ЙОГА КАК ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА: СИЛА И ЭНЕРГИЯ



 

 

Содержание главы 6:  

Контексты физической культуры как йоги

Йогендра и одомашнивание хатха‑йогии

Айер, Сундарам, Балсекар: Прекрасное Тело Йоги

Йоги «Новой Мысли»

Новая Мысль и Тело

Йог Гхервал

Йоги западного побережья: Вассан, Хари Рама, Бхагван Гьяни

«Пусть всеведущий Господь ниспошлет всем здоровье и силу! Пусть Он породит в сердцах сынов и дочерей Индии жгучее желание физического возрождения!»

Сундарам, «Физическая культура Йоги». (Sundaram 1989 [1931]: 130)

«С начала этого века асаны, или упражнения постуральной йоги, становятся известными как йога. Эти позы‑упражнения жадно поглощаются на ранних стадиях физическими культуристами и искателями здоровья как некоторые занятные дополнения. Но из‑за присущих им физиологических, и, в некоторой степени, психологических достоинств изучение асан обрело популярность в Индии и других странах».

Йогендра, примечания к публикации. (Yogendra 1989 [1928] : 5)

«Здесь начинаются те физические упражнения, которые не приносят пользы».

Босс, «Популярное толкование индуистской философии Оксфордской системой образования» (Bose 1884b : 117)

В этой главе впервые представлены исследования текстуальных и фотографических проявлений хатха‑йоги, задуманной в качестве физической культуры. Несмотря на то, что приводимые мной примеры датируются рубежом столетий, большинство из них извлечено из самоучителей и журналов, популярных в последующие десятилетия. Такого не происходило до 1920‑х годов, до тех пор, пока гимнастика и физическая культура сами не начали утверждаться как современное выражение хатха‑традиции, оказывая значительное влияние на семантическую и практическую множественность современной йоги. Книги по самопомощи в йоге, написанные в популярном жанре, отражают эту сдвижку в тенденции.

Беглого взгляда на сегодняшний рынок йоги достаточно, чтобы увидеть, насколько слово «йога» в просторечье стало синонимом постуральной практики.

В основном мой хронологический потолок в этой главе – конец 1930‑х. К этому времени асаны окончательно заняли свое место в ренессансе йоги в целом (период их особенно интенсивного продуцирования – 1925‑1930 г.г.). Моя цель, однако, начертить карту возникновения популярной, физически ориентированной современной йоги от начала до середины двадцатого века, исследуя публикации, использованные для продвижения этих форм – проект, который многое раскрывает о происхождении сегодняшней постуральной йоги. Обратите внимание, что я более подробно рассматриваю импликации трудновыполнимых визуальных элементов постуральной йоги в главе 8.

Эта и следующая глава являются двумя частями одного целого и структурированы следующим образом: в этой главе я представлю краткий анализ физической культуры в асанах Кувалаянанды и Йогендры и восприимчивости последних к влиянию физической культуры, когда они находились за границей.

Затем я рассмотрю несколько примеров асан, как переформулированных упражнений бодибилдинга и гимнастики, – в первую очередь, из «Прекрасного Тела» Айера – международной сенсации тех лет, и из самого продаваемого автора по йоге, сотрудника Айера, Йогачарья Сундарама .

Наконец, в этой первой части я кратко рассмотрю ряд «экспортных» хатха‑йогов, действующих в Америке в 1920‑х годах, самым известным из которых был, несомненно, Парамахамса Йогананда , автор «Автобиографии йога». Эти (в основном индийские) мужчины создали ряд учений, специально адаптированных для западной аудитории. Они комбинировали Новую мысль (являвшуюся популярной переформулировкой американского трансцендентализма и Христианской науки), натуропатию, адаптированную шведскую гимнастику и технику «мышечного контроля». Среди них автор, возможно, самого раннего фотографического руководства по современной хатха‑йоге, плодовитый калифорнийский гуру Йоги Риши Сингх Гхервал . Наша цель – исследовать, как контекстуальные рамки современного бодибилдинга и Новой мысли охватили физическую культуру йоги.

Во второй части (глава 7) я рассмотрю несколько вариантов женских режимов упражнений, начиная с того, что я буду называть «гармониальной гимнастикой». Примеры этой традиции – американки Женевьев Стеббинс и Энни Пайсон Колл , и, в меньшей степени, уроженка Дублина Молли Баго‑Стэк . Также я отношу к категории эзотерической йоги гимнастику Кайзоран Али .

Я доказываю, что эти женщины и иже с ними ввели в моду режимы «духовного стретчинга» и глубокого дыхания, которые выдержали испытание временем под именем «йоги», и остаются под этим именем по сегодняшний день. Наконец, в поддержку этого тезиса, я рассмотрю презентации йоги в популярном в те времена британском периодическом издании по физической культуре «Здоровье и Сила», и сравню сегодняшние формы йоги с другими техниками, широко представленными на обложках журналов.

 

Вывод из этого общего обзора: даже в западных журналах физической культуры «йога» вплоть до самого конца тех дней в основном не означает что‑либо, похожее на сегодняшние трудновыполнимые асаны силовых систем, ни «растяжку и релаксацию», ни более аэробные формы. И наоборот, те техники, которые в настоящее время признаны как «йога», были в 1930‑х уже устоявшейся частью западной физической культуры (особенно техники, предназначенные для женщин), но еще не ассоциировались как – либо с «йогой».


Дата добавления: 2018-09-23; просмотров: 291; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!