Глава 3 . Культурная политика советского государства 1917-1927 гг.



Историю русской культуры советской эпохи необходимо рас­сматривать с учетом реальных противоречий общественной жизни тех лет, в преемственной связи и сопоставлении с серебряным ве­ком. Следует при этом учитывать, что в советский период в обще­стве противостояли две культуры: официальная, советская культура, основанная на партийной идеологической платформе, воспевающая достижения новой общественной системы, и традиционная русская культура, опиравшаяся на многовековые духовные устои нашего общества, исповедующая общечеловеческие ценности. Нельзя сбра­сывать со счетов и культуру русского зарубежья, наследницу сереб­ряного века.

Ниспровержение большевиками в октябре 1917 г. культурных вех серебряного века, по существу было ниспровержением России в ее традиционном и историческом понимании. Трагические плоды большевистского социального эксперимента мы пожинаем до сих пор. М. Горький в марте 1918 г. писал в газете «Новая жизнь»: «Наша революция дала полный простор всем дурным и зверским инстинктам, накопившимся под свинцовой крышей монархии, она отбросила в сторону от себя все интеллектуальные силы демо­кратии, всю моральную энергию страны».

В условиях однопартийной системы атмосфера внутри партии проецировалась на атмосфе­ру всего общества; это касалось и уровня его культуры и интеллек­туальности. Процессы, шедшие в партии, привели к снижению ин­теллектуального и нравственного уровня партии в соответствии с ее утопическими программными целями. Однако это партийное «про­седание» влекло за собой и «проседание» всего духовного потен­циала общества. Деформации, происходившие в партии, нельзя рассматривать вне контекста общества, его культуры. Это мы и по­кажем на конкретном материале в этой главе книги.

 

Ленинская концепция «культурной революции»

После победы Октябрьской революции В.И. Ленин выдвинул широкую программу культурных преобразований в советской России. В 1923 г. в статье «О кооперации» он впервые ввел в марксизм понятие «культурной революции», рассматривая ее составной ча­стью социалистического строительства. «Для нас, — писал Ленин, — достаточно теперь этой культурной революции, чтобы оказаться вполне социалистической страной».

При этом проблемы культуры предполагалось решить печально знаменитым методом «кавалерийской атаки». Ленин считал, что Россия сможет за одно-два десятилетия достигнуть культурного уровня «цивилизованного государства Европы», обеспечить «обра­зовательный и культурный подъем массы населения».

Ленинскому подходу к решению задач культурных преобразова­ний в советской России были присущи противоречивость и двойные стандарты. Так, стремясь быстрее устранить культурную отсталость страны, Ленин неоднократно подчеркивал важность использования прогрессивного зарубежного опыта в развитии культуры. «Теперь капитализм, — писал он, — поднял много и много выше культуру вообще, культуру масс в частности». Поэтому Ленин призывал «чер­пать обеими руками хорошее из-за границы», «взять все то, что есть в капитализме ценного, взять себе всю науку и культуру».

Но эти ленинские призывы носили пропагандистский характер, ибо их практическое осуществление вошло бы в противоречие с ленинской классовой теорией «двух культур».

Обобщая тенденции развития культуры в буржуазном обществе, Ленин сделал вывод о том, что в каждой национальной культуре есть две культуры. Одна — культура буржуазная, в виде господ­ствующей, представляющей «реакционные тенденции». Другая — «прогрессивная культура», представляющая элементы «демократи­ческой и социалистической культуры». При этом Ленин призывал коммунистов усваивать из каждой национальной культуры буржуаз­ного общества «только ее демократические и социалистические элементы».

Ленинская теория «двух культур» исходила из положения о двух Россиях — демократической и элитарной, жестко разделенных по социально-класовому принципу. При этом Ленина, как и других больше­виков, вовсе не волновала проблема соединения этих двух Россий — они стремились окончательно расколоть Россию надвое и довести разъединение двух культур, двух России «до последних пределов».

В ленинском наследии содержится множество противоречивых мыслей в области культуры, которые подчинены идеологическим партийным целям. Лидер большевиков демагогически провозглашал целый план «демократических» преобразований: от ликвидации не­грамотности до приобщения трудящихся масс к самым высоким гуманистическим, общечеловеческим духовным ценностям; от бе­режной заботы о всех памятниках культуры и истории до защиты классического наследия и т.п.

Стремясь на словах подчеркнуть «народный», «демократиче­ский» характер намечавшейся «культурной революции», Ленин за­являл, что ее результатом будет всестороннее развитие всех членов общества и возможность для трудящихся «на деле пользоваться бла­гами культуры, цивилизации и демократии».

У Ленина можно найти и декларативные заявления о необходи­мости «освобождения творчества культуры», «свободы и прав чело­века» и даже о «вечных общечеловеческих ценностях». Все это со­седствовало с заявлениями о необходимости партийного диктата в духовной сфере: Ленин видел путь «к свободе» в большевистской России лишь в форме революционного насилия, чтобы на месте «военно-полицейской диктатуры над народом» установить «дикта­туру революционного народа», т.е. «ничем не ограниченную, ника­кими законами, никакими абсолютными правилами не стесненную, непосредственно на насилие опирающуюся власть».

Ленин и ленинцы нуждались в такой «культурной революции», ко­торая опиралась бы только на большевистский идеологический диктат, как на универсальное средство решения определенных партией задач строительства новой «социалистической» культуры. Ленин считал, что коммунисты должны руководить культурным строительством, обеспе­чивая главенствующую роль партии в культурной революции.

Главная цель партийного влияния в области культуры, по Ле­нину, заключается в пропаганде марксистской идеологии, обеспе­чении торжества «миросозерцания» марксизма, превращении миро­воззрения пролетариата в общенародную идеологию.

 


Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 777; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!