашчимоттанасана и триконасана в номенклатуре Айенгара 1996), но среди статей по йоге они явно отсутствуют.

В откровенно полемической статье, озаглавленной «Правда о гибкости» (1937), Фрэнк Майлз громит «растущую причуду растяжки», отмечая, что «женщины являются злостными нарушителями физической культуры, их часто можно застать до изнеможения отрабатывающими тренировочный график, который состоит исключительно из «упражнений на гибкость» (Miles, 1937, 572). Его статья является хорошим показателем того, насколько сильно растяжка господствовала в физическом воспитании женщин во всем мире, еще до послевоенного бума асан на Западе.

В самом деле, женщины почти всегда изображены на страницах H & S исполняющими растяжки, в то время как мужчины, чаще всего, выполняют упражнения акробатической балансировки (напоминающие Адхо Мукха Врикшасана (стойка на руках), Бакасана (поза журавля), Майурасана (поза павлина), Пинча Майурасана, кувырки,или «классические» мышечные упражнения (позы). В статьях, посвященных детскому физическому воспитанию, кстати, тоже как правило на первом плане гибкость, наряду с энергичными упражнениями, как в гимнастике датчанина Нильса Буха (Ash, 1935 и Gymnast, 1934).

Эш даже использует стандартные команды Буха, такие как «упасть ничком». Это важно иметь ввиду при рассмотрении главы 9, где я предполагаю, что современные стили «силовой йоги», берущие начало в новациях Т. Кришнамачарьи в 1930 году, являются синтезом вдохновленных Бухом детских гимнастик с йогой.

Статья Клейтона 1930 года для H & S «Идеальный путь Евы к грации, здоровью и фитнесу» представляет женщин «Серебряной Лиги», исполняющих ряд растяжек, которые точно соответствуют позам современной хатха‑йоги. Этот режим, отмечает автор, является смесью гимнастики Мюллера и «распространенного, обычного типа шведских свободных движений, но каждое действие сочетается с другими, формируя последовательность ритмических движений» (Clayton 315), описание, охватывающее большинство аспектов такого жанра йоги, как «хатха‑поток», особенно популярного сегодня в американских клубах здоровья. Но снова в H & S отсутствуют любые ассоциации этого контекста с йогой.

 


Дата добавления: 2018-09-23; просмотров: 248; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!