П.К. Гупта (61 год) с сыном (21 год), 1944



Его сын Рабиндра Натх Гупта рассказывает, что на обед отец регулярно ел рыбу, а на ужин – курицу или баранину.

Легко увидеть, что ранние гуру современной постуральной йоги сами были активными участниками этого слияния и начинали с подобных ранних экспериментов. Несмотря на то, что Гхош не упоминает его в своем списке, мы должны включить синтез Рамамурти как жизненно важный момент в сближении физической культуры и йоги.

Керзон, как и другие известные колонизаторы викторианской эпохи, был ярым сторонником физической культуры и «твердо верил в спорт как средство развития характера, морали и чувства дисциплины в сочетании с честной игрой, для подготовки к войне, жизни и строительству цивилизованного общества. Эти идеи были реализованы в педагогических играх, проводимых в школах и религиозных учреждениях, и целью их было – изменить индийскую физическую культуру так, чтобы поставить ее под колониальный контроль и дисциплину» (DiMeo, 2004).

Спорт и физические упражнения явно замышлялись здесь как начертание ценностей Империи на индийском теле, и любые эксперименты, превышающие или извращающие этот проект, решительно подавлялись. Поэтому покушение на жизнь Керзона экстремистами в 1912 году можно рассматривать как насильственное, символическое утверждение права индийцев использовать свое тело как они считают нужным, а не как то диктуют власти извне.

Возрождение клубов физической культуры в 1905 было встречено, отмечает Гхош, массированной пропагандистской кампанией англо‑индийской прессы, призванной « убить эти искренние усилия» и «придать политическую окраску движению в целом» (Ghose, 1925,4). Популярное увлечение физической культурой быстро угасает в ответ на «крестовый поход… против этих организаций» (4). Эти отблески клеветнических компаний и силовых репрессий физической культуры в Бенгалии двадцатого века так же объясняют, почему новая форма хатха‑йоги в действительности не вступила в свои права до середины 1920‑х.

Другим решающим фактором является, пожалуй, громадное сопротивление физическим упражнениям среди многих слоев индийского общества.

Гарот и Гарот, ученики и биографы Кувалайананды, отмечают, что члены образованного общества считали, что «физические упражнения интересуют неграмотных людей» (Gharote and Gharote, 1999, 7). Д.С.Р.Рао в своем исследовании «Здоровье, сила и продолжительность жизни в современной Индии» утверждает, что «пандиты или философы Востока считали для себя унизительным как‑либо ассоциироваться со спортсменами или атлетами» (Rao, 1913,10). И Кэтлин Майо диагностирует отвращение к физической культуре у брахмана из Кашмира, «чтобы не росли мускулы на руках и ногах как у кули» (Kathleen Mayo, 1928, 277).

Эксперименты, подобные тем, о которых упоминал Гхош, были предтечами возрождения асан в 1920‑х и 1930‑х годах и создавали условия для последующих новаторов, таких как Кришнамачарья, Кувалайананда и Йогиндра, плавно включившие элементы физической культуры в свои системы «йоги». Ко времени, когда они приступили к формулировкам своих методов, процесс уже шел полным ходом, как грибы росли местные «ассоциации здоровья», клубы и центры Акхары, по всей стране проходило обучение «индийским методам культуры здоровья» (Ghose, 1925, 4).

То, что до сих пор было рассеянно по разнородным аренам физической культуры и группам упражнений, на протяжении веков шло непересекающимися друг с другом путями, существовало в качестве обособленных площадок традиционных дисциплин, таких как борьба, искусство боя бамбуковым посохом (лахти), каббади, и укорененные боевые искусства все более ассимилировалось националистической элитой и выстраивалось в программу по созданию «культуры физического воспитания» (Wakankar 1995, 47)

Эта переработка дисциплины тела в форму физической культуры была в высшей степени экспериментальной и инновационной деятельностью. Система гимнастических поз, что работает сегодня во вневременной «йоге», была доведена до упражнений и разработана в атмосфере радикального экспериментализма, опирающегося на новые сочетания восточных и западных методов физической культуры, хотя впоследствии и была натурализована как древнее индуистское знание.

 

Notes

1. Рамамурти представлен на титульном листе в своей книге как «Индийский Геркулес» (1923). См. также (Nadkarni, 1927).

2. Бадд отмечает, что публикации по физической культуре в то время часто содержат «истерические риторики о биологической дегенерации», бок о бок с «растущей эйфористической уверенностью в своих собственных методах» (1997, 82). См. также у Пика (Pick, 1989) о чувстве мучительного беспокойства биологическим упадком (дегенерацией «dégénérescence») как специфическом «европейском психическом расстройстве».

3. Акхара – в индуизме организация различных сект садху (странствующих отшельников). Кроме того, центры военной подготовки – обучения боевым искусствам и владению оружием. Прим. пер.

4. Индуистские Мела – социально‑культурные ассоциации, созданные в Калькутте в конце 1860‑х годов с целью пробуждения националистических настроений среди бенгальцев. Концепция движения – возрождение через интерпретацию западного образования и культуры с точки зрения коренных цивилизаций, борьба с культурным колониализмом. Прим.пер.

5. Арья Самадж – движение индуистских реформ, основанное Свами Сарасвати 10 апреля 1875 года. Сегодня в мире насчитывается более 10 миллионов последователей Арья Самадж. Прим. пер.

6. Свадеши (самодостаточность) индийское движение за независимость, также экономическая стратегия, направленная на бойкот британских товаров и возрождение отечественной продукции и производственных процессов. Свадеши начинается как реакция на раздел Бенгалии вице‑королем Индии лордом Керзоном в 1905 году, и продолжалось до 1908 года. Свадеши осталось одним из основных стратегических принципов Махатмы Ганди. Прим .пер.

7. «Каллистеника» (или в американском написании «калистеника»), относится к системе гимнастики, изобретенной Фокионом Генрихом Клиасом (Phokion Heinrich Clias, 1782–1854), уроженцем Бостона, помогавшим в подготовке Швейцарской армии в начале девятнадцатого века, и позднее назначенным суперинтендантом физической подготовки королевской военной и военно‑морской академий Англии. Его главная работа – «Элементарный курс гимнастических упражнений, предназначенных для развития и совершенствования физической силы человека» 1823 года. В последующие годы,термин «калистеника» распространяется на свободные гимнастические режимы, особенно ориентированные на женщин (Todd, 1998).

8. «Моя Система» Мюллера была опубликована в Дании в 1904 году, в следующем году была переведена и пользовалась поразительным успехом в последующие пять десятилетий. Здесь, как и в главе 6, я использовал первое английское издание «Моей Системы» 1905 года, основанное на пятом датском издании. Примечательно, что к моменту его появления на английском языке, 20000 экземпляров было уже издано на шведском и 70000 на немецком языках. Английское издание перепечатывалось очень регулярно, по крайней мере, до 1957 г.

9. Bhadralok (Бенгальский, ভদ্রলোক bhôdrolok, буквально «хорошо воспитанный человек») – бенгальский термин, обозначавший новый класс «господ», возникший в колониальный период. Изначально термин, как правило, означал разбогатевших на сотрудничестве с Ост‑Индийской компанией. Прим. пер.

10. Банде Матарам – индийские националистические публикации из Парижа, начатые в сентябре 1909 г. парижским индийским обществом, ответ на британский запрет националистического стихотворения Ванде Матарам из романа Анандамах. Прим.пер.

11. В 1916 году был написан учебник для Центрального Индуистского Колледжа в Бенаресе, с названием «Санатана Дхарма», суммирующий непреходящие положения этой веры. Наряду с предписанием «избегать всех доктрин, которые являются предметом противоречий между школами, признанными ортодоксальными» (Central Hindu College, 1916, v), перечислены три принципа, как сущность педагогического месседжа Центрального Индуистского Колледжа, 1) обучение должно быть приемлемым для всех индуистов, 2) оно должно «включать все особенности учений, которые отличают индуизм от других религий» 3) оно «не должно включать отличительных воззрений каких либо школ или сект». В отличие от религии Банкима, однако, книга не открыто националистического характера, но скорее предназначена для формирования студентов как « благочестивых, нравственных, лояльных, и полезных Родине и Империи граждан». См. (Halbfass, 1988, 345) о распространении «санатана дхарма учебника» в Индии.

12. Брахмоизм – религиозное движение за независимость Индии, возникшее в конце 18 века, в Бенгалии. Сторонники известны как Брамос (единственное – Брахмо) Прим.пер.

13. Пинч отмечает, «После своего замужества в 1905 году она переименует себя в Деби Чаудхурани, явно взывая к чувству мужского патриотического долга, пробуждаемого в одноименном произведении Банкима (Деби Чаудхурани являет пример другим замужним женщинам образ воина‑патриота» (Pinch, 2006, 242). См. также описание у Лиз Маккин драматическую постановку «Анандамаха» как часть «ежегодного фестиваля героев», утвержденного ею в 1903 году (McKean, 1996,252 – 53).

14. nayam atma ̄pravacanena labhyo na medhaya na bahuna ̄s̄rutena/ yam evaisa vrṇute tena labhyas tasyaisa atma vivrṇute tanum̄ svam Оливел переводит это так, «Это само не может быть охвачено /ни учением, ни умом / или даже великим обучением / только человек, которого он выбирает, может понять его / чье тело сам выбирает как свое собственное» (Olivelle1996).

15. Раджа Аундх (Raja of Aundh) Его Святейшество Meherban Shrimant Раджа Бхаван РАО Шринивас «БАЛА Сахиб, Пант Pratinidhi из Aundh (1868 ‑ 1951; Раджа Aundh 1909‑1947) Прим.пер.

16. Включая сюда «боевые техники, такие как лахти, копья, патта, меч, бандеш, ножевой бой, джиу‑джитсу и реслинг, также как техники физической культуры, такие как данды, байтхаки, карел, маллакамбха, гантели с пружиной, гантели, тяжелую атлетику, римские кольца, и спортивные методы, такие, как леджхим, гантели, бокс, Сарванг сандара – вьяяма, и. т. д.» (Tiruka 1977, v). ‑ Прим.автора.

«…Включая боевые техники…» Лахти – искусство боя с бамбуковой палкой, иногда с тупым металлическим наконечником. Лахти обычно 6 – 8 футов длиной, ею наносятся колющие и рубящие удары, захваты, удушения, встречные блок‑удары.

Специфика искусства лахти в том, что в отличие от других восточных боевых систем, имеющих энергетический центр дан‑тянь (в китайских единоборствах), или хара (в японских), т. е. на две толщины пальца ниже пупка, здесь энергетическим центром служит сердечная чакра. Соответственно, более высокие стойки позволяют, по утверждению адептов, охватывать большее пространство боя, чем использование палки в боевых искусствах с энергетическим центром дан‑тянь.

Бандеш – боевое искусство, включающее шесть частей, 1) Pavithra – техника уходов с линии атаки 2) Rokh – блоки 3) Lapet – скручивания 4) Fekan – броски, 5) Cheen – захваты 6) Bandesh – замок и удержание. Сегодня используется в подготовке полиции.

Данды – индийские отжимы, в отличие от европейских, с характерными прогибами спины по ходу отжимания.

Байтхаки – индийские приседы, как правило, с широкими взмахами руками по ходу выполнения упражнения.

Карел – каменный шар, обычно используется в паре с Экка, каменным колесом. Кроме того, в традиционных индийских тренировках с весом, использовались Нал – каменные гантели, Гада – булава, и Сумтола – индийская штанга.

Маллакамбха – гимнастические упражнения с шестом. Раньше использовался как вспомогательное упражнение в индийском реслинге, а первоначально как боевое искусство шеста.

Гантели с пружиной – «spring dumb‑bells». Сегодня так называются эспандеры для кистей рук, но изначально это было изобретением Евгения Сандова в 1898 году, в котором были объединены обычные гантели для работы с весом и работа с эспандером. В продольное сечение гантели помещались металлические пружины, и разгибательное движение руки с весом, сопровождалось сжатием кулака, преодолевающим сопротивление пружины.

Легхим (leghim) – танец, пришедший из Махараштра, включает себя множество движений калистеники, наряду с изменениями ритма («рваным ритмом», если пользоваться терминологией боевых искусств), и используется в качестве тренировки, в частности, правоохранительными структурами Индии.

«Сарванг сандара вьяяма», собственно, сурья намаскар. Прим.переводчика.

17. См. также у Руиза (Ruiz, 2006), и в главе 9, о выступлениях с «подвигами силы» у Кришнамачарьи.

 

Глава 6


Дата добавления: 2018-09-23; просмотров: 225; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!