Характерные черты и особенности серебряного века русской культуры



С 1890-х годов русская культура переживала мощный взлет. Но­вая эпоха, породившая целую плеяду литераторов, художников, му­зыкантов, философов, получила название «серебряный век». Заря серебряного века занялась в самом начале 1890-х годов, а к 1899 г., когда вышел первый номер журнала «Мир искусства», новая ро­мантическая эстетика оформилась в стройную систему.

На первое место, как это всегда было в России, вышла литера­тура. Вновь, как и в пору «золотого», пушкинского, века, литерату­ра претендовала на роль духовного и нравственного пастыря рус­ского общества. За небольшой отрезок времени на небосклоне рус­ской литературы вспыхнули десятки звезд первой величины — от Константина Бальмонта и Александра Блока до Николая Гумилева и совсем молодых — Марины Цветаевой, Сергея Есенина, Анны Ахматовой. Ориентирами писателям и поэтам серебряного века служили художественные поиски новых литературных направлений — эстетизм О. Уайльда, пессимизм А. Шопенгауэра, символизм Ш. Бод­лера. Своими учителями они считали и средневекового французского лирика Ф. Вийона, и своих современников — норвежца Г. Ибсена и бельгийца М. Метерлинка.

Однако было бы неверно утверждать, что деятели серебряного века были западниками — большинству из них было свойственно не просто повышенное внимание к художественному наследию рус­ской культуры, но и новый взгляд на нее, в частности, стремление переосмыслить проблему взаимоотношений «востока» и «запада» в прошлом и настоящем. Константин Бальмонт заново открыл А.А. Фе­та, Валерий Брюсов — Ф.И. Тютчева, Александр Блок — А.А. Гри­горьева, писатели-символисты в целом — Ф.М. Достоевского. Влади­слав Ходасевич глубоко изучал творчество Г.Р. Державина, А.С. Пушкина, Е.А. Баратынского; Иннокентий Анненский прочел Н.В. Гоголя так, как его никто еще не читал... Другое увлечение это­го времени, отразившееся и в литературе, и в живописи, и в поэзии, — искренний и глубокий интерес к славянской мифоло­гии, к русскому фольклору.

Все кончилось после 1917 г.

В соответствии с ленинской концепцией «культурной револю­ции» в советской России была установлена партийная монополия на власть в сфере культуры, классовый подход к культурному на­следию. В силу этого шла борьба и с наследием серебряного века, как «хламом» буржуазной культуры, якобы не соответствующей на­циональным интересам русского народа.

Историк русской литературы К.М. Азадовский не без основания заключал: «Оглядываясь сегодня назад, мы вправе сказать, что се­ребряный век был обречен изначально. Большевистская диктатура органически не могла и не должна была унаследовать и восприни­мать те ценности, которые нес в себе серебряный век. Всей своей этикой и всей атмосферой он был чужд победившей идеологии — идеологии классовой борьбы».

Поэтому нам представляется важным с позиции сегодняшнего дня отметить наиболее характерные черты серебряного века русской культуры. Прежде всего, укажем, что серебряным веком в сравнении с «золотым», пушкинским, принято называть в истории русской культуры конец XIX — начало XX столетия.

В числе самых вероятных авторов термина «серебряный век» постоянно называют Н. Бердяева. Как показал в своем недавнем исследовании американский славист Омри Ронен, это утверждение совершенно ошибочно. Бердяеву его приписал поэт, критик и мемуарист из числа русских эмигрантов Сергей Маковский. Его вос­поминания «На Парнасе "Серебряного века"» вышли после смерти автора, в 1962 г. К этому времени выражение «серебряный век» прочно утвердилось в литературоведческих исследованиях и мему­арных произведениях. На авторство этого выражения появилось сразу несколько претендентов: изящный, хотя и поверхностный эссеист В.В. Вейдле, поэт Н.А. Оцуп, поэт и мемуарист из окруже­ния А.А. Блока Владимир Пяст и др.

Сравнивая два величайших по своему творческому накалу пе­риода русской поэзии, Н.А. Оцуп приходит к важному выводу: «Есть золотой и есть серебряный век искусства. И в тот и в другой — люди друг друга стоят. Вряд ли первые другой природы, чем вторые».

Нет никакого сомнения, пишет О. Ронен, что выражение «се­ребряный век» окончательно вошло в литературный оборот именно благодаря Н. Оцупу и С. Маковскому, однако впервые эпоху сим­волизма обозначили как серебро поэты-футуристы Глеб Марев и Владимир Марков. Первый из них употребил это выражение в 1913 г. в манифесте «Конечного Века Поези», открывавшем бро­шюру, озаглавленную «Вседурь. Рукавица современью».

Следует иметь в виду, что понятие «серебряный век» — не на­учный термин. Это не столько филологическое, как мифологиче­ское понятие, термин, обозначающий образ мышления и самовы­ражения художника.

Характерные черты и особенности серебряного века русской культуры определялись «рубежностью» культурно-исторической эпохи, конфликтностью и противоречивостью духовно-культурных процессов XIX и начала XX века. На рубеже веков, после периода духовного упадка, Россия переживала интенсивный интеллектуальный подъем. Это было время небывалого творческого взлета, поис­ков новых путей духовного общественного развития. В силу этого в период «заката» европейских цивилизаций Россия внесла самый весомый вклад в мировую культуру.

Само понятие творчества в самом широком смысле стало одной из характерных черт новой социо-культурной ситуации. Это время, вошедшее в историю под названием серебряного века, было, может быть, самой творческой эпохой в русской истории, когда делалась установка на новизну, обновление, эксперимент (не случайно именно в эту эпоху стали особенно популярными понятия «мо­дерн», «модернизм»).

Таким образом, и русской культуре, хотя и с большим опоздани­ем по сравнению с Западом, в силу исторической предопределенно­сти, в начале нового столетия предстояло пройти свой ренессансный путь развития. Н. Бердяев в известной работе «Русская идея» писал, что только в начале XX в. в России были оценены результаты рус­ской мысли XIX в. и подведены итоги, и одновременно начался на­стоящий культурный ренессанс. Характеризуя его сущность, Бердяев отмечал, что по сравнению с предшествующим периодом в начале нового столетия очень усложнились культурно-духовные процессы, в них появились новые веяния, новые элементы, наблюдался небыва­лый творческий подъем, но в то же время культурная утонченность сочеталась с элементами упадочности в настроениях культурного слоя, который, по мнению Бердяева, был слишком замкнут в себе. Вместе с тем именно в этот период в арсенал общественных духов­ных ценностей включаются представления о свободе творчества, творческой индивидуальности, о творческой устремленности лично­сти. Поэтому серебряный век определяют как «время сияния» Рос­сии во всех областях творческой деятельности.

В литературе начала XX века, когда осмысливалось это широкое и мощное культурное движение, часто встречаются такие выражения, как «новый трепет», «новая поэзия», «новая литература», «но­вая музыка», «новое искусство» и т.д.

Среди писателей в начале XX века еще жили и творили класси­ки русской литературы Л. Толстой и А. Чехов. Но уже к этому вре­мени на литературном небосклоне выдвинулись новые писатель­ские имена: Горького, Бунина, Куприна, Пастернака, Андреева, Шмелева, Ал. Толстого, Пришвина и др. В других сферах творче­ской деятельности тоже появилось немало выдающихся имен: в жи­вописи — Серов, Врубель, Васнецов; в музыке — Рахманинов, Скрябин, Стравинский; в опере — Собинов, Шаляпин; в балете — Кшесинская, Фокин, Павлова; в театре — Ермолова, Комиссаржевская, Яблочкина.

Россия поистине блистала гениями и талантами во всех облас­тях творческой деятельности. Даже приведенные избранные имена творцов серебряного века убедительно свидетельствуют, что рус­ский культурный ренессанс отличался широтой диапазона форм творчества, и что особенно важно, достижением вершин на этом пути. Как верно заметил В. Брюсов, «нет ничего более широкого, более всеобъемлющего, чем художественное творчество» в пору рус­ского культурного ренессанса.

Творцов серебряного века объединяет генетическая связь с рус­ской культурой и искусством предшествующих веков, с тем правдоис­кательством, которое академик Д.С. Лихачев по праву назвал глав­ным содержанием отечественной культуры, начиная с X века. Одна­ко эпоха русского культурного Ренессанса во многом изменила на­правленность этого процесса. Состоялось обновление сущностных воззрений на мир и самого образа мира в культуре и искусстве. Н.А. Бердяев в своей работе «Русская идея» об этих переменах писал так: «В начале века велась трудная, часто мучительная, борьба людей ренессанса против суженного сознания традиционной интеллиген­ции, — борьба во имя свободы творчества и во имя духа».

В серебряном веке изменился социальный статус культуры и искусства. Отражением этого процесса явилось создание большого числа творческих объединений, художественных студий, религиоз­но-философских обществ, различных кружков по интересам, жур­налов по разным направлениям творчества.

При этом надо отметить, что принадлежность художников к од­ной эпохе порой определяют по календарному совпадению дат их жизни. И все же вряд ли можно назвать представителями одного куль­турного явления, к примеру, Сурикова и Кандинского или Римского-Корсакова и Стравинского, или Л. Толстого и Куприна. Они — люди разных поколений и разных эпох. Условное время конца XIX—начала XX века вмещает много духовно-культурных течений. Но художниками, творцами именно серебряного века нельзя на­звать всех его современников. Ибо те деятели культуры и искусства, которых мы относим к русскому культурному ренессансу, незри­мыми нитями связаны с обновленным мироощущением.

Современники тех событий в своих мемуарах отмечают, что сам эмоциональный фон российской жизни на рубеже веков властно требовал перемен, переоценки ценностей, смены устоев творчества и средств художественной выразительности. На этом фоне рожда­лись художественные направления, в которых смещался смысл при­вычных понятий и идеалов. Мощное новое уверенно уничтожало традиции, еще совсем недавно казавшиеся незыблемыми и плодо­творными.

По словам Бердяева, в процессе культурного ренессанса «про­изошел один знаменательный факт — изменение сознания интелли­генции. Традиционное миросозерцание левой интеллигенции пошат­нулось, ... изменилось эстетическое сознание». Появились даже журналы культурно-ренессансного направления: «Мир искусства», «Весы» «Новый путь», «Вопросы жизни», «Золотое руно», «Вехи», «Северный вестник» и др.

Сами творцы серебряного века сознавали, что живут в пору культурно-духовного ренессанса. Работником возрождения отчетли­во видел себя Н. Гумилев. Зинаида Гиппиус писала: «Время было интересное, что-то в России ломалось, что-то оставалось позади, что-то... стремилось вперед, но куда? Это никому не было известно, но уже тогда, на рубеже веков в воздухе чувствовалось». Известный русский философ Г.П. Федотов, размышляя о серебряном веке, пи­сал: «Мы вознесены на высоту, от которой дух захватывает. Может быть, высота креста, на который поднята Россия... Нашим време­нем, как важнейшая вселенская задача выдвинуто восстановление и просветление лица России. Обретенная, воскресшая Россия будет светить миру, ... переоценка, перестройка всей жизни — вот путь России, наш общий путь».

Уходили в прошлое историко-реалистический роман и тяго­теющий к натурализму театр, жизнеподобная опера и жанровая жи­вопись. В новом искусстве мир художественного вымысла словно разошелся с миром повседневной жизни. Порой творчество совпа­дало с религиозными исканиями и давало, по словам Бердяева, простор фантазии, мистике, оккультизму, религиозно-философским поискам, свободному парению воображения. Родились символист­ская и футуристическая поэзия, музыка, новый синтетический ба­лет, декадентский театр, архитектурный стиль «модерн».

Таким образом, под властным напором новых веяний в духов­ной сфере русская культура за какие-то два десятилетия в ускорен­ном ритме проделала путь, на который Западу потребовался целый век. Русский культурный ренессанс проникнут был творческим ду­хом, раскрепощенностью миросозерцания, свободой самовыраже­ния личности.

Другая тенденция эпохи, получившей позднее название «сереб­ряный век», заключалась в резком увеличении интереса к достиже­ниям культуры Киевской и Московской Руси. Их архитектура, ико­нопись, прикладное искусство перестали быть чем-то неведомым и чуждым. Творцы серебряного века усиленно интересовались сла­вянской мифологией и русским фольклором. Это проявилось в му­зыке Стравинского, в живописи Васнецова, Кустодиева, Рериха, Нестерова. Появилось много литературных произведений мифоло­гического жанра: «Жар-птица» и «Зеленый вертоград» Бальмонта, «Ярь» и «Перун» С. Городецкого, «Посолонь» и «Лимонарь» А. Ремизова, роман А. Белого «Серебряный голубь» и др. Изучение старинной русской архитектуры привело В.Д. Поленова и В.М. Васнецова к идее строительства в селе Абрамцеве под Москвой церкви в тради­циях древнерусского творчества.

В историческом плане серебряный век кончился после октября 1917 г. Правда, его «свертывание» протекало постепенно, давая порой отдельные творческие вспышки, особенно в поэзии, где он был выра­жен сильнее всего. После революции многие носители идей серебря­ного века эмигрировали в Берлин, Париж, Прагу, Софию, Белград, Рим, Харбин. В первой волне эмигрантов было немало широко из­вестных имен — Шаляпин, Рахманинов, Бунин, Куприн и др. Остав­шиеся в России творцы серебряного века лишились воздуха свободы.

Серебряный век в изгнании оказал большое влияние на культу­ру Запада. Многие русские имена получили широкую известность именно за рубежом. Судьба же тех творцов серебряного века, кото­рые остались в России, сложилась по-разному. Одни вскоре умерли своей смертью или были расстреляны. Многие погибли в сталин­ских лагерях: поэты Н. Клюев, О. Мандельштам, Б. Корнилов, ре­жиссер В. Мейерхольд, философ П. Флоренский. Те же, кто не по­гиб, замолкли.

 


Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 3187; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!